ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Совершенствование техники бросков мяча в корзину на основе учета моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет
методическая разработка по физкультуре

Липатникова Елена Анатольевна

Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_broski_myasa_v_korzinu.docx110.34 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и по делам молодёжи Куженерский муниципальный район МБОУ ДОД «Куженерская детско – юношеская спортивная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ   РАБОТА

Совершенствование техники бросков мяча в корзину

 на основе учета моторной асимметрии рук

у юных баскетболистов 13-14 лет

                                                   

2016г.

Введение

Успешность спортивной деятельности,  способность человека к адаптивному поведению,  обучаемость и способность к саморегуляции зависит от организации функциональных асимметрий. За прошедшие годы стала очевидной правомерность различия моторной,  сенсорной, психической асимметрии человека,  а также выделения индивидуального профиля асимметрии (ИПА), под которым понимается присущее каждому субъекту определенное сочетание функциональных асимметрий.

Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий. Теоретики физического воспитания отмечают их как «один из интереснейших спортивных феноменов».

Данные о соотношении асимметрий-симметрий у юных и квалифицированных спортсменов, психофизиологических и двигательных особенностях леворуких и амбидекстров малочисленны. Они позволяют предположить, что проявления различных типов моторных асимметрий зависят от индивидуально-типологических особенностей человека: возраста, пола, занятий определенным видом спорта, спортивной квалификации и стажа. Определение ведущей конечности признано важным для спортивной практики, так как может служить маркером результативности действий во многих видах спорта.

Изучение типа ИПА как фактора, обуславливающего различные аспекты спортивной деятельности, перспективно в контексте спортивной психологии и физиологии и имеет большое значение для выявления предпосылок, определяющих особенности двигательного развития, психическое и физическое состояние спортсменов.

Тщательная оценка ИПА необходима для раннего выявления элементов «левшества» при спортивном и профессионально отборе, обучении и воспитании.

С учетом всех вышеизложенных аргументов изучение ИПА у представителей различных видов спорта представляется чрезвычайно актуальным.

Знание об индивидуальных особенностях, учитывая моторную асимметрию рук, у школьников 13 – 14 лет позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.

Объект исследования.

Объектом исследования явился учебный процесс учащихся 8-х классов на уроках физической культуры по баскетболу.

Предмет исследования.

В работе изучалось влияние учета моторной асимметрии рук на точность выполнения броска мяча в корзину у учащихся 8-х классов на уроках физической культуры.

Теоретическая значимость.

Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владеть обеими руками для умения управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника.

Учитывая отсутствие данных о степени влияния учета моторной асимметрии рук на степень владения техническими приемами у учащихся 8-х классов, было проведено тестирование до, и после обучения  броску мяча в корзину.

Моторная асимметрия рук

Моторная  (двигательная)  асимметрия,  напрямую связанная с сенсорной и психической,  имеет большое количество вариаций и определяет характер выполнения двигательного действия.

Надежность двигательных действий определяется морфогенетическими особенностями организма, обеспечивающими их устойчивость, и зависит от наличия необходимого уровня асимметрии при выполнении движения. Асимметрия движений позволяет снизить их неопределенность и увеличить устойчивость вследствие возможности выбора оптимального варианта структуры движения.

В связи с фундаментальностью проблемы имеют место глубокие теоретические обобщения. Проведены разнообразные экспериментальные исследования о проявлениях асимметрии в различных видах спорта.

Описаны возрастные особенности двигательных асимметрий. В большей мере исследована доминантность верхних, реже – нижних  конечностей, организация изолированных и совместных движений рук у правшей и левшей.

Моторная асимметрия в конкретном виде спорта зависит от симметричности или асимметричности технических действий. В симметричных упражнениях выраженная функциональная асимметрия ограничивает возможности спортсменов. Ведущая конечность выполняет более активные действия, регулируя работу неведущей.

Спортивная востребованность левшей связана не только с особенностями их двигательного развития, но и со спецификой восприятия информации, стратегии мышления и стиля действий.

Научно обосновывается положение о недопустимости переучивания левшей в процессе физического воспитания или обучения технике и тактике в разных видах спорта. Поэтому учет левых моторных асимметрий способствует более высоким спортивным достижениям, правильному выбору амплуа и тактики действий спортсмена. В игровых видах спорта тренеры стремятся с помощью левшей усилить эффективность игры в команде.

Многочисленные данные об изменении функциональных врожденных асимметрий вод влиянием многолетних систематических тренировочных воздействий дают возможность предположить возможность и целесообразность осознанного управления тренировочным процессом с учетом фактора симметрии-асимметрии.

Существуют следующие методические положения учебно-тренировочного процесса, составленные с учетом функциональных асимметрий:

-       началу двигательного изучения должно предшествовать определение функциональных асимметрий;

-       обучение сложным по координации движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста занимающегося;

-       эффективнее перенос навыков с ведущей на неведущую сторону;

-       направленная тренирующая стимуляция неведущей стороны менее результативна.

Учет явления латерализации признан одним из важных положений тренировки координационных способностей.  Предлагается на начальном этапе обучения технике движений предоставлять детям, специализирующимся в спортивных играх, возможность свободного выбора ведущей конечности (правой или левой). Затем, принимая во внимание функциональную асимметрию ребенка, желательно, чтобы новый элемент техники он усвоил вначале ведущей конечностью в сильнейшую (удобную) сторону, а затем, последовательно, неведущей конечностью или в слабейшую сторону. В этом плане зеркальное выполнение двигательных действий является одним из важнейших методических приемов, одновременно расширяющих координационные возможности, технические и технико-тактические умения.

В игровых видах спорта методика воздействия в аспекте формирования двигательной асимметрии сложна. Причина заключается в том, что основы двигательной двусторонности, желательные в этих видах спорта, закладываются на ранних этапах тренировки, а проявляется она на уровне высокого спортивного мастерства.

Симметричная подготовка спортсмена в игровых видах спорта (обеих рук, ног и сторон тела) является существенным резервом повышения спортивной подготовки. Признано оптимальным симметричное развитие с самых ранних этапов тренировки, а не попытки перевода асимметричных движений в симметричные на более высоких ступенях спортивного совершенствования. Симметризация движений, как проявление двигательной универсальности и специфической всесторонности, становится одним из существенных элементов эстетики движений, более благоприятного восприятия зрителей и судей и, по мнению автора, неотъемлемой частью физического и спортивно-технического развития молодых спортсменов.

Индивидуальное снижение асимметрии под воздействием симметрирующих нагрузок, а тем более переучивание, возможно только при наличии определенных способностей у спортсмена. Поэтому целесообразность временных затрат должна определяться для каждого отдельного спортсмена и в соответствии с особенностями вида спорта. Только низкий начальный уровень асимметрии и возможности симметричной ответной реакции могут позволить спортсмену достичь высокого уровня владения движениями в обе стороны. Совершенный уровень техники, обеспечивающий технико-тактическое преимущество в ситуационных видах спорта, достижим лишь особо одаренными в координационном и интеллектуальном отношении спортсменами. Норму асимметрии определяет вид спорта, а способы и возможности ее достижения - индивидуальные особенности спортсмена и грамотное планирование тренировочного процесса.

Знание ИПА спортсмена (не менее чем по четырем сенсомоторным признакам) необходимо использовать для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения и физического воспитания, при исследовании физической и умственной работоспособности, физических качеств, а также создании нормативов соответствующих параметров изолированно для правых и левых конечностей. В перспективе аналогичные исследования позволят выявить и дифференцировать основные этапы развития видов функциональных асимметрий, установить их возрастные нормы и использовать последние в качестве критериев развития моторики в разные возрастные периоды.

Обязательное тестирование характеристик моторики для обеих симметричных конечностей является необходимым условием формирования индивидуальной спортивной техники согласно требованиям к симметрии-асимметрии двигательной деятельности, предъявляемым конкретным видом спорта.

В игровых видах спорта отдается предпочтение амбидекстрам  (людям в равной мере успешно владеющими правыми и левыми конечностями). Спортсмены - амбидекстры более успешно действуют в сложных ситуациях, не тратят времени на дополнительную обработку мяча или выбор позы, успешно выполняют технико-тактические действия.

Проанализировав научно-методическую литературу по изучаемой проблеме можно сделать вывод, что учет факторов асимметрии-симметрии человека представляет значительный резерв в повышении эффективности тренировочного процесса в спорте. Сегодня еще нет исчерпывающих экспериментальных данных о том, сколько времени необходимо посвящать упражнению ведущей и сколько неведущей конечности. Это зависит от разных факторов и, прежде всего, от этапа спортивной тренировки, уровня мастерства и индивидуальных особенностей учащегося.

Цель, задачи, методы и организация исследования

Цель и задачи исследования

        Цель работы: совершенствование техники выполнения броска мяча в корзину с учетом моторной асимметрии рук у учащихся 8 классов.

        Задачи исследования:

1. Определить индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) у учащихся 8 – х классов.

2. Выявить показатели точности попадания мяча в корзину при броске одной рукой от плеча ведущей и неведущей рукой.

3. Подобрать специальный комплекс упражнений, направленный на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8 – х классов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования.

  1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
  2. Спортивное педагогическое тестирование.
  3. Педагогическое наблюдение.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Метод математической статистики для обработки полученных данных.

Методы исследования

Теоретический анализ научно-методической литературы

Теоретический анализ научно-методической литературы проводился на первом этапе спортивно-педагогического тестирования, в период с июля 2011 года по октябрь 2011 года. Была проанализирована учебно-методическая литература по теме исследования.

Спортивно-педагогическое тестирование

На первом этапе спортивно-педагогического тестирования был определен индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) при помощи нескольких тестов:

- «Переплетение пальцев кисти» (№1) - испытуемый переплетает пальцы кисти, ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;

- «Поза Наполеона» (№2)- испытуемый скрещивает руки на груди, ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди;

- «Аплодирования» (№3) - при аплодировании ведущая рука более активна и подавижна, она ударяет о ладонь неведущей руки;

- «На точность» (№4)- с открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой, ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом.

Результаты тестирования занесены в протокол (Приложение 1, 2).

На втором этапе было проведено первое тестирование при выполнении броска мяча в корзину одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метра с правой и левой стороны от щита под углом 45° ведущей и неведущей рукой, где учитывалось количество попаданий. А также  подобран комплекс специальных упражнений для совершенствования техники броска мяча в корзину с учетом индивидуальной моторной асимметрии рук.

На третьем этапе спортивно-педагогического тестирования комплекс упражнений был внедрен в процесс обучения и, было проведено итоговое  тестирование при выполнении бросков мяча в корзину одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны от щита под углом 45° ведущей и неведущей рукой.  Учитывалось количество попаданий.

Педагогическое наблюдение

Педагогические наблюдения за действиями учащихся 8-х классов проводились в процессе урока по физической культуре.

Броски выполнялись сериями по десять бросков с каждой стороны ведущей и неведущей рукой. Учитывалось количество попаданий мяча в корзину с каждой стороны и каждой рукой. Цифровой материал записывался в протокол. Форма протокола прилагается (Приложение 3-6).

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанных и связанных между собой. Были рассчитаны  — средняя арифметическая величина, среднее квадратичное отклонение, средняя квадратичная ошибка. Сравнительный анализ осуществляется по критерию Стьюдента. Степень достоверности (Р) находили по таблице критерия Стьюдента. Если Р ≤ 0,05, Р ≤ 0,01, то ошибка меньше 5 %, 1 % и результат достоверен. Если Р ≥ 0,05, то ошибка больше 5 % и результат не достоверен.

Педагогический эксперимент

Исследования проводились в течение 2011 - 2012 г.г. на базе Куженерской общеобразовательной основной школы.

В исследовании принимали учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов.

В период с октября по ноябрь 2011 года все испытуемые занимались по общему плану. В ноябре 2011 были проведены тесты на определение ИПА у каждого учащегося, а также тесты на точность выполнения бросков мяча в корзину с правой и левой стороны от щита ведущей и неведущей рукой. По результатам которых были составлены контрольная и экспериментальная группы:

8 «А» - контрольная группа – 26 человек;

8 «Б» - экспериментальная группа – 26 человек.

В экспериментальной группе применялись следующие методические приемы обучения:

        1.Объяснение и показ техники выполнения броска мяча в корзину одной рукой от плеча.

        2.Выполнение упражнений индивидуально у баскетбольного щита, у стены, в парах и тройках ведущей и неведущей рукой с учетом моторной асимметрии каждого учащегося.

        3.Упражнения выполнять в следующей последовательности: 1 - 3-е повторение для ведущей руки, 4 - 6-е - для неведущей; на 7 - 9-е повторение работает ведущая рука, а неведущая - на 10 - 13-е повторение (на одно повторение больше выполняет неведущая рука), и заканчивается упражнение по 4 повторения на каждую руку: сначала ведущей рукой 14 - 17-е, затем неведущей 18 - 21-е повторение.

        Такая последовательность выполнения двигательных действий использовалась в следующих упражнениях:

        - передача мяча одной рукой от плеча: различные варианты выполнения (на месте, в стену, в парах, в тройках, в движении и т.д. (количество передач);

        - ведение мяча на месте и в движении (количество повторений);

        - бросок мяча одной рукой от плеча (количество бросков);

        - обманные движения с мячом и без мяча (количество повторений);

        - индивидуальное обыгрывание без и с сопротивлением, с различных положений по отношению к корзине (количество повторений).

        Также велась постоянная работа над ошибками.

        В контрольной группе применялись стандартные методические приемы обучения: объяснение и показ техники выполнения броска; имитация приема; выполнение броска в парах по навесной траектории; броски мяча в корзину с различных расстояний и разных точек.

Метод математической статистики

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке по программе «Excel».

Организация исследования

Проанализировав специальную литературу по выбранной теме на первом этапе спортивно-педагогического тестирования, были получены первичные данные по ИПА каждого учащегося.

На втором этапе  после проведенного первого тестирования был разработан комплекс специальных упражнений для совершенствования техники выполнения броска мяча в корзину ведущей и неведущей рукой  от плеча.

На третьем этапе после обработки результатов первого тестирования в экспериментальной группе этот комплекс специальных упражнений был внедрен в процесс обучения. Использовались методы показа и объяснения, детально отрабатывалась техника выполнения броска мяча в корзину с учетом моторной асимметрии каждого учащегося.

В контрольной группе обучение проводилось по общей программе обучения (объяснение, показ).

В конце третьего этапа после спортивно-педагогического эксперимента, который длился до апреля 2012 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное тестирование, полученные результаты были обработаны.

В экспериментальной группе был подобран следующий комплекс специальных упражнений.

1. Совершенствование бросков с близкого расстояния в движении. Игрок ведет мяч левой (правой) рукой к корзине, выполняет бросок левой (правой) рукой, ловит мяч, ведет его правой (левой) рукой от корзины (5—6 м), опять ведет мяч к корзине, выполняет бросок правой (левой) рукой. Броски выполнять с разных точек.

2.  То же самое, но игрок, выполнив бросок, не ведет мяч от корзины, а сразу выполняет бросок, сделав только самые необходимые подготовительные движения (поворот, обманное движение, короткое ведение), чтобы броски выполнялись из удобных положений. Выполнять броски удобной и неудобной рукой, применяя обманные движения.

3. Совершенствование бросков с одной точки. Игрок выполняет броски с одного и того же места удобной и неудобной рукой.

4. Совершенствование «прохода» и бросков в движении. Игрок с мячом стоит на расстоянии 6—8 м от корзины, выполняет обманное движение, имитируя бросок в корзину или ведение мяча в одну сторону, и после этого мгновенно   «проходит» в противоположную   сторону к корзине. Игрок совершенствует  характерные   для себя проходы с излюбленных мест. После этого он заканчивает «проход» броском мяча в корзину удобной и неудобной рукой на большой скорости и начинает упражнение сначала с того же места или с другого.

5. Игрок ударяет мячом о стену, ловит его, ведет правой (левой) рукой к корзине, останавливается и выполняет бросок  правой (левой) рукой,   бежит к корзине, ловит мяч, ведет его левой (правой) рукой  к другой стене и выполняет то же самое.

6. То же самое, но игрок ловит мяч, отскочивший от стены, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движение, имитируя проход посередине  площадки, выполняет поворот вперед, «проходит» по лицевой линии и выполняет бросок.

7. Игрок, находящийся у центрального круга (или у лицевой линии лицом к противоположной корзине), бросает мяч вверх - вперед, как можно быстрее бежит вперед, стараясь поймать мяч, пока тот не упал на пол. Поймав мяч, выполняет обманное движение, ведет мяч вперед к корзине и выполняет бросок. То же самое повторяет в другую корзину.

8. Совершенствование разных бросков с разных расстояний. Игрок бросает мяч с дальней дистанции удобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч, выполняет бросок с ближнего расстояния неудобной рукой, ведет мяч от корзины, поворачивается, ведет к корзине и бросает со среднего расстояния удобной рукой.

9. Вести мяч вокруг зала и выполнить броски по очереди во все имеющиеся корзины (по часовой стрелке – левой рукой, против часовой – правой).

10.Совершенствование дальних бросков. Игрок выполняет бросок с дальнего расстояния удобной рукой с избранной точки, бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого расстояния неудобной рукой, ведет его в исходное положение (или в другое место), опять выполняет бросок издали.

