Нестерова Е.В. “Развитие технологического (инженерного) образования в условиях реализации обновленных ФГОС и реализации федеральной образовательной программы по физике”
материал по физике

Нестерова Екатерина Викторовна

Высупление на городском методическом объединении учителей физики города Смоленска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_inzhenernogo_i_informatsionno.docx12.12 КБ

Предварительный просмотр:

Нестерова Е.В. “Развитие технологического (инженерного) образования в условиях реализации обновленных ФГОС и реализации федеральной образовательной программы по физике”

Развитие инженерного и информационно-технологического образования – одна из основных задач в области реализации государственной образовательной политики. 

ИО губернатора Смоленской области Василий Николаевич Анохин, говоря о стратегии развития региона выделил четыре позиции, одна из которых, создание рабочих мест. Для этого необходимо развития промышленности и  обрабатывающего производства, а так же сельского хозяйства. Одним из прорывных первых решений Анохина стало открытие на базе СмолГУ филиала МАИ, одного из самых престижных столичных ВУЗов. Инженерные специальности в городе Смоленске также представлены в высших учебных заведениях:  Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского; Смоленский филиал НИУ "МЭИ"; СГСХА  и др.

Необходимость внедрения в промышленность новейших научных разработок, обеспечения их практического применения во всех сферах жизни и экономики, повышения качества проведения научных исследований выдвигает инженеров на передний план. Это, в свою очередь, требует корректировки подходов к школьному физическому образованию, а именно — расширения его инженерной компоненты.

Важную роль в организации школьного инженерного образования играет эффективное использование потенциала дополнительного образования и внеурочной деятельности; раннее предпрофильное обучение, которое можно начинать уже в начальной школе на уроках “Робототехники”, а так же на таких  предметах как ИЗО и  технология. Но все же большие возможности для решения задач школьного инженерного образования открывает учебный предмет физика. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

1. Личности учителя.

2. Содержания учебного материала. Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается.

3. Мотивов и приемов обучения

Один из мои девизов “Начни с себя!” На протяжении трех лет я ежегодно принимаю участие во Всероссийской олимпиаде учителей “ДНК науки” по физике. Мне посчастливилось побывать дважды на финальном этапе в Москве. Рекомендую всем учителям города и области принимать участие в этой олимпиде, где можно не только проверить свои силы, но и найти дополнительные материалы к урокам, разработанные ведущими экспертами ФГАОУ ДПО Академии Минпросвещения России и лучшими практиками страны. (В этом году в номинации “Биология” победителем стала наша землячка Ксения Мельникова учитель Первомайской средней школы Шумяческого района). Сейчас в России проводится такое количество олимпиад и конкурсов для школьников, что каждый сможет выбрать интересное для себя соревнование. У каждого ребенка есть таланты — их надо только найти.

Мы неоднократно говорили на дискусионных площадках ГМО физиков о предпочтении выпускников в выборе ЕГЭ по информатике, нежели по физики. Информатика интереснее для школьников, так как они погружены в мир гаджетов, а физику они считают менее интересным академическим предметом. Поэтому на уроках физики я использую информационно-коммуникационные технологии достаточно часто. Один из образовательных рессурсов, которые я применяю на уроках это “Якласс”, где представлены задачи разной степени сложности и можно использовать индивидуальный подход к обучению. А еще ЯКласс интегрирован в систему цифровых дневников, разрешает общаться с учениками, выдавать дополнительные задания и всячески взаимодействовать с классом (правда, я пока этим бонусом не пользовалась). Во время пандемии для себя я открыла ряд интерактивных лабораторий, в которых представлены лабораторные работы приближенные к школьному курсу.  Преимущества виртуальных лабораторных работ:

интерактивность;

независимость от конкретной лаборатории (возможность проведения в местах, где есть компьютер);

возможность моделирования объектов, процессов, явлений, которые невозможно воспроизвести в условиях учебного заведения, или наблюдать в реальности.

https://efizika.ru Девяткин Евгений Михайлович канд. физ.-мат. наук, доцент г. Москва  https://tsput.ru/res/fizika/for_phys_11.htm Виртуальный лабораторный практикум по физике для основной общеобразовательной школы Разработчик: Баранова Т. В.

Для развитие технологического (инженерного) творчества нужен системный подход и межпредметные связи. В рамках взаимодействия учителей естественнонаучных дисциплин в нашей школе ведется проектная деятельность. В рамках программы обучения школьники 9, 10 классов защищают свои индивидуальные проекты по темам, которые зачастую требуют одновременного участие руководителей нескольких дисциплин. Например, при разработке интеллектуальных онлайн-викторин по физике, где используются компьютерные технологии, требуются консультации учителя информатики; а в проекте “Анализ  молока на потребительсокм рынке города Смоленска” ученице потребовалась помощь не только учителей биологии, физики, но и доцента кафедры “Зоотехнии” СГСХА.

Обучающие профильных классов СШ № 32,  взаимодействуют:

 с СГСХА, в рамках проекта «Агрокласс»; принимают участиве в международных научно-практических конфиренциях, таких как “Академия талантов”; во Всероссийском агрослете “Агростарт”

с информационным центром атомной энергетики; ежегодно участвуют в интеллектуальной игре “Атомные знатоки”

становятся призерами студенческих конфиренций (”Шаг в науку”)

Основных направления в развитии инженерного образования, по моему мнению:

 Первое – это глубокая предметная подготовка в области физики, математики, биологии, химии и информатики на основе проектной деятельности. 

Вторым направлением является партнерство как с промышленными, так и вузовским сообществом. 

 И третьим важным направлением становится вовлечение родителей в формирование интереса у детей к инженерным специальностям: экскурсии на предприятия, профориентационные события проводимые в рамках воспитательной работы школы.

Спасибо за внимание! Позравляю всех коллег с наступающим новым учебным годом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС.

Презентационный материал для РМО учителей музыки (норамтивно-правовое сопровождение, ключевые  изменения и возможности)...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...

Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.

Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...

Методика преподавания английского языка в условиях реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО

Методика преподавания английского языка в учловиях реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО...