«Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения»
материал по теме

Мамонова Марина Владимировна

Доклад был подготовлен для выступления на обобщающем педагогическом совете по теме "Методы повышение качества и результативности обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина»

Доклад

«Индивидуальный подход как метод повышения

качества и результативности обучения»

Преподаватель Мамонова М. В.

Арзамас, 2012 г

Доклад

«Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения»

(Слайд 2) Перед каждым творчески работающим преподавателем возникает множество проблем. Ключевые из них:

  1. как обеспечить успешность в обучении каждого студента;
  2. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым студентом социального опыта.

(Слайд 3) Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым студентом?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

(Слайд 4) Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого студента, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным  учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей студента, делая обучение доступным и посильным.

При реализации этого принципа преподаватель должен знать и учитывать индивидуально – психологические особенности студента, ту совокупность факторов, которые могут помешать ему успешно учиться. К их числу относится реальный запас знаний, умений и навыков; уровень развития студента; особенности процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых качеств; темп и особенности познавательной деятельности и многие другие показатели готовности учащегося к обучению по данной специальности, по данной учебной дисциплине.

Определенную роль в учебной деятельности и поведении студента играют также его темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношения с преподавателем, положение в коллективе группы, состояние здоровья, настроение.

Приходится преподавателю считаться и с некоторыми личностными характерологическими особенностями своих учеников: самолюбием, чувством собственного достоинства, самоуважения, самооценки, уровнем притязаний.

Преподаватель понимающий, какое значение имеют для его деятельности индивидуальные различия студентов, непременно подметит их и найдет возможность использовать.

Преподаватели ЦМК экономических дисциплин используют индивидуальный подход в процессе обучения и контроля знаний студентов. В силу того, что между дисциплинами экономического цикла существуют тесные межпредметные связи и освоение конкретной дисциплины часто опирается на знания по другим экономическим дисциплинам, преподавателям приходится предварительно проверять уровень освоения студентами уже изученных дисциплин. На основе этого и строится дальнейшая индивидуальная работа со студентами.

(Слайд 5) Индивидуальный подход применяется на занятиях различных форм: на практических и семинарских занятиях, на контрольных работах, на зачётных занятиях и т.д. Для обобщения пройденного материала проводится урок – конкурс, на котором каждый студент имеет возможность показать свои знания по изученным темам. Урок проводится в виде соревнования двух команд. В команду объединяются студенты разного уровня знаний. Задания выдаются разной степени сложности и команда самостоятельно распределяет выполнение заданий между членами команды.

При контроле теоретических знаний мы разрабатываем вопросы разного уровня сложности, соответствующие различным оценкам. При этом студенту даётся возможность самому выбрать уровень сложности ответа.

Задания для практических занятий также составляются с учётом уровня сложности. Студенты на этих уроках выполняют разные объёмы работ в зависимости от личностных качеств.

С учётом индивидуальных особенностей студентов контроль знаний на уроках может быть в устной или письменной формах по индивидуальным карточкам. Задания к контрольным работам также дифференцированы.

С целью реализации индивидуального подхода преподаватели экономических дисциплин проводят дополнительные занятия и консультации.    

Для повышения заинтересованности в изучении дисциплины студентам предлагаются индивидуальные задания для написания рефератов по изучаемой дисциплине, для подготовки сообщений на уроках.

(Слайд 6) На открытом уроке, который проводила преподаватель Пичугина А.В., очень ярко проявился индивидуально-дифференцированный подход в проведении практического занятия по дисциплине «Бухгалтерский учёт» по теме «Выбытие основных средств». На уроке были использованы различные методы проведения занятия: фронтальный опрос, тестирование, решение задач с объяснением решения на доске и решением задач самостоятельно.

Предлагались разные по уровню тестовые задания и задачи по  отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и определению финансового результата от выбытия основных средств, которые разрабатывались с учётом индивидуальных особенностей и способностей студентов, давая тем самым возможность каждому студенту проработать тему на своём уровне, закрепить полученные знания и получить оценку. Студенты на уроке работали очень активно, что говорит об эффективности применения индивидуального подхода.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; (Слайд 7) только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности студента, можно полнее использовать его роль в овладении общими и профессиональными компетенциями. (Слайд 8).

  1. Список используемой литературы:

  1. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988. – 80с.
  2. Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007. – № 3 (14).
  3. Каткова, Л.В., Сущих, М.М.  Сущностные характеристики основных понятий курса  «Педагогические теории, системы и технологии»: Методические рекомендации к ГЭК Ч.2 / Волгоград: Перемена, 1996г. – 56 с.
  4. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М., 2003. – 432 с.
  5. Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя .М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 42 с.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения» Цикловая методическая комиссия экономических дисциплин

Слайд 2

Проблемы, возникающие в работе преподавателя: как обеспечить успешность в обучении каждого студента; каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым студентом социального опыта.

Слайд 3

Главный вопрос: Как работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым студентом?

Слайд 4

Индивидуальный подход Создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого студента, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей студента, делая обучение доступным и посильным.

Слайд 5

Направления индивидуальной работы: Урок – конкурс; Задания для практических занятий; Варианты для контрольных работ; Тестовые задания; Работа по карточкам; Темы рефератов; Темы сообщений; Дополнительные занятия; Индивидуальные консультации; Вопросы для текущего контроля знаний.

Слайд 6

Элементы индивидуального подхода на открытом уроке по дисциплине «Бухгалтерский учёт» Работа с карточками Тестовые задания Решение задач самостоятельно Решение задач с объяснением решения Фронтальный опрос Индивидуальный подход

Слайд 7

Вывод: только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности студента, можно полнее использовать его роль в овладении общими и профессиональными компетенциями.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний.

Дифференциация обучения. Направления работы по совершенствованию учеников. Мыслительная  деятельность....

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.

самообразование по теме: "Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики"...

Метод Quiz как элемент метапредметного подхода в условиях повышения качества образования при реализации ФГОС II поколения

Сегодня многие  учащиеся используют  компьютер для игр и общения в социальных сетях, я а вот найти необходимую информацию в целях самообразования  умеют  далеко не всегда.Поэ...

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики...

«Практико-ориентированный подход, как метод повышения качества образования при обучении физики»

Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как средства познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного...