Научно-методическая работа: «ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В БЫСТРОМ ПРОРЫВЕ»
методическая разработка по физкультуре по теме

Шитов Анатолий Николаевич

Подготовка баскетболистов проводиться в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Многолетняя подготовка баскетболиста строиться на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач решаемых в учебно-тренировочном процессе.

Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями баскетболом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводиться отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высшего достижения.

Для достижения высшего спортивного мастерства требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

Баскетболиста-мастера высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексный занятий.

Баскетбол – популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования.

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно.

Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков и модельные характеристики баскетболиста высокой квалификации.

В специальной литературе широко освещаются вопросы теории и практики спортивной тренировки баскетболистов различного уровня мастерства. Гораздо в меньшей мере раскрыты аспекты преподавания баскетбола как комплексного средства физического воспитания подрастающего поколения. Успешность же профессиональной педагогической деятельности специалиста физической культуры всецело зависит от его теоретической подготовленности, научной образованности и эрудиции, знания современных обучающих технологий и степени владения методикой обучения конкретному разделу учебной программы.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс баскетболистов.

Предмет исследования – методы и средства обучения тактики игры в баскетбол.

Цель исследования – изучить закономерности обучения тактики игры  в баскетбол.

Для достижения поставленной нами цели мы решали следующие задачи:

1) изучить особенности тактики игры в баскетбол;

2) проанализировать средства и методы обучения тактики игры в баскетбол.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

анализ литературных источников по проблеме исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_rabota.docx407.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД  «Зубово-Полянская районная ДЮСШ»

Научно-методическая работа:

«обучение юных баскетболистов в быстром прорыве»

Исполнитель: тренер- преподаватель

                                                       по баскетболу МБОУ ДОД

                                                                         «Зубово-Полянская районная ДЮСШ»

                                                            Шитов Анатолий Николаевич

п.Зубова Поляна

2014 год

                                                    Содержание

Введение        3

1 Теоретические основы обучения тактики игры в баскетбол…………..5

1.1 Принципы обучения……………………………………………..        5

1.2 Средства обучения………………………………………………….        7

1.3 Методы обучения………………………………………………..        9

1.4 Методы организации занимающихся………………………………14

1.5 Последовательность обучения тактики игры……………………...16

2 Быстрый прорыв и его совершенствование……………………………..19

        2.1 Быстрый прорыв: начальная атака………………………………....19

        2.2 Защита быстрого прорыва……………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………28

Список используемых источников…………………………………………….29

Введение

Подготовка баскетболистов проводиться в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Многолетняя подготовка баскетболиста строиться на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач решаемых в учебно-тренировочном процессе.

Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями баскетболом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводиться отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высшего достижения.

Для достижения высшего спортивного мастерства требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

Баскетболиста-мастера высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексный занятий.

Баскетбол – популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования.

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно.

Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков и модельные характеристики баскетболиста высокой квалификации.

В специальной литературе широко освещаются вопросы теории и практики спортивной тренировки баскетболистов различного уровня мастерства. Гораздо в меньшей мере раскрыты аспекты преподавания баскетбола как комплексного средства физического воспитания подрастающего поколения. Успешность же профессиональной педагогической деятельности специалиста физической культуры всецело зависит от его теоретической подготовленности, научной образованности и эрудиции, знания современных обучающих технологий и степени владения методикой обучения конкретному разделу учебной программы.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс баскетболистов.

Предмет исследования – методы и средства обучения тактики игры в баскетбол.

Цель исследования – изучить закономерности обучения тактики игры  в баскетбол.

Для достижения поставленной нами цели мы решали следующие задачи:

1) изучить особенности тактики игры в баскетбол;

2) проанализировать средства и методы обучения тактики игры в баскетбол.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

анализ литературных источников по проблеме исследования.

1 Теоретические основы обучения тактики игры в баскетбол

1.1 Принципы обучения

Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.

Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения ориентироваться в специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. [3, с. 27]

Процесс обучения опирается на некоторые общие положения – принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.

Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:

– осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;

– самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.

Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога – разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.

Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий [5, с. 132].

Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. для данного принципа незаменимы современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они значительно расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники игры в баскетбол.

В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях.

Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность – приносить ощутимый для него результат в усвоении материала [1, с. 93].

Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала вовлеченных в них участников.

Только в высшей степени согласованные действия занимающихся обеспечивают эффективность этих средств комплексного характера.

Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого – к сложному, от легкого – к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению.

Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний [2, с. 204].

Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов – основа их действенности на занятиях по баскетболу.

1.2 Средства обучения

Практическая реализация принципов обучения подразумевает применение адекватных средств и методов. На уроках по баскетболу используют как общепедагогические, так и специфические средства.

Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения. [6, с. 227].

С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихся интерес и творческую активность.

Создание четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке.

К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся.

Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.

Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям). [9, с. 264].

На занятиях по баскетболу широко применяются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными или являются их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т. п. В связи с этим подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры.

На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изученных технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры.

Изученные игровые приемы и технико-тактические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. А в дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контрольных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Эти средства комплексного воздействия в занятиях баскетболом наиболее эмоциональны, а соответственно особенно популярны у занимающихся.

1.3 Методы обучения

Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные, 2) наглядные и 3) практические [3, с. 74].

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ – это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.

Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению – краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения – специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.

Задание – это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.

Указание отличается от задания краткостью формы и направлено на внесение коррективов в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.

Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.

Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся [7, с. 182].

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т. д.

Высоко результативны и вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничивают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекторию полета мяча и т. п.

Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий эффективности проведения учебных занятий.

Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся [9, с. 211].

Разучивание техники может осуществляться в целом или по частям. Относительно простые игровые приемы (например, стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде, так как их расчленение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим их объединением в единое целое. Расчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы).

При изучении техники и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать:

– имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);

– фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты данного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);

– создание условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча);

– временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле).

Количество подводящих упражнений и время их использования зависят от результативности процесса обучения. К выполнению приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов как автономно, так и во взаимосвязи друг с другом. В дальнейшем условия выполнения технических приемов усложняют [11, с. 287].

Результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействует метод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу.

В качестве самостоятельных методов на уроках по баскетболу используют игровой и соревновательный. Их применение создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям [15, с. 53].

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

Участие занимающихся в специальных эстафетах и подвижных играх связано с воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов в различных сочетаниях и в постоянно изменяющихся условиях. Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий. Игровая деятельность происходит на фоне повышенного эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия для применения всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях по баскетболу.

Основу соревновательного метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, контрольными играми и, наконец, официальными соревнованиями [13, с. 149].

С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в усложненных или облегченных по отношению к официальным правилам соревнований условиях.

С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по так называемому уличному баскетболу: 3 х 3 на одну корзину до 15 очков или продолжительностью до 20 мин. Игры проводят в основном на открытой площадке. Демократичность правил и непритязательность требований к условиям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступным для широкого круга любителей баскетбола.

Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры [12, с. 164].

Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его умения взаимосвязано и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся, а также сложности изучаемого материала.

1.4 Методы организации занимающихся

Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На занятиях по баскетболу можно использовать несколько методов организации занимающихся: фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и индивидуальных заданий [14, с. 14].

При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.

Поточный метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно – один за другим.

Проходной метод объединяет в себе некоторые черты двух предыдущих и заключается в выполнении упражнений при передвижении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь зала.

Для группового метода характерно распределение занимающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.

Тот же подход – распределение на группы и чередование заданий используют в методе круговой тренировки. Но здесь распределение учащихся производят в зависимости от их подготовленности; разнонаправленные задания выполняются на специально отведенных участках площадки (станциях) в определенной последовательности; смену станций производят через заданные интервалы времени и с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами [8, с. 45].

Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником. Учитель продолжает осуществлять руководящую функцию, но педагогический контроль в целом за всеми занимающимися несколько затруднен.

Выбор метода организации занимающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном количестве инвентаря и оборудования и т.д.).

