Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Мкртычян Елена Георгиевна

Данный  урок  проводится  в  форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.   Дидактические игры  используются на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения. В организации и проведении данного  урока  выделены пять основных этапов:  подготовительный, организационный, игровой, обобщающий,  этап  подведения  итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_ukrok_elektricheskie_yavleniya.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  - СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА    «НОВЫЙ ПУТЬ»

 

Разработка обобщающего урока  по физике

по теме «Электрические явления» в 8 классе

в форме коллективно-творческой  игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество»

 с применением технологии уровневой дифференциации.

                     

 

                                                                                         

                                                                                                   РАЗРАБОТАЛА:  

                                                                                       УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

                                                                                     ВЫСШЕЙ   КАТЕГОРИИ  

                                                                             МКРТЫЧЯН Е.Г.

 

                                                                 г.АРМАВИР

                       

                                        Мкртычян Елена  Георгиевна,

                                                                  учитель физики высшей категории

                                             частной общеобразовательной школы «Новый путь»

                                                                 города  Армавира  Краснодарского края.

                   УРОК ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО  ФИЗИКЕ   В  8  КЛАССЕ

                                ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ  ЯВЛЕНИЯ».  

Данный  урок  проводится  в  форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.   Дидактические игры  используются на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения. В организации и проведении данного  урока  выделены пять основных этапов:  подготовительный, организационный, игровой, обобщающий,  этап  подведения  итогов. 

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми. Для реализации дифференцированного подхода в обучении используются разноуровневые карточки–задания для самостоятельного выполнения.

         Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием  используемого материала и особенностей сюжета состязаний. Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценивания уровня знаний.

При организации разноуровневого обучения соблюдена следующая последовательность действий:

1) распределение содержания учебного материала темы по уровням;

2) разработка плана для учащихся по изучению отдельных блоков темы;

3) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета);

4) устные зачёты по теме;

5) письменные зачёты.

6) анализ результатов;

7) коррекция.

В целях реализации технологии уровневой дифференциации проводится  контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу в виде индивидуальной карты альпиниста в которую заносятся ответы учащегося на каждом этапе.

                                              ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ИГРЫ

Подготовитель-ный       этап

( проводится накануне, когда учащиеся делятся на группы)

На данном этапе  формируются три группы, отличающиеся  по уровню подготовки. Соответственно и задания для них подбираются дифференцированно. Учащиеся знакомятся с правилами игры. Учитель представляет командам инструкторов, которые будут вести  учет выполненных заданий.

 1 этап игры . Организацион-

ный. Вступительная часть урока

Учитель представляет оборудование и материалы к уроку, оформленные на доске ( планшет с изображением горного пейзажа  и маршрутом восхождения). Привалы пронумерованы, их пять. Каждая команда получает  пронумерованные задания для привалов. Группы находятся на исходной позиции. Старт обозначен флажком. На доске записаны темы этапов маршрута ( этапы урока по темам повторения ). Учащимся раздаётся  «Инструкция  по технике безопасности при восхождении на пик «Электричество».

2 этап. Игровой.

Основная часть урока

Учащиеся выполняют задания как на переходах, так и на привалах. На переходах группы  отвечают на вопросы по темам маршрута. Здесь командам предлагаются  качественные вопросы (устные ответы). На доске ведется учет штрафных и поощрительных очков (учет ведет учитель). На привалах «альпинисты» выполняют задания на  индивидуальных картах (приложение№1) по темам этапов маршрута  за отведенное время.  Здесь предлагаются  расчетные задачи и экспериментальные задания. Учет выполнения заданий учащимися ведет инструктор группы ( см. приложение №2)

3 этап.

Обобщающая часть урока

После 4-го привала подводятся итоги восхождения, обобщаются результаты. Всего команды должны выполнить определенное количество заданий (зависит от количества  учащихся в команде). С учетом поощрительных и штрафных очков лидирующая команда получат право вскрыть конверт с последним заданием на пике восхождения  (привал №5). В конверте 2 «сюрприза». Здесь группу может ждать удача  или наоборот, неудача (в зависимости от того  какую карточку вытянут).

4 этап.

Подведение  итогов (оценивание результатов)

В конце урока, после выполнения заданий, лидирующая команда получает право вскрыть конверт на привале №5, выполнив задания, они могут заработать 5 баллов.

 Остальным ученикам учитель  выставляет  оценки  за работу по индивидуальным  картам после их проверки.

 

  ЦЕЛИ УРОКА:

 1.Повторить пройденный материал и выявить  уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные  решения по совершенствованию учебного процесса.

2.Проверить знания учащихся по узловым вопросам электродинамики и развить умения применять  изученные понятия и законы на практике: правильно собирать цепь, составлять отчет о проделанной работе, применять знания в   измененных условиях при решении задач и обсуждении теоретических вопросов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

-продолжать формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по теме и для решения задач.  

Развивающие:

-создать условия для  развития  интереса  учащихся к предмету с помощью различных видов заданий  на уроках  (качественные, экспериментальные, практические задания)

-развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.

 -развитие умения мобилизовать и применять все имеющиеся знания, умения и навыки при самостоятельном выполнении заданий;  развивать логическое мышление, речь, эмоции.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности,  умение работать в и навыки работы в группе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.

ОБОРУДОВАНИЕ: Планшет с изображением горного пейзажа с маршрутом восхождения; флажки 3-х  цветов(красный, синий, зеленый) на магнитах;

 «инструкция по т/б» при восхождении; таблица учета поощрительных и штрафных очков (на доске); карточки-задания для членов команд на 4-х  привалах. (общее кол-во учащихся Х 4); задание на привале №5; индивидуальная карта альпиниста (количество зависит от числа учащихся в классе); таблица учета выполнения заданий альпинистами группы(для инструкторов,3 шт.); утюг; два электроскопа; электроизмерительные приборы (амперметры, вольтметры), реостаты, соединительные провода, ЛИПы, ключи, лампочки(5 комплектов).

                           

                      Тема урока: Электрические  явления.

                                                       

                                                  Электричество нам  помогает во всем.

                          Освещает, готовит, стирает.

                                                       Ходит транспорт, и лампочки светят кругом,

                                                       Даже школьник машинкой считает.

                                                             

     

Темы этапов маршрута:

1.Электризация тел. Строение  атома.

2.Электрический ток. Электрическое  напряжение.                                                                     Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

3.Виды соединения проводников.

4.Работа и мощность тока.

             Примерная таблица учета очков на переходах( устные ответы)

                   Учет поощрительных и штрафных очков команд

команды

№привала

Поощрит

очки.

Штрафные

 очки

Кол-во заданий

Выполнен

ные

задания

итог

1

1

2

3

4

2

1

2

3

4

3

1

2

3

4

   

1 этап .  Вступительная часть урока

         Учитель объявляет тему урока, цели и задачи предстоящего занятия. Представляет оборудование и материалы  к уроку. Учащимся раздаются  «Инструкции»  по технике безопасности при восхождении на пик «Электричество» (правила проведения игры, оценивание результатов работы учеников поэтапно).   

                                                                       ИНСТРУКЦИЯ

       по технике безопасности при восхождении на пик   «Электричество»

1.Каждая ошибка, неточность в устных ответах на переходах-1 штрафной балл.

2.На привалах каждый альпинист  выполняет задания на разрядной карте альпиниста (за отведенное время)

3.Группа, которая  лидирует  по количеству  выполненных  заданий  «зарабатывает» один поощрительный балл на привалах.

4.Группа, набравшая  большее количество баллов с учетом штрафных и поощрительных очков, получает право на восхождение на вершину «Электричество»

5.По итогам выполнения всех заданий в индивидуальной карте альпинистам присваиваются разряды: 5,4,3.(соответствующие оценкам).

