Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению здоровья человека в современном городе
учебно-методический материал (9, 10, 11 класс)
Материал содержит методики изучения самочувствия и здоровья человека в городской среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ САМОЧУВСТВИЯ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ
Исследовательский проект № 1.
Изучение проблемы рационального питания учащихся
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40 - 100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета «Рациональное питание школьников»
Дорогие ребята!
Учащиеся _____________________ проводят социологическое исследование с целью выяснить основные проблемы в вопросах организации рационального питания учащихся старших классов.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты!
1. Укажите, пожалуйста, свой пол _____
2. Укажите, пожалуйста, свой возраст ___
3. Вы считаете, что имеете полноценное сбалансированное питание каждый день:
а) да б) не всегда в) редко.
4. Как часто вы едите фрукты (яблоки, апельсины и др.) в осенне-зимний период:
а) каждый день (регулярно)
б) три – четыре раза в неделю (часто)
в) один раз в неделю или реже (редко).
5. Как часто вы едите чипсы, соленые сухарики:
а) каждый день (регулярно)
б) три – четыре раза в неделю (часто)
в) один раз в неделю или реже (редко).
6. Как часто вы пьете газированные напитки и энергетики:
а) каждый день (регулярно)
б) три – четыре раза в неделю (часто)
в) один раз в неделю или реже (редко).
7. Как часто вы едите кисло-молочные продукты (сыр, творог, йогурт и т.д.):
а) каждый день (регулярно)
б) три – четыре раза в неделю (часто)
в) один раз в неделю или реже (редко).
8. Как часто вы едите фаст-фуд, ходите в кафе быстрого питания:
а) несколько раз в неделю (регулярно)
б) два-три раза в месяц (часто)
в) один раз в полгода-год (редко).
9. Имеете ли вы заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как, гастрит, холецистит:
а) да б) нет.
10. Бывает ли у вас изжога:
а) три – четыре раза в неделю
б) один раз в неделю или реже
в) никогда не было.
11. Знаете ли вы правила здорового (рационального) питания:
а) думаю, что знаю
б) знаю, но не вникаю глубоко
в) не интересуюсь этой темой
12. Ваше отношение к проблеме здорового питания:
а) здоровое питание – это основа сохранения здоровья человека, я стараюсь питаться правильно;
б) здоровое питание – это скучно, я ем все, что захочу и когда захочу
в) моей семье не хватает денег на организацию рационального питания всех членов семьи, приходится экономить.
Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!
Исследовательский проект № 2.
Изучение проблемы недосыпания и переутомления
у учащихся старших классов
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40 - 100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета по выявлению проблемы
недосыпания и переутомления у учащихся
Дорогие ребята!
Учащиеся _______________________проводят социологическое исследование по проблеме переутомления и недосыпания учащихся старших классов. Пожалуйста, ответьте честно и искренне на наши вопросы. Благодарим Вас за помощь!
1. Укажите, пожалуйста, свой пол _____
2. Укажите, пожалуйста, свой возраст ___
3. Сколько часов Вы спите ночью:
а) меньше 7 часов
б) 7-8 часов
в) больше 8 часов
г) свой вариант ответа _____________________________________
4. В выходные дни Вы спите:
а) больше, чем в будние дни
б) столько же
в) меньше, чем в будние дни
г) свой вариант ответа _____________________________________
5. Какой вид отдыха после школьных занятий Вы предпочитаете:
а) немного вздремнуть
б) активный отдых (прогулка, посещение объединений, секций, клубов)
в) компьютерные игры, социальные сети, фильмы и сериалы
г) свой вариант ответа _______________________________________
6. Сколько времени ежедневно Вы тратите на приготовление домашнего задания:
а) 1,5 – 2 часа
б) меньше 1 часа
в) больше 2 часов
г) свой вариант ответа ________________________________________
7. Посещаете ли Вы спортивные секции, объединения, клубы:
а) нет
б) да (укажите, сколько времени в неделю Вы тратите, спортивная это секция или объединение с малоподвижным режимом занятий) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как Вы оцениваете свое самочувствие в обычный рабочий день:
а) хорошее самочувствие, высокая работоспособность
б) вялость, усталость, чувство недосыпания
в) иногда ответ «а», иногда ответ «б»
9. Обычно Вы гуляете каждый день:
а) нет, только по дороге в школу и из школы
б) примерно 1 час
в) 1,5 - 2 часа и более
г) свой вариант ответа__________________________________________
10. Сколько времени Вы проводите у телевизора:
а) редко смотрю телевизор, не более 1,5 часа в день
б) 2 – 3 часа в день
в) более 3 часов в день
г) свой вариант ответа __________________________________________
11. Сколько времени Вы проводите за экраном компьютера, планшета, смартфона:
а) каждый день по 1 часу
б) каждый день 2-3 часа
в) каждый день более 3 часов
г) свой вариант ответа ________________________________________
12. Обычно Вы спите:
а) спокойно и крепко
б) беспокойно, часто вижу плохие сны
в) иногда беспокойно
Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!
Исследовательский проект № 3.
Анализ физической активности учащихся в течение рабочей недели
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40 - 100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета
«Моя физическая активность в течение рабочей недели»
Дорогие ребята!
Учащиеся _____________________ проводят социологическое исследование с целью изучения физической активности учащихся старших классов в школе и дома, как главного фактора здорового образа жизни.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты!
