Главные вкладки
Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования,
что оказывается невозможным изолированно от информационного пространства как составной части современной поликультуры. Под методической компетентностью учителя подразумевают умение эффективно организовать процесс обучения в условиях глобальных перемен и внедрения обновленных ФГОС. Методическая компетенция учителя динамична по своей природе, поскольку в современных реалиях актуальными и необходимыми являются непрерывная интерпретация знаний, совершенствование умений и навыков, коррекция индивидуального стиля преподавания и выбор современных форм, видов и методов работы, которые должны быть личностно-ориентированными. Методическая компетенция – явление комплексное, включающее в себя составляющие различной природы: лингвистической, педагогической и психологической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по теме Методическая компетенция учителя | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая компетенция учителя-наставника, направленная на формирование и развитие функциональной грамотности учащихся в условиях реализации обновленных ФГОС.
XXI век – век высоких скоростей, быстрого ритма жизни, стремительного развития технологий и огромного потока информации. Все это – современные реалии, к которым можно относиться по-разному, но которые нельзя не принимать и не учитывать. Вследствие этого необходимым умением любого человека является умение воспринимать, анализировать и применять на практике информацию, получаемую из внешнего мира. Именно учитель и наставник может направить учащихся, помочь молодым гражданам нашей страны не только впитывать информацию и обретать знания, но и научить правильно и своевременно применять их на практике и сформировать мотивированный подход к обучению, чтобы выпускник Российской школы чувствовал себя уверенно в современном мире. Таким образом, цель учителя – способствовать становлению функционально грамотной личности, которая способна свободно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно принимать обдуманные решения, учитывая их последствия и действуя в соответствии с личностными ориентирами, общепринятыми нормами и нравственными ценностями нашего общества.
Что следует понимать под функциональной грамотностью? Выражаясь официальным языком, функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях». Функциональную грамотность можно сравнить с повседневной мудростью, предоставляющей инструментарий для решения каждодневных задач за пределами школьной скамьи, обдуманного конструирования своей жизни и уверенной ориентации в её пространстве и обеспечивающей личность возможностью и способностью вступать в отношения с внешним миром, максимально быстро приспосабливаться к разным условиям и уверенно действовать в меняющейся и обновляющейся среде.
Учитель-наставник своим примером создает фундамент для потребности воспитанников в непрерывном развитии, образовании и профессиональном самоопределении. Для реализации и достижения вышеперечисленных целей, существенно важно делать акцент на следующих личностных качествах наставляемых в процессе обучения:
- мотивированность
- инициативность
- самостоятельность
- ответственность
- умение взвешанно действовать в различных жизненных ситуациях
- потребность в приобретении новых знаний в течение всей жизни
- готовность выбрать свой профессиональный маршрут и жизненный путь
- способность адаптироваться в различных условиях
- готовность идти на компромисс
- желание постоянно искать новые решения
- совершенное владение навыками устной и письменной речи для коммуникации с другими членами социума
- умение уверенно использовать информационные технологии
Справиться с многозадачным социальным заказом и создать максимально благоприятные условия для формирования многогранной личности юного гражданина Российской Федерации в состоянии только компетентный учитель. Применительно к учителю иностранного языка, компетентного учителя отличает наравне с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции обладание методической компетенцией.
Что же входит в понятие методической компетенции учителя иностранного языка и как можно её совершенствовать?
Говоря по-простому, методическая компетенция – это умение эффективно организовать процесс обучения в условиях глобальных перемен и внедрения обновленных ФГОС. Вместе с тем, проанализировав разные источники, мы хотели бы отметить наличие отличающихся трактовок данного понятия. Например, О.Н. Игна под методической компетенцией учителя иностранного языка подразумевает «результат психолого-педагогической, методической, предметной подготовки, личного научно-исследовательского и профессионального опыта». [1, с. 8] Таким образом, методическая компетентность есть не что иное, как интегративная личностная и профессиональная характеристика учителя, проявляющаяся в его педагогической деятельности по развитию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся. Другой исследователь, С.Н. Макеева, пишет, что методическая компетенция – это «интегративное свойство личности учителя иностранного языка, определяющее его готовность и способность эффективно решать задачи формирования межкультурной коммуникативной компетенции, образования, воспитания и развития учащихся, базирующаяся на знаниях, умениях и отношениях» [2,с. 203].
Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова, проводя анализ понятия методической компетенции учителя иностранного языка, описывают её как «способность осуществлять и организовывать образовательный процесс по иностранному языку, направленный на решение поставленных задач на основе современных знаний и технологий». Данные исследователи также делают акцент на том, что методическая компетенция учителя динамична по своей природе, поскольку в современных реалиях актуальными и необходимыми являются непрерывная интерпретация знаний, совершенствование умений и навыков, коррекция индивидуального стиля преподавания и выбор современных форм, видов и методов работы, которые должны быть личностно-ориентированными. Методическая компетенция –явление комплексное, включающее в себя составляющие различной природы: лингвистической, педагогической и психологической. Методическая компетенция учителя иностранного языка также характеризуется такими качествами, как относительность, т.е. открытость для совершенствования на протяжении всей педагогической карьеры и коммуникативность, основывающаяся на образцах коммуникативного поведения, аналогичного ситуациям аутентичного общения. [3, с. 60].
Суммируя вышеизложенное, «под методической компетенцией учителя иностранного языка мы понимаем совокупность знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранным языкам и практических умений, заключающихся в его эффективной организации в условиях социальных изменений и впервые возникающих тенденций образовательного процесса по иностранному языку». [4, с. 60].
Принимая во внимание факт относительности методической компетенции учителя иностранного языка, мы подходим к осознанию необходимости, потребности и готовности современного, живущего в динамичном мире неравнодушного учителя к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию для осуществления своей миссии наставника, ведь в условиях реализации обновленных ФГОС ролью учителя является создание условий, в которых обучающиеся сами добывали бы знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни, а не в простой передаче знаний по отдельно взятому предмету.
В связи с введением обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО в которых четко прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты обучения на каждой ступени, к методической компетенции учителя иностранного языка предъявляются новые требования. В целях совершенствования методической компетенции учителю необходимо использовать новые техники, направленные на формирование функциональной грамотности и развитие эмоционального интеллекта учащихся, который подразумевает под собой умение понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей, выражать их и говорить о них без психологического барьера, что является основой эффективного взаимодействия и помогает достичь цель иноязычной коммуникации как в смоделированной в рамках урока среде, так и в ситуации спонтанного реального общения. При этом, совершенствование методической компетенции учителя иностранного языка включает в себя работу в разных направлениях: изучение современной методической литературы и нормативных документов, прохождение курсов повышения профессиональной квалификации, непрерывное самообразование, наставничество как обмен опытом между учителями, а также процесс взаимообогащения между учителем и учащимися, который мотивирует учителя на поиск и нахождение современных моделей и интересных технологий обучения. Для применения последних требуется поставить творческую задачу, ввести игровой момент, предложить проблемный вопрос или обозначить противоречие. Все перечисленные компоненты современного урока, отвечающего требованиям обновлённых ФГОС, присутствуют в технологии моделирующих, деловых и ролевых игр, несомненно являющихся личностно-ориентированными, а, как справедливо заметила Е.Н. Соловова, основная идея личностно-ориентированного подхода состоит в признании уникальности, самоценности каждого обучаемого.
Практика доказывает, что игра как любимый и привычный вид деятельности детей, способна наилучшим образом замотивировать и обучить. При том, что игровые моменты и игры классифицируются как дидактические, лингвистические, интеллектуальные, моделирующие, деловые и ролевые, в данной статье мы рассмотрим ролевые и моделирующие игры, которые могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Отличительной чертой моделирующих игр можно считать тот факт, что они позволяют каждому учащемуся не просто сыграть заданную смоделированной ситуацией роль, а определить и сыграть ту роль, которая наиболее комфортна для него. В свою очередь неоспоримым преимуществом деловых и ролевых игр является предоставляемая обучающимся возможность развить в себе новые способности, пережить новый опыт, приобрести новые личностные характеристики. Оба вида игр объединяет компетентностный подход, нацеленный на формирование ключевых компетенций учащихся, таких как умение работать в команде (корпоративность), эмпатия (эмоциональный интеллект), коммуникативные способности, инициативность, организаторские умения и лидерские качества, креативность, саморегуляция и самооценка, индивидуальность и самостоятельность.
Используя имитационно-игровые методы в учебном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, учитель должен помнить, что игра – это дело серьезное, поэтому необходимо тщательно спланировать и подготовить этапы игры (подготовительный, этап проведения игры, вывод из игры, подведение итогов). Во время игры учитель осуществляет мониторинг, но не вмешивается активно и не пытается влиять на решения игроков. Кроме того, после игры учитель должен проанализировать деятельность (педагогическая рефлексия). Чем лучше продумана игра, чем четче прописаны ее правила и роли участников, тем эффективнее и успешнее пройдет игра.
В рамках данной статьи мы рассмотрим три игры, которые могут представлять определенный интерес с точки зрения формирования функциональной грамотности обучающихся. Начнем с ролевой игры, которая называется «Поменяйся планетами». Игра нацелена на повышение экологической и коммуникативной компетенции учащихся, развитие таких метапредметных навыков и умений, как способность к анализу, сравнению, обобщению, переосмыслению и принятию решения в зависимости от смоделированной ситуации. Игроки получают парные карточки, в которых прописаны их роли. По правилам игры каждый из игроков «обитает» на вымышленной планете и не доволен её законами и порядками. В карточках других игроков описан мир, с противоположными правилами, и его задача, задавая вопросы, о том, что можно и нельзя делать на этой планете, найти идеальный для себя ( в соответствии со своей ролью) мир и поменяться с игроком, у которого карточка с противоположным заданием. Эмиграция запрещена. Например, на одной планете нет лесов и садов. Развита техника, и окружающая среда негативно влияет на человека. В противоположной карточке, планета лишена технических преобразований. Наука запрещена. Экологическая обстановка благоприятна для жизни. Игра завершается, когда двое игроков поменялись мирами. Победители объясняют, какие проблемы были в их «мире», и почему они решили поменяться.
В ходе игры учащиеся общаются, обмениваются мнениями, применяя на практике полученные на уроках предметные знания, учатся адаптироваться к разным реалиям, принимают решения и в конечном итоге приходят к пониманию, что условия, неприемлемые для одного человека, могут быть оптимальными для другого. Также следует вывод о том, что правила нашего мира зависят от нас, и мы в силах их изменить, что способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию гражданина. Данная игра может быть рекомендована для старших школьников при закреплении лексики по теме «Экология и окружающая среда».
Игра «Экологический продукт»
Целью игры является повышение экологической осведомленности и ответственности участников. Одна из задач состоит в том,чтобы привлечь внимание ребят к правильному выбору продуктов, здоровому питанию и возможности создания экологического производства. Одной команде можно предложить создать экологически чистый йогурт, другой полезное для здоровья печенье. Причем, процесс производства, выращивания, переработки и транспортировки продукта, как и его ингредиенты и упаковка не должны наносить вреда здоровью человека и окружающей среде. Для ввода в игру обе команды придумывают название их компании и эмблему. В помощь игрокам учитель может написать статью о правильном питании, полезных веществах в продуктах питания, экологически чистых упаковках и производстве. Данный момент необходим, чтобы снабдить учащихся необходимыми знаниями и лексикой по теме. Пока команды рисуют эмблемы , обсуждают и записывают свои идеи, два представителя от каждой команды, объединившись в жюри, вырабатывают критерии оценки работы команд. Далее команды по очереди отчитываются, рекламируя свой продукт. Жюри оценивают и обсуждают каждый доклад, объявляют результаты в баллах. Учитель подводит итоги игры, обращая внимание на актуальность задачи и практическое применение знаний полученных в игре. Данная игра может быть предложена ученикам средней школы для работы на уроке и внеурочной деятельности.
Еще одна игра «Интервью, прием на работу» адресована старшим школьникам, перед которыми вскоре встанет реальная задача выбора профессии и устройства на работу. Целями и задачами игры являются: активизировать использование лексики по теме трудоустройство, совершенствовать навыки диалогической речи, обучить речевому этикету на собеседование при устройстве на работу, воспитывать культуру поведения при устройстве на работу, воспитывать внимательное отношение к понятиям дресс-кода и языка тела, развивать память, логику и внимание учащихся, умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях.
В игровой ситуации смоделирована ситуация интервью и приема на работу, максимально приближенная к реальной жизни. В карточках с заданиями прописаны роли для участников игры :
менеджеры, проводящие интервью, получают карточки, в которых обозначены круг вопросов для интервью, но сами вопросы не даны, в предложенное время участник игры их составляет сам.
Соискатели места в компании получают карточки, в которых прописаны их поведение, включая ошибки, которые потом будут найдены в ходе обсуждения игры. Также в карточках соискателей дана информация об образовании, опыте работы и навыках участника, у каждого игрока – разные. Кроме того, обозначены другие обстоятельства, такие как маленький ребенок, семейное положение, особенности поведения.
Цель игры в наглядной форме научить школьников правильному поведению перед собеседованием, во время и после интервью, чтобы быть успешным при устройстве на работу в реальной жизни. Для этого необходимы знания соответствующей лексики, грамматики английского языка и, конечно же, умение общаться, произвести благоприятное впечатление и знания этикета.
Данная игра рекомендуется для завершающего этапа работы по теме, поэтому информационный текст отсутствует, т.к. ученики уже знакомы с правилами поведения на собеседовании, понятиями дресс-кода и владеют необходимой лексикой по теме. В игре есть элемент творчества, который участник игры может привнести и добавить сам. Важно, что ошибки прописаны в карточке, и мы обсуждаем не личность, а персонаж игры. Результат игры предсказуем, поскольку место получит тот игрок, в карточке которого меньше всего ошибок.
Урок завершается работой в командах, которым предложено составить правила для участников собеседования с учетом результатов игры и обсуждения.
По результатам этапа рефлексии после занятий все участники игр остались довольны и дали положительный отзыв. Контроль лексических навыков показал также положительную динамику.
В заключение, игры на уроках - это форма обучения, а не самоцель. Игра – лишь оболочка, форма. А главное содержание ее – это обучение, овладение определенными навыками и учениями. В книге Спиваковской А.С. «Игра - это серьезно» автор пишет, что игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности». В игре люди усваивают нормы поведения, игра учит, воспитывает и развивает личность. Учебные задачи в игре маскируются, а в результате игры ребенок чему-либо обучается. Как показывает материал статьи, игры можно и нужно использовать не только для обучения младших школьников. Деловые и ролевые игры активно используются при работе со старшими школьниками и для решения управленческих задач при работе с коллективом.
Источники и библиография
- О.Н. Игна
- С.Н. Макеева
- Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова
- Дубаков А. В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2576–2580. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85516.htm.
- Е.Н. Соловова
- А.С. Спиваковская «Игра - это серьезно» / – Москва : Педагогика, 1981. – 144 с. : ил. – (Библиотека для родителей) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...
Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС
Статья посвящена формированию читательской грамотности с помощью навыка голосового помощника "Алисы" "Читаем вслух"...
Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования
В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...
Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, СОО
Текст доклада к семинару МО воспитателей по теме "Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, СОО"...
Мастер-класс Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности
Мастер-класс Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности...
Приёмы формирования и развития функциональной грамотности учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку
Всероссийские проверочные работы – это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Мониторинг призван увидеть и ско...