Программа факультативного курса "Решение практических задач".
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Программа факультатива «Решение практических задач» составлена с учетом межпредметных связей, с использованием фактического материала сельской местности, экскурсий, в соответствии с программным материалом учебного процесса 6 класса, направлена на развитие у ученика логического и критического мышления, на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 35 учебных часа за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_reshenie_prakticheskih_zadach.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по математике
«Решение практических задач»
в 6 классе
Количество часов всего : за год 35 час; в неделю 1 час.
Ф.И.О. учителя составившего рабочую программу:
Воронцова Галина Николаевна
учитель математики высшей квалификационной категории
2016 год
При составлении программы факультативного курса «Решение практических задач» опиралась на Фундаментальное ядро содержания общего образования, как важную составную часть новой концепции стандартов общего образования и как на базовый документ необходимый для создания учебно-методических пособий.
«Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач» («Фундаментальное ядро содержания общего образования» Под редакцией В.В. Козлова).
Математика направлена на развитие личности ребенка, формирование общих способов его интеллектуальной деятельности, овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми как для продолжения обучения, так и для изучения смежных дисциплин, а также их применения в повседневной жизни.
Программа факультатива «Решение практических задач» составлена с учетом межпредметных связей, с использованием фактического материала сельской местности, экскурсий, в соответствии с программным материалом учебного процесса, направлена на развитие у ученика логического и критического мышления, на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 34 учебных часа за год. 1 час школьного компонента образовательного учреждения.
Актуальность курса
В курсе основной школы математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни.
Основная цель внеурочной деятельности на факультативных занятиях — развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности. Практические задачи позволяют приобретать не только первоначальный опыт математического моделирования, но и являются средством и условием применять знания полученные на уроках математики в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
На занятиях факультатива «Решение практических задач» у обучающихся формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Работа на занятиях факультатива позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе решения практических заданий школьник участвует в совместной деятельности, которая формирует коллектив и дает возможность учитывать и уважать мнение своих товарищей. Работа в группах позволяет правильно распределить обязанности между всеми участниками процесса: умело проанализировать информацию, изучить условие, преобразовать его в математическую модель реальной ситуации, выбрать рациональный способ решения проявляя при этом инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.
Цели и задачи курса
Изучение математики на факультативе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие школьника – формирование способности к продолжительной умственной деятельности, развитие логического мышления, пространственного воображения, математической речи.
- освоение математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: использовать разные источники информации, умения выполнять измерения на местности, преобразование текста в математическую модель реальной ситуации.
- воспитание критичности мышления, интереса к математике, умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- использование математические представления для описания окружающего мира;
- чтение и запись сведений об окружающем мире на языке математики;
Практическая значимость
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления ;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Особенности организации учебного процесса.
- Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
- На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
- На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
- В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
- Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
- Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
- Задачи составляются по предложенным учителем темам в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В результате факультативного курса «Решение практических задач» обучающиеся:
- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;; накопят опыт решения текстовых задач;
- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения факультативного курса является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения факультативного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Самостоятельно заниматься сбором информации и уметь ее обобщать и анализировать.
- Уметь совместно с учителем, позже без его помощи, обнаруживать и формулировать учебную задачу.
- Составлять план решения задачи совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты газет и научно-популярных журналов и при этом: прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя, сотрудничать в совместном решении задачи.
- Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Одной из главных своих задач вижу компетентностный подход к изучению математики и достижению обучающимися умения применять полученные знания в повседневной жизни.
№ п/п | Тема занятия | Количе ство часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. Презентация материалов прошлых лет. | 1 | |
2-4 | Нестандартные приемы устного счета | 3 | |
5 | Типы прикладных задач | 1 | |
6-7 | Источники информации и способы работы с ней | 2 | |
8-9 | Проведение лабораторных работ и исследований по определению достоверности определенных жизненных фактов. | 2 | |
910 | Применение математических знаний в жизненных ситуациях. Осуществление покупки в магазине. | 1 | |
11-12 | Практические задачи с экономическим содержанием . | 2 | |
13 | Работа над материалами литературных произведений имеющих математические данные. | 1 | |
14 | Составление задач по материалам литературных произведений военной тематики. | 1 | |
15 | Составление задач с сельскохозяйственным содержанием по материалам агропромышленного комплекса Курской области | 1 | |
16 | Составление математических тестов по материалам учебника математики. | 1 | |
17 | Экскурсии на объекты исследования расположенные на территории Администрации Саморядовского сельсовета для сбора информации (работа в группах) | 1 | |
18-20 | Использование полученного фактического материала из производства местной промышленности для составления задач. | 3 | |
21-22 | Метод проектов как одна из форм самостоятельной работы по соединению теоретических знаний и практических умений | 1 | лекция |
23-24 | Коллективная работа над проектами выполненными по результатам полученной информации. | 2 | |
25 | Презентация результатов исследований по проектам | 1 | |
26-27 | Работа с таблицами, диаграммами, графиками, имеющимися в материалах газет, научно-популярных журналов | 2 | |
28 | Составление диаграмм по результатам успеваемости обучающихся школы и результатам ЕГЭ и ГИА | 1 | |
29-30 | Работа с тестовыми конструкциями: решение практических задач с лишними данными; решение практических задач с недостающими данными. | 2 | |
31 | Работа на местности с математическими инструментами и приборами по измерению и вычислению пути, скорости, времени. | 1 | |
32 | Расчет объемов тел по готовым формулам | 1 | |
33 | Расчет веса животного, продолжительности сна в зависимости от возраста | 1 | |
34 | Задание на лето. Оформить проект на основании замеров растущего теленка в течение лета. | 1 | |
35 | Представление составленных задач в течение года | 1 |
Темы проектов на выбор учащихся.
- Авторские задачи учащихся 6-го класса
- Решение текстовых задач по материалам местности.
- Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
- Архитектура и математика.
- Быстрый счет без калькулятора.
- Влияние "главных чисел" на характер человека.
- Вычисление длины окружности.
- ГОСТ 28147-89 - отечественный стандарт шифрования.
- Гармония золотого сечения.
- Гармония математики и архитектуры в симметрии.
- Гулливер, лилипуты и математика.
- Его величество процент.
- Знакомая и незнакомая семерка.
- Математика в домашнем быту.
- Математика в оригами.
- Математика в пословицах и поговорках.
- Математика в природе.
- Математика и производство мяса.
- Магические тайны числа 7.
- Математика Древнего Востока.
- Старинная русская система мер.
- Старинные единицы длины в пословицах и поговорках.
- Старинные единицы измерения величин в эпосе "Олонхо".
- Старинные задачи древних народов.
- Старинные задачи на дроби.
- Фольклорные задачи.
- Формула сложных процентов и ее применение.
- "Ты за знаниями спеши - придумай, нарисуй, реши!" (Как самому создать задачу).
- Увлекательные тесты "Два в одном".
- Удивительно симметричный мир.
- Удивительные тайны золотого сечения.
- Экология края в задачах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса
Факультативный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов, увлекающихся химией. Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся бо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.
Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...
Рабочая программа факультативного курса "Решение задач по биологии"
Данная рабочая программа подготовлена для факультативного курса "Решение задач по биологии", целью которого является актуализация знаний учащихся по школьному курсу биологии и подготовке к ЕГЭ...
Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по неорганической химии»
Рабочая программа: аннотация, содержание, тематическое планирование....
Рабочая программа Факультативного курса «Практическое право»
Программа элективного курса «Практическое право» адресована учащимся 10 - 11 классов. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисцип...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Практическая география"
Программа составлена для обучающихся 9 класса для подготовки к ОГЭ по географии...