1. Укажите, пожалуйста, свой пол _____
2. Укажите, пожалуйста, свой возраст ___
3. Сколько часов вы уделяете сну ежедневно ___________________________
4. Сколько времени вы проводите за занятиями в школе _________________
5. Сколько времени у вас уходит на подготовку домашних заданий ________
6. Сколько времени вы сидите за монитором, смотрите телевизор__________
7. Сколько времени ежедневно вы уделяете спорту и физкультуре__________
8. Сколько времени ежедневно вы проводите на свежем воздухе___________
9. Сколько времени вы уделяете хозяйственным делам___________________
10. Сколько времени вы уделяете живому общению с друзьями____________
Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!
Исследовательский проект № 4.
Анализ физической активности учащихся в течение выходного дня
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40 - 100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета
«Моя физическая активность в течение выходного дня»
Дорогие ребята!
Учащиеся _____________________ проводят социологическое исследование с целью изучения физической активности учащихся старших классов в школе и дома, как главного фактора здорового образа жизни.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты!
1. Укажите, пожалуйста, свой пол _____
2. Укажите, пожалуйста, свой возраст ___
3. Сколько часов вы спите _____________
4. Сколько времени вы проводите в относительной неподвижности: читаете, смотрите телевизор, сидите за компьютером и т.д. _____________________
5. Сколько времени вы активны: занимаетесь спортом в спортзале, делаете уборку дома и т.д._________________________________________________
6. Сколько времени тратите на поход по магазинам ____________________
7. Сколько времени вы гуляете ______________________________________
8. Сколько времени занимаетесь спортом на свежем воздухе ____________
Исследовательский проект № 5.
Изучение отношения учащихся к табакокурению
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40 - 100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета
«Ваше отношение к табакокурению»
- Укажите, пожалуйста, сколько Вам лет____________________
- Укажите, пожалуйста, свой пол _________________________
- Пробовали ли Вы курить табачные изделия: а) да б) нет
- Курите ли в настоящее время: а) да б) нет
- Сколько сигарет Вы выкуриваете за сутки: _______________
- Курят ли Ваши друзья, подруги: а) да б) нет
- Скрываете ли Вы курение от родителей: а) да б) нет
- Нужна ли Вам дополнительная информация о влиянии табачного дыма на организм человека: а) да б) нет
- Хотели бы Вы бросить курить: а) да б) нет
Курят ли члены вашей семьи: а) да б) нет
Знаете ли Вы, как влияет никотин и другие вещества табачного дыма на организм человека: а) да б) нет
- Как бы Вы отнеслись к полному запрету на продажу табачных изделий__________________________________________________________________________________________________________________
Проблемы табакокурения и здорового образа жизни обсуждаются в кругу семьи: а) да б) нет
11. Проблемы табакокурения и здорового образа жизни обсуждаются на уроках в школе с преподавателями различных дисциплин: а) да б) нет
- Проблемы табакокурения и здорового образа жизни обсуждается на часах общения в классе: а) да б) нет
- Обсуждаете ли Вы указанные проблемы в кругу своих друзей и сверстников: а) да б) нет
Благодарим Вас за искренний ответ!
Исследовательский проект № 6.
Изучение суточного хронотипа учащихся
Оборудование: опросник Остберга, тетради, ручки.
Ход выполнения исследования:
- Выполните тест и обработайте с помощью ключа.
- Проанализируйте свои личные результаты и результаты всех учащихся класса, группы, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Тест Остберга
1. Трудно ли Вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда б) иногда в) редко г) крайне редко
2. Если бы у Вас была возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать:
а) после 1 часа ночи б) с 23.00 до 1.00
в) с 22.00 до 23.00 г) до 22.00
3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения:
а) плотный
б) менее плотный
в) можете ограничиться варенным яйцом или бутербродом
г) достаточно чашки чая или кофе
4. Если Вы вспомните Ваши последние размолвки на работе (в школе) или дома, в какое время они преимущественно происходили:
а) в первой половине дня
б) во второй половине дня
5. От чего Вы могли бы отказаться с большей легкостью:
а) от утреннего чая или кофе
б) от вечернего чая.
6. Насколько точно Вы можете оценить промежуток времени, равный одной минуте:
а) меньше минуты
б) ровно или больше минуты
7. Насколько легко нарушаются Ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время отпуска (каникул):
а) очень легко
б) достаточно легко
в) трудно
г) остаются без изменений
8. Если рано утром предстоят важные дела, насколько времени раньше Вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком?
а) более чем на 2 часа;
б) на час-два раньше;
в) меньше, чем на час;
г) как обычно.
Анализ теста
Утренний тип – «жаворонки» – 7-8 баллов.
Промежуточный тип – «голуби» – 8-13 баллов.
Вечерний тип работоспособности – «совы» – более 14 баллов.
Ключ теста Остберга
№ | А | Б | В | Г |
1. | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
2. | 3 | 2 | 1 | 0 |
3. | 3 | 2 | 1 | 0 |
4. | 1 | 0 | – | – |
5. | 2 | 0 | – | – |
6. | 0 | 2 | – | – |
7. | 0 | 1 | 2 | 3 |
8. | 3 | 2 | 1 | 0 |
ЛИТЕРАТУРА
- Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
- Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006 – с.74.
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html
- Лапина Т.П. Комплексная оценка показателей качества родниковой и водопроводной воды в Заводском районе г. Новокузнецка. / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: https://rosprosvet.ru/material/pub-15362/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)
Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде
Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде
Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде
Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов
Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека...