программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» в 11 классе.
рабочая программа по физике (11 класс)

Бекоева Мая Зауровна

В программе содержится как рабочая программа , так и КТП по курсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_11a_fizika_vokrug_nas.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе занятий внеурочной деятельности по физике

«Физика вокруг нас» в  11 классе.

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 11 классе МБОУ СОШ №25 г.Владикавказа

Информационно – методическое обеспечение рабочей программы.

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).

3. «Физика для любознательных» Эрик Роджерс, издательство «Мир» 1969г

4.Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

5.Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

6. «Парадоксы науки» А.Сухотин, Москва, Молодая Гвардия, 1978г

7.Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.

8Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227

9Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

10Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/

11Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://  www.russobit-m.ru//

  1. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).

Место курса в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования.Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» способствует общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 11класса.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 11классе рассчитана на 17ч  обучения (1 час в неделю).

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности

 Цели курса:

Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка,  при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» являются:

  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
  • формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;
  • формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
  • воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
  • реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.  
  • в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
  • показать использование знаний в практике, в жизни;
  • раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
  • раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.

Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.

 Задачи курса.

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
  • формирование представления о научном методе познания;
  • развитие интереса к исследовательской деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.
  • формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
  • совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
  • включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
  • выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
  • развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся

Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.

Планируемые результаты.

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.

Личностными результатами обученияпрограммы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

  1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
  2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
  3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
  4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Способы оценки уровня достижения обучающихся.

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады.Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации различных форм деятельности.Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри школы.

Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся.Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тематическое планирование 1 полугодие.    

(1 час в неделю,  всего 17 час)

Количество часов

дата

Наименование тем занятий

  1. 1.

1

Люди и небеса

  1. 2.

1

Первые шаги в астрономии.

1

Пробуждение сознания

1

Николай Коперник и Галилео Галилей

1

Исаак Ньютон и Всемирное тяготение

1

Научные теории и научные методы

1

Великая теория – кинетическая теория газов

1

Экспериментальные основания закона сохранения энергии.

1

Законы Ньютона

1

Столкновения количество движения

1

Принцип Бернулли- ключ к парадоксам

1

И гений, парадоксов друг

1

Парадоксы, где их не должно быть

1

Наука безупречна. Ошибаются ученые

1

Электроды ,ножи и вилки

1

Ученые , которые создали сами себя

1

Практическая работа «изучение переменного тока. Работа с осциллографом»

Тематическое планирование 2 полугодие.  

  (1 час в неделю,  всего 17 час)

1

«Чудо или физическое явление?»

1

«Живая физика»

1

Создание физического фокуса

1

Весело – о серьезном

1

Презентация физических опытов

1

Физика в интеллектуальных играх

1

Физика в игрушках

1

Применение законов оптики при создании произведений графики и живописи

1

Применение законов механики при занятии спортом

1

Макияж с точки зрения физики

1

Влияние одежды на здоровье человека

1

Физика на кухне

1

Пища для ума и роста

1

Наша энергия

1

Компьютер и сотовый телефон

1

Электростатическое электричество

1

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 6 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 8 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс нюрьхкяня характеристика тя или тона явленияти мокшень кялень синтаксиса....

Программа курса внеурочной деятельности «Мир внутри и вокруг меня» 8 класса

Программа курса внеурочной деятельности "Мир внутри и вокруг меня" 8 класс...

Программа занятий внеурочной деятельности «Занимательный английский язык» для 1-4 классов

Программы факультативов построены на активном взаимодействии учителя и учащегося за счет обращения к социальному опыту детей на уроках-дискуссиях и уроках-сказках с целью интегрировать знания, получен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир внутри и вокруг меня» 8 класс

Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, психологии и охраны здоровья человека, способ­ствует формированию коммуникативных качеств личности школь...