В процессе совершенствования навыков игры особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации упражнений комплексного характера с последовательным или поочередным выполнением нескольких игровых приемов (например, передачи мяча, перемещения, броски и т.п.) с продвижением от одного щита к другому или с одной стороны площадки на другую [3, с. 207].

К методу индивидуальных заданий прибегают при необходимости исправления ошибок или для достижения успехов в индивидуальной подготовке.

Большие возможности заключены в использовании метода круговой тренировки. Он незаменим при необходимости нормирования нагрузки для занимающихся разного пола и разной подготовленности. С его помощью можно рационально чередовать задачи обучения и совершенствования техники, тактики игры и развития специальных физических качеств, создавать условия комплексной подготовки [13, с. 130].

Успешность учебного процесса в целом зависит от умения педагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом занимающихся.

1.5 Последовательность обучения технике игры

Эффективность процесса обучения технике игры в баскетбол в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь материал в определенной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся [2, с. 12].

Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:

  1.  обучение стойкам и передвижениям;
  2.  обучение технике владения мячом в нападении;
  3.  обучение технике противодействия и овладения мячом в защите;
  4. обучение игровым действиям (сочетание приемов в нападении и контрдействиям в защите).

Это, безусловно, не означает, что приемам игры в защите следует обучать только когда освоена вся техника нападения. Принципиальным является, что обучению конкретному контрприему должно предшествовать овладение соответствующим атакующим действием.

В процессе обучения технике игры необходимо постоянно помнить о неразрывной взаимосвязи между двумя его сторонами – образованием и воспитанием, стремиться к ее реализации на каждом занятии. Здесь имеется в виду взаимосвязь между формированием двигательных навыков и воспитанием (развитием) двигательных способностей. Так, например, на первых уроках при изучении передач мяча параллельно с освоением правильной структуры движения логично будет использовать задания для развития скоростно-силовых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных мячей и т.п.). Это создаст предпосылки для дальнейшего сопряженного совершенствования данного технического приема и специфического для него физического качества на последующих занятиях.

Такая же двуединая связь при обучении технике игры в баскетбол должна прослеживаться между техническими и тактическими аспектами игровых приемов. Эта взаимосвязь определяется спецификой самой игры, где игровые действия применяются исключительно в определенных игровых ситуациях [7, с. 89].

Сочетанию приемов – игровым действиям и адекватным им контрдействиям – обучают по мере расширения арсенала изученных отдельных элементов техники нападения и защиты. Причем взаимосвязь между освоенными одиночными навыками должна формироваться в соответствии с внутренней логикой игры в баскетбол. Так, например, приемы «ведение мяча» и «ловля мяча» последовательно объединяют с остановкой двумя шагами и прыжком, а затем с разновидностями бросков в движении и в прыжке. А защитные передвижения приставными шагами – с выбиванием мяча при ловле и ведении мяча, или накрывание мяча при броске – с от блокированием нападающего и взятием отскока и т. п.

На завершающей стадии овладения техническим приемом или технико-тактическим действием предлагают его использование в соревновательных условиях, будь то соревнование в точности, быстроте его выполнения и т.п. или в эффективности его применения в двусторонних учебных играх. Для акцентированного совершенствования конкретного навыка игры здесь возможно использование специальных методических приемов, принуждающих к многократному повторению данного игрового действия или к воспроизведению его в более сложной, экстремальной обстановке.

Спортивные состязания любого ранга являются основным критерием успешности предшествующего этапа обучения, позволяют сделать необходимые коррективы и дают толчок к дальнейшему углубленному освоению навыков игры в баскетбол [3, с. 63].

В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи:

– ознакомление с приемом.

– изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.

– углубленное разучивание приема.

– целостное формирование двигательного навыка.

– ситуационное изучение приема.

– закрепление приема в игре.

2 Быстрый прорыв и его совершенствование

2.1 Быстрый прорыв: начальная атака

Быстрый прорыв в баскетболе – это моментальные действия всей баскетбольной команды, направленные на атаку корзины соперника. В этой комбинации решающим фактором является скорость передачи мяча между баскетболистами атакующей команды. Такими действиями мы застаем баскетбольного противника врасплох [4, с. 16].

