внеурочные занятия по физике
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)

Клинкова Наталья Владимировна

Внеурочная деятельность по физике осуществляется в рамках образовательного процесса в школе. Её основной целью являются развитие индивидуальных способностей обучающихся к физике, повышение мотивации при освоении содержания учебно - го предмета, поэтому внеурочная деятельность учащихся по физике -это образовательная деятельность, которая является важным компонентом учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Администрация Поронайского городского округа

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора                                                        

по воспитательной работе                                                    

МБОУ СОШ пгт Вахрушев                                      

_____________О.В. Дзисяк
Протокол №

от " 30 " мая 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ пгт Вахрушев

 ______________/ Барзул Н.И. /

Приказ №  __

 от " 31 " мая  2022 г.

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Физика вокруг нас» 

в  7 классе.

(направление общеинтеллектуальное)

2022 – 2023 учебный год

1 час в неделю

34 учебные недели

 34 часа в год

Составила:

учитель  физики                                                                                                                                              Клинков Н. В.

пгт Вахрушев

Пояснительная записка к рабочей программе занятий внеурочной деятельности по физике

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7 классе.

Место курса в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования.Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» способствует обще интеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 7 класса.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7 классе рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю). В 7 классе учитывая праздничные дни, за год будет дано -34 часа.

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности

 Цели курса:

Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» для учащихся 7 классов являются:

  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;

  • формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
  • воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
  • реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.  

  • в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
  • показать использование знаний в практике, в жизни;
  • раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
  • раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.

Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.

Задачи курса.

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
  • формирование представления о научном методе познания;
  • развитие интереса к исследовательской деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.
  • формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
  • совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
  • включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
  • выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
  • развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся

Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.

Планируемые результаты.

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.

Личностными результатами обученияпрограммы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
  2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
  3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
  4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Способы оценки уровня достижения обучающихся.

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады.Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации различных форм деятельности.Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри школы.

Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся.Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Формы организации

Виды деятельности

1.  

Первоначальные сведения о строении вещества

Теория:

Цена деления измерительного прибора. Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов. История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.Диффузия.Как измерить молекулу.Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы.Плотность вещества. Масса тела.

Практика, эксперимент:

Практическая работа №1 «Изготовление моделей молекул».

Экспериментальная работа №1   «Измерение толщины листа бумаги».

Экспериментальная работа  №2 «Измерение плотности куска сахара».

Решение задач.

«Определение цены деления различных приборов». «Плотность вещества».

индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

2.

Взаимодействие тел

Теория:

История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ.Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел.Скорость при равномерном и неравномерном движении тел. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Невесомость. К.Э. Циолковский. Трение в природе и технике. Трение покоя.

Практика, эксперимент:

Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?».

Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

Решение задач.«Скорость при равномерном и неравномерном движении тел».«Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел».

индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

3.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Теория:

Давление твердых тел.Сообщающиеся сосуды. Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Практика, эксперимент:

Практическая работа №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе». Экспериментальная работа №3 «Изучение условий плавания тел».

Решение задач.

«Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел».

индивидуальная и групповая работа обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

4.

Работа и мощность. Энергия

Теория:

Простые механизмы. Сильнее самого себя.Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку Пневматические машины и инструменты. Коэффициент полезного действия. Энергия движущейся воды и ветра. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно Гидравлические и ветряные двигатели.

Решение  задач.

«Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок». «Условие равновесия рычага» тему «Работа. Мощность».

индивидуальная и групповая работа обучающихся, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценка полученных результатов.

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

5.

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.

  1. Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Сроки прохождения темы

 Практические и экспериментальные занятия

1

Первоначальные сведения о строении вещества

5

Практическая работа №1

Экспериментальная работа №1

Экспериментальная работа  №2

2.

Взаимодействие тел

11

Практическая работа №2

Практическая работа №3

3.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

10

Практическая работа №4  

Экспериментальная работа №3  

4.

Работа и мощность. Энергия

7

5.

Заключительное занятие

1

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. КЛАСС: 7  

                 Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа

Дата

Количество часов

Наименование тем занятий

По плану

По факту

Первоначальные сведения о строении вещества – 5 часов

1.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Решение задач по теме «Определение цены деления различных приборов»

2.

1

Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов.

3

1

Практ./ раб. №1 «Изготовление моделей молекул».

4

1

Экспер./ раб. №1   «Измерение толщины листа бумаги».

5

1

Изучение и объяснение броуновского движения. Диффузия. Решение  экспериментальных задач.

6

1

Рычажные весы. Единицы массы.

7

1

Решение задач на тему «Плотность вещества».

8

1

Экспер./ раб.  №2 «Измерение плотности куска сахара».

Взаимодействие тел – 11 часов

9

1

История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ.

10

1

Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел.

11

1

Практ./ раб. №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?»

12

1

Решение задач на тему  «Скорость при равномерном и неравномерном движении тел».

13

1

Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

14

1

Невесомость.

15

1

Практ./ раб. №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

16

1

Трение в природе и технике. Трение покоя

Давление твердых тел, жидкостей и газов – 10 часов

17

1

Давление твердых тел.

18

1

Практ./ раб. №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе»

19

1

Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле.

20

1

Решение качественных задач на тему «Сообщающиеся сосуды»

21

1

Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана.

22

1

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.

2

1

Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.

24

1

Решение качественных задач на тему «Плавание тел»

25

1

Экспер./ раб №3 «Изучение условий плавания тел».

26

1

Воздухоплавание.

Работа. Мощность. Энергия. – 7часов

27

1

Простые механизмы. Сильнее самого себя.

28

1

Решение качественных задач на тему «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок»

29

1

Решение задач на тему «Условие равновесия рычага»

30

1

Пневматические машины и инструменты

31

1

Решение задач на тему «Работа. Мощность»

32

1

Коэффициент полезного действия.

33

1

Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели

Заключительное занятие.

34

1

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.

Информационно – методическое обеспечение рабочей программы.

1.        Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273

2.        Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).

3.        Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.;

1.        Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).

2.        Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

3.        Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

4.        Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.

5.        Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.

6.        Федеральный государственный образовательный стандарт

     Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227

7.        Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. –

      Режим доступа: http://минобрнауки.рф

8.        Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

     Режим доступа: http://metodist.lbz.ru

9.        Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»

     Режим доступа: http://  www.russobit-m.ru

10.Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  пгт Вахрушев имени И.П. Фархутдинова

Согласовано:

заместитель директора                                                        

по воспитательной работе                                                    

МБОУ СОШ пгт Вахрушев                                      

_____________О.В. Дзисяк

«___» августа 2021 г                                                                                                                                                                                                        

Утверждаю:

директор МБОУ СОШ

пгт Вахрушев

______________Н.И. Барзул

                              «___» августа 2021 г                                                                                                                                                                                                        

                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

для учащихся 8 класса

(направление общеинтеллектуальное)

2021 – 2022 учебный год

1 час в неделю

34 учебные недели

 34 часа в год

Составила:

учитель  физике                                                                                                                                              Клинков Н. В.

пгт Вахрушев

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

Курс адресован учащимся 8 класса. Задачами курса являются, прежде всего: пропедевтика основ физики ; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике). Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Общая характеристика учебного курса

Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся  8 класса. Программа курса способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-9 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.

Задачи программы:

Образовательная:

формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.

развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

формировать умения работать с оборудованием.

Воспитательная:

формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.

Развивающая:

развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;

формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;

развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Курс – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Системность. Курс -  состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.

Формы работы:

подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры;

упражнения;

самостоятельная деятельность детей;

рассматривание;

Ценностные ориентиры содержания предмета физики

 Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности

• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

Изучение курса внеурочной деятельности «Физика» направлено на формирование личностныхметапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
  2. Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  3. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях
  8. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
  11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.
  2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
  3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.
  4. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей физики тепловых явлений (основных положений МКТ, законов термодинамики, основных принципов работы тепловых машин, законов электростатики, постоянного тока, Ампера, Лоренца).
  5. Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
  6. Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.
  7. Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  8. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  9. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  10. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.


2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА – 5 ЧАСОВ

Строение вещества. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Лабораторные работы:

Измерение размеров молекул с помощью палетки.

Измерение размеров малых тел методом рядов.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Создание объемной модели кристаллической решетки некоторых веществ.

Способы измерения размеров молекул.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ – 7 ЧАСОВ

Тепловое равновесие. Температура и способы ее измерения. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Виды теплообмена. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплообмена.

Лабораторные работы:

Изучение скорости теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости жидкости.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

История создания приборов для измерения температуры.

Виды теплопередачи, использование в технике и быту.

Использование знаний о видах теплообмена в строительстве.

Использование знаний о видах теплообмена в работе модельера.

Вечный двигатель – миф или реальность?

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА – 4 ЧАСА

Испарение и конденсация, кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Лабораторные работы:

Изучение зависимости скорости испарения от внешних условий и строения вещества.

Измерение влажности воздуха с помощью волосяного гигрометра.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Рост кристаллов: зависимость скорости роста от внешних условий.

Рост кристаллов: зависимость формы кристаллической решетки от примесей.

Тепловые явления в фольклоре разных народов.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

ГЛАВА 4. ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ – 4 ЧАСА

Газовые законы: закон Бойля-Мариотта, закон Шарля, закон Гей-Люссака. Объединенный газовый закон.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Составление авторской задачи по теме главы.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

ГЛАВА 5. ТЕПЛОВЫЕ МАШИНЫ – 3 ЧАСА

Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Принцип действия холодильной машины.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Границы применения ДВС и экологические проблемы его использования.

Различие в устройстве работы четырехтактного двигателя и дизеля.

Реактивные двигатели.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

ГЛАВА 6. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ – 4 ЧАСА

Электризация тел. Два вида электрических зарядов, их взаимодействие. Закон Кулона. Принцип суперпозиции сил.

Электрическое поле и его действие на электрические заряды. Напряженность ЭП. Линии напряженности ЭП. Конденсатор, энергия ЭП конденсатора.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Исследование взаимодействия заряженных тел.

Выполнение действующей модели электроскопа.

Модель «Пляшущие человечки»

Составление авторской задачи по теме главы.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

ГЛАВА 7. ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА – 5 ЧАСОВ

Постоянный электрический ток. Носители электрических зарядов в различных веществах. Полупроводниковые приборы.

Направление и сила тока. Электрический ток в проводниках. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. Измерение силы тока и напряжения. Работа и мощность тока. Источники электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Лабораторные работы:

Исследование тепловой отдачи нагревателя.

Измерение удельного сопротивления проводника.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Составление авторской задачи по теме главы.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

ГЛАВА 8. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ – 3 ЧАСА

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Линии магнитной индукции. Действие МП на проводник с током. Закон Ампера. Магнитное взаимодействие проводников с током. Электродвигатель постоянного тока. Магнитные свойства вещества. Явление ЭМИ. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Закон ЭМИ.

Лабораторные работы:

Сборка электромагнита.

Сборка модели электродвигателя.

Получение спектров магнитного поля.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

Электромагниты: их устройство и применение.

Применение явления ЭМИ в различных гаджетах.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

№ Недели

№ занятия

№ занятия

в теме

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата по

плану

Дата по

факту

ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА– 5 ЧАСОВ

1.

1/1

1.

Строение вещества. Взаимодействие частиц вещества.

Просмотр и обсуждение видео с сайта www.elementy.ru «Строение вещества»

2.

2/2

2.

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Обсуждение различных гипотез о строении различных веществ и доказательств, их подтверждающих

3.

3/3

3.

Измерение размеров молекул с помощью палетки.

Выполнение практических работ в малых группах

4.

4/4

4.

Измерение размеров малых тел методом рядов

Выполнение практических работ в малых группах

5.

5/5

5.

Вглубь вещества без микроскопа

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Создание объемной модели кристаллической решетки некоторых веществ. Способы измерения размеров молекул»

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ – 7 ЧАСОВ

6.

6/1

1.

Как достичь теплового равновесия? Необратимость процессов

Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о необратимости тепловых процессов. Изучение и анализ иллюстративного материала на примере мультфильма «Двенадцать месяцев»

7.

7/2

2.

Когда и как изобрели термометр?

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История создания приборов для измерения температуры». Создание модели термометра с жидким и твердым рабочим телом

8.

8/3

3.

Суть первого начала термодинамики

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач на расчет изменения внутренней энергии; составление авторских задач по теме «Моя задача на расчет изменения внутренней энергии»

9.

9/4

4.

Использование физических знаний о теплообмене при строительстве жилья, подборе одежды, в хозяйственной деятельности человека

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Виды теплопередачи, использование в технике и быту. Использование знаний о видах теплообмена в строительстве, в работе модельера»

10.

10/5

5.

Сколько калорий нужно для?..

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач на расчет количества теплоты; составление авторских задач по теме «Моя задача на расчет количества теплоты»

11.

11/6

6.

«Если энергия где-то отнимется, то …»

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Вечный двигатель – миф или реальность?»

12.

12/7

7.

Измеряем и исследуем!

Практическая работа в малых группах по теме «Изучение скорости теплообмена. Измерение удельной теплоемкости жидкости», обсуждение и объяснение результатов, построение графической зависимости температуры от времени

ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА – 4 ЧАСА

13.

13/1

1.

Когда, почему, что и как кипит и испаряется

Практическая работа в малых группах по теме «Изучение зависимости скорости испарения от внешних условий и строения вещества», построение графической зависимости скорости испарения от температуры, площади поверхности

14.

14/2

2.

Какая влажность самая полезная

Практическая работа в малых группах по теме «Измерение влажности воздуха с помощью волосяного гигрометра», обсуждение и объяснение результатов

15.

15/3

3.

Если кристаллы растут, то они живые?

Представление результатов работы по выращиванию кристаллов; обсуждение зависимости скорости роста от внешних условий, зависимости формы кристалла от примесей, составление графических иллюстраций этих зависимостей

16.

16/4

4.

Расчетливая бережливость

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Тепловые явления в фольклоре разных народов»

ГЛАВА 4. ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ – 4 ЧАСА

17.

17/1

1.

Почему изопроцессы так называются?

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История открытия газовых законов» Реконструкция открытия закона Гей-Люссака

18.

18/2

2.

Эти занятные графики

Работа в малых группах над составлением алгоритма решения графических задач на чтение и перестройку диаграмм состояния газа (графический и аналитический способ решения задач)

19.

19/3

3.

Как водяной паук строит свой дом?

Разбор задач на основе природных данных, составление авторских задач на использование газовых законов

20.

20/4

4.

Объединим газовые законы, чтобы получить…

Работа над составлением текстовых задач «Моя задача на применение объединенного газового закона» и их последующее решение (отработка алгоритма решения задач аналитическим способом)

ГЛАВА 5. ТЕПЛОВЫЕ МАШИНЫ – 3 ЧАСА

21.

21/1

1.

Как работают газ и пар?

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Границы применения ДВС и экологические проблемы его использования. Реактивные двигатели»

22.

22/2

2.

Почему КПД теплового двигателя всегда низкий

Разбор принципиальной схемы устройства и различий в работе четырехтактного двигателя и дизеля. Работа в малых группах по решению задач на расчет КПД тепловых двигателей

23.

23/3

3.

Необходимый предмет на кухне – холодильник

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История вещей: создание первой модели холодильника, усовершенствование» Обсуждение природного явления «вечная мерзлота»: можно ли построить природный холодильник?

ГЛАВА 6. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ – 4 ЧАСА

24.

24/1

1.

Янтарные явления, открытые Фалесом из Милета

Практическая работа в малых группах «Исследование взаимодействия заряженных тел», обсуждение и объяснение результатов. Выполнение действующей модели электроскопа

25.

25/2

2.

Принцип суперпозиции сил и полей

Работа над составлением текстовых задач «Моя задача на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона» и их последующее решение аналитическим или графическим способом

26.

26/3

3.

Силовые линии можно увидеть

Практическая работа в малых группах над созданием модели «Пляшущие человечки», обсуждение и объяснение результатов.

27.

27/4

4.

Лейденская банка и ее энергия

Работа над составлением текстовых задач «Моя задача на расчет параметров конденсатора» и их последующее решение аналитическим способом

ГЛАВА 7. ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА – 5 ЧАСОВ

28.

28/1

1.

Какими бывают носители заряда?

Просмотр и обсуждение видео с сайта www.elementy.ru «Свободные носители заряда»

29.

29/2

2.

Что такое полупроводник

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Полупроводники: ленивцы или неутомимые труженики» Обсуждение явления «сверхпроводимость»: можно ли создать вечный ток в проводнике?

30.

30/3

3.

Альтернативные источники тока

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Источники электрического тока: история создания гальванического элемента и электрического двигателя»

31.

31/4

4.

Тепловая отдача нагревателя

Практическая работа в малых группах «Исследование тепловой отдачи нагревателя», обсуждение и объяснение результатов. Способы повышения ТОН нагревательного элемента

32

32/5

5.

Сопротивление проводника

Практическая работа в малых группах «Измерение удельного сопротивления проводника», обсуждение и объяснение результатов.

ГЛАВА 8. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ – 3 ЧАСА

33.

33/1

1.

Практическое применение магнитного действия электрического тока

Практическая работа в малых группах «Сборка электромагнита. Сборка модели электродвигателя», обсуждение и объяснение результатов

34.

34/2

2.

Как увидеть магнитное поле?

Практическая работа в малых группах «Получение спектров магнитного поля», обсуждение и объяснение результатов.

35.

35/3

3.

На что способно Магнитное поле и его проявления

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Электромагниты: их устройство и применение. Применение явления ЭМИ в различных гаджетах»


Список литературы.

  1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
  2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
  3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
  4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
  6. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г

Интернет ресурсы.

  1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
  2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
  3. Физика для самых маленьких WWW yoube.com


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  пгт Вахрушев имени И.П. Фархутдинова

Согласовано:

заместитель директора                                                        

по воспитательной работе                                                    

МБОУ СОШ пгт Вахрушев                                      

_____________О.В. Дзисяк

«___» августа 2022 г                                                                                                                                                                                                        

Утверждаю:

директор МБОУ СОШ

пгт Вахрушев

______________Н.И. Барзул

                              «___» августа 2022 г                                                                                                                                                                                                        

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Физика  для  Всех»

для учащихся 9 класса

(направление общеинтеллектуальное)

2022 – 2023 учебный год

1 час в неделю

34 учебные недели

 34 часа в год

Составила:

учитель  физики                                                                                                                                              Клинков Н. В.

пгт Вахрушев

Пояснительная записка

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека и на физические процессы, протекающие в организме человека. Но даже в обычной городской поликлинике каждый человек сталкивается с большим числом физических методов исследования своего организма. Во многих семьях появились медицинские приборы, позволяющие самостоятельно проводить небольшие диагностические исследования собственного организма (определение давления, сахара в крови человека и др.).

В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно- следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, а так же внутри организма человека, взаимосвязаны.

Еще одно назначение данного элективного курса – овладение учащимися способами измерения физических величин и оценки точности измерений, знакомства с методологией эксперимента.

Курс адресован учащимся 9 класса.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно- исследовательской деятельности.

Изучение курса внеурочной деятельности «Физика для Всех» направлено на достижение следующих целей:

  • Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организм, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные знания.
  • Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента.
  • Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися профессиональных образовательных программ для обучения и воспитания, способных грамотно и творчески использовать приобретенные учебные компетенции на поприще различных видов государственной службы.

Задачи курса:

  • Способствовать формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих способностей у учащихся.
  • Развивать интеллектуальную компетентность учащихся.
  • Формировать навыки выполнения практических работ, ведения исследовательской деятельности.
  • Совершенствовать навыки работы со справочной и научно популярной литературой.

Планируемые результаты изучения  курса

Выпускник научится:

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • проводить прямые и косвенные измерения физических величин;
  • проводить оценку погрешностей при прямых и косвенных измерениях;
  • работать с различными источниками информации;
  • наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;
  • моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.

Выпускник получит представление:

  • о методологии эксперимента;
  • о физических законах, которые можно использовать при объяснении процессов, происходящих внутри организма человека;
  • об особенностях своего организма с точки зрения законов физики;

Выпускник получит опыт:

  • самостоятельно искать и приобретать новые знания, анализировать и оценивать новую информацию;
  • планировать и выполнять экспериментальные исследования;
  • представлять информацию в виде таблиц, графиков, небольших проектов;
  • составлять отчет о проведенном эксперименте и публичного представления результатов исследования.

Личностные результаты:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовность  и  способность  к  образованию,  в  том  числе        самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; готовность к научно- техническому творчеству;
  • чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
  • положительное отношение к труду, целеустремлённость;

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
  • определять несколько путей достижения поставленной цели;
  • задавать параметры и критерии, по которым можно определять, что цель достигнута;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью;
  • осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать   различные   модельно-схематические        средства   для   представлениявыявленных в информационных источниках противоречий;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи;
  • приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
  • анализировать и преобразовать проблемно-противоречивые ситуации;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • занимать разные позиции в познавательной деятельности;
  • осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и с взрослыми;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
  • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных, письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтногенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Содержание курса

 

Основные технологии:

•        проблемное обучение;

•        моделирующая деятельность;

•        поисковая деятельность;

•        информационно-коммуникационные технологии;

•        здоровьесберегающие технологии.

Объем программы:

кол-во часов на год

Количество часов по полугодиям

1

2

Общая трудоемкость

34

16

18

Содержание курса внеурочной деятельности « Физика для всех»

Тема

Содержание урока

Основные виды деятельности учащихся

Всего часов

Методы измерения физических величин.

4

Методы измерения физических величин

4 ч.

Основные и производные физические вели- чины и их измерения. Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные по- грешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные погрешности и погрешности отсчета. Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на иссле- дуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики.

Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

Проводить прямые измерения физических величин: длины, промежутков времени; объяснять причины появления погрешностей измерений.

Определять основные характеристики измерительных приборов: предел

измерения, цена деления шкалы. Учитывать влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбирать метод измерений и измерительные приборы.

Записывать результаты измерений. Обрабатывать результаты измерений Обсуждать и представлять полученные результаты.

4

Механические параметры человека.

17

Параметры человека

2 ч

Линейные размеры различных частей тела человека, их масса. Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит человек

Лабораторная работа.

1. Определение объема и плотности своего

тела.

Находить в дополнительной литературе и Интернете информацию по заданной теме. Работать в паре или группе при выполнении практических заданий.

Определять объем и плотность своего тела.

Кинематика и тело человека.

3 ч.

Скорости проведения нервных импульсов.

Законы движения крови в организме человека. Естественная защита организма от ускорения.

Лабораторная работа.

  1. Определить среднюю скорость движения.
  2. Определение времени реакции человека.

Работать в парах и группе при выполнении практических заданий,

исследований, планировать эксперимент.

Определять скорость равномерно движущегося объекта без использования измерительных приборов.

Определять важную характеристику организма человека – время его реакции.

Законы Ньютона в жизни

человека. 1 ч.

Законы Ньютона в жизни человека.

Лабораторная работа.

4. Градуировка динамометра и определение становой силы человека.

Градуировать самодельный динамометр и определить становую силу человека, силу обеих рук.

Работать в парах и группе при выполнении практических заданий, исследований, планировать эксперимент.

Человек в

условиях невесомости и Перегрузок

2 ч.

Тело человека в гравитационном поле

земли. Условия длительного существования человека на космической станции. Меры защиты летчиков и космонавтов от ускорения.

Невесомость и перегрузки.

Исследовать действия невесомости и перегрузок на человека.

Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий,

компьютерных баз данных, образовательных Интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике

Прямохождение и опорно- двигательная система человека.

2 ч

Сохранение равновесия живыми организмами. Центр тяжести тела человека. Рычаги в теле человека. Ходьба человека.

Виды суставов. Деформация костей, сухожилий, мышц.

Прочность биологических материалов.

Строение костей с точки зрения

возможности наибольшей деформации.

Объяснять основные признаки механических параметров человека явления в живых организмах.

Находить в дополнительной литературе и Интернете информацию по заданной теме.

Проявление силы трения в организме человека.

2 ч

Проявление силы трения в организме

человека.

Лабораторная работа.

5. Определение коэффициентов трения подошв обуви человека о различные поверхности.

Наблюдать явления трения в природе.

Определять значение коэффициентов трения подошв обуви человека о различные поверхности.

Работать в парах и группе при выполнении практических заданий, исследований, планировать эксперимент.

Работа и мощность,

развиваемая человеком

в разных видах

деятельности. 2 ч.

Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности. Применение закона сохранения энергии к некоторым видам движения

человека.

Лабораторная работа.

 6. Определение мощности, развиваемой

человеком.

Определять значения развиваемой человеком мощности при выполнении разных физических упражнений.

Работать в парах и группе при выполнении практических заданий, исследований, планировать эксперимент.

Статика в теле человека.

1 ч.

Связь между физикой и биологией через решение задач по статике

Объяснять основные признаки механических параметров человека явления в живых организмах.

Определять, где находится центр тяжести человека. От чего зависит его положение?

Предлагать способ экспериментального определения центра тяжести тела человека.

Давление и тело человека.

2 ч

Сила давления и давление в живых

организмах. Роль атмосферного давления в жизни человека. Осмотическое давление.

Изменение кровяного давления в капиллярах.

Лабораторная работа.

7. Определение давления крови человека.

Исследовать зависимость давления крови от внешних параметров. Определять давление крови человека, его мощность и работу при разных нагрузках на организм.

Определять характеристические параметры работы сердечно-сосудистой системы человека – артериальное давление, систолический и минутный объем крови.

Колебания и волны в живых организмах 3 ч.

3

Колебания и человек.

1 ч

Колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп и фонендоскоп.

Выстукивание - как один из способов определения размеров внутренних органов и их состояния. Радиоволны и человек.

Наблюдать явления колебаний в природе. Объяснять колебательные и волновые явления в живых организмах. Исследовать действия вынужденных колебаний на человека.. Исследовать зависимость частоты колебаний от длины волны.. Знать и выполнять правила безопасности при работе с

вибрирующими машинами. Уметь определять уровень шума. Вести дискуссию о пользе и вреде воздействия на человека звуковых волн, аргументировать свою позицию, уметь выслушивать мнение других участников.

Звук. 2 ч

Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Ультразвук и инфразвук. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека.

Характеристики голоса человека. Слуховой аппарат.

Лабораторная работа.

8. Изучение свойств уха.

Получить спектральную характеристику уха человека на пороге слышимости.

Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий,

компьютерных баз данных, образовательных Интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ.

Тепловые явления 2 ч

2

Тепловые процессы в теле человека.

2 ч        

Терморегуляция человеческого организма. Влажность. Органы дыхания. Тепловые процессы в теле человека. Человек как тепловой двигатель. Энтропия и организм человека.

Лабораторная работа.

9. Определение дыхательного объема легких человека.

Определить один из важнейших параметров организма человека – дыхательный объем его легких;

Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий,

компьютерных баз данных, образовательных Интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ. Работать в парах и группе при выполнении практических заданий,

исследований, планировать эксперимент.

Электричество и магнетизм. 4 ч.

4

Электрические свойства тела человека

2 ч

Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики Земли. Фоторецепторы,

электрорецепторы, биоэлектричество сна. Электрическое сопротивление органов человека постоянному и переменному току.

Лабораторная работа.

10. Определение сопротивления тканей человека постоянному и переменному электрическому току.

Экскурсия в физиокабинет поликлиники.

Определять сопротивление тканей тела человека постоянному и переменному электрическому току.

Работать в парах и группе при выполнении практических заданий, исследований, планировать эксперимент.

Находить в дополнительной литературе и Интернете информацию по заданной теме

Магнитное поле

и живые организмы. 2 ч

Магнитное поле и живые организмы.

Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел.

Объяснять магнитные воздействия на человека

Оптические параметры человека 5 ч.

5

Глаз и зрение

4 ч.

Строение глаза человека. Сила аккомодации

глаза. Оптическая сила. Дефекты зрения и способы их исправления. Особенности зрения человека. Разрешающая способность глаза человека. Как получается, что мы видим. Граммофонная пластинка и глаз. Для чего нам два глаза. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза.

Лабораторная работа.

Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать

спектральные границы чувствительности человеческого глаза. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Определять характеристики

параметров зрения человека. Наблюдать некоторые психофизиологические особенности зрения человека.

Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий,

компьютерных баз данных, образовательных Интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ.

  1. Наблюдение некоторых психофизиологических особенностей зрения человека.
  2. Определение характеристических параметров зрения человека.
  3. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Работать в парах и группе при выполнении практических заданий, исследований, планировать эксперимент.

Конференция. 1 ч

Применять полученные знания, систематизировать и анализировать полученные результаты исследований. Представлять свои проекты перед аудиторией.

Итого

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    Курс внеурочной деятельности «Физика для всех»

дата

Тема

по

плану

по

факту

Методы измерения физических величин. (4 часа )

1

1/1

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны величин.

2

2/2

Измерительные приборы, инструменты, меры.

Инструментальные погрешности и погрешности отсчета.

3

3/3

Этапы планирования и выполнения эксперимента.

Выбор метода измерений и измерительных приборов.

4

4/4

Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

Механические параметры человека. ( 17 часов )

5

5/1

Параметры человека

Линейные размеры различных частей тела человека, их масса. Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит человек

6

6/2

Параметры человека

Экспер./раб. «Определение объема и плотности своего тела».

7

7/3

Кинематика и тело человека.

Скорости проведения нервных импульсов.

Законы движения крови в организме человека. Естественная защита организма от ускорения.

8

8/4

Кинематика и тело человека.

Экспер./раб. Определить среднюю скорость движения.

9

9/5

Кинематика и тело человека.

Экспер./раб. Определение времени реакции человека.

10

10/6

Законы Ньютона в жизни человека.

Экспер./раб. «Градуировка динамометра и определение становой силы человека».

11

11/7

Человек в условиях невесомости и перегрузок

Тело человека в гравитационном поле

земли. Условия длительного существования человека на космической станции.

12

12/8

Человек в условиях невесомости и перегрузок

Меры защиты летчиков и космо-навтов от ускорения.

Невесомость и перегрузки.

13

13/9

Прямохождение и опорно-двигательная система человека.

Сохранение равновесия живыми организмами. Центр тя-жести тела человека. Рычаги в теле человека. Ходьба че-ловека.

14

14/10

Прямохождение и опорно-двигательная система человека.

Виды суставов. Деформация костей, сухожилий, мышц.

Прочность биологических материалов.

Строение костей с точки зрения возможности наибольшей деформации.

15

15/11

Проявление силы трения в организме человека.

16

16/12

Проявление силы трения в организме человека.

Экспер./раб. «Определение коэффициентов трения подошв обуви человека о различные поверхности».

17

17/13

Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности

18

18/14

Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности

Экспер./раб. «Определение мощности, развиваемой

человеком».

19

19/15

Статика в теле человека

Связь между физикой и биологией через решение задач по статике

20

20/16

Давление и тело человека.

Сила давления и давление в живых организмах. Роль атмосферного давления в жизни человека. Осмотическое давление. Изменение кровяного давления в капиллярах.

21

21/17

Давление и тело человека.

Экспер./раб. Определение давления крови человека.

Колебания и волны в живых организмах 3 часа

22

22/1

Колебания и человек.

23

23/2

Звук

Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Ультразвук и инфразвук. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека.

24

24/3

Звук

Характеристики голоса человека. Слуховой аппарат.

Тепловые явления 2 часа

25

25/1

Тепловые процессы в теле человека.

Терморегуляция человеческого организма. Влажность. Органы дыхания. Тепловые процессы в теле человека.

26

26/2

Тепловые процессы в теле человека.

Человек как тепловой двигатель. Энтропия и организм человека.

Электричество и магнетизм. 4 часа

27

27/1

Электрические свойства тела человек

Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики Земли. Фоторецепторы,

электрорецепторы, биоэлектричество сна.

28

28/2

Электрические свойства тела человек

Электрическое сопротивление органов человека постоянному и переменному току.

29

29/3

Магнитное поле и живые организмы.

30

30/4

Магнитное поле и живые организмы.

Влияние магнитного воздействия на человека

Оптические параметры человека 4 часа

31

31/1

Глаз и зрение

Строение глаза человека. Сила аккомодации глаза. Оптическая сила. Особенности зрения человека. Разрешающая способность глаза человека.

32

32/2

Глаз и зрение

Как получается, что мы видим.. Для чего нам два глаза.

33

33/3

Глаз и зрение

Граммофонная пластинка и глаз. Дефекты зрения и способы их исправления

34

34/4

Глаз и зрение

Спектральная и энергетическая чувствительность глаза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Агаджанян Н.А. Ритм жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.

2.        Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. – Киев, 1976.

3.        Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолга. – М., 1986.

4.        Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2000.

5.        Беркинблит М.Б. и др. Электричество в живых организмах. - М.: Наука, 1988.

6.        Боярова О. и др. С головы и до пят. - М.: Детская литература, 1967.

7.        Булат В.А. Оптические явления в природе. - М.: Просвещение, 1974.

8.        Гальперштейн Л. Здравствуй физика! - М.: Просвещение, 1973.

9.        Газенко О.Г., Безопасность и надежность человека в космических полетах.// Наука и жизнь. – 1984 № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перезентация "Экологическое воспитание на внеурочных занятиях по физике"

В презентации представлен опыт работы по экологическому воспитанию учащихся на внеурочных занятиях по физике (элективный курс, подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям, физическая не...

Разработка внеурочного занятия по физике для 5 классов

Занятие по внеурочной деятельности по теме "Центр тяжести. Равновесие."...

Технологическая карта к внеурочному занятию по физике в 8 классе "Проведение эксперимента, экспериментальное подтверждение справедливости гипотезы"

Данный материал направлен на ознакомление с алгоритмом исследовательской деятельности и применение его при выполнении самостоятельного исследования или учебно-проектной деятельности...

программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» в 11 классе.

В программе содержится как рабочая программа , так и КТП по курсу...

Рабочая программа внеурочного занятия "Занимательная физика"

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (с использованием оборудования «Точка роста») в 8-9 классах.Реализация программы...

технологическая карта внеурочного занятия по физике "Ветер в комнате. Опыты, основанные на свойствах воздуха."

Тема. Ветер в комнате. Опыты, основанные на свойствах воздуха.Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.Вид урока : урок- исследованиеЦель: способствовать формиров...