11. Два игрока имеют один мяч. Поочередно каждый выполняет броски в движении. Игрок, выполнивший бросок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, который за это время занимает на площадке место по своему усмотрению. При выполнении бросков справа от щита – бросать правой рукой, слева от щита – левой рукой).

12. То же самое, но игрок, выполнивший бросок, передав мяч партнеру, бежит к нему и исполняет роль защитника. Действия защитника   могут   быть  пассивными и активными.

13. Игрок без мяча вбегает в штрафную площадь, получает мяч от партнера, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается вперед и бросает мяч.   Выполнив бросок, он сам ловит мяч, возвращает его партнеру и занимает место за пределами штрафной площадки. Затем он опять вбегает в штрафную площадку и получает мяч. Выполнив 5—10 бросков, игроки меняются местами.

14. Один игрок бросает мяч в корзину с избранной точки, второй ему подает мяч. Игрок с одной точки выполняет серию из 5-10 бросков, затем игроки меняются ролями.

15. То же самое, но игрок, подающий мяч, после каждой передачи   бежит к партнеру и выполняет  роль защитника.

16. Игроки на площадке стоят рядом на расстоянии 4-5 м и передают мяч друг другу. После нескольких передач один из них бросает мяч в корзину неудобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру и опять занимает место рядом с партнером. После нескольких передач бросок выполняет другой игрок.

17. Игрок получает мяч, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движение в одну сторону, поворачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок неудобной рукой. Поймав мяч, он возвращает его партнеру и занимает исходное положение и т. д.

18. Игрок, получив мяч под кольцом, делает обманное движение, имитируя бросок в корзину, поворачивается вперед, ведет мяч и выполняет бросок с другой стороны корзины.

19. Упражнение для  совершенствования  добивания мяча. Игроки стоят у щита с обеих сторон кольца. Один игрок бросает мяч о щит выше кольца партнеру (или набрасывает на кольцо); второй — старается добить мяч в корзину. Стоя справа от щита добивание мяча выполнять правой рукой, стоя слева – левой рукой.

20. Один игрок выполняет броски со средних, второй — подает мяч. Если мяч не попадает в корзину, игрок, подающий мяч, добивает его в корзину неудобной рукой и после этого возвращает мяч партнеру.

21. Игроки выполняют поочередно броски со средней дистанции. Бросив мяч со средней дистанции, игрок бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого расстояния. За попадание с дальней дистанции - 2 очка, с близкой - 1. Кто быстрее наберет определенное количество очков (например, 21). Броски со средней дистанции выполнять удобной рукой, с ближней дистанции – неудобной.

22. Каждый игрок имеет по мячу. Игроки  выбирают на площадке аналогичные точки, с которых выполняют броски. Игрок, выполнивший   бросок, бежит за мячом, ведет его на исходное положение и опять бросает мяч. Кто быстрее забросит 10 раз.

23. Игра «Школа». На площадке отмечается определенное число точек, с которых будут выполняться броски в корзину. Начинать броски с самой близкой точки. Игрок, забросивший мяч с ближайшей точки, имеет право выполнить бросок со следующей точки. Игрок, забросивший мяч со всех точек, возвращается в обратном направлении, забрасывая мяч поочередно с каждой точки. Когда игрок забросит мяч со всех точек по два раза (пройдет «школу» туда и обратно), он держит экзамен, бросает штрафные броски. Надо забросить поочередно 5 штрафных бросков. Кто быстрее закончит «школу». Броски с ближних точек выполнять неудобной рукой.

24.Три игрока имеют два мяча. Один игрок бросает мяч в корзину, ловит его и передает игроку, не имеющему мяча. Следующим выполняет бросок второй игрок, имеющий мяч, ловит его и передает тому игроку, который не имеет мяча. Игрок, выполнивший бросок и передавший мяч партнеру, быстро занимает место для получения мяча и выполнения броска.

25. Два игрока имеют по мячу и с выбранных мест поочередно бросают мяч в корзину. Третий игрок подает мяч обоим партнерам. Подающего мяч партнера поочередно сменяют через 10 бросков.

26. Игрок с мячом выполняет серию бросков мяча в корзину с одного места. Другой игрок в роли защитника, он разрешает свободно получать мяч, а во время броска мешает, имитируя действия защитника. Третий игрок подает мячи   бросающему. Выполнив серию из 10-15 бросков, игроки меняются ролями.

27. Два игрока быстро передают мяч между собой. Третий, как можно быстрее передвигаясь от одного игрока к другому, старается помешать броску. Как только игрок с мячом на мгновение окажется свободным, он тут же выполняет бросок неудобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, а сам становится  защитником. Расстояние между передающими мяч такое, что третий игрок - защитник, быстро передвигаясь, какое-то время, может помешать свободно бросить мяч.

28. Игрок, имеющий мяч, с середины площадки передает его игроку, стоящему в углу площадки, сам бежит по направлению к другому углу, потом быстро изменяет направление, бежит к мячу, получает мяч и выполняет бросок неудобной рукой. Игрок, выполнивший бросок, занимает место в углу площадки, а игрок, который уже находился в углу, ловит отскочивший от щита мяч, передает его игроку, находящемуся у центрального круга, сам бежит туда же, и упражнение продолжается.

29. Один игрок выполняет броски с дальних и средних расстояний. Остальные игроки, стоя под щитом, стараются добить мяч неудобной рукой, не попавший в кольцо. Игроки поочередно меняются местами.

30. Игра 1x1 в одну корзину при наличии третьего игрока. Третий игрок в роли пассивного помощника. Нападающий передает ему мяч, когда находится в положении, неудобном для броска, а третий игрок опять возвращает мяч нападающему. Мяч в игру вводит тоже третий игрок, он передает мяч тому игроку, который забросил его в корзину. После определенного количества бросков игроки меняются ролями или играют до установленного числа очков (до 10 и т. д.).

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность экспериментальных методических приемов  обучения и динамика показателей результативности

броска мяча в корзину

В результате спортивно-педагогического тестирования был определен индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) учащихся в 8 «А» и в 8 «Б» классах (рис. 1).

Рис. 1. Индивидуальный профиль асимметрии

учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов

По данным тестирования процент левшей в 8 «А» составил 15% от общего числа учащихся, а в 8 «Б» классе – 12%.

В результате педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень результативности бросков у учащихся 8-х классов ведущей и неведущей рукой с правой и с левой стороны от щита (табл. 1).

Таблица 1

Исходный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

Ведущая рука

Неведущая рука

Ведущая рука

Неведущая рука

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Среднее арифмети-ческое

5,6±0,8

5,3±0,5

2,8±0,2

2,7±0,3

5,1±0,5

4,4±0,7

2,9±0,3

2,7±0,1

Критерий Стьюдента

0,8

0,3

1,5

0,5

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Не достоверно

Не достоверно

Не достоверно

Не достоверно

Как видно из табл.1 и рис.2 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся КГ и ЭГ, как с правой стороны, так и с левой стороны ведущей и неведущей рукой статистически не достоверны. В КГ с правой стороны ведущей рукой оно составило 5,6±0,8 попаданий, а в ЭГ 5,3±0,5 при индивидуальном разбросе показателей в КГ от 3 до 10 попаданий, в ЭК – от 2 до 8 (t=0,8; Р≥0,05); с левой стороны ведущей рукой в КГ - 5,1±0,5, а в ЭГ – 4,4±0,7 при индивидуальном разбросе от 2 до 8 в КГ и от 1 до 9 в ЭГ (t=1,5; Р≥0,05).

При выполнении бросков неведущей рукой с правой стороны среднее количество попаданий составило в КГ – 2,8±0,2 попаданий, в ЭГ – 2,7±0,3, при индивидуальном разбросе попаданий от 1 до 5 в КГ и ЭГ (t=0,3; Р≥0,5), а при выполнении бросков с левой стороны были отмечены следующие результаты: в КГ – 2,9±0,3, а в ЭГ – 2,7±0,1, при индивидуальном разбросе от 1 до 6 попаданий в КГ и от 1 до 5 в ЭГ (t=0,5; Р≥0,5).

Рис.2 Исходный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

По первоначальному тестированию показатели бросков с правой и левой стороны ведущей и неведущей рукой у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.

За время эксперимента в обеих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча, как ведущей, так и неведущей рукой. Однако это улучшение в разных группах было различно.

Через 6 месяцев после начала эксперимента динамика показателей в контрольной группе изменилась (табл.2, рис.3).

Как видно из табл.2 и рис.3 в результате обучения выявлен небольшой прирост показателей, как справа, так и слева ведущей рукой.

Таблица 2

Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

5,6±0,8

5,8±0,5

5,1±0,5

5,5±0,4

Критерий Стьюдента

1,9

2,9

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

Рис. 3 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

Индивидуальный разброс при исходном тестировании в контрольной группе при броске с правой стороны составил от 3 до 10 попаданий, а через 6 месяцев от 4 до 10 попаданий. С левой стороны индивидуальный разброс в начале эксперимента составлял от 2 до 8 попаданий, а после эксперимента от 3 до 8 попаданий.

Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны ведущей рукой составили, в среднем 5,8±0,5 попадания. Результаты статистически достоверны (t=1,9; Р˃0,05). А при броске с левой стороны – в среднем 5,5±0,4. Результат также статистически достоверен (t=2,9; Р˃0,05).

При повторном тестировании в контрольной группе (8 «А» классе) выявлен прирост показателей, как с правой стороны, так и с левой стороны, при выполнении бросков ведущей рукой, но он небольшой.

Таблица 3

Изменение показателей броска одной рукой от плеча

(неведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

2,8±0,2

3,9±0,2

2,9±0,3

4,1±0,2

Критерий Стьюдента

9,3

7,5

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

При выполнении бросков неведущей рукой в контрольной группе (табл.3, рис.4) также была выявлена положительная динамика. Так если среднее количество попаданий с правой стороны до начала спортивно-педагогического эксперимента составляло 2,8±0,2, то после - 3,9±0,2. Результаты статистически достоверны (t=9,3; Р ≥ 0,05). А с левой стороны: до - 2,9±0,3 попаданий, а после - 4,1±0,2. Результаты также статистически достоверны (t=7,5; Р ≥ 0,05).

Рис.4 Изменение показателей броска одной рукой от плеча

(неведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

После повторного тестирования в контрольной группе при бросках неведущей рукой также есть положительный результат, но по сравнению с экспериментальной группой он сильно отличается, что видно из таблиц 4,5 и рисунков 5, 6.

Таблица 4

Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

5,2±0,5

7,0±0,4

4,4±0,7

6,7±0,6

Критерий Стьюдента

9,8

8,2

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

 

        

Рис. 5 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

По окончании спортивно-педагогического эксперимента точность попаданий в экспериментальной группе ведущей рукой с правой стороны от щита  возросла (табл. 4, рис.5). Если среднее количество попаданий с правой стороны до начала эксперимента составлял 5,2±0,5, то после - 7,0±0,4. Результаты статистически достоверны (t=9,8; Р ≥ 0,05). С левой стороны: до начала эксперимента - 4,4±0,7, после - 6,7±0,6. Результаты также статистически достоверны (t=8,2; Р ≥ 0,05).

        А количество попаданий неведущей рукой, как с правой, так и с левой стороны после внедрения специального комплекса упражнений стала еще существеннее (табл.5 и рис.6).

Таблица 5

Изменение показателей броска одной рукой от плеча (неведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

2,7±0,3

5,3±0,4

2,7±0,1

5,5±0,5

Критерий Стьюдента

15,4

10,4

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

Рис. 6 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (неведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

Если до начала спортивно-педагогического эксперимента среднее количество попаданий с правой стороны от щита неведущей рукой составлял 2,7±0,3, то уже после эксперимента этот показатель стал выше - 5,3±0,4. Результат статистически достоверен (t=15,4; Р ≥ 0,05). Та же динамика отображается и в показателях  бросков с левой стороны: до - 2,7±0,1, после - 5,5±0,5. Результат также статистически достоверен (t=10,4; Р ≥ 0,05).

