Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс)
Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekom._po_issl._deyat-ti-20213.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИВОТНЫХ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Исследовательский проект № 1.
Учет птиц в городской среде
Птицы являются наиболее многочисленными, разнообразными и доступными для наблюдения представителями позвоночных животных как в природной, так и городской среде. В городе у птиц имеется своя экологическая роль, в том числе большое эстетическое значение в жизни людей. Видовое разнообразие птиц в городской среде довольно велико. В крупных городах умеренной зоны России насчитывается 60-80 гнездящихся видов. Распределение птиц внутри города крайне неравномерно. В центральной части и в жилых районах встречается всего несколько видов: воробьи, вороны, голуби, сороки и некоторые другие виды составляют до 90% численности всех птиц в городе. В парках и скверах, где людей меньше, меньше шумовое и химическое загрязнение окружающей среды, обитают остальные виды. Для ученых-орнитологов очень важно знать видовое разнообразие птиц в городах и примерную численность популяций.
Оборудование: блокнот, карандаш, бинокль, определитель птиц.
Ход выполнения:
- Проложите три линейных маршрута протяженностью около 1000 метров. Один маршрут должен проходить по улицам города, второй – внутри жилых кварталов, третий – по парку или скверу. Важно, чтобы все маршруты были примерно одинаковой длины.
- Проведите учет птиц на линейном маршруте. Для этого идите по нему неспешным шагом и записывайте всех увиденных птиц и их количество.
- Подсчитайте площадь исследованной территории. Для этого определите среднюю ширину учетной полосы, то есть определите, на каком расстоянии по обе стороны от своего маршрута вы учитывали всех птиц. Умножив ширину учетного маршрута на его длину, вы получите площадь обследованной территории.
- Рассчитайте, какое количество птиц учтено на 1 га исследованной территории.
- Составьте таблицу и занесите в нее полученные данные, в том числе: количество видов, количество особей каждого вида, плотность отдельных видов (количество особей на площадь), общее количество и плотность птиц на каждом маршруте.
- Сравните видовое разнообразие и численность птиц на каждом маршруте и сделайте выводы.
- Оформите свое исследование в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 2.
Учет численности бездомных собак в городе
Собаки и кошки – самые распространенные домашние животные в городе. Замечательно, когда они живут, как члены семьи. Но откуда тогда появляются бездомные животные? Первый путь: щенок или котенок, взятые в дом, как игрушка, потом становятся ненужными и выбрасываются на улицу. Второй путь: потомство домашних кошек и собак, щенята и котята, которые не нужны семье хозяев, становятся лишними. Их оставляют в подъездах в надежде, что добрый человек заберет себе домой. Но зачастую малыши вырастают и пополняют армию бездомных животных. Третий путь: детеныши бездомных животных становятся бездомными животными. Бездомные животные – это невольные распространители таких заболеваний, как стригущий лишай, чесотка, бешенство, туляремия и других. Бездомные животные часто становятся жертвами жестокости со стороны людей. С бездомностью животных нужно бороться современными экологически безопасными методами через организацию приютов, популяризацию заботы о беспородном животном и т.д.
Бездомные животные приспосабливаются к жизни в городе как среде обитания. Собаки объединяются в стаи, которые имеют сложную иерархическую структуру, свою территорию и свои безопасные логова. Собаки знают множество способов прокормиться. Они регулярно обходят дворы и помойки. Некоторые попрошайничают у магазинов и кафе.
Сколько бездомных собак живет в нашем городе? Кажется, что узнать это невозможно. Однако можно определить приблизительную цифру бездомных животных в микрорайоне, районе, а потом в городе в целом.
Оборудование: блокнот, карандаш, фотоаппарат.
Ход выполнения:
- В течение недели ежедневно обходите дворы и улицы своего квартала.
- Отмечайте встреченных собак в блокноте.
- Составьте на каждую собаку карточку, своеобразный паспорт или учетный лист. В нем укажите особые приметы собаки: окраску, высоту в холке, особенности поведения. При продвижении по маршруту указывайте дату и место встречи.
- Составьте картосхему квартала и отметьте на ней места наиболее частых встреч, места кормежки, убежища.
- Подсчитайте количество собак, постоянно обитающих в вашем квартале.
- Укажите количество людей, проживающих на исследуемой территории. Для этого подсчитайте количество домов в вашем квартале, укажите количество подъездов и этажей, вычислите количество квартир. Определите среднее количество жителей в одной квартире. Для этого подсчитайте количество людей в вашем подъезде и разделите на количество квартир.
- Экстраполяция данных. Число жителей района и города известно. Если район и город однородны по своей структуре застройки, то по соотношению жителей квартала и бездомных собак можно определить приблизительное число бездомных собак в городе. Если будут собраны данные от нескольких учеников, полученная информация будет более достоверной и точной.
- Оформите результаты исследования в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 3.
Учет численности бездомных кошек в городе
Подсчет бездомных кошек более сложен, чем учет собак, так как кошки – ночные хищники, имеющие хорошие навыки маскировки.
Оборудование: авторучка, блокнот.
Ход выполнения:
- Понаблюдайте за животными рано утром и вечером около своего дома, мусорных баков, у подвальных отдушин. Через несколько дней ведения наблюдений вы будете знать живущих в вашем дворе бездомных кошек.
- Составьте пропорцию соотношения жителей вашего двора и бездомных кошек.
- Экстраполируйте полученные данные на весь район.
- Если несколько учащихся, живущих в разных районах города, проведут эту работу, то экстраполяция данных будет более точной.
- Оформите результаты исследования в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 4.
Учет численности домашних собак в городе
Собаки были одомашнены человеком на заре цивилизации. В настоящее время в условиях современного города собака для человека – это друг и компаньон. Некоторые собаки сохранили профессии сторожа или охотника, но все они стали членами семьи горожанина. Сколько же собак живет в городе? Численность домашних собак подсчитать легче, чем бездомных, так как владельцы выгуливают их не реже двух раз в сутки. Численность домашних собак напрямую связана с численностью населения. Задача исследования – выявить соотношение между количеством животных на небольшой территории и экстраполировать данные для получения примерного количества домашних собак в населенном пункте.
Оборудование: авторучка, блокнот.
Ход выполнения:
- Подсчитайте количество домашних собак в вашем дворе.
- Укажите породы собак.
- Расставьте собак по рейтингу популярности.
- Если в городе есть микрорайоны с частными домами, то подсчитайте число домов в квартале, приблизительное число кварталов. В частном секторе, обычно, каждая семья имеет во дворе собаку.
- Подсчитайте приблизительное количество людей в квартале.
- Вычислите соотношение между количеством людей и собак на изученной территории.
- Экстраполируйте полученные данные на район вашего проживания.
- Если несколько учащихся из разных районов города проведут исследование, то полученные данные будут более или менее точными, что позволит произвести экстраполяцию данных на весь город.
- Оформите результаты исследования в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 5.
Социологический опрос владельцев собак
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40-100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета «Собаководы и их собаки»
Уважаемые жители города!
Учащиеся (учебное учреждение, класс, творческое объединение) проводят социологическое исследование с целью выяснить численность наших четвероногих друзей, любимые породы собак, условия содержания.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты!
1. Укажите, пожалуйста, свой пол____________________________
2. Укажите, пожалуйста, свой возраст________________________
3. Сколько лет вашей собаке________________________________
4. Укажите породу вашей собаки____________________________
5. Почему вы выбрали именно эту породу собак
__________________________________________________________________________________________________________________________
6. Для вас собака это:
а) друг
б) охранник
в) свой вариант ответа_________________________________________
7. Назовите, пожалуйста, других членов семьи, их возраст и профессию:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8. Кто в вашей семье больше других хотел завести собаку:
_____________________________________________________________
9. Кто в действительности чаще других кормит собаку и гуляет с ней: _____________________________________________________________
10. Назовите, пожалуйста, кличку вашей собаки:
_____________________________________________________________
11. В каком возрасте и при каких обстоятельствах к вам попала собака:
__________________________________________________________________________________________________________________________
12.Вы живете в квартире (сколько комнат) или в частном доме:
_____________________________________________________________
13. Укажите, пожалуйста, район проживания: ______________________
14. Есть ли у вас другие домашние животные, укажите какие:
__________________________________________________________________________________________________________________________
15. Можете ли вы порекомендовать другим любителям собак завести собаку такой же породы, как у вас и почему:
____________________________________________________________
___________________________________________________________
Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!
Исследовательский проект № 6.
Изучение отличительных особенностей экстерьера моей собаки
Предложите учащимся объединения, у которых в доме имеется собака, провести сравнительный анализ экстерьера своей собаки в соответствии со стандартами породы
Оборудование: авторучка, блокнот, сантиметровая лента, весы.
Ход выполнения:
- Внимательно изучите экстерьер своей собаки: измерьте рост, вес, отметьте особенности окраса, шерсти.
- Заполните таблицу.
Таблица 1.
Сравнение экстерьера моей собаки с нормативами экстерьера породы
№ | Внешние признаки | Стандарт породы | Моя собака | Выводы |
1. | Высота в холке | Соответствует норме или нет | ||
2. | Вес | Соответствует норме или нет | ||
3. | Передние лапы | Соответствует норме или нет | ||
4. | Задние лапы | Соответствует норме или нет | ||
5. | Окрас | Соответствует норме или нет | ||
6. | Длина тела | Соответствует норме или нет | ||
7. | Шерсть | Соответствует норме или нет | ||
8. | Форма морды | Соответствует норме или нет | ||
9. | Длина хвоста | Соответствует норме или нет | ||
10. | Уши | Соответствует норме или нет |
- Сформулируйте выводы.
- Оформите результаты исследования в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 7.
Изучение особенностей поведения моей собаки в сравнении с типичными поведенческими реакциями породы
Предложите учащимся объединения, у которых в доме имеется собака, провести сравнительный анализ поведения собаки в соответствии со стандартами породы
Оборудование: авторучка, блокнот, сантиметровая лента, весы.
Ход выполнения:
- Внимательно изучите экстерьер своей собаки: измерьте рост, вес, отметьте особенности окраса, шерсти.
- Заполните таблицу.
Таблица 2.
Изучение особенностей поведения моей собаки в сравнении с типичными поведенческими реакциями породы
№ | Особенности поведения | Типичные особенности породы | Моя собака | Выводы |
1. | Уравновешенность нервной системы (темперамент) | Соответствует норме или нет | ||
2. | Доброжелательное отношение к людям | Соответствует норме или нет | ||
3. | Доброжелательное отношение к другим собакам | Соответствует норме или нет | ||
4. | Охотничьи инстинкты (агрессивность при виде кошек и др.) | Соответствует норме или нет | ||
5. | Дрессировка | Соответствует норме или нет | ||
6. | Активность поведения на улице | Соответствует норме или нет | ||
7. | Активность поведения в доме | Соответствует норме или нет | ||
8 | Отношение собаки к отсутствию хозяина, любовь к детям и семье в целом | Соответствует норме или нет | ||
9 | Инстинкт охраны | Соответствует норме или нет | ||
10 | Интеллект и обучаемость | Соответствует норме или нет |
- Сформулируйте выводы.
- Оформите результаты исследования в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 8.
Учет численности домашних кошек в городе
Кошки были одомашнены человеком почти также давно, как собаки. В условиях современного города кошка для человека – это друг и компаньон. Не все кошки сохранили профессию охотника, но все они стали членами семьи горожанина. Сколько же кошек живет в городе?
Задача исследования – выявить соотношение между количеством животных на небольшой территории и экстраполировать данные для получения примерного количества домашних кошек в населенном пункте.
Оборудование: авторучка, блокнот.
Ход выполнения:
- Подсчитайте количество домашних кошек в вашем подъезде путем опроса своих соседей.
- Укажите породы кошек.
- Подсчитайте приблизительное количество людей в квартале.
- Вычислите соотношение между количеством людей и кошек на изученной территории.
