Выступление на методическом объединении по теме: «Формы организации исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения физики»
методическая разработка по физике

Марина Вячеславовна Холина

Для повышение эффективности учебного процесса и качества усвоения учебной информации учебно-исследовательская деятельность на уроках позволяет планировать учебный процесс с применением исследовательского метода обучения, проектирование различных уроков на основе метода исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Тема:

«Формы организации исследовательской деятельности обучающихся

в процессе изучения физики»

Холина М.ВЫ. учитель физики

МАОУСОШ №8 г.Старая Русса

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, которая направлена на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, получение опыта решения научных проблем.

Для повышение эффективности учебного процесса и качества усвоения учебной информации учебно-исследовательская деятельность на уроках позволяет планировать учебный процесс с применением исследовательского метода обучения, проектирование различных уроков на основе метода исследования.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физике может быть организована: при изучении теоретического материала, при решении задач, при выполнении лабораторных работ, при выполнении индивидуальных научно-исследовательских проектов.

Формы организации исследовательской деятельности могут быть различны: урочные - урок-исследование, «мозговой штурм»; учебный и домашний эксперимент; внеурочные - исследовательская практика; факультативные занятия, походы, поездки, экскурсии; учебные экспедиции; работа учащихся в научно-исследовательском обществе, в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.

На уроках физики можно использовать два основных вида исследовательской деятельности: экспериментальные исследования – это фронтальные лабораторные работы (1 урок), урок-исследование (15-20 мин), домашние практические задания (от 1ч до нескольких суток); теоретические исследования - уроки изучения нового материала, уроки повторения и обобщения, уроки решения физических задач, где учителем  ставятся проблемные вопросы, создаются различные ситуации или предлагаются творческие задания.

В исследовательской деятельности можно применять  метод проектов, который позволяет включить в  работу как отдельных  учеников, так и весь класс, позволяя  раскрывать их творческий потенциал. Возможные формы проектов: поиск пословиц, поговорок, примет, связанных с природными явлениями; изготовление различных моделей: молекул, фонтана, термоса, электроскопа и др (7-8 кл.); написание сочинений-рассуждений: «К чему может привести отсутствие гравитации на Земле?», «Я обнаружил, что исчезло трение…» (9кл); подготовка домашних экспериментов с их демонстрацией и объяснением на уроках (7-9 кл); выполнение научных проектов с их защитой (7-11кл).

Исследовательская работа по физике сегодня – это неотъемлемая часть эффективного образования. Она должна присутствовать на каждом уроке физики. При таком подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно, искать способы решения проблемы. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде

Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде

Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде

Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов

Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и астрономии....