личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Личностно- ориентированный подход как фактор повышения качества образования.
Хангаласский улус РС (Якутия)
МБОУ «Улах-Анская СОШ им. А.И.Притузова»
Ноева Ирина Александровна
Учитель русского языка и литературы
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе есть средство его гуманизации, ориентации на личность учащегося, более полный учет его интересов, склонностей, способностей, жизненных планов, связанных с продолжением образования.
Необходимость индивидуального подхода к каждому ученику вытекает из имеющихся у детей различий, особенно это касается обязательного ЕГЭ по русскому языку, когда нужен особый подход в обучении. Кто-то может быстро усвоить материал, кому- то нужно гораздо больше времени, особенно если есть пробелы в знаниях.
Личностно-ориентированное обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Цель обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Учитывая все вышесказанное можно выделить три основных аспекта:
- учет индивидуальных особенностей учащихся,
- группирование учеников на основании этих способностей,
- вариативность учебного процесса в группах.
Таким образом, в классе делим учеников на группы: ученик «должен» уметь и ученик «может» уметь.
Для осуществления обучения разработаны:
- обязательные результаты обучения – базовый уровень, где четко указывается, что должен знать ученик по данной теме,
- уровневые письменные задания и вопросы,
- задания для тематического зачета,
- алгоритм работы по индивидуальному подходу.
Организация учебного процесса предполагает не только обеспечение достижения учащимися обязательных результатов обучения, но и создание условий для усвоения материала на более высоком уровне. Приведем алгоритм работы по индивидуальному подходу.
1 этап. Общий. Введение нового материала.
Учитель работает со всеми. У каждого ученика имеется опорный конспект – необходимое средство при обучении.
2 этап. Закрепительные упражнения.
Рабочие упражнения выполняются в рабочих тетрадях. Для закрепления возможна парная работа. Пара создается из сильного и слабого ученика. Дается общее задание. Задача данного этапа – научить слабого ученика выполнить задания обязательного уровня.
3 этап. Индивидуальные самостоятельные работы.
Лабораторные работы( групповые и индивидуальные) проводятся по индивидуальным дополнительным карточкам.
4 этап. Уровневый контроль усвоения темы.
Одной из форм контроля над усвоением учебного материала в условиях индивидуального подхода являются тематические зачеты.
При тематическом зачете ученик выполняет столько, сколько может. Тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной.
В результате ученик работает в своем темпе. Создается благоприятное условие для обучения всех школьников с учетом уровня их развития, возможностей и интересов.
Ориентация на достижение всеми учащимися обязательного уровня по психологической установке « Выбери столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного».
При индивидуальном обучении традиционный урок малоэффективен. Предлагаем алгоритм изучения темы:
- Введение новой темы. Дополнительная литература.
- Вопросы и задания к практикуму.
- Консультации.
- Практикум.
- Задания к зачету.
- Тематический зачет.
- Учет ЗУН.
При такой работе особое значение имеет подача материала укрупненными или блочными единицами. Работает принцип «от общего – к частному».
При индивидуальном обучении ведется систематический контроль и учет ЗУН учащихся. В центре внимания учителя находится зона ближайшего развития учащегося. Контроль над каждой операцией, когда на любой ступеньке можно обнаружить ошибку или пробел в знаниях, приводит к высокой эффективности обучения. Итоги работы на всех этапах прохождения новой темы отражаются учителем в тематическом учете ЗУН учащихся.Очень важно, чтобы при этом осуществлялся регулярный контроль над работой ученика, а значит, и своевременная «диагностика» различных ошибок или пробелов в знаниях. Предлагаем вариант Тематического учета ЗУН учащегося:
- Тема.
- Тренировочные упражнения.
- Контрольные упражнения ( с оценкой)
- Сквозное повторение (с оценкой)
- Практикум.
- Зачет. Оценка.
В заключении следует сказать, что реализация индивидуального подхода в обучении требует: во-первых, тщательного подбора дидактического материала, оформления карточек с индивидуальными заданиями, подбора и составления системы познавательных задач. Оснащения справочной и научно-популярной литературой, четкого продумывания структуры занятий.
Но это трудоемкая работа, как показывает практика, окупается сторицей и оказывает благотворное воздействие на развитие ученика как личности, призванной «создать образ самой себя», т.е. получить образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку
Проектная методика является альтернативным подходом в современ- ной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой ди- дактическое средство активизации познавательной де...
Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования
В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...
Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "
Презентация педсовета включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы дифференциации.Предложена последовательно...
«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...
выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»
Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...
Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.
В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....