«Практико-ориентированный подход, как метод повышения качества образования при обучении физики»
учебно-методический материал
Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как средства познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода требует создания такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей. Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию творческой деятельности учащихся, позволяет успешно решать воспитательные задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_metod.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Выступление на тему:
«Практико-ориентированный подход, как метод повышения качества образования при обучении физики»
Подготовил
учитель физики и информатики
первой квалификационной категории
Лукьянцева Марина Анатольевна
2020 г.
Бурное развитие физики, выдвинуло её в число фундаментальных наук, являющихся основой современного естествознания. Основные понятия, принципы и законы физики играют определяющую роль в большинстве разделов естествознания. Основные физические модели, физические принципы стали достоянием всего естествознания и других областей интеллектуальной деятельности человека. Физические методы исследования позволили осуществить прорыв в других науках и сферах деятельности, например в медицине.
Развиваются новые научные направления, возникшие на стыке нескольких наук: астрофизика, радиоастрономия, космонавтика, физическая химия, экология и другие.
Школьный курс физики ХХ века вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровню образованности населения страны и формированию её интеллектуальной элиты.
Однако в последние десятилетия в обществе интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал.
Курс физики не привлекает учащихся, интересы которых лежат в области гуманитарных наук или изобразительного искусства, он также труден для школьников с недостаточно развитым логическим мышлением.
Цели и задачи практико-ориентированного подхода
Цели образования в российской школе законодательно утверждены Законом РФ “Об образовании”, где говорится, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.
В соответствии с законом нужно обеспечивать в частности:
- формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Проблема продолжающегося снижения интереса школьников к физике – глобальная. Поиски путей побуждения этого интереса – одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.
Таким образом, необходимо обеспечить:
- развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
- умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
- развитие творческих способностей учащихся;
- раскрытие роли физики в современной цивилизации;
- помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как средства познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода требует создания такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей. Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию творческой деятельности учащихся, позволяет успешно решать воспитательные задачи. Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики – это: а) обновленный дидактический материал, работая с которым учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания.
Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений
- помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе
- помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
- способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
- формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
- активизируют внимание учащихся
Примеры качественных задач, решаемых на уроках: 1) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева? 3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления? 4)Если в темноте снимать шерстяную или синтетическую одежду, то можно увидеть искры и услышать потрескивание. Почему?5) Почему самолёты на аэродромах во время заправки топливом заземляют? 6) Стоит ли тщательно натирать поверхность лакированной мебели, чтобы не садилась пыль? 7) Тело, которое имеет значительно больший объём, потёрли о другое тело. Сравните модули зарядов на этих телах.
Качественные задачи способствуют развитию логического мышления ребят, особенно если они связаны с получаемой профессией. Еще я использую задачи с недостающими данными, даю задания на оптимальный поиск информации. В конце второй четверти провожу урок физики в 8 классе «Физика за чашкой чая», ученики в непринужденной обстановке находят ответы на качественные задачи, на которые в обыденной жизни можем и не обращать внимание.
Практические задачи, решить которые обучающимся помогают их личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения
Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам
ПО задачи делятся на четыре основных вида:
- физическая задача с политехническим содержанием
- задача с производственно-техническим содержанием
- физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт.
- задача – качественный вопрос
Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности:
- Составление кроссвордов
- Сочинений к изученной теме.
- Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
- Написание рефератов, докладов, сообщений,
- Составление опорных конспектов
- Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.
- Ответить на вопросы.
Уроки- семинары углубляют и систематизируют знания, уроки-конференции их расширяют. Проводила урок-конференцию «Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света», исследовательскую работу на уроке по теᴍе «Звуковые волны».
Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике. Данный вид работы с обучающимися формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Включениеучащихся в проектную деятельность позволяет преподавателю одновременно решать множество образовательных задач, связанных с формированием предметных и метапредметных умений, ценностно-смысловых и других компетентностей обучающихся. Не случайно, организация преподавателем проектной деятельности учащихся является одним из критериев его собственного усвоение учебного материала
При обучении человек усваивает:
10% прочитанного,
20% услышанного,
30% увиденного,
90% того, что он сделал сам
Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого студент может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.
Таким образом, практико-ориентированный подход обеспечивает:
- развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
- умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
- развитие творческих способностей учащихся;
- раскрытие роли физики в современной цивилизации;
Методика преподавания школьного курса физики в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.
Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты с нагромождением регистрирующей физической аппаратуры, на простых примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем. Без дорогостоящего экспериментального оборудования, а иногда вообще без эксперимента, оживим предмет, заменив лабораторные опыты разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, знакомых обучающихся. Существуют методики преподавания физики совместно с другими дисциплинами. Обучающиеся с трудом воспринимают разделённый по учебным предметам мир. Поэтому необходиᴍо проводить междисциплинарные уроки, конференции и вечера.
Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...
«Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения»
Доклад был подготовлен для выступления на обобщающем педагогическом совете по теме "Методы повышение качества и результативности обучения"...
личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.
Эта статья-разработка для учителей русского языка....
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
При организации обучения специалиста в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности....
Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способ...
Online – физкультура – основной метод повышения качества образования в период дистанционного обучения
Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования, так и один из факторов повышения качест...
Метод Quiz как элемент метапредметного подхода в условиях повышения качества образования при реализации ФГОС II поколения
Сегодня многие учащиеся используют компьютер для игр и общения в социальных сетях, я а вот найти необходимую информацию в целях самообразования умеют далеко не всегда.Поэ...