Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме: «Электрические явления»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Данный урок проводится для учащихся 8 класса после изучения темы «Электрические явления». Это повторение, обобщение и систематизацию знаний по данной теме.
Методическая разработка урока учитывает цели обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования.
Содержание урока соответствует программе и базовому уровню преподавания предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме: «Электрические явления» | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Шашанова Татьяна Васильена | |
Год, месяц день рождения | 1978, август | |
Место работы | МКОУ СОШ № 2 г. Нефтекумск Нефтекумский городской округ г. Нефтекумск | |
Должность | Учитель физики | |
Педагогический стаж работы | 13лет | |
Преподаваемый предмет | физика | |
Класс проведения урока | 8 количество детей в классе - 25 |
Содержание | Страница |
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Методическая разработка | 5 |
Список литературы | 17 |
1. Пояснительная записка
Данный урок проводится для учащихся 8 класса после изучения темы «Электрические явления». Это повторение, обобщение и систематизацию знаний по данной теме. Для реализации целей и задач урок используется мультимедийная презентация «Электрические явления», которая позволит в доступной и наглядной форме повторить материал.
Методическая разработка урока учитывает цели обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Содержание урока соответствует программе и базовому уровню преподавания предмета.
Разработка урока преследовала реализацию следующих целей:
Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.
Задачи урока:
- Образовательные: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных; подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.
- Развивающие: организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся, коммуникативные способности.
- Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты:
- Познавательные: формирование проблемы, поиск информации, построение речевых высказываний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, анализировать и обобщать изученную информацию.
- Личностные: повышение мотивации учебной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, проявление настойчивости в достижении цели.
- Коммуникативные: умение выразить свою мысль, организация учебного сотрудничества между учителем и сверстниками. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Регулятивные: самоконтроль, самооценка, целеполагание.
Метапредметные:
- формирование умения работать в парах с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды.
Предметные:
- Знать: физические понятия «электрический ток» , «характеристики электрического тока», «сила тока», «напряжение», «сопротивление», «мощность», «работа электрического тока», «последовательное и параллельное соединение проводников»,строение и принцип работы измерительных приборов и их схематическое обозначение на схеме;
- Уметь: устройство и работу гальванических элементов и аккумуляторов. составные части простейшей электрической цепи выполнять; выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы измерения , проверки; приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях , применять полученные знания и умения для решения практических и расчётных задач; использовать программу “Начала электроники” при сборке электрических цепей.
Тип урока: Обобщение, повторение и систематизация материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Структура и ход урока (приложение 1):
1. Организационный момент.
2. Повторение теоретического материала.
3. Решение задач.
4. Применение теоретических знаний на практике.
5. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Организационный этап включает в себя: контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и задач урока.
Для организации активной мыслительной деятельности учащихся, на уроке используются методы стимулирования и мотивации учащихся: в начале урока выдаются опросные листы, в которых необходимо в ходе урока записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока переведут в оценки. Этим самым реализовывается задача: формирование навыков самоконтроля и самооценки.
На втором этапе урока предлагается проверка знаний учащихся по теоретическому материалу.
На третьем этапе урока учащимся предлагается решить практические задачи. Вследствие этого, у ребят закрепляются умения решать задачи, выводить правильно формулы.
На четвертом этапе урока включена самостоятельная работа учащихся, где они могут применить свои теоретические знания на практике.
Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроке достигается как содержанием, так и специально подобранными формами работы, системой наглядных пособий, оборудования и дидактического материала.
Эффективность урока должна определяться активностью учащихся. Это достигается сочетанием групповой и индивидуальной работы, различных упражнений с физическими приборами: снятием показаний приборов, умения обобщать, делать выводы. Учащиеся должны узнавать на схемах электрических цепей потребители, источники, измерительные приборы. Уметь определять их цену деления. Знать и использовать при решении задач закон Ома для участка цепи, формулу расчёта сопротивления проводника, законы последовательного и параллельного соединения проводников, формулы работы и мощности электрического тока.
Данные на уроке задания имеют практическую направленность, что дает главное на уроке – мотив изучения физики.
Для достижения цели: учить сотрудничать и работать в парах, в разработке предусматривается работа в парах. В пару входят учащиеся с разным уровнем развития, но эти уровни не отличаются более чем на один уровень, при этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.
На пятом этапе урока предусмотрено подведение итогов урока, оценивание учащихся по баллам, которые они вписывали по ходу урока в опросные листки.
