Рабочая программа по дисциплине "Физика" для профессии 23.01.17
рабочая программа по физике (10 класс)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.06_fizika.docx116.1 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МСМТ

__________ Е.А. Малыхина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ООД.06 «Физика»

по профессии

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

2023 г.

Одобрена и рекомендована

Предметной цикловой комиссией

Естественнонаучного профиля

Протокол № 10  от  15.06.2023  г.

Председатель предметной цикловой

комиссии

_________________ Кутлуахметова Э.Ш.

Согласовано:

Зам. директора по УР

________________Е.С. Засова

Организация-разработчик: 

ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

 

Разработчик:

Э.Ш. Кутлуахметова, преподаватель ГБПОУ МСМТ

Рецензент внутренний:

А.В. Головина, методист ГБПОУ МСМТ

Т.Г. Лукашенко, методист ГБПОУ МСМТ

Разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2022 г. N 328

- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО Протокол № 14 от «30» ноября 2022


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины                                                                                                  4
  2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины        ..16
  3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины        ..36
  4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины        38

  1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины

Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины:

Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
  • формирование естественно-научной грамотности;
  • овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;
  • освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
  • овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
  • овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
  • формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
  • воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.

Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:

  • приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
  • понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;
  • освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;
  • формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;
  • приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
  • формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
  • подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях;
  • подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданско-патриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.

Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых  задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
  • выдвигать гипотезы и строить модели,
  • применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
  • практически использовать физические знания;
  • оценивать достоверность естественно-научной информации;
  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.


1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; 

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; 

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; 

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем 

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; 

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;

- владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;

- сформировать умения применять основополагающие астрономические понятия, теории и законы для анализа и объяснения физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде, движения небесных тел, эволюции звезд и Вселенной;

- владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; 

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; 

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

- владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

- уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; 

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей

- проверка технического состояния автомобиля в движении

- знание устройства и принципа действия систем и механизмов двигателя, регулировки и технические параметры исправного состояния двигателей

- владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел)

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

- знание устройства и работы электрических и электронных систем автомобилей

- выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния приборов электрооборудования автомобилей и делать прогноз возможных неисправностей

- соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

- уметь определять дефекты и повреждения кузовов, кабин и платформ автомобилей

- принимать решения о необходимости и целесообразности ремонта и способах устранения выявленных неисправностей, дефектов и повреждений

- знать предельные величины отклонений параметров кузовов, кабин и платформ автомобилей

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей

- применять основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов.

- определять физические и химические свойства горючих и смазочных материалов. Области применения материалов

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей

- проводить диагностику технического состояния приборов электрооборудования автомобилей по внешним признакам

- уметь измерять параметры электрических цепей электрооборудования автомобилей

ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов

- использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности, выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

- определять характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов. Области применения материалов


2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной деятельности

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего):

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

  • теоретическое обучение
  • лабораторные работы
  • практические занятия

117

85

12

20

Практическая подготовка

Консультации

35

9

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Номер занятия

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия

Объем часов

Уровень освоения

Формируемые общие и

профессиональные

компетенции

Введение

1

1

Введение. 

Цель, задачи дисциплины. Место дисциплины в структуре ППКРС. Значение физики при освоении профессии. Основные элементы физической картины мира.

1

2

ОК 01

ОК 03

ОК 05

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: составление опорной схемы «Физика как наука»

Контроль в форме: проверка качества составления опорной схемы

Раздел 1. Механика

22

Тема 1.1 Основы кинематики

8

2

Механическое движение.

Понятие механического движения. Характеристики механического движения: определения, формулы, условные обозначения и единицы измерения. Использование законов кинематики и динамики при описании работы отдельных узлов автомобиля

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

3

Виды механического движения.

Равномерное прямолинейное движение: параметры, уравнения движений, графики. Алгоритм решения задач на прямолинейное движение с постоянной скоростью. Проявление законов движения в работе отдельных узлов автомобиля

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на прямолинейное движение с постоянной скоростью

Контроль в форме: проверка качества решения задач

4

Виды механического движения. 

Равнопеременное прямолинейное движение: параметры, уравнения движений, графики. Алгоритм решения задач на прямолинейное движение с постоянным ускорением.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на прямолинейное движение с постоянным ускорением

Контроль в форме: проверка качества решения задач

5

Движение тела по окружности.

Понятие свободного падения тел. Понятие движения тела по окружности. Характеристики движения: определения, формулы. Расчет частоты вращения коленчатого вала.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на движение тел по окружности

Контроль в форме: проверка качества решения задач

6

Кинематика твердого тела.

Понятия: абсолютно твердое тело, поступательное движение, вращательное движение. Угловая и линейная скорости вращения: определения, формулы. Совершение прямолинейного и вращательного движения поршнями, клапанами, шкивами, зубчатыми колесами в коробке передач.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на вращательное движение твердого тела

Контроль в форме: проверка качества решения задач

7– 8

Практическое занятие № 1: Решение задач по теме «Кинематика»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

9

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях.

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

3

Тема 1.2. Основы динамики

8

10

Первый закон Ньютона.

Понятия: покой, свободное тело, инерция, инерциальная и неинерциальная системы отсчёта. Принцип относительности Галилея. Формулировка I закона Ньютона. Алгоритм решения качественных задач.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

ПК 1.5

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение качественных задач на применение I закона Ньютона

Контроль в форме: проверка качества решения задач

11

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Основные величины динамики: сила, масса, импульс. Принцип суперпозиции сил. Понятие взаимодействия тел. Применение законов Ньютона. Алгоритм решения задач по динамике. Выполнение первого, третьего законов Ньютона при работе автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение II и III законов Ньютона

Контроль в форме: проверка качества решения задач

12

Силы в механике.

Сила упругости: определение, формулы, виды сил. Закон Гука. Виды деформаций тела в механике. Сила трения: определение, виды сил, формулы. Влияние сил трения на работу между сопряженными подвижными деталями кривошипно-шатунного механизма, сцепление автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

13-14

Лабораторная работа № 1: «Измерение силы трения (скольжения)».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

15

Закон всемирного тяготения. 

Понятия: гравитационное поле, инертная и гравитационная масса, первая космическая скорость. Понятие невесомости. Сила тяжести, вес тела: определения, формулы. Формула закона всемирного тяготения.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение закона всемирного тяготения

Контроль в форме: проверка качества решения задач

16-17

Практическое занятие № 2: Решение задач по теме «Динамика»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 1.3. Законы сохранения в механике

6

18

Закон сохранения импульса.

Понятия: импульс тела, импульс силы, внутренние силы, реактивное движение. Формула закона сохранения импульса. Учет явления инерции при работе автомобиля

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение закона сохранения импульса

Контроль в форме: проверка качества решения задач

19

Работа силы. Мощность.

Понятие мощности: определение, формула. Работа потенциальных и непотенциальных сил: определения, формулы. КПД строительных механизмов. 

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

20

Механическая энергия.

Понятие энергии. Виды энергии: кинетическая и потенциальная энергия: определения, формулы. Способы изменения кинетической энергии тела. Выполнение законов сохранения импульса, энергии при движении автомобиля: примеры.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

21

Закон сохранения полной механической энергии.

Понятия: полная механическая энергия, столкновение тел (абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар). Формулировка закона сохранения механической энергии. Алгоритм решения задач на: «Законы сохранения в механике». Учет законов сохранения при работе автомобиля

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

22-23

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Коллоквиум по разделу: «Механика».

2

3

Практическая подготовка:

10

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

22

Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории.

8

24

Основы молекулярной физики.

Основные положения молекулярной физики и термодинамики. Основные понятия молекулярной физики: молекула, атом, моль, число Авогадро, молярная масса: определения, условные обозначения, единицы измерения.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: составление глоссария «Основы молекулярной физики»

Контроль в форме: проверка качества составления глоссария

25

Основные положения МКТ.

Понятия: броуновское движение, диффузия, взаимодействие атомов и молекул. Определение основных положений МКТ. Масса и размеры молекул: определения, формулы. Строение атомов и молекул. Три состояния вещества: строение, характеристики. Использование законов молекулярной физики при описании работы отдельных узлов автомобиля

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

26-27

Лабораторная работа №2: «Измерение массы воздуха в классной комнате при помощи необходимых измерений и расчётов».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

28

Параметры состояния идеального газа.