6 В случае достижения пика «Электричества»  первыми, члены группы получают право вскрыть конверт с сюрпризом, в зависимости от содержания которого, могут быть  присвоены участникам  разряды.

                                                  2 этап . Игровой.                                              

 Учащимся зачитывается тема первого этапа маршрута «Электризация тел. Строение атома». Учащиеся  устно отвечают на вопросы, чтобы получить право перехода на первый привал, учитель фиксирует штрафные очки  в таблице  учета баллов.

ПРИМЕРНЫЕ  ВОПРОСЫ  1  ЭТАПА МАРШРУТА.

1..Каково происхождение слова электричество?

2.Как передать электрический заряд от одного тела к другому?

3.Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака, разного знака?

4.Как на опыте доказать, что заряд делится на части?

5.Что вы знаете о строении атома?..

Все команды получают право перехода на привал №1.Отдыхая,  на привале №1  каждый учащийся  самостоятельно выполняет индивидуальные задания по карточкам в индивидуальной карте альпиниста (приложение №1) По истечении времени выявляется  лидирующая группа по количеству выполненных заданий, которая получает поощрительный балл. Учет выполненных заданий осуществляют инструкторы ( время привала 3 минуты).

Флажки на планшете передвигаются на привал №1 в порядке лидирования.

ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРИВАЛЕ №1.

 Ученикам выдаются цветные карточки с дифференцированными заданиями  по теме 1 этапа маршрута.

Красные - для  учащихся команды, претендующих на 5 разряд (группа  «А»,на оценку «5»); синие - на 4 разряд (группа «Б»); зеленые - на 3 разряд ( группа «В»).

Привал  1.

группа  «А»

Каково строение атомов водорода, гелия и лития?

 Привал  1.

группа « Б»

Почему можно наэлектризовать трением эбонитовую палочку, держа её в руке, а металлический стержень нельзя?

Привал  1.

Группа «В»

Какие два рода электрических зарядов существует в природе?

На втором и последующих  этапах маршрута даются задания в аналогичной последовательности.  

                          ПРИМЕРНЫЕ  ВОПРОСЫ  2 ЭТАПА МАРШРУТА.

Тема: Электрический ток. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

1. Что такое электрический         ток?

2.Условия возникновения электрического тока?

3.Сила тока (запись формулы)?

4.Причина сопротивления проводника?

5.Закон Ома для участка цепи? ...

Здесь также фиксируются штрафные  очки. Учащиеся выполняют задания по карточкам  второго привала.(4 минуты).

               ПРИМЕР  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРИВАЛЕ № 2.

Привал  2.

группа  «А»

В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения     0,1 мм², при напряжении 220 В сила тока 4А. Какова длина проволоки?

Привал  2.

группа « Б»

Определите силу тока в электрической лампе, если через её спираль  за 10 мин. Проходит 300 Кл количества электричества.

Привал  2.

Группа «В»

Укажите, какие основные составные элементы входят в цепь  электрического тока.

По истечении времени выявляется лидирующая группа  по количеству выполненных заданий, которая получает поощрительные очки(1 балл).

                        ПРИМЕРНЫЕ  ВОПРОСЫ   3 ЭТАПА МАРШРУТА.

                            Тема : «Виды соединения проводников»        

1.Какое соединение проводников называют последовательным?

2.Какое соединение проводников применяют в жилых помещениях? Почему?

3.Какие напряжения используют для бытовых нужд?

4.Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединенных последовательно? параллельно?

5.Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивление отдельных проводников при последовательном  и параллельном соединениях? ...

Аналогично, фиксируются штрафные очки, учащиеся выполняют индивидуальные задания.

                 ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРИВАЛЕ №3 .

Привал  3.

группа «А»

Измерить сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Выбрать необходимое оборудование самостоятельно.

Привал  3.

группа « Б»

Измерить силу тока в цепи, состоящей из источника тока, ключа, лампочки, амперметра, Измерить напряжение на источнике.

Привал  3.

Группа «В»

Отметить на линиях, изображающих соединительные провода, возможные места  включения амперметра  в последовательной цепи.

