Факультативный курс "Решение текстовых задач"
элективный курс по алгебре (6 класс) на тему

Критинина Ольга Михайловна

Для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_2015-16.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района

 Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

от _____ 201_  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________    

 подпись                             Ф.И.О.

__________ 201_  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______  

 

 от _________        201__г .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    ________факультативному  курсу по математике «Решение текстовых задач»___

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) __основное общее образование, 6 в  класс____     

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов __17_______               

Учитель    __Критинина О.М._________________________________________________

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»

_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2015 - 2016 учебный год

.


1.Пояснительная записка

Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы изменились. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Программа реализуется на основе следующих документов: 

  • Учебная  программа по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./ Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк- М.: Дрофа, 2010.,  рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления школьников.

 Важную роль для развития мышления играет решение  текстовых задач на уроках математики. Навыки решения текстовых задач  обычно ослабевают в 6 классе.    Необходимые навыки, полученные в курсе математики 5 класса,  теряются. В 6 классе появляются задачи на нахождение дроби от числа и по числу, которые вызывают затруднения у шестиклассников. Необходима дополнительная  подготовка учащихся. Применить её возможно с помощью внедрения программы направленной на развитие данных навыков для более слабых обучающихся.

Цель: ликвидация пробелов при решении задач, обобщение, систематизация  знаний по решению текстовых задач.

Задачи:

  • вооружить учащихся системой знаний по решению текстовых задач. Cформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
  • способствовать формированию познавательного интереса к математике, развитию творческих способностей учащихся.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

Факультативный  курс «Решение текстовых задач» рассчитан на 17 часов.

2.Содержание программы

Глава I Понятие текстовой задачи (1 час)

Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.

Каждая задача – это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое.

Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии.

Глава II Задачи на движение (2 часа)

Основные формулы, необходимые для решения задач на движение. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу.

Глава III Задачи на движение по реке (2 часа)

Движение тел по течению и против течения. Скорость по течению и против течения. Собственная скорость.

Глава IV. Задачи на дроби (2 часа)

Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал:

какое действие обозначает дробная черта;

что обозначает дробь. Нахождение числа по дроби. Нахождение числа от дроби.

Глава V Задачи на проценты  (3 часа)

Процент – это сотая часть. Задачи на составление пропорций. Банковские задачи.

Глава VI  Задачи, решаемые с помощью уравнения (6 часов)

Обозначение неизвестного в задаче. Составление уравнения. Решение задач в частях  на составление уравнений.

 

Распределение часов по темам

6 класс

п/п

Содержание

Кол-во

часов

1

Глава I.  Понятие текстовой задачи

1

2

Глава II.  Задачи на движение

2

3

Глава III.  Задачи на движение по реке

2

4

Глава IV.  Задачи на дроби

2

5

Глава V. Задачи на проценты

4

6

Глава VI.  Задачи, решаемые с помощью уравнения

6

Итого:

17

3.Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны иметь представление:

  • об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение, задача) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • об этапах решения задач различных типов;
  • о разнообразии типов текстовых задач

Учащиеся должны уметь:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
  • выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
  • составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;
  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи).

4.Перечень учебно- методической литературы:

  1. М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2010г.
  2. Галицкий, М.Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: уч. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич – М.: Просвещение, 1999. – 271 с.
  3. Дорофеев, Г.В., Седова, Е.А. Процентные вычисления, 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – М. Дрофа, 2004. – 144с.
  4. Г.В. Дорофеев,  М.К. Потапов, Н.Х. Розов.  Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г.
  5. Ю.В. Садовничий. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»). Кузнецова, Л.В. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / В. Кузнецова, С.Б. Суворова и др. М.: Просвещение, 2006 – 192с.
  6.  Симонов, А.С. Сложные проценты. / Математика в школе. – 1998. - № 5.
  7.  Совайленко, В.Е. Сборник развивающих задач. / В.К.Совайленко Ростов на – Дону: Легион, 2005. 256с.
  8. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
  9. Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003г.
  10. А. Тоом  Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
  11. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

Корректировка

 Понятие текстовой задачи

1

1.

 Этапы решения текстовой задачи;

Алгоритм решения текстовых задач

Оформление решения задачи.

1

07.09

 Задачи на движение.

2

2.

Простые задачи  на  движение. Формулы скорости, времени и расстояния

и их взаимосвязь.

1

21.09

3.

Задачи  на  встречное движение.

Задачи на движение в противоположном  направлении.

1

05.10

 Задачи на движение по реке.

2

4.

Скорость по течению, против течения, собственная скорость и взаимосвязь этих величин.

1

19.10

5.

Практикум по решению задач

1

16.11

 Задачи на дроби

2

6.

Дробь от числа

Число по значению дроби

Какую часть одно число составляет от другого

1

30.11

7.

Практикум по решению задач более сложных задач

1

07.12

Задачи на проценты.

3

8.

Понятие процента

1

21.12

9-10.

Задачи на пропорции.

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

2

Задачи, решаемые с помощью уравнения

6

11-16.

Практикум по решению  задач с помощью уравнения

6

17

Заключительное занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»

«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...

Построение многоуровневой системы задач по теме: «Текстовые задачи»

Многие со мною согласятся, что на итоговой аттестации по математике основной школы учащимся трудно даётся решение текстовых задач. В связи с этим следует создать систему многоуровневых заданий, котора...

Текстовые задачи. Программа факультативного курса. Математика 5 кл.

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 класса одной из задач которого является     формирование у учащихся  умения решать различные типы текстовых задач, в то...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...

Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"

Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...