Понятия: идеальный газ, объем газа, давление газа. Формулы для расчета параметров идеального газа. Основное уравнение МКТ. Алгоритм решения задач на «Основные положения МКТ». Алгоритм решения задач на «Основы молекулярно-кинетической теории».

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

29

Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Понятия: температура, абсолютный нуль температуры, постоянная Больцмана. Способы измерения температуры. Формула для расчета температуры в МКТ. Алгоритм решения ситуационных задач.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение ситуационных задач

Контроль в форме: проверка качества решения задач

30

Газовые законы.

Понятие: изопроцесс. Виды изопроцессов (изотермический, изохорный, изобарный): определения, формулы, графики. Формулы газовых законов (закон Шарля, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, объединенный газовый закон).

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: построение графиков изопроцессов

Контроль в форме: проверка качества построения графиков

31

Уравнение состояния идеального газа.

Понятия: молярная газовая постоянная. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона): формула. Закон Авагадро, закон Дальтона: формулы.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

Тема 2.2. Основы термодинамики

6

32

Внутренняя энергия.

Понятия: внутренняя энергия системы, внутренняя энергия идеального газа, количество теплоты, теплообмен. Способы изменения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса: формула. Температура при воспламенении горючей смеси, выхлопных газов, масла, воды в системе охлаждения.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

33

Первое начало термодинамики.

Понятия: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный, политропный процессы в термодинамике. Первое начало термодинамики: формула. Изопроцессы и принцип работы ДВС. Кипение и система охлаждения автомобиля.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение I закона термодинамики

Контроль в форме: проверка качества решения задач

34

Второе начало термодинамики.

Понятия: холодильная машина, необратимый процесс, расширение газа. Три формулировки второго начала термодинамики. Схема холодильной машины. Границы применимости второго начала термодинамики. КПД холодильной машины: формула. Тепловое равновесие и работа двигателя.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение II закона термодинамики

Контроль в форме: проверка качества решения задач

35

Принцип действия тепловой машины.

Понятия: тепловой двигатель, цикл Карно, равновесное состояние системы. КПД теплового двигателя: формула. Схема тепловой машины. Применение законов молекулярной физики при объяснении работы ДВС.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

36-37

Практическое занятие № 3: Решение задач по теме «Основы термодинамики»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.

8

38

Свойства паров.

Понятия: пар, испарение, парообразование, сублимация, конденсация, динамическое равновесие пара и жидкости, насыщенный пар, кипение. Свойства насыщенного пара. Уравнение теплового баланса при парообразовании и конденсации: формула. Учет свойств паров топлива в работе двигателя внутреннего сгорания»,

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.5

ПК 2.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

39

Влажность воздуха.

Понятия: абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы. Устройство приборов для измерения влажности воздуха. Формула для расчета относительной влажности воздуха. Учет явлений испарения, кипения при работе системы охлаждения автомобиля

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

40

Свойства жидкостей.

Понятия: жидкость, поверхностный слой жидкости, поверхностное натяжение, силы поверхностного натяжения. Свойства жидкостей: текучесть, вязкость. Формулы для расчета энергии поверхностного слоя жидкости, поверхностного напряжения. Явление смачивания и смазка деталей машины. Капиллярность, смачивание, несмачивание и смазочная система автомобиля.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

41

Характеристика твердого состояния вещества.

Понятия: анизотропия, анизотропия кристаллов, кристаллические и аморфные тела, кристаллическая решетка, узлы кристаллической решетки, поликристаллы, монокристаллы. Схемы кристаллических решеток различных тел. Теплофизические свойства металлов.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: изображение схем кристаллических решеток различных тел

Контроль в форме: проверка качества изображения схем

42-43

Практическое занятие № 4: Решение задач по разделу: «Основы молекулярной физики и термодинамики».

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

44-45

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях.

Семинар №1 на тему: «Тепловые машины»

Контрольная работа №2 по разделу: «Основы молекулярной физики и термодинамики»

2

3

Практическая подготовка:

9

Раздел 3. «Электродинамика»

29

Тема 3.1 Электрическое поле

6

46

Закон сохранения заряда.