Урок заканчивается сообщением домашнего задания, очень важно, чтобы учитывался уровень развития учащихся, поэтому задания для учащихся дифференцированные.
В разработке урока особое внимание прослеживаются межпредметные связи – знания по математике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую; знания по ОБЖ – правила безопасности при работе с электричеством.
Все этапы урока последовательны и логически связанные. Структура урока соответствует данному типу урока.
Для реализации урока требуется следующее техническое оборудование: мультимедиа – проектор, компьютерная презентация, презентация «Роwer Point», источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка; а так же карточки с задачами и опросные листы.
Урок разработан с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирован на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. Материал урока способствует развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.
2. Методическая разработка
Конспект
повторительно-обобщающего урока по физике в 8 классе
по теме: «Электрические явления»
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.
Задачи:
- Образовательные: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных; подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.
- Развивающие: организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся, коммуникативные способности.
- Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: Обобщение и систематизация материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа – проектор, компьютерная презентация, презентация «Роwer Point», источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка; карточки с задачами, опросные листы.
Структура и ход урока:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3 мин.):
Цели: 1. Контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Сообщение темы и задач урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторяем очень важную тему «Электрические явления». Об этом говорят следующие слова:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды там и тут,
В любом атоме «живут»,
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно
На благо нам обращено
Всех проводов «величество»
Зовется «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
Запишите в тетрадях: «Повторение темы «Электрические явления» (тема записывается на доске учителем, дети пишут в тетради).
Цель нашего урока – повторить и обобщить основные понятия по теме «Электрические явления»: вспомнить формулы, определения, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрической цепи, решение задач. Все эти знания вам пригодятся вам при выполнении контрольной работы, которая состоится на следующем уроке.
Перед каждым из вас находится опросный лист, подпишите, пожалуйста, вашу фамилию и имя. В ходе урока вы будете записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.
2. Повторение теоретического материала (10 минут):
Цели:
- Образовательная: Повторение изученного теоретического материала по теме «Электрические явления»
- Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
- Развивающая: развивать устную речь учащихся.
Методы: фронтальная работа.
1.Физическая викторина (по 1баллу за правильные ответы и активную работу)
1.Какие 2 рода зарядов существуют в природе?
2.Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? разных знаков?
3.С помощью какого прибора можно обнаружить электрические заряды?
4.Назвать виды веществ по способности передавать электрические заряды и привести примеры.
5.Какие ученые занимались изучением взаимодействия электрических зарядов?
6.Частица,имеющая самый маленький заряд – это …
7.Как устроен атом?
8.Положительный ион – это…
9.Отрицательный ион – это…
10.Что называют электрическим током?
11.Какие знаем действия тока?
12.Как называется прибор для измерения силы тока и как он включается в цепь?
13. Как называется прибор для измерения напряжения и как он включается в цепь?
14.Лампочки в елочную гирлянду, каким образом включают и почему?
Слушаем ответы учащихся – законы и формулы записывают в тетрадь.
2. Физический диктант. Продолжить предложение…….
(2 балла за все верные ответы)
Вариант 1
1. Единица электрического сопротивления …………….
2. Формула закона Ома для участка цепи…………….
3. Мощность равна отношению работы ко …………….
4. Закон о тепловом действии тока принадлежит…………….
5. Как найти общее сопротивление проводников, соединённых параллельно?. …………….
6. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и …………….
7. Электрическое напряжение измеряют… который включается в цепь…………….
8. Формула работы электрического тока…………….
9. Силу тока измеряют …………….
10. При параллельном соединении сила тока в неразветвленной части цепи равна…………….
11. Отрицательный ион-это атом……..
Вариант 2
1. Электрическое напряжение измеряется…………….
2. Амперметр включается в цепь…………….
3. Положительный ион - это атом…………….
4. Единица силы тока…………….
5. Формула сопротивления проводника…………….
6. Одноимённые заряды…………….
7. В ядре атома находятся…………….
8. Мощность электрического тока измеряется…………….
9. Формула закона Джоуля-Ленца…………….
10. Честь открытия закона о тепловом действии тока принадлежит…………….
11. Электрическим током называется …………….
Учащиеся меняются листочками и проверяют задание друг у друга (в парах).
Оценки:
- “5” – 10-11 правильных ответов,
- “4” – 8-9 правильных ответов,
- “3” – 5-7 правильных ответа,
“2” – 4 или меньше правильных ответа.