        При проведении занятий в экспериментальной группе учащиеся занимались по предложенной программе, что улучшило все показатели (табл.6, рис.7).

Таблица 6

Конечный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

Ведущая рука

Неведущая рука

Ведущая рука

Неведущая рука

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Среднее арифмети-ческое

5,8±0,5

7,0±0,4

3,9±0,2

5,3±0,4

5,5±0,4

6,7±0,6

4,2±0,2

5,6±0,5

Критерий Стьюдента

2,8

4,2

2,8

3,8

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

Достоверно

Достоверно

Рис. 7 Конечный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

Как показал (табл.6, рис.7) анализ фактических данных, различные методические приемы обучения оказали существенное изменение на показатели точности броска одной рукой от плеча, как с правой стороны ведущей рукой (t=2,8; Р˂0,001), так и с левой стороны (t=2,8; Р˂0,001). Те же изменения можно наблюдать и при выполнении бросков неведущей рукой: с правой стороны - (t=4,2; Р˂0,001), а с левой - (t=3,8; Р˂0,001).

Проанализировав полученные данные в обеих группах, можно сделать вывод, что подобранный нами специальный комплекс упражнений существенно повысил точность выполнения бросков мяча в корзину неведущей рукой, как с правой, так и с левой стороны от щита у учащихся в экспериментальной группе.

Оценка динамики показателей результативности броска мяча

в корзину с учетом моторной асимметрии рук

Симметричная подготовка спортсмена в игровых видах спорта (обеих рук, ног и сторон тела) является существенным резервом повышения спортивной подготовки. Признано оптимальным  симметричное развитие с самых ранних этапов тренировки, а не попытки перевода асимметричных движений в симметричные на более высоких ступенях спортивного совершенствования.

Знание ИПА спортсмена  необходимо использовать для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения и физического воспитания.

        Конечно, нельзя утверждать, что только учет моторной асимметрии рук при броске мяча в корзину повлиял на положительные результаты в эксперименте. В процессе проведенного эксперимента и другие технические элементы выполнялись «неудобной рукой» в большем объеме, что также повлияло на положительные результаты спортивно-педагогического эксперимента.

Нужно учитывать и тот факт, что эксперимент проходил в общеобразовательной школе, где разный контингент учащихся. Все учащиеся изначально имеют различный уровень физической подготовленности. В классах есть учащиеся, которые занимаются различными видами спорта, что дает им некое преимущество перед своими одноклассниками в освоении того или иного элемента в баскетболе и не только. Именно у этих учащихся прирост показателей во время эксперимента был выше, чем у других. Но и те учащиеся, которые занимались только на уроках физической культуры, показали положительную динамику в процессе эксперимента.

Комплекс средств, направленный на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8 – х классов

Результаты педагогического эксперимента показали, что при использовании комплекса специальных упражнений,  направленных на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8-х классов сглаживающих моторную асимметрию рук,  качество обучения,  оцениваемое по значению точности выполнения броска мяча в корзину, было выше у экспериментальной группы, чем у контрольной группы, занимавшейся  без учета индивидуальных моторных асимметрий.

Это дает основание заключить, что предлагаемый комплекс упражнений в обучении технике броска мяча в корзину одной рукой от плеча способствуют более высокому качеству владения мячом.

Выводы

1. На начальном этапе эксперимента был выявлен индивидуальный профиль асимметрии в контрольной и экспериментальной группе.

По данным тестирования процент левшей в 8 «А» составил 15% от общего числа учащихся, а в 8 «Б» классе – 12%.

2. На начальном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика изменений результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группе.

До начала эксперимента в контрольной и экспериментальной группе средний показатель (из 10 бросков) с правой стороны ведущей рукой составил 5,6±0,8 и 5,3±0,5 попаданий соответственно (t=0,8; Р≥0,05), с левой стороны – средний показатель 5,1±0,5 и 4,4±0,7 (t=1,5; Р≥0,05).

Неведущей рукой в контрольной и экспериментальной группе до начала эксперимента: с правой стороны – 2,8±0,2 и 2,7±0,3 (t=1,5; Р≥0,05); с левой стороны – 2,9±0,3 и 2,7±0,1 (t=0,5; Р≥0,05).

После эксперимента в контрольной и экспериментальной группе с правой стороны ведущей рукой – средний показатель попаданий 5,8±0,5 и 7,0±0,4 (t=2,8; Р≥0,05), а с левой стороны – средний показатель 5,5±0,4 и 6,7±0,6 (t=2,8; Р≥0,05).

А неведущей рукой в контрольной и  экспериментальной группе результативность попаданий после эксперимента с правой стороны составила в среднем 3,9±0,2 и 5,3±0,4 (t=4,2; Р≥0,05),  с левой стороны – 4,2±0,2 и 5,6±0,5 попаданий (t=3,8; Р≥0,05).

3. В результате эксперимента было выявлено существенное влияние учета индивидуального профиля моторной асимметрии в процессе совершенствования броска мяча в корзину одной рукой от плеча с правой и левой стороны ведущей и неведущей рукой. Экспериментальная методика оказала положительное  влияние  на точность выполнения броска мяча в корзину, а также на другие элементы техники баскетбола.

Практические рекомендации

Результаты исследований и их анализ позволяют предложить следующие рекомендации.

 1. для определения природной моторной ассиметрии целесообразно применять следующие упражнения- для определения ведущей руки:

- «Переплетение пальцев кисти» - испытуемый переплетает пальцы кисти, ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;

- «Поза Наполеона» - испытуемый скрещивает руки на груди, ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди;

- «Аплодирования» - при аплодировании ведущая рука более активна и подавижна, она ударяет о ладонь неведущей руки;

- «На точность» - с открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой, ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом.

По результатам вышеназванных тестов определялся профиль природной ассиметрии.

2. для рационального дозирования физической нагрузки в учебном процессе на ведущую и неведущую руку следует учитывать индивидуальные особенности проявления моторной ассиметрии учащихся.

3. На этапе начальной подготовки учащимся целесообразно давать нагрузку на неведущую руку на 10% больше, чем на ведущую, что обеспечивает сглаживание ассиметрии физического развития спортсменов, прирост результатов по физической и технико-тактической подготовленности.

4. При выполнении упражнений, характерной особенностью которых является использование одной конечности, необходимо осуществлять индивидуально- дифференцированный подход с учетом моторной ассиметрии спортсменов. Например из расчета 10 повторений для ведучей руки и соответственно 11 – для неведущей.

Задания следует выполнять в следующей последовательности для ведущей руки, 4-6-е- для неведущей; на7-9-е повторение работает ведущая рука, а неведущая – на 10 – 13-е повторение (на одно повторение больше выполняет неведущая рука), и заканчивается упражнение по 4 повторения на каждую руку : сначала ведущей рукой 14 – 17-е,  затем неведущей 18 – 21-е повторение        

Такая последовательность выполнения двигательных действий может использоваться в  следующих упражнениях:

        - передача мяча одной рукой от плеча: различные варианты выполнения (на месте, в стену, в парах, в тройках, в движении и т.д. (количество передач);

        - ведение мяча на месте и в движении (количество повторений);

        - бросок мяча одной рукой от плеча (количество бросков);

        - обманные движения с мячом и без мяча (количество повторений);

        - индивидуальное обыгрывание без и с сопротивлением, с различных положений по отношению к корзине (количество повторений).

Список использованной литературы

  1. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Издательство "Советский спорт",2005 г.
  2. Бердичевская,  Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека // Автореф.дисс…докт.мед.наук. – Краснодар. - 1999. – 50 с.
  3. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 9. -С. 43-46.
  4. Больсевич, В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика  физической культуры, 2000-275с.
  5. Ефимова, И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 1. - С. 35-39.
  6. Колесникова, Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Авто-реф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2004.
  7. Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н., Глумов, А.Г. Межполушарное распределение функций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. – 1996. - № 2. - С. 56-63.
  8. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 192 с.
  9. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл., 2010. – 127 с.
  10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  11. Мирошникова, Р.В., Потапова, Н.М., Кудряшов, В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград, 1994.-35с.
  12. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. 3-е издание. Москва. Издательский центр "Академия" 2007 г.
  13. Ник Сортел. Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных игроков. Москва. Астрель. АСТ, 2005 г.
  14. Полянцева, Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10 – 12 лет: Афтореферат дис…. Конд. пед. наук. – Киев, 1990. – 23 с.
  15. Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для ин-тов физ.культ. Изд.3 – е перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
  16. Семашко, Н.В. Баскетбол. Учебник для физ.ин – тов. Изд. 2-е, перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 264 с.
  17. Сологуб, Е.Б., Таймазов, В.А. Спортивная генетика. Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – М.: Терра - Спорт. – 2000. – 127 с.
  18. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 520с.
  19. Степанова, О.Б. Произвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга // Автореф.дисс…канд.психол.наук. - М. - 2000 – 20 с.
  20. Теория и методика спортивных игр: сборник лекций. Вып. IV: 4.1/ Московская гос. акад. физ культуры. – Малаховка: [б.и.], 2006. – 176с.
  21. Файрушин, Р.Н. Вновь об обучении броскам мяча в корзину/ Р.Н.Файрушин // Физкультура в школе. – 2006. - №4. – с.11-13
  22. Фомина,  Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск, 2003.
  23. Хомская, Е.Д., Ефимова И.В., Куприянов В.А. и др. Значение профиля межполушарной асимметрии для спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1989. - № 1. – С. 8-12.
  24. Чермит, К.Д. Симметрия – асимметрия в спорте.–М.: Физкультура и спорт.–1992. –255 с.
  25. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие/ Е.Р.Яхонтов. – 2-е изд., перераб. и доп.; СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб., Олимп, 2006. – 134 с.

Приложение 1

Определение ведущей руки в контрольной группе (8 «А» класс)

п/п

Имя

Тесты

Ведущая рука

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

1

Наталья

+

+

+

+

Левая

2

Екатерина

+

+

+

+

Правая

3

Ольга

+

+

+

+

Правая

4

Владимир

+

+

+

+

Левая

5

Егор

+

+

+

+

Правая

6

Дмитрий

+

+

+

+

Правая

7

Даниил

+

+

+

+

Правая

8

Михаил

+

+

+

+

Правая

9

Яна

+

+

+

+

Правая

10

Милена

+

+

+

+

Правая

11

Елизавета

+

+

+

+

Правая

12

Виктория

+

+

+

+

Правая

13

Александра

+

+

+

+

Правая

14

Алексей

+

+

+

+

Левая

15

Арина

+

+

+

+

Правая

16

Валерий

+

+

+

+

Правая

17

Кристина

+

+

+

+

Левая

18

Ирина

+

+

+

+

Правая

19

Полина

+

+

+

+

Правая

20

Елизавета

+

+

+

+

Правая

21

Алина

+

+

+

+

Правая

22

Диана

+

+

+

+

Правая

23

Евгения

+

+

+

+

Правая

24

Юлия

+

+

+

+

Правая

25

Анастасия

+

+

+

+

Правая

26

Дарья

+

+

+

+

Правая

Приложение 2

Определение ведущей руки в экспериментальной группе (8 «Б» класс)

