личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.
статья по русскому языку по теме

Эта статья-разработка для учителей русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно- ориентированный подход  как фактор повышения качества образования.

Хангаласский улус РС (Якутия)

МБОУ «Улах-Анская СОШ им. А.И.Притузова»

Ноева Ирина Александровна

Учитель русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе есть средство его гуманизации, ориентации на личность учащегося, более полный учет его интересов, склонностей, способностей, жизненных планов, связанных с продолжением образования.

Необходимость индивидуального подхода к каждому ученику вытекает из имеющихся у детей различий, особенно это касается  обязательного ЕГЭ по русскому языку, когда нужен особый подход в обучении. Кто-то может быстро усвоить материал, кому- то нужно гораздо больше времени, особенно если есть пробелы в знаниях.

Личностно-ориентированное обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

Цель обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Учитывая все вышесказанное можно выделить три основных аспекта:

  1. учет индивидуальных  особенностей учащихся,
  2. группирование учеников на основании этих способностей,
  3. вариативность учебного процесса в группах.

Таким образом, в классе делим учеников на группы: ученик «должен» уметь и ученик «может» уметь.

Для осуществления обучения разработаны:        

  1. обязательные результаты обучения – базовый уровень, где четко указывается, что должен знать ученик по данной теме,
  2. уровневые письменные задания и вопросы,
  3. задания для тематического зачета,
  4. алгоритм работы по индивидуальному подходу.

Организация учебного процесса предполагает не только обеспечение достижения учащимися обязательных результатов обучения, но и создание условий для усвоения материала на более высоком уровне. Приведем алгоритм работы по индивидуальному подходу.

1 этап.  Общий. Введение нового материала.

Учитель работает со всеми. У каждого ученика имеется опорный конспект – необходимое средство при обучении.

2 этап.  Закрепительные упражнения.

Рабочие упражнения выполняются в рабочих тетрадях. Для закрепления возможна парная работа. Пара создается из сильного и слабого ученика. Дается общее задание. Задача данного этапа – научить слабого ученика выполнить задания обязательного уровня.

3 этап.  Индивидуальные самостоятельные работы.

Лабораторные работы( групповые и индивидуальные) проводятся по индивидуальным дополнительным карточкам.

4 этап.  Уровневый контроль усвоения темы.

Одной из форм контроля над усвоением учебного материала в условиях индивидуального подхода являются тематические зачеты.

При тематическом зачете ученик выполняет столько, сколько может. Тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной.

В результате ученик работает в своем темпе. Создается благоприятное условие  для обучения  всех школьников с учетом уровня их развития, возможностей и интересов.

Ориентация на достижение всеми учащимися обязательного уровня по психологической установке « Выбери столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

При индивидуальном обучении традиционный урок малоэффективен. Предлагаем алгоритм изучения темы:

  1. Введение новой темы. Дополнительная литература.
  2. Вопросы и задания к практикуму.
  3. Консультации.
  4. Практикум.
  5. Задания к зачету.
  6. Тематический зачет.
  7. Учет ЗУН.

При такой работе особое значение имеет подача материала укрупненными  или блочными единицами. Работает принцип «от общего – к частному».

При индивидуальном обучении ведется систематический контроль и учет ЗУН учащихся. В центре внимания учителя находится зона ближайшего развития учащегося. Контроль над каждой операцией, когда на любой ступеньке можно обнаружить ошибку или пробел в знаниях,  приводит к высокой эффективности обучения. Итоги работы на всех этапах прохождения новой темы отражаются учителем в тематическом учете ЗУН учащихся.Очень важно, чтобы при этом осуществлялся регулярный контроль над работой ученика, а значит, и своевременная «диагностика» различных ошибок или пробелов в знаниях. Предлагаем вариант  Тематического учета ЗУН учащегося:

  1. Тема.
  2. Тренировочные упражнения.
  3. Контрольные упражнения ( с оценкой)
  4. Сквозное повторение (с оценкой)
  5. Практикум.
  6. Зачет. Оценка.

В заключении следует сказать, что реализация индивидуального подхода в обучении требует: во-первых, тщательного подбора дидактического материала, оформления карточек с индивидуальными заданиями, подбора и составления системы познавательных задач. Оснащения справочной и научно-популярной литературой, четкого продумывания структуры занятий.

Но это трудоемкая работа, как показывает практика, окупается сторицей и оказывает благотворное воздействие на развитие ученика как личности, призванной «создать образ самой себя», т.е. получить образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку

Проектная методика является альтернативным подходом в современ- ной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой ди- дактическое средство активизации познавательной де...

Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования

В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...

Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "

Презентация педсовета  включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы  дифференциации.Предложена последовательно...

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...

выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...

Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.

В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....