Понятия и определения: электрический заряд, два рода электрических зарядов, элементарный заряд, электризация. Способы электризации тел. Формулировка закона сохранения заряда. Алгоритм решения задач по теме «Электростатика». Заземление металлических лесов.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.2

ПК 2.2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение закона сохранения заряда

Контроль в форме: проверка качества решения задач

47

Закон Кулона - основной закон электростатики.

Понятия: точечный заряд, электрическая постоянная, крутильные весы. Описание опытов, подтверждающих справедливость закона Кулона. Формула закона Кулона. Использование законов  электродинамики  при описании работы отдельных узлов автомобиля

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение закона Кулона

Контроль в форме: проверка качества решения задач

48

Характеристики электрического поля.

Понятия: электрическое поле, электростатическое поле, напряженность электрического поля, работа сил электростатического поля, потенциал, разность потенциалов, эквипотенциальные поверхности. Связь между напряжённостью электростатического поля и потенциалом Применение свойств электрического поля  при объяснении работы системы зажигания ДВС.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

49

Диэлектрики и проводники в электрическом поле.

Понятия: проводник, диэлектрик, поляризация диэлектриков, свободные электроны, электрический заряд проводников, электростатическое поле внутри проводника, диэлектрическая проницаемость. Виды диэлектриков. Формула для расчета поляризации диэлектриков.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

50

Конденсатор.

Понятия: конденсатор, электрическая емкость, энергия заряженного конденсатора, плоский конденсатор, энергия электрического поля. Виды соединения конденсаторов: схемы, формулы. Формулы для расчета электрической емкости, энергии заряженного конденсатора. Конденсаторы в прерывателе-распределителе, в звуковом сигнале автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение ситуационных задач

Контроль в форме: проверка качества решения задач

51

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях.

Контрольная работа №3 по теме: «Электростатика»

1

3

Тема 3.2 Законы постоянного тока

9

52

Электрический ток.

Понятия: электрический ток, ток проводимости, источник тока, электрическая цепь, сторонние силы. Виды источников тока: определения, схемы, чертежи. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока в цепи. Графическое обозначение элементов электрической цепи на схеме.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.2

ПК 2.2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: построение схем электрических цепей

Контроль в форме: проверка качества построения схем электрических цепей

53

Закон Ома для участка цепи без ЭДС.

Понятия: сила тока, плотность тока, напряжение, ВАХ. Формула закона Ома для участка цепи. ВАХ: определение, график. Алгоритм решения задач на «Закон Ома для участка цепи без ЭДС». Соединение источников электрической энергии в батарею: схемы, формулы.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: построение графиков зависимости силы тока от напряжения источника тока

Контроль в форме: проверка качества построения графиков

54

Закон Ома для полной цепи.

Понятия: внутреннее сопротивление, полное сопротивление цепи, ЭДС источника тока. Формула закона Ома для полной цепи. Алгоритм решения задач на «Закон Ома для полной цепи». Учет электродвижущей силы при объяснении работы аккумулятора, генератора автомобиля

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

55-56

Лабораторная работа № 3: «Исследование последовательного и параллельного соединения проводников».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

57

Закон Джоуля – Ленца.

Понятия: работа и мощность постоянного тока, тепловое действие тока. Формула закона Джоуля – Ленца. Формулы для расчета работы и мощности электрического тока. Устройство лампы накаливания. Устройство нагревательных приборов.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение ситуационных задач

Контроль в форме: проверка качества решения задач

58-59

Лабораторная работа № 4: «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника»

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

60

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях.

Контрольная работа №4 по теме: «Законы постоянного тока»

1

3

Тема 3.3. Электрический ток в различных средах

3

61

Электронная проводимость металлов.

Понятия: металлические проводники, свободный заряд, классическая электронная теория металлов. Закон Ома и закон Джоуля - Ленца в классической электронной теории металлов: формулы. Особенности электропроводности для различных агрегатных состояний.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

62

Электрический ток в полупроводниках.

Понятия: удельное сопротивление, строение полупроводников, дырки, свободные электроны, собственная проводимость полупроводников, примесная проводимость, донорные примеси, акцепторные примеси. Полупроводники p-типа и n- типа: определения.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: построение графиков зависимости удельного сопротивления полупроводника от температуры для различных веществ

Контроль в форме: проверка качества построения графиков

63

Полупроводниковые приборы.

Понятия: транзистор, термистор, диод, электронно-лучевая трубка, p-n переход, контактная разность потенциалов, запирающий слой, триод. Устройство и принцип работы полупроводниковых приборов: схемы, назначение. 

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: составление опорной схемы

Контроль в форме: проверка качества составления схемы

Тема 3.4. Магнитное поле

5

64

Магнитное поле.

Понятия: магнитное поле, магнитные силы, магнитное взаимодействие, пробный заряд, пробный контур. Свойства магнитного поля. Опыт Эрстеда: схема. Применение  свойств магнитного поля при объяснении работы стартера, генератора постоянного тока.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: составление глоссария

Контроль в форме: проверка качества составления глоссария

65

Силовая характеристика магнитного поля.

Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, правило буравчика, соленоид. Формулы для расчета индукции магнитного поля, индукции бесконечно длинного прямолинейного проводника и соленоида. Действие магнитного поля на проводник с током на примере работы стартера. 

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

66

Закон Ампера.

Принцип действия магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Правило левой руки. Формула закона Ампера. Алгоритм решения задач на «Закон Ампера». Формула для расчета силы Лоренца.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме:  проверка качества решения задач

67-68

Практическое занятие № 5: Решение задач по теме: «Магнитное поле».

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 3.5. Электромагнитная индукция

6

69

Электромагнитная индукция.

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток, ЭДС индукции, переменное магнитное поле. Закон Фарадея: формула. Формулировка правила Ленца. Закон электромагнитной индукции и принцип действия генератора постоянного тока автомобиля и индукционной катушки.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.2

ПК 2.2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

70

Вихревое электрическое поле.

Понятия: вихревое электрическое поле, вихревые токи. Основные свойства вихревого электрического поля. ЭДС индукции в движущихся проводниках: формула. Учет проявлений магнитного поля при работе стартера автомобиля

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

71

Самоиндукция.

Понятия: самоиндукция, индуктивность, взаимная индукция, энергия магнитного поля. Формулы для расчета индуктивности и энергии магнитного поля. Явление электромагнитной индукции и работа генератора

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

72-73

Практическое занятие № 6: «Решение задач по теме «Электродинамика»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

74

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях.

Семинар №2 на тему: «Электромагнитная индукция».

1

3

Практическая подготовка:

7

Раздел 4. Колебания и волны

14

Тема 4.1 Механические колебания и волны

7

75

Колебательное движение.

Понятия: колебательное движение, периодическое движение, полное колебание, устойчивое равновесие. Характеристики колебательного движения: определения, формулы. Алгоритм решения задач по теме: «Механические колебания». Колебательное движение поршней, клапанов и других частей автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

76

Гармонические колебания.

Понятия: гармоническое колебание, превращение энергии при гармонических колебаниях. Характеристики гармонических колебаний: формулы, определения, графики. Частота гармонических колебаний при описании работы поршней, клапанов и других частей автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: изображение гармонических колебаний на графиках

Контроль в форме: проверка качества построения графиков

77

Свободные и вынужденные механические колебания.

Понятия: квазиупругие силы, свободные колебания, вынужденные колебания, амплитуда вынужденных колебаний, резонанс, затухающие колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Влияние механических колебаний на работу автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

78

Линейные механические колебательные системы.

Понятия: линейная колебательная система, математический маятник, пружинный маятник. Динамика колебательного движения: уравнения. Характеристики линейных колебательных систем: формулы. Учет вредного влияния механических колебаний на работу КШМ

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

79

Волновые явления.

Понятия: волновые явления, волновые процессы, волна, продольные и поперечные волны, распространение механических волн, звуковые волны. Характеристики волны: определения, формулы. Уравнение плоской бегущей волны.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

80 – 81

Практическое занятие № 7: «Решение задач по теме «Механические колебания и волны»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны.

7

82

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Понятия: электромагнитные колебания, свободные электромагнитные колебания, вынужденные колебания, колебательный контур, колебания, затухающие электромагнитные колебания. Формула Томсона. Учет электромагнитных колебаний при объяснении работы генератора автомобиля

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.2

ПК 2.2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

83

Переменный электрический ток.

Понятия: переменный электрический ток, индуктивное и ёмкостное сопротивления переменного тока. Элементы цепи переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

84

Генераторы тока.

Понятия: трансформатор, коэффициент трансформации, токи высокой частоты. Генератор: определение, устройство. Типы генераторов, типы трансформаторов. Способы получения, распределения и передачи электроэнергии. Формулы для расчета коэффициента трансформации, напряжений трансформатора. 

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

85

Электромагнитные волны.

Понятия: электромагнитное поле, электромагнитная волна, излучение электромагнитных волн. Скорость распространения волны, длина волны, плотность потока излучения: определения, формулы. Применение электромагнитных волн.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: составление таблицы: «Применение электромагнитных волн»

Контроль в форме:  проверка качества составления таблицы

86-87

Практическое занятие № 8: «Электромагнитные колебания и волны»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

88

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях.

Семинар № 3 по разделу: «Колебания и волны»

1

3

Практическая подготовка:

5

Раздел 5. Оптика

12

Тема 5.1 Природа света

4

89

Электромагнитная природа света.

Понятия: свет, скорость распространения света. Опыты Ремера и Майкельсона: описание, выводы. Формулы для расчета длины волны, скорости распространения электромагнитной волны. Проявление законов оптики в работе системы освещения автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ПК 2.5

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

90

Законы отражения и преломления света. 

Понятия: распространение света в веществе, абсолютный и относительный показатели преломления, полное отражение. Формулировки законов отражения и преломления света. Алгоритм решения задач на «Законы отражения и преломления света».

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

91

Линзы.

Понятия: световой луч, линза, погрешности изображений, оптическая сила линзы. Виды линз. Построение изображений в линзе: алгоритм выполнения построений.  Формула линзы.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на построение изображений предметов, даваемые линзами

Контроль в форме: проверка качества решения задач

92

Оптические приборы.

Понятия: оптический прибор, телескоп, микроскоп, лупа. Устройство и принцип работы оптических приборов. Особенности изображений, полученных с помощью лупы, микроскопа, телескопа.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

Тема 5. 2. Волновые свойства света

4

93

Интерференция света.

Понятия: интерференция, сложение волн, условие максимумов, условие минимумов, когерентность световых лучей, интерференция в тонких пленках, полосы равной толщины, кольца Ньютона. Алгоритм решения задач по теме: «Волновые свойства света».

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ПК 2.5

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме:  проверка качества решения задач

94

Дифракция света.

Понятия: дифракция, дифракция на щели, зоны Френеля, дифракционная решетка. Формулировка принципа Гюйгенса – Френеля.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

95

Поляризация поперечных волн.

Понятия: поляризация световых волн, поляризация механических волн, естественный и поляризованный свет, двойное лучепреломление, поляроид. Закон Брюстера: формулировка, формула.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

96

Дисперсия света.

Понятия: дисперсия, спектр, спектральный анализ. Виды спектров: спектры испускания и поглощения. Шкала электромагнитных излучений

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации:  решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

Тема 5.3 Специальная теория относительности

4

97

Элементы теории относительности.

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Элементы релятивистской динамики.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

98-99

Практическое занятие № 9: Решение задач по теме «Оптика»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

100

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях.

Контрольная работа №5 по разделу: «Оптика»

1

3

Раздел 6. Элементы квантовой физики

11

Тема 6.1 Квантовая оптика

2

101

Квантовая гипотеза Планка.

Понятия: фотон, давление света. Импульс, энергия, масса фотона: определения, формулы. Формулировка гипотезы Планка. Алгоритм решения задач по теме: «Квантовая оптика». Использование законов атомной физики  при описании работы отдельных узлов автомобиля

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 07

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

102

Фотоэффект.

Понятия: фотоэффект, внешний и внутренний фотоэффект, фотоэлектрический эффект, фототок, фотоэлемент, фотосопротивление. Формулировка законов Столетова. Уравнение Эйнштейна: формула.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

Тема 6.2. Физика атома и атомного ядра

9

103

Строение атома.

Понятия: атом, ядерная модель атома, развитие взглядов на строение вещества,  закономерности в атомных спектрах водорода. Опыты Э. Резерфорда: описание, выводы. Квантовые постулаты Бора. Использование свойств атомных ядер для определения качества деталей автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 07

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

104

Закон радиоактивного распада.

Понятия: естественная радиоактивность, период полураспада, изотоп, альфа -, бета -, гамма-излучения. Закон радиоактивного распада: формула.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

105-106

Лабораторная работа № 5: «Моделирование радиоактивного распада».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

107

Строение атомного ядра.

Понятия: дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер, энергия связи, удельная энергия связи. Схема модели строения атомного ядра. Формулы для расчета удельной энергии связи и энергии связи ядра. Алгоритм решения задач на: «Строение атомного ядра».

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

108

Ядерные реакции.

Понятия: ядерная реакция, искусственная радиоактивность, энергетический выход ядерных реакций, цепная ядерная реакция, управляемая цепная ядерная реакция, ядерный реактор.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

109-110

Практическое занятие № 10: «Решение задач по теме «Физика атома и атомного ядра»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

111

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа №6 по разделу: «Элементы квантовой физики»

1

3

Практическая подготовка:

4

Раздел 7 Строение Вселенной

6

Тема 7.1 Строение Солнечной системы

2

112

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Планеты земной группы и планеты – гиганты.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

Самостоятельная работа: составление таблицы: «Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия»

Контроль: проверка качества составления таблицы

113

Малые тела Солнечной системы.

Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Крупные тела. Явление болида, падение метеорита.

1

1

Самостоятельная работа: составление обобщающей таблицы: «Малые тела Солнечной системы»

Контроль: проверка качества составления таблицы

Тема 7.2 Эволюция Вселенной

4

114

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Понятия: созвездие, звездная величина, северный полюс мира, система экваториальных координат, склонение, прямое восхождение, небесный экватор. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации: формула.

1

1

Самостоятельная работа: решение задач на определение географической широты места наблюдения

Контроль: проверка качества решения задач

115-116

Лабораторная работа № 6: «Изучение карты звездного неба».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

117

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа № 7 по разделу: «Строение Вселенной»

1

3

Промежуточная аттестация в форме экзамена        

3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

шкаф комбинированный для размещения и хранения учебно-наглядных пособий, технической литературы – 2; стол базовый рабочий – 16; стул – 30; доска классная - 1.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Отдельные приборы и дополнительное оборудование по разделам:

Механика

Молекулярная физика и термодинамика

Электродинамика

Оптика и квантовая физика

  1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
  2. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень. — М., 2019.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб.пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
  2. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2019.
  3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2019.
  4. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: Сборник задач. — М., 2020.
  5. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: Решения задач. — М., 2019.
  6. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2018.


4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами.

Код и наименование

формируемых компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных

мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

-        устный опрос;

  • фронтальный опрос;
  • оценка контрольных работ;
  • наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ;
  • оценка выполнения лабораторных работ;
  • оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач);
  • оценка тестовых заданий;
  • наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;
  • экзамен

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных

ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 06.  Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3., Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4., Темы 4.1., 4.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 4. Тема 4.1.

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Тема 4.2.

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

Раздел 1. Тема 1.2.

Раздел 2. Тема 2.3.

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3, 3.4., 3.5.

Раздел 4. Тема 4.2.

ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»

Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка  Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...

рабочая программа по физике (профессия Повар, кондитер)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по профессии  19.01.04 Повар, кондитер...

рабочая программа по физике (профессия Парикмахер)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по профессии  43.01.02 Парикмахер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «БИОЛОГИЯ» профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Материал содержит Рабочую программу по учебной дисциплине "Биология" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения....

Рабочая программа курса "Мир профессий"

Знакомство с миром профессий учащихся начальной школы....

Рабочая программа по литературе (профессия "Парикмахер") 2016 г

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования  (утвержден приказом Минобрнауки Росси...