3. Найди правильные формулы (устно)
(по 1баллу за активность и правильные ответы )
A=Uq I=u/R N =At A =Nt
Q=I2 Rt I =g/t q =Pm F =At
F =ma F =m/g
F1 F2 = l1 l 2 H =Iu
4. Применение теоретических знаний на практике (10 минут):
Цели:
- Образовательная: закрепить у учащихся навыки решения экспериментальных задач.
- Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
- Развивающая: развивать коммуникативные способности.
Физика – наука экспериментов, поэтому сейчас опыт, но вначале вспомним технику безопасности при работе с электрическими цепями ( стенд по ТБ в классе)
– Скажите, пожалуйста, что такое электрическая цепь, и из каких элементов она состоит?
Мы повторили основные теоретические понятия, а теперь применим наши знания на практике. Но прежде чем приступить к сборке электрической цепи вспомним правила техники безопасности:
Важно помнить, что:
- Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.
- Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками.
- Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.
– Соблюдая эти простые правила, мы с вами будем здоровы, в хорошем настроении и это позволит нам заниматься изучением различных явлений.
Учащийся рисуют на доске схему электрической цепи, состоящей из приборов находящихся на демонстрационном столе. Второй учащийся, предварительно прочитав инструктаж и расписавшись в журнале по охране труда, собирает электрическую цепь и измеряет силу тока и напряжение в цепи. Следующий учащийся рассчитывает сопротивление в цепи по закону Ома.
Эксперимент – исследование
На демонстрационном столе находятся : источник тока, лампочка, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Выполняет 3 ученика по плану, который записан в карточке.
Карточка – задание (по 1балл за каждое правильное задание)
1.Соберите электрическую цепь из приборов, находящихся на столе.
2.Измерьте силу тока и напряжение на лампочке при трех положениях ползунка реостата.
3.Запишите результаты в виде таблицы :
№ опыта | Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
1 | |||
2 | |||
3 |
4.Рассчитайте сопротивление и запишите в таблицу.
5.Начертите схему электрической цепи.
6.Постройте график зависимости силы тока от напряжения.
7.Сделайте вывод: Как зависит сила тока от напряжения?
В это время остальные учащиеся выполняют задание.
“Если умеешь решать задачи по физике, значит, знаешь физику”.
Проверим это! (5-7минут) (по 1баллу за правильное решение)
№ | I | U | R | t | Q |
1 | 50 мА | 1,2 кВ | ? | ||
2 | 0,4 А | ? | 20 Ом | ||
3 | 5 А | ? | ? | 30 мин | 1080 Дж |
Проверь себя!
1.Дано СИ Решение
U = 1,2кВ 1200 В I= U\R
I= 50 мА 0,05 А R=U\I
R-?
R=1200 В\0,05 А= 24000 Ом
Ответ: 24 кОм
2. Дано Решение
R=20 Ом I=U\R
I=0,4 А U=I*R
U-? U=20 Ом*0,4А=8 В
Ответ: 8В
3. Дано СИ Решение
I=5А Q = I2 Rt
t= 30 мин 1800 c R = Q/I2t
Q = 1800 кДж 1800000Дж U = I*R
R-? U-?
R=1080000 Дж\5А*1800с=24Ом
U=5А*24Ом=120В
Ответ:24Ом, 120В.
Выслушаем экспериментатора - исследователя и проверим его результаты.
( Можно пригласить одного из учеников)
Решите устно: (по 1баллу за правильное решение)
1.
2.
3.
- Физминутка.
6.Самостоятельная работа по вариантам: (10 минут)
Карточки. «Найди ошибку» (для слабоуспевающих уч-ся) 1.
2.
3.
4.
Вариант 1
- Определите силу тока в проводнике, если через его сечение за время 2,5 мин прошел заряд 420 Кл (1б)
- Напряжение на концах проводника 0,2 кВ, а сила тока в нем 10 А. Каково сопротивление проводника?(1б)
- Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.(1б)
- Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.(1б)
Вариант 2
- Какой заряд был перенесен по проводнику за время 22 мин при силе тока 800 мА? (1б)
- Напряжение на концах проводника 0,15 кВ, сопротивление проводника равно 0,2 кОм. Определите силу тока в проводнике.(1б)
- Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.(1б)
- Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.(1б)
« Безопасность человека».(3 мин)
Учитель:
В жизни имеем дело с множеством электрических приборов.
Каждый, встречающийся с электрическими установками должен ясно представлять опасность, связанную с электрическим током, неуклонно выполнять требования правил безопасности труда и поражения током, уметь оказывать пострадавшему помощь.
1.Какая сила тока считается безопасной для человека? (около 1 мА)
- Какая сила тока приводит к серьезным поражениям? (10 мА)
- Какая сила тока опасна для человека? (более 100 мА)
- Высокое напряжение опасно для жизни.
- Какое напряжение считается безопасным в сыром помещении? (до 12 В),
- И какое напряжение считается безопасным в сухом помещении в сухом помещении? (до 36 В).
7Домашнее задание (1 мин.)
Задание на дом: составить кроссворд по теме «Электричество», подготовиться к контрольной работе по теме «Электрические явления».
Задачи: 1. Чему равна площадь поперечного сечения манганиновой проволоки длиной 6 м, если при напряжении на ее концах 1,5 В сила тока в ней составляет 400 мА? Удельное сопротивление манганина 0,43 Ом мм2/м.
Задача 2. Чему равна длина железной проволоки с площадью поперечного сечения 0,6 мм2, если при напряжении на концах проволоки 12 В сила тока составляет в ней 2,5 А? Удельное сопротивление железа 0,1 Ом мм2/м.
8.Подведение итогов урока (1 мин.)
Царство науки не знает предела-
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – физике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!
9. Выставление оценок.
- Я рада, что в классе так много хороших отметок.
10.Заключительное слово:
Старания и знания я требую от вас
Мой удивительно трудолюбивый класс.
Что надо, все мы изучили
И хорошие оценки получили.
Спасибо за всем работу!
Сообщение ученика о молнии (дополнительно)
МОЛНИЯ
Причудливое поведение молнии бывает неожиданно и непонятно. Молния может убить человека, не коснувшись его одежды, может раздеть человека догола, не причинив ему вреда и уничтожив его одежду. Бывает, что молния сжигает только белье, верхнее же платье остается нетронутым. Имеет значение не столько высота дерева, сколько строение корневой системы, состав почв. Наиболее часто поражаются молнией деревья, имеющие развитую и глубокую корневую систему, т. е. представляющие относительно меньшее сопротивление. Кроме того, молния предпочитает, лучшие проводники, т. е. деревья, больше пропитанные влагой.
Молния обычно проскакивает там, где имеется скопление проводящих частиц. Однажды молния ударила в низкую трубу, находящуюся вблизи высокой трубы. Это случилось потому, что низкая труба дымила, а дым - хороший проводник электричества. Молния может попасть в летящий самолет, выпускающий выхлопные газы вблизи грозового облака Поражение молнией земной поверхности зависит от проводимости слоев почвы, от ее состава и влажности. Например, молния чаще ударяет в глину, чем в песок, так как у глины проводимость выше. Часто ударяет молния в ущелья и овраги, потому что на дне их скапливается влага, а иногда протекают ручьи.
Лист самооценки
Ф. И __________________________________________________________
Этап | Количество баллов |
Физический диктант | |
Решение задач «Знаешь ли ты физику?» | |
Самостоятельная работа | |
Работа по вопросам и заданиям (устно) | |
Итог |
9-12 баллщв – оценка 5
6-8 баллов – оценка 4
3-5 баллов- оценка 3
Список литературы
1. А.В.Пёрышкин «Физика 8 класс», Москва Дрофа, 2010. – 192 с.
2. «Физика и астрономия», 8 класс, Пинский А.А., Разумовский В.Г., Гладышева Н.К. – ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - соревнование в 9 классе по теме "Электрические явления"
Конспект урока...
Контрольно-измерительные материалы по физике 8 класса по теме "Электрические явления"
Контрольная работа, предназначенная для определения уровня образовательных достижений учащихся 8 класса по теме "Электрические явления"...
Урок-игра в 8 классе по теме: "Электрические явления"
Урок -игра в 8 классе по теме: "Электрические явления"...
Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"
Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...
Занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 9 класс по теме «Электрические явления и постоянный электрический ток» (практикум решения задач)
В рамках дистанционного обучния разработан план занятий кружка для обучающихся 9 классов физикоматемаического и инженерного профиля....
Занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 9 класс по теме «Электрические явления и постоянный электрический ток» (практикум решения задач)
В рамках дистанционного обучения разработан план занятия кружка на базе материалов Всероссийской олипиады по физике САнкт-Птербурга....
Технологическая карта к уроку - игре в 8 классе по теме "Электрические явления"
Урок проводится в виде интересной игры двух команд по теме "Электрические явления". Хоть в голове порою муть,Но вы должны понять, в чем суть: В задачах, в поисках пути Во всем ста...
- Мне нравится (1)