После выполнения заданий  группы располагают свои флажки на привале №3 в порядке лидирования. 

                             ПРИМЕРНЫЕ   ВОПРОСЫ  4  ЭТАПА  МАРШРУТА.

                          Тема: « Работа и мощность тока».

1.Вычислить работу тока в утюге за 2 часа (по паспортным данным).

2.Какими приборами измеряют работу электрического тока?

3.Как рассчитать мощность?

4.Закон Джоуля- Ленца ?

5.Для какой цели служат предохранители, включаемые в сеть? ...

Учащиеся выполняют индивидуальные задания по теме 4-го привала.

             ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРИВАЛЕ № 4

Привал  4.

группа  «А»

Два проводника одинаковой длины из одного и того же материала ,но разного сечения включены последовательно в цепь. В каком из них выделяется большее количество теплоты за одно  и тоже время? Почему?

Привал  4.

группа « Б»

Спираль плитки укоротили. Изменится ли от этого накал плитки? Если да, то как?

Привал  4.

Группа «В»

На баллоне электрической лампы  написано 220 В  и 40 Вт. Какие величины указаны?

                                 

                                  3 этап. Обобщающая часть урока     

Лидирующая команда получает право вскрыть конверт на пятом привале, в котором  могут быть сюрпризы  следующего содержания:

1, Поздравляем вас с победой, молодцы!

2.Внимание! Ожидается сход лавины! Спуститься на 1 переход и  объяснить физическое явление, которое встречается в следующем тексте (задание в карточке). Группа считается лидером, если справится с заданием.

4 этап. Подведение итогов.

Учитель выставляет оценки учащимся  и дает домашнее задание.

 Каждый  учащийся получает оценку за работу в индивидуальных листах и вторую оценку командную (в зависимости баллов, заработанных командой).

  В заключение хочу отметить, что игровая форма позволяет развивать умения устанавливать логическую связь между  отдельными фактами, выделять из ряда явлений то, которое характеризуется отличными от других физическими законами. В такой игре раскрывается характер учащихся, понимание ими явлений, фактов окружающего мира.

     ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

Индивидуальная карта альпиниста

Ф.И._______________

№ привала

Задание на привале (№карточки)

Решение

(схема, ответ)

Вывод (если нужен)

Отметка инструктора

1

2

3

4

Присвоен   « … »  разряд

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.Таблица учета выполнения заданий  учащимися группы на

         привалах  (заполняется инструктором)

№  п / п

Ф.И. альпиниста

Но   Номер привала

Штрафные

очки

Разряд

  1

2

   2

3

         4  

По личной

карте

Итоговый

1

Петров…

==   +

-

-

++   +

==   +

2

3 …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации "Рождественский рассказ"

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением нескольких педагогических технологий:  разноуровневой дифференциации. игровой, групповой, на котором реализуются воспитательные, развивающие и об...

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Рождественский рассказ" с применением технологии уровневой дифференциации.

Методическая разработка урока  внеклассного чтения  с применением игровой технологии, технологии уровневой дифференциации и групповой технологии....

Применение технологии уровневой дифференциации "Тематические контрольные работы 9 класс"

Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии.Однако при всем разнообразии видов дифф...

Применение технологии " Уровневая дифференциация" на уроках физики

данная разработка содержит методы использования технологии на каждом этапе урока, методический материал для 8 кл. по теме "Тепловые явления", урок 8кл. "Последовательное соединение проводников" 8кл.,с...

Применение технологии уровневой дифференциации в обучении физике

Индивидуально - дифференцированный подход, лежащий в основе технологии уровневой дифференциации, позволяет создавать условия для развития потенциальных возможностей ребенка, обеспечить каждому учащ...

Методическая разработка урока по физике по теме "Электрические цепи", 8 класс

Класс: 8. Раздел: электрические явления. Тема: Смешанное соединение проводников.С помощью созданной компьютерной программы "Электрические цепи" (https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/201...