п/п

Имя

Тесты

Ведущая рука

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

1

Филипп

+

+

+

+

Правая

2

Роман

+

+

+

+

Правая

3

Полина

+

+

+

+

Левая

4

Никита

+

+

+

+

Правая

5

Даниил

+

+

+

+

Левая

6

Андрей

+

+

+

+

Правая

7

Иван

+

+

+

+

Правая

8

Маргарита

+

+

+

+

Правая

9

Александр

+

+

+

+

Правая

10

Иван

+

+

+

+

Правая

11

Денис

+

+

+

+

Левая

12

Полина

+

+

+

+

Правая

13

Анастасия

+

+

+

+

Правая

14

Дарья

+

+

+

+

Правая

15

Маргарита

+

+

+

+

Правая

16

Егор

+

+

+

+

Правая

17

Даниил

+

+

+

+

Правая

18

Дарья

+

+

+

+

Правая

19

Анастасия

+

+

+

+

Правая

20

Евгений

+

+

+

+

Правая

21

Иван

+

+

+

+

Правая

22

Вадим

+

+

+

+

Правая

23

Олег

+

+

+

+

Правая

24

Александр

+

+

+

+

Правая

25

Роман

+

+

+

+

Правая

26

Кирилл

+

+

+

+

Правая

Приложение 3

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (ведущей) от плеча в контрольной группе (8 «А» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Наталья

4

5

5

5

2

Екатерина

5

3

6

4

3

Ольга

5

4

6

4

4

Владимир

3

5

4

6

5

Егор

6

7

6

7

6

Дмитрий

6

8

6

8

7

Даниил

10

7

10

7

8

Михаил

10

8

9

8

9

Яна

9

7

9

7

10

Милена

6

4

6

5

11

Елизавета

5

5

5

5

12

Виктория

6

6

6

7

13

Александра

5

4

6

4

14

Алексей

6

8

6

8

15

Арина

7

5

7

5

16

Валерий

6

3

6

4

17

Кристина

4

7

4

6

18

Ирина

3

5

4

5

19

Полина

7

5

7

5

20

Елизавета

6

6

6

7

21

Алина

5

4

6

4

22

Диана

3

2

4

4

23

Евгения

8

5

7

5

24

Юлия

3

4

4

5

25

Анастасия

4

4

4

5

26

Дарья

3

3

4

3

Приложение 4

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (неведущей) от плеча в контрольной группе (8 «А» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Наталья

2

3

4

4

2

Екатерина

2

2

4

5

3

Ольга

3

3

4

5

4

Владимир

2

4

3

5

5

Егор

4

4

5

6

6

Дмитрий

4

3

4

5

7

Даниил

5

5

6

6

8

Михаил

5

6

7

6

9

Яна

3

2

4

3

10

Милена

3

3

4

3

11

Елизавета

3

5

4

5

12

Виктория

2

3

3

3

13

Александра

3

2

4

4

14

Алексей

2

3

4

5

15

Арина

3

3

4

3

16

Валерий

2

1

3

3

17

Кристина

4

3

5

4

18

Ирина

2

2

3

4

19

Полина

3

1

3

3

20

Елизавета

3

3

4

4

21

Алина

1

2

3

4

22

Диана

1

2

3

3

23

Евгения

4

4

5

6

24

Юлия

2

3

4

3

25

Анастасия

4

3

4

4

26

Дарья

2

1

2

3

Приложение 5

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (ведущей) от плеча в экспериментальной группе (8 «Б» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Филипп

5

6

7

7

2

Роман

4

3

6

8

3

Полина

5

5

6

7

4

Никита

2

5

5

6

5

Даниил

4

7

6

8

6

Андрей

5

2

6

5

7

Иван

4

4

7

6

8

Маргарита

5

5

8

6

9

Александр

7

4

7

7

10

Иван

8

4

8

7

11

Денис

4

6

7

7

12

Полина

4

3

5

4

13

Анастасия

5

5

8

8

14

Дарья

4

2

6

5

15

Маргарита

3

2

4

2

16

Егор

6

4

7

5

17

Даниил

6

5

7

8

18

Дарья

4

2

7

5

19

Анастасия

4

1

6

6

20

Евгений

6

5

9

8

21

Иван

8

7

9

8

22

Вадим

8

9

9

10

23

Олег

7

7

9

8

24

Александр

7

5

9

8

25

Роман

8

5

9

10

26

Кирилл

4

2

6

6

Приложение 6

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (неведущей) от плеча в экспериментальной группе (8 «Б» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Филипп

3

3

6

5

2

Роман

2

2

4

5

3

Полина

1

3

4

4

4

Никита

2

2

4

4

5

Даниил

2

5

5

6

6

Андрей

3

3

5

5

7

Иван

2

2

6

4

8

Маргарита

4

3

6

5

9

Александр

3

2

4

4

10

Иван

4

4

6

5

11

Денис

1

3

4

6

12

Полина

1

2

4

4

13

Анастасия

2

3

5

5

14

Дарья

2

1

3

3

15

Маргарита

1

2

4

6

16

Егор

3

3

6

6

17

Даниил

4

3

8

7

18

Дарья

2

2

6

5

19

Анастасия

1

3

4

4

20

Евгений

5

3

7

7

21

Иван

4

3

8

9

22

Вадим

5

3

8

7

23

Олег

4

2

6

6

24

Александр

4

3

7

9

25

Роман

4

4

6

8

26

Кирилл

3

3

4

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет

Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владет...

Технологическая карта урока физической культуры в 7 классе. Баскетбол. Овладение техникой бросков мяча.

Обучение основным техническим приемам бросков, формирование навыков бросков с различной дистанции и под разным углом....

Конспект урока по баскетболу на тему "Закрепление техники броска мяча в движении с двух шагов"

Цель урока: развить основные физические качества посредством баскетбола...

Техника броска мяча в баскетболе.

Подготовка к броску и меткое попадание составляет цель игры в баскетбол. Бросать мяч в корзину можно одной и двумя руками. Техника бросков сходна с передачами и отличается главным образом траекторией ...

Методическая разработка по предмету «Совершенствование техники броска мяча в корзину в процессе игры в баскетбол».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА         Методическая разр...

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНИХ БРОСКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНИХ БРОСКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ  В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...