Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_elektrichestvo.docx | 111.59 КБ |
elektr.yavl_.itog_.povtor.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: "Электрические явления"
Учитель: Кузнецова Т.Г.
Цель:
- Обобщение, повторение всего изученного по теме «Электрические явления», развитие навыков работы учащихся с физическими приборами, развитие навыков решения задач;
- Формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
- Расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
- Обучающие: обеспечить осознанное усвоение системы знаний учащихся по теме;
- Развивающие: развивать приемы мышления (синтез, анализ, систематизация, формулирование выводов, классифицировать изученные факты и понятия);
- Воспитательные: воспитывать настойчивость, упорство.
Методы обучения: проблемный, экспериментальный.
Методы контроля: устный, письменный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, резистор, источник тока.
Ход урока:
1. Оргмомент. (1 мин.) (слайд 1)
2. Вступительное слово учителя. (5 мин.)
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
Эпиграфы: (слайд 2)
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик, 1596-1650 гг.)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)
Учитель: Мы закончили изучение раздела «Электричество». Как вы думаете, зачем изучается тема «Электричество»? Как часто в современном мире применяются полученные знания?
Ответы учащихся: Знания помогают нам обезопасить себя при использовании электрооборудования.
Также знания необходимы для передачи электроэнергии на большие расстояния.
Жизнь в современном мире не возможна без использования электрооборудования.
Учитель: Ребята сегодня давайте вместе повторим все, что запомнили по теме «Электричество». (слайд 3)
Цель нашего урока - повторить и обобщить основные понятия по теме: «Электрические явления»: вспомнить формулы, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрических цепей, решать задачи.
Все эти знания вам пригодятся при решении контрольной работы, которая состоится
на следующем уроке.
3. Актуализация знаний: устный опрос. (4 мин.)
Для начала давайте вспомним некоторые понятия, с которыми мы познакомились при изучении электрических явлений. Я буду задавать вам вопросы по очереди. (слайд 4)
1. Частица, имеющая наименьший отрицательный электрический заряд? (электрон)
2. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов? (ион)
3. Место на источнике тока, на котором накапливаются заряженные частицы? (полюс)
4. Прибор, служащий для измерения напряжения на участке цепи? (вольтметр)
5. Частицы, из которых состоит ядро атома? (протон, нейтрон)
6. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь? (схема)
7. Движение каких заряженных частиц в электрическом поле принято за направление тока? (частиц с положительным зарядом)
8. Вещество, непроводящее электричество? (диэлектрик)
9. Сообщение телу электрического заряда? (электризация)
10. Прибор для измерения силы тока? (амперметр)
11. Как взаимодействуют одноименные электрические заряды? (отталкиваются)
12. Прибор, служащий для обнаружения электрического заряда? (электроскоп)
13. Как включить в электрическую цепь амперметр? (последовательно)
14. Движение каких частиц представляет собой электрический ток в металлах? (электронов)
15. При каком соединении проводников напряжение на них будет одинаковым? (параллельное)
16. Как взаимодействуют разноименные электрические заряды? (притягиваются)
17. Прибор для регулирования силы тока в цепи? (реостат)
18. Как включить в электрическую цепь вольтметр? (параллельно)
19. Как зависит сила тока в участке цепи от приложенного напряжения? (прямо пропорционально)
20. Какая физическая величина характеризует зависимость сопротивления проводника от вещества, из которого он состоит? (удельное электрическое сопротивление)
4. «Великие умы человечества». (5 мин.)
Я вам немного расскажу об ученых, которые внесли большой вклад в изучение электричества, и продемонстрирую их портреты, а вы постарайтесь их узнать и правильно поднять таблички с их именами.
1) Немецкий физик, вел исследования в области электричества, оптики, акустики, кристаллооптики. Открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение, сопротивление. В его честь названа единица электрического сопротивления. Георг Симон Ом. (слайд 5)
2) Французский физик и инженер, работал над изучением электричества, магнетизма, прикладной механики. Доказал основной закон электростатики, в его честь названа единица электрического заряда. Шарль Огюстен Кулон. (слайд 6)
3) Английский физик, первооткрыватель закона сохранения энергии. Работал в области электромагнетизма, теплоты, теории газов. Определил зависимость количества теплоты, выделяемого в проводнике при прохождении через него электрического тока, от величины тока и сопротивления проводника. Джеймс Прескотт Джоуль. (слайд 7)
4) Французский физик, математик и химик. Занимался электродинамикой, обнаружил влияние магнитного поля на проводник с током, разработал теорию магнетизма. В его честь названа единица измерения силы тока. Андре Мари Ампер. (слайд 8)
5) Итальянский физик. Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». В его честь названа единица напряжения. Алессандро Вольта. (слайд 9)
6) Русский физик, работавший в области электромагнетизма. Ему принадлежит закон теплового действия электрического тока. Он изучал зависимость сопротивления материала от температуры и работал в области геофизики. Эмилий Христианович Ленц. (слайд 10)
5. «Физическая эстафета». (5 мин.) (слайд 11)
I U R Q A Ρ q P |
| НАПРЯЖЕНИЕ СИЛА ТОКА СОПРОТИВЛЕНИЕ УДЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РАБОТА ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ МОЩНОСТЬ |
| В А Ом Дж Кл Дж Вт Ом*мм2/м |
Здесь необходимо правильно соединить стрелками обозначения с физической величиной и его единицей измерения.
6. Решение графической задачи. (4 мин.) (слайд 12)
(Решают на месте, затем один из учащихся пишет решение на доске.)
По графику зависимости силы тока от напряжения определите сопротивление проводников. Сопротивление какого проводника больше и во сколько раз.
R=U/I
R1=1/2=0,5 Ом R2=2/1=2Ом
R2/R1=2/0,5=4
Ответ: сопротивление второго проводника больше сопротивления первого в 4 раза
7. Решение задач. (6 мин.) (слайд 13)
Ребята, на ваших столах лежат карточки с заданиями, вам необходимо решить их в тетради, затем вы поменяетесь тетрадями, и проверите решения задач по решениям на доске. У доски два учащихся решают карточки.
Карточка 1.
Найдите сопротивление спирали электрической плитки, если за 10 мин при силе тока в цепи, равной 2 А, током была совершена работа 9,6 кДж. (4 Ом)
Карточка 2.
Определите количество теплоты, выделяющееся при протекании тока 3 А по проводнику при напряжении на его концах 4 В в течении 2 мин. (1440 Дж)
8. Сборка электрических цепей. (7 мин.) (слайд 14)
Работа проводится в группах по 4 человека.
Целью работы является определение сопротивления цепи, состоящей из двух резисторов, соединенных между собой последовательно/ параллельно. В конце этапа сверяются результаты работы групп. (слайд 15)
9. Домашнее задание. (1 мин.) (слайд 16)
Повтор пройденного материала (глава 3). Подготовка к контрольной работе.
10. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.)
(учащиеся заполняют листок рефлексии) (слайд 17)
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ
Поставьте знак плюс напротив предложения, которое характеризует вашу работу на уроке.
На сегодняшнем уроке я:
1. Понял, что знаю очень мало;
2. Остался доволен результатами своей работы;
3. Часто нуждался в помощи учителя и одноклассников.
- выводы и итоги урока;
- усвоенные и неусвоенные моменты урока;
- озвучивание и выставление оценок за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я мыслю, следовательно, я существую. Декарт (Французский философ и математик, 1596-1650 гг.) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Русская пословица)
Цель урока - повторить и обобщить основные понятия по теме: «Электрические явления»: вспомнить формулы, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрических цепей, решать задачи.
Ом Георг (1787-1854)
Кулон Шарль Огюстен (1763-1806)
Джоуль Джеймс Прескотт (1818-1889)
Ампер Андре Мари (1775-1836)
Вольта Алессандро (1745-1827)
Ленц Эмилий Христианович (1804-1865)
«Физическая эстафета» I U R Q A Ρ q ρ НАПРЯЖЕНИЕ СИЛА ТОКА СОПРОТИВЛЕНИЕ УДЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РАБОТА ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ МОЩНОСТЬ В Ом А Дж Кл Дж Вт Ом*мм 2 /м
По графику зависимости силы тока от напряжения определите сопротивление проводников. Сопротивление какого проводника больше и во сколько раз.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Карточка 1. Найдите сопротивление спирали электрической плитки, если за 10 мин при силе тока в цепи, равной 2 А, током была совершена работа 9,6 кДж. Карточка 2. Определите количество теплоты, выделяющееся при протекании тока 3 А по проводнику при напряжении на его концах 4 В в течении 2 мин. Ответы: 4 Ом, 1440 Дж
Техника безопасности при проведении практической работы Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание. Перед выполнением работы внимательно изучите её содержание и ход выполнения. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. При сборке экспериментальных установок используйте провода с прочной изоляцией без видимых повреждений. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа. Источник тока в электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишённых изоляции. Не производите пересоединение цепей и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
Домашнее задание Повтор пройденного материала (глава 3). Подготовка к контрольной работе
Понял, что знаю очень мало; 2. Остался доволен результатами своей работы; 3. Часто нуждался в помощи учителя и одноклассников. На сегодняшнем уроке я:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по физике 8 класс "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества"
Урок систематизации знаний по теме "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества" включает повторение материала по теме(фронтальная работа с классом),виртуальную лабораторию(учащиеся проводят виртуа...
обобщающий урок по физике 7 класс
урок - игра...
обобщающий урок по физике 7 класс
урок - игра...
Обобщающий урок-игра «Физика 9 класс»
Обобщающий урок-игра «Физика 9 класс»Цели урока:Повторение материала по курсу физики 9 класса; расширение кругозора учащихся.Эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт)Ход ур...
Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»
Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....
Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"
Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...
Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме: «Электрические явления»
Данный урок проводится для учащихся 8 класса после изучения темы «Электрические явления». Это повторение, обобщение и систематизацию знаний по данной теме.Методическая раз...