доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
методическая разработка
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение является, на мой взгляд, одним из главных предметов в составе показателей ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Давайте рассмотрим, что представляет собой СМЫСЛОВОЕ ЧЕНИЕ и как оно, влияет на показатель ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ грамотности.
Во внеурочной деятельности я использую курс программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Цель: обеспечение развития у обучающихся умений точно и полно понимать содержание и практически осмысливать информацию при работе с текстами различных стилей и жанров.
Я предлагаю рассмотреть свои варианты занятий по курсу ! …но это не догма, так как считаю, что учителя могут использовать предложенные некоторые задания не только на занятиях «Смыслового чтения», но и при изучении своего предметного курса.
… Один шаг в обучении может
означать сто шагов в развитии
Л.С. Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_f_gr.docx | 20.9 КБ |
материал семинара "Технологии смыслового чтения" | 982.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
- ДОКЛАД
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение является, на мой взгляд, одним из главных предметов в составе показателей ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Давайте рассмотрим, что представляет собой СМЫСЛОВОЕ ЧЕНИЕ и как оно, влияет на показатель ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ грамотности.
Сегодня же, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности - обучение смысловому чтению.
Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
… под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Под смысловым чтением понимается:
● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
● определение основной и второстепенной информации,
●свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения - помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления»)
Стратегии смыслового чтения в основной школе:
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
Цель: формирование навыков смыслового чтение и работы с содержащейся в текстах информацией; вызов интереса к языковым средствам, которыми пользуются авторы для усиления действенности высказывания, для помощи ученикам в овладении ими на практике.
Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Обучение стратегиям чтения включает не только умение раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения), иерархию смыслов текста (основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д.), но и собственно процесс понимания (рефлексивная информация), т. е. процедуру обучения пониманию при чтении. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволит продуктивно учиться по книгам всегда.
Есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.
Смысловое чтение представляет комплекс методик, которые помогают преодолеть трудности в обучении учащихся по многим предметам, т к вся работа строится на метапредметных результатах.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Смысловое чтение– залог успешного познания мира.
Отношение детей к чтению может выступать в качестве интегративного критерия познавательной составляющей личности, поэтому пространство чтения должно стать сегодня территорией наиболее активного педагогического поиска и пристального внимания учителей. Содержание образования – это всегда текст (вербальный или невербальный), впрочем, как и итоговая форма предъявления результатов. Учителю сегодня необходимо отказаться от устного объяснения в пользу текста. Слово учителя может выполнять другие не менее важные функции в образовательном процессе: мотивации, организации, выбора критериев для оценивания и т. д., источником же содержания преимущественно должен выступать текст, который ученик самостоятельно или под руководством педагога осваивает.
При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской. Вспомните, как по-разному воспринимали роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский и Д.И.Писарев.
Владение смысловым чтением позволит развить устную речь и, как следующую важную ступень, речь письменную, самостоятельно успешно освоить учебный материал всех предметов, а также подготовиться к выполнению заданий за курс основной и средней школы в части С, направленной на создание собственного высказывания на основе анализа и целостного восприятия предложенного текста.
Во внеурочной деятельности я использую курс программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Цель: обеспечение развития у обучающихся умений точно и полно понимать содержание и практически осмысливать информацию при работе с текстами различных стилей и жанров.
Курс рассчитан на 34 часа. Его можно изучать в любом с 5 по 9-ый класс.
В Примерной основной образовательной программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» они представлены тремя группами умений.
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- Работа с текстом: оценка информации
Каждый блок имеет свое содержание и планируемые результаты ( выпускник научится и выпускник получит возможность научиться).
В учебно-тематическом плане курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» определены виды деятельности обучающихся, количество часов на каждый раздел.
Я предлагаю рассмотреть свои варианты занятий по курсу ! …но это не догма, так как считаю, что учителя могут использовать предложенные некоторые задания не только на занятиях «Смыслового чтения», но и при изучении своего предметного курса.
… Один шаг в обучении может
означать сто шагов в развитии
Л.С. Выготский
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
3.Фрагмент занятия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебное Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Самостоятельное
Стратегия смыслового чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
1.Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».
2. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Приёмы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометками»
3. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»
«Ромашка Блума » Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
«Ромашка Блума » Оценочные вопросы Творческие вопросы Объясняющие вопросы Практические вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы
« Ассоциативный куст» маленькие полезные ядовитые большие растения растения хвойные лиственные декоративные редкие
« Ассоциативный куст» Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
«Составление вопросного плана» Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
« Антиципация» Это предвосхищение, предугадывание содержания . Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
«Тонкие » и «толстые» вопросы (форма таблицы) « Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа односложного ответа ………….? ………….? .…………..? …………..?
« Чтение с остановками» 1 стадия – вызов 2 стадия – осмысление 3 стадия – рефлексия Заключительная беседа
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна . Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). « Синквейн »
1.Семья 2.Любимые, близкие 3.Поддерживает, воспитывает, помогает 4.Семья-это самые родные и близкие люди. 5.Любовь .
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
ФИШБОУН Метод фишбоун (от англ. fishbone method ) переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Это упрощенный вид диаграммы Исикавы , японского ученого, который занимался вопросами критического мышления. Фишбоун развивает у детей умение критически мыслить через наглядно-содержательную форму, поэтому широко используется на многих уроках.
ФИШБОУН
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит « метапредметный » или « надпредметный » характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Как показала диагностика, учащиеся применяют частично приемы смыслового чтения на различных уроках. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией , меньше затрачивается время на подготовку домашнего задания, повышением успеваемости. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.
Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают! Джорж Карлин
Уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание посмотреть презентацию, не сомневаюсь, что наша работа была продуктивной и, надеюсь, полезной.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"
Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...
Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...
Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...
Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования
В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....
Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»
Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...
Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.
Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...