- Если несколько учащихся из разных районов города проведут исследование, то полученные данные будут более или менее точными, что позволит произвести экстраполяцию данных на весь город.
- Экстраполируйте полученные данные на район вашего проживания.
- Оформите результаты исследования в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 9.
Учет численности домашних животных в городе
Составьте список животных, которые могут содержаться в домашних условиях городской квартиры или частного дома. Проведите опрос своих друзей, одноклассников, соседей.
Оборудование: авторучка, блокнот.
Ход выполнения:
- Подсчитайте количество видов одомашненных животных в вашем подъезде путем опроса своих соседей.
- Укажите число особей каждого вида или породы.
- Подсчитайте приблизительное количество людей в квартале.
Таблица. Учет видового разнообразия и численности домашних животных в Заводском районе г. Новокузнецка
№ | Адрес | Кол-во квар тир в подъезде | Кол-во человек в подъезде | Кол-во собак | Кол-во кошек | Кол-во аква- риумов | Пресмыкающ., виды | Птицы, виды | Млек., виды |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
Всего |
- Вычислите соотношение между количеством людей и каждым видом животного на изученной территории.
- Если несколько учащихся из разных районов города проведут исследование, то полученные данные будут более или менее точными, что позволит произвести экстраполяцию данных на весь город.
- Экстраполируйте полученные данные на район вашего проживания.
- Оформите результаты исследования в форме доклада или статьи.
Исследовательский проект № 9.
Изучение степени защищенности домашних животных в городской среде
методом социологического опроса населения
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40-100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета «Отношение горожан к домашним животным»
Уважаемые жители города!
Учащиеся ________________ проводят социологическое исследование с целью выяснить основные проблемы взаимоотношений человека и животных в городе.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты!
1. Укажите, пожалуйста, свой пол_________ ___________________________
2. Укажите, пожалуйста, свой возраст_________________________________
3. Волнует ли Вас проблема взаимоотношений человека и домашних
животных в городе:
а) да б) нет.
4. Содержите ли Вы у себя дома какое-либо домашнее животное? Если Вы отвечаете «да», укажите какое это животное, какой породы кошка или собака, вид птиц, любимые виды аквариумных рыб или других животных:________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Имеются ли у Вас соседи в подъезде, чьи домашние животные доставляют Вам много неприятных моментов (шум из-за стены, запах, страх при встрече с опасным животным):
а) да б) нет.
6. Знакомы ли Вы лично с людьми, которые содержат в домашних условиях экзотических животных (тритоны, крокодилы, змеи, хамелеоны, пауки, насекомые южных стран и т.д.):
а) да б) нет.
7. Укажите, пожалуйста, виды тех экзотических животных, которых Вы встречали в квартирах горожан:_____________________________________
________________________________________________________________
8. Волнует ли Вас проблема бездомных животных:
а) да б) нет.
9. Приходилось ли Вам быть свидетелем жестокого обращения с животными:
а) да б) нет.
10. Ваше отношение к проблеме бездомных животных:
а) их надо уничтожать, т.к. они являются разносчиками различных инфекций и представляют серьезную опасность для людей;
б) таких животных необходимо изолировать путем создания и развития имеющихся благотворительных питомников;
в) предложите свои пути решения проблемы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Знаете ли Вы, что законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными:
а) да б) нет.
12. Вы считаете, что:
а) в нашей стране необходимо внести изменения в законодательство и более жестко регламентировать взаимоотношения человека и животных (запретить некоторые виды животных, в том числе, и некоторые породы собак, содержать в городских квартирах);
б) необходимо решать эти проблемы на областном и городском уровнях;
в) считаю, что у нас нет особых проблем взаимоотношений человека и животных.
Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!
ЛИТЕРАТУРА
- Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
- Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006 – с.74.
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html
- Лапина Т.П. Комплексная оценка показателей качества родниковой и водопроводной воды в Заводском районе г. Новокузнецка. / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: https://rosprosvet.ru/material/pub-15362/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)
Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде
Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде
Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов
Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению здоровья человека в современном городе
Материал содержит методики изучения самочувствия и здоровья человека в городской среде...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека...