Сценарий обобщающего урока по физике в 8 классе "Электрические явления"
учебно-методический материал по физике (8 класс)
Целью обощающего урока по физике "Электрические явления" является повторение и закрепление материала по теме: основных понятий и законов электрического тока. При выполнении разнообразных заданий обучающиеся будут отрабатывать умения и навыки решения задач, анализа электрических схем и графиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_progr.dop_.docx | 54.97 КБ |
презентация | 523.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок в 8 классе «Электрические явления»
Образовательные цели урока:
- Формирование интереса и познавательной мотивации при обучении физики;
- Развитие навыков теоретического мышления;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Электрические явления”
Основные задачи:
- Расширение и углубление знаний по физике
- Развитие умения моделировать и творчески мыслить
- Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.
- Продолжать развивать навыки решения расчетных и качественных задач.
- Воспитывать позитивное отношение к интеллектуальным достижениям одноклассников.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска
- презентация
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала.
Ход урока
1. Организационный момент урока
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы повторим и обобщим тему “Электрические явления”, подготовимся к контрольной работе
2. Повторение материала с использованием презентации
Вопросы:
- Что такое электрический ток?
- Назовите условия существования тока? (слайд 2)
- Что такое сила тока?
- Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта силы тока?
- Прибор для измерения силы тока и способ его подключения? (слайд 3)
- Что такое напряжение?
- Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта напряжения?
- Прибор для измерения напряжения и способ его подключения? (слайд 4)
- Что такое сопротивление?
- Обозначение, единицы измерения?
- От чего зависит сопротивление проводника?
- От каких величин не зависит?
- Каким прибором можно регулировать силу тока? (слайд 5)
- Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
- Сформулируйте закон Джоуля-Ленца. (слайд 6)
Продолжим повторение. Воспользуемся методом незаконченного предложения.
Задание 1 (5-6 мин) закончить предложения и вставить пропущенные слова По истечении времени правильные ответы будут спроектированы на экран. (приложение 1)
Продолжить предложение…….
Вариант 1
1. Единица электрического сопротивления …………….
2. Формула закона Ома для участка цепи…………….
3. Мощность равна отношению работы ко …………….
4. Закон о тепловом действии тока принадлежит…………….
5. Как найти общее сопротивление проводников, соединённых параллельно?. …………….
6. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и …………….
7. Электрическое напряжение измеряют… который включается в цепь…………….
8. Формула работы электрического тока…………….
9. Силу тока измеряют …………….
10. При параллельном соединении сила тока в неразветвленной части цепи равна…………….
11. Отрицательный ион-это атом……..
Вариант 2
1. Электрическое напряжение измеряется…………….
2. Амперметр включается в цепь…………….
3. Положительный ион - это атом…………….
4. Единица силы тока…………….
5. Формула сопротивления проводника…………….
6. Одноимённые заряды…………….
7. В ядре атома находятся…………….
8. Мощность электрического тока измеряется…………….
9. Формула закона Джоуля-Ленца…………….
10. Честь открытия закона о тепловом действии тока принадлежит…………….
11. Электрическим током называется …………….
Учащиеся меняются листочками и проверяют задание друг у друга (в парах).
Ответы выводятся на экран (слайд 7)
Оценки:
- “5” – 10-11 правильных ответов,
- “4” – 8-9 правильных ответов,
- “3” – 5-7 правильных ответа,
- “2” – 4 или меньше правильных ответа. (слайд 8)
Графические задачи (слайд 9)
Вопросы:
- Рассчитайте электрическое сопротивление проводников 1 и 2.
- Сопротивление какого проводника больше 3 или 4?
Составь формулу (слайд 10)
В рамочке перечислены несколько физических обозначений, необходимо составить формулы. После выполнения задания ответы выводятся на экран. (проверка в парах)
Найди соответствие (слайд 11)
Соедини стрелками каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.
Соединение проводников (слайд 12)
Повторение законов последовательного и параллельного соединения проводников.
Найди ошибку (слайд 13, 14,15,16)
1.
2.
3.
4.
Решите устно (слайд 17,18,19,20)
1.
2
3.
4.
5. Как изменятся показания амперметра, если ключ из положения 1 перевести в положение 2? (слайд 21)
6. Как изменится показания амперметра после замыкания ключа? (слайд 22)
“Если умеешь решать задачи по физике, значит знаешь физику”.Проверим это!
Задание “Реши задачи” (слайд 23,24), карточки (приложение 2)
Вариант 1
- Определите силу тока в проводнике, если через его сечение за время 2,5 мин прошел заряд 420 Кл
- Напряжение на концах проводника 0,2 кВ, а сила тока в нем 10 А. Каково сопротивление проводника?
- Чему равна площадь поперечного сечения манганиновой проволоки длиной 6 м, если при напряжении на ее концах 1,5 В сила тока в ней составляет 400 мА? Удельное сопротивление манганина 0,43 Ом мм2/м.
- Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
- Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Вариант 2
- Какой заряд был перенесен по проводнику за время 22 мин при силе тока 800 мА?
- Напряжение на концах проводника 0,15 кВ, сопротивление проводника равно 0,2 кОм. Определите силу тока в проводнике.
- Чему равна длина железной проволоки с площадью поперечного сечения 0,6 мм2, если при напряжении на концах проволоки 12 В сила тока составляет в ней 2,5 А? Удельное сопротивление железа 0,1 Ом мм2/м.
- Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
- Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Подведём итог урока, закончив его фразой:
Знание законов электричества даёт мне… (пусть каждый из вас продолжит фразу самостоятельно).
(Ученики продолжают фразу на листочках и прикрепляют листок к магнитной доске. Учитель зачитывает несколько фраз и благодарит учащихся за работу на уроке.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электрический ток - это упорядоченное движение частиц Условия для создания тока : наличие свободных носителей заряда (электроны, ионы) наличие электрического поля
Сила тока – физическая величина, характеризующая действие тока. Обозначается – I Измеряется в Амперах – А Прибор для измерения – амперметр I = t q + - A + -
Напряжение – физическая величина, характеризующая работу электрического поля по перемещению заряда Обозначается – U Измеряется в Вольтах, В Прибор для измерения - вольтметр U = q А V + + - -
Сопротивление – физическая величина, характеризующая способность проводника препятствовать прохождению тока. Обозначается – R Измеряется в Омах - Ом Зависит - от характеристик проводника. R= ρ *ℓ/s А V резистор реостат + -
Q = I R t 2 I = U/R Закон Ома для участка цепи Закон Джоуля - Ленца
Продолжи предложение… I вариант 1 Ом I=U/R времени Джоулю – Ленцу 1/R=1 / R 1 +1/R 2 рода материала вольтметром…..параллельно A = I U t амперметром сумме сил токов в разветвлениях I = I 1 + I 2 имеющий один или несколько лишних электронов II вариант в вольтах последовательно потерявший один или несколько электронов ампер R = ρ l /S отталкиваются протоны и нейтроны в ваттах Q = I 2 R t Джоулю и Ленцу упорядоченное движение заряженных частиц
Оценки: «5» – 10-11 правильных ответов, «4» – 8-9 правильных ответов, «3» – 5-7 правильных ответа, «2» – 4 или меньше правильных ответа.
0 20 30 40 U I , А 0,5 1,0 2,0 1,5 2,5 0 0,6 1,2 1,8 U I, А 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 По графикам рассчитайте электрическое сопротивление проводников 1 2 3 4 Графические задачи
R U S ℓ P I ρ A t I U R II вариант I вариант Составь формулы проверка P=U*I R= ρ *ℓ/s A=U*I*t I=U/R
I U R S ρ ℓ Сила тока Сопротивление Удельное сопротивление Длина Площадь Напряжение А Ом м мм 2 Ом*мм 2 /м В
I 0 U 1 R 1 U 2 R 2 = Последовательное Параллельное I 0 I 0 R 1 R 2 I 1 = I 2 = I 0 = пост. R 1 + R 2 = R 0 1. 2 3. 3 . 2. 1. 4 . 4. I 1 = I 2 U ~ R U 1 = U 2 = U 3 = пост. I 1 + I 2 = I 0 U 1 + U 2 = U 0 1 1 1 R 1 R 2 R 0 + = U 1 = U 2 I ~ 1/ R I 1 R 2 I 2 R 1 = R 0 = R 1 /n Соединение проводников
Найди ошибку : V А
А I =1А I =2А А
I =2А U 2 = 5 B 1 O м 2 Ом
R =3Ом V U =6 В А I =3А
Решите устно: V А А R =2 Ом U =4 В I 1 =1 А I 2 ? 1А
V 2 Ом 1 А ? V 2В 4Ом А ?
2Ом 4Ом 6Ом 1Ом 5Ом Чему равно полное сопротивление? Ответ: 2Ом
10 Ом 10 Ом 20 Ом 10 Ом 10 Ом Ответ: 15 Ом
1 А R 1 R 2 + - 2 Как изменится показания амперметра, если ключ из положения 1 перевести в положение 2 ?
А К + - R R Как изменятся показания амперметра после замыкания ключа?
Самостоятельная работа Вариант 1 Определите силу тока в проводнике, если через его сечение за время 2,5 мин прошел заряд 420 Кл Напряжение на концах проводника 0,2 кВ, а сила тока в нем 10 А. Каково сопротивление проводника? Чему равна площадь поперечного сечения манганиновой проволоки длиной 6 м, если при напряжении на ее концах 1,5 В сила тока в ней составляет 400 мА? Удельное сопротивление манганина 0,43 Ом мм 2 /м. Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки. Нарисовать схему соединения резисторов R 1 = 2 Ом, R 2 =4 Ом, R 3 =6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Вариант 2 Какой заряд был перенесен по проводнику за время 22 мин при силе тока 800 мА? Напряжение на концах проводника 0,15 кВ, сопротивление проводника равно 0,2 кОм. Определите силу тока в проводнике. Чему равна длина железной проволоки с площадью поперечного сечения 0,6 мм 2 , если при напряжении на концах проволоки 12 В сила тока составляет в ней 2,5 А? Удельное сопротивление железа 0,1 Ом мм 2 /м. Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки. Нарисовать схему соединения резисторов R 1 = 2 Ом, R 2 =4 Ом, R 3 =6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Сценарий обобщающего урока по теме "Электростатика" по дисциплине "Физика" в форме физического боя
Один из зрелищных видов урока-игры по завершении изучения темы "Электростатика" в школе или колледже. Приведён подробный сценарий урока со всей атрибутикой....
Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.
Данный урок проводится в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации. Дидакт...
Обобщающий урок по физике 8 класс "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества"
Урок систематизации знаний по теме "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества" включает повторение материала по теме(фронтальная работа с классом),виртуальную лабораторию(учащиеся проводят виртуа...
обобщающий урок по физике в 8 классе по теме"Тепловые явления".
Обобщающий урок по физике в 8 классе по теме"Тепловые явления" содержит презентацию к уроку и план - конспект урока. Содержит в себе терминологический диктант, рабо...
Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"
Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...
Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме "Электрические явления"
Конспект может быть использован для обобщения ранее изученного материала по теме "Электрические явления", а так же для подготовки к контрольной работе....
Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме: «Электрические явления»
Данный урок проводится для учащихся 8 класса после изучения темы «Электрические явления». Это повторение, обобщение и систематизацию знаний по данной теме.Методическая раз...