Чаще всего игроки баскетбольных команд любят в быстром прорыве его финальную часть с броском в движении, броском в прыжке с ближней дистанции или завершающим данком. Тем не менее, самой важной частью быстрого прорыва является первая передача. По ней можно судить, окажется ли успешной атака быстрым прорывом.

Можно начинать быстрый прорыв в разных ситуациях, например, после подбора мяча в защите, после перехвата мяча, после забитого с игры или штрафного броска, в надежде достичь численного преимущества 2x1 или 3x2.

Хотя завершающая часть атаки быстрым прорывом и доставляет больше всего удовольствия, решающей его частью является начальная. Атака начинается с подбора, и включает

крайне важную первую передачу, рывки, заполнение линий атаки, и атаку корзины. Чтобы успешно действовать в быстром прорыве, ваши игроки должны совершенствовать эти его ключевые моменты.

Многие тренеры любят использовать серию упражнений, которые позволяют совершенствовать первую передачу и рывки в быстром прорыве:

Которые указаны на рисунке ниже [9, с. 77].

Рис. 1. В упражнении 2 х 0, после подбора мяча, целью является выход в позицию для приёма передачи. После приёма первой передачи игроки выполняют рывки на высокой скорости.

        

Рис. 2. Та же цель, но на этот раз в ситуации З х 0. После Первой передачи игроки заполняют коридоры атаки.

Рис. 3. Вновь та же ситуация, но теперь игроки воображают, что их плеймейкера прессингуют, не давая возможности принять первую передачу. Игрок 02 после подбора сам ведёт мяч на край, в надежде освободиться и выполнить первую передачу. В этом случае плеймейкер не должен проходить за спиной дриблёра, получая мяч из рук в руки, поскольку при этом теряется преимущество быстрого прорыва [9, с. 80].


Рис. 4. Та же ситуация, и вновь защита прессингует, мешая первой передаче. Это заставляет потенциальных получателей первой передачи действовать очень агрессивно, чтобы открыться для приёма мяча.

Рис. 5. Трудность выполнения упражнения увеличивается, если два защитника сами решают, кого они будут прессинговать. Подбирающий должен быстро оценить ситуацию и решить должен ли он передавать мяч. Если он увидит, что получатель мяча закрыт, то должен будет сыграть с ведением, как в упражнении 3.

Выход в позиции для приёма первой передачи

                               

Рис. 6. Передача мяча в разные позиции, в зависимости от способностей и навыков игроков.

Есть команды, которые требуют защитного блокирования всех без исключения игроков при подборе. Их атлетические возможности не позволяют никакого расслабления. В этом случае для первой передачи должна быть выбрана позиция h

Другие команды могут получить преимущество, получая мяч в более далёкой позиции. Благодаря их навыкам они могут получать первую передачу в позициях 2 и 3. Умение открыться в этих позициях повышают шансы игроков переиграть защиту [9, с. 87].

Развитие атаки: заполнение коридоров атаки

Рис. 7, 8. Есть несколько упражнений, которые помогут правильно заполнять коридоры атаки при дисциплинированном быстром прорыве. Можно менять позиции игроков, заставляя их искать правильные коридоры для движения при атаке быстрым прорывом.

                                 

Рис. 9. Все игроки располагаются лицом к тренеру, который передаёт мяч игроку 03, а тот начинает атаку быстрым прорывом. Остальные игроки должны правильно заполнить коридоры атаки. Это способ подготовки вашей команды к тому, что я называю «открытым быстрым прорывом». Он позволят команде получать преимущество в любых возможных ситуациях, организуя быстрый прорыв, получая удовольствие от игры и совершенствуя свои игровые навыки [9, с. 90].

В этой серии упражнений рассматриваются три специфические концепции:

а) Использование полуспущенного мяча в некоторых из этих упражнений на первых неделях тренировок позволяет игрокам концентрировать внимание на передачах, а не на ведении мяча.

б) Первый сопровождающий игрок должен стараться опередить мяч каждый раз, когда это возможно.                        

в) Кто остаётся сзади для подстраховки? Если в ходе быстрого прорыва команда потеряет мяч, и соперник произведёт быстрое вбрасывание с целью проведения своего быстрого прорыва, мы должны быть подготовлены к быстрому переходу к защите. Игрок 05 (обычно самый медленный) должен быть готов переключиться для прикрытия нашей корзины, и оставаться в середине площадки, пока его партнёры пытаются успешно завершить фазу начального быстрого прорыва [9, с. 91].

Завершение атаки: разные возможности

Многие тренеры используют разные варианты завершения атаки, но всегда вознаграждаем нашего первого сопровождающего игрока, если он окажется впереди мяча.

                               

Рис. 10. Завершение атаки броском из–под корзины.

Рис. 11. То же завершение, но после прохода форвардов.

                             

Рис. 12. Сопровождающий изменяет направление движения, для получения мяча и атаки корзины.

Быстрый прорыв: дополнительная атака [9, с. 95].

Теперь рассмотрим  серии завершающих действий, которые относятся к тому, что мы называем «дополнительной атакой в быстром прорыве».

Рис. 13. Крайний нападающий с мячом выполняет передачу «внутрь», после чего мы переправляем мяч на другую сторону.

В это время оба высоких игрока стремятся занять позиции в нижней зоне области штрафного броска с целью получения мяча. Игрок 04 выходит навстречу мячу, а игрок 05 выполняет рывок с 6-ти метровой линии на слабую сторону площадки. «Наружные» игроки сохраняют свои позиции.

Рис. 14. Мы стараемся передать мяч в нижнюю позицию центрового игрока. Если мы не можем сделать это сразу, мы ищем возможность передать мяч тому же игроку после «поперечного заслона» поставленного у лицевой линии [9, с. 103].

Рис. 15. Если «края» закрыты, плеймейкер разыгрывает «двойку» с игроком 05, который открывается внутрь после постановки заслона. В это время другой высокий игрок, игрок 04 выходит для возможного получения мяча в верхнюю позицию центрового.

Рис. 16, 17 и 18. Игрок 01 продвигается вдоль боковой линии и передаёт мяч на другую сторону площадки. Это открывает две возможности.

Первой является заслон для игрока 04, который получает мяч в нижней позиции центрового после прохода мимо заслона.

Другой возможностью являются два последовательных заслона для одного из форвардов [9, с. 107].

Рис. 19. Этот вариант может привести защиту в замешательство. Игрок 02 проходит мимо игрока 05. Игрок 05 разыгрывает «двойку» с игроком 01.

В это время на другой стороне устанавливается двойной заслон для снайпера, который выходит навстречу мячу.

2.2 Защита быстрого прорыва

Многие тренеры считают, что любой фол, совершаемый в этой области (рис. 20), должен рассматриваться как «тактический фол» и наказываться тремя штрафными бросками плюс сохранение владения мячом.

Отличить «тактический фол» легко. Защитник не старается остановить быстрый прорыв путём хорошей защиты. Он просто останавливает его с фолом, даже если это и не жесткий фол, не давая возможности нападающим легко забить из-под корзины. Оставляя такие фолы безнаказанными, мы в значительной мере вредим игре. Если защитник фолит в этой зоне с намерением овладеть мячом или сорвать атаку быстрым прорывом, судье легко остановить игру. Если судьи определяют обычный фол, команда вводит мяч в игру из-за боковой линии. Изгнание «тактических фолов» это мой способ защиты быстрого прорыва, ключевой части баскетбольного спектакля, вызывающей бурю эмоций у болельщиков. Исключив эти фолы, защитники поднимут свою игру на новый уровень, в желании противостоять быстрому прорыву. А если такой фол и будет совершаться, он должен адекватно наказываться [9, с. 114].


Заключение

Подготовка юных баскетболистов представляет собой целенаправленный процесс развития базовых физических качеств, формирования техники и тактики игры, воспитания устойчивого интереса к систематическим занятиям баскетболом.

Мы проанализировали проблему, посвященную одному из важнейших разделов тактики современного баскетбола – быстрому прорыву. Представленный анализ показывает значимость факторов, обеспечивающих эффективность быстрого прорыва, в том числе представлена роль физической подготовленности баскетболистов, необходимость владения современными техническими приемами, нацеленности игроков и психической готовности к его применению. Также отмечено значение теоретических знаний игроков, участвующих в быстром прорыве.

Рассматривая фазы быстрого прорыва, выделены основные методические положения обучения и совершенствования быстрого прорыва, рекомендации и конкретные упражнения, предназначенные для практического применения в учебно-тренировочном процессе.

Нами описаны особенности применения быстрого прорыва в зависимости от некоторых систем защиты, используемых защищающейся командой.

В курсовой работе мы опирались на современный передовой практический опыт российских и зарубежных специалистов и литературные данные.


Список использованных источников

  1. Вари, П. 1000 упражнений игры в баскетбол : учеб.-метод. пособие / П. Вари. – Киев : Здоровья, 1997. – 167 с.
  2. Гомельский, А. Я. Энциклопедия от Гомельского : энциклопедия /       А. Я. Гомельский. – М. : Фаир-Пресс, 2010. – 352 с.
  3. Костикова, Л. В. Баскетбол. Азбука спорта : учеб. пособие /                       Л. В. Костикова.  – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 167 с.
  4. Мессина, Э. Проблемы современного баскетбола / Э. Мессина // Баскетбол : Научно-методический вестник. – 2008. – № 5. – С. 3–5.
  5. Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами начальной подготовки по баскетболу : метод. рекомендации / под ред. Е. А. Черновой. – М. : Академия, 2006. – 96 с.
  6. Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский – М. : Академия, 2008. – 336 с.
  7. Портных, Ю. И. Игры в тренировке баскетболистов : учеб.-метод. пособие / Ю. И. Портных, Б. Е. Лосин, Л. С. Кит. – СПб. : НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2009. – 64 с.
  8. Сортэл, Н. Баскетбол. Первые шаги : учеб. пособие / Н. Сортэл.–  М. : Академия, 2002. – 212 с.
  9. Спортивные игры. Техника, тактика обучения : учеб. для вузов / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М. : Академия, 2008. – 397 с.
  10. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства : учеб. для вузов / под ред. Ю. Д. Железняка. – М. : Физкультура и спорт, 2003. – 418 с.
  11. Сэчер, А. Баскетбол. Быстрая и легкая тренировка : метод. пособие / А. Сэчер, У. Фрейзер. – М. : Астрель, 2006. – 384 с.
  12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2008. – 480 с.
  13. Чернова, Е. А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболис-тов : метод. рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу / Е. А. Черно-  ва. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 49 с.
  14. Рид, М. Научный взгляд на тренировку баскетболистов / М. Рид // Баскетбол: научно-методический вестник. – 2009. – № 7. – С. 44–47.
  15. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами: методическое пособие / под ред. Е. Я.Гомельского. – М. : Первое сентября, 2009. – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное задание на тему: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КОНТРОЛЯ»

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»Факультет менеджмента в образованииКафедра управления и экономики в образованииПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕТЕМА: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...

Научно-методическая работа: «Особенности применения игр в тренировке баскетболистов»

На современном этапе перестройки общества и школы проблемы передового педагогического опыта, новаторство, экспериментальный поиск приобретают известную остроту. Это вызывает все больший интерес среди ...

План - конспект урока физической культуры "Нападение быстрым прорывом"

Из опыта работы учителя физкультуры Доржиева Рабдан Цыбенжаповича Формирование физических качеств у старшеклассниковна уроках физкультуры Введение. АктуальностьПредставление опытаЗаключение...

Конспект урока на тему: "Баскетбол. Нападение быстрым прорывом".

Урок состоит из 3 частей: вводная,основная,заключительная. Соблюдение техники безопасности на уроке обязательно. Урок проводится для учащихся 9 классов....

Конспект урока на тему:"Баскетбол. Нападение быстрым прорывом" в 9 классе.

Урок состоит из нескольких частей. В каждой описаны подводдящие упражнения для дальнейшего изучения....

"Научно-методическое сопровождение процесса обучения предмета ОБЖ "

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы особенно в предмете ОБЖ зависит от умелого использования многообразия форм ее организации....