Технологическая карта к внеурочному занятию по физике в 8 классе "Проведение эксперимента, экспериментальное подтверждение справедливости гипотезы"
план-конспект занятия по физике (8 класс)

Ванина Светлана Евгеньевна

Данный материал направлен на ознакомление с алгоритмом исследовательской деятельности и применение его при выполнении самостоятельного исследования или учебно-проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_provedenie_issledovaniya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по физике

Учитель: Трошкова Светлана Евгеньевна

Тема занятия: “Проведение исследования, экспериментальная проверка справедливости гипотезы”

Класс: 8

Тип занятия: занятие-исследование

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, лабораторное оборудование

Цель занятия: познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его при выполнении самостоятельного исследования или учебно-проектной деятельности.

Дополнение к материалу: данное внеурочное занятие направлено на обобщение темы “Плотность вещества”, которая изучается в программе физики 7 класса.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-  побуждение к освоению новых знаний;

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов;

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, уважительное отношение.

Предметные:

создание фундамента для развития естественнонаучного и инженерно-технического мышления, а именно:

- познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности;

- знать особенности учебно-исследовательской работы и исследовательского проекта;

- приобрести опыт самостоятельной практико-ориентированной деятельности;

- уметь составлять паспорт проекта;

- приобрести опыт презентации результатов собственной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия (УУД):

- умение самостоятельно искать и выделять главную информацию;

- умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные УУД:

- умение определять цель выполнения заданий на занятии и ставить задачи, необходимые для достижения цели;

- умение следовать организации выполнений учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя;

- умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- умение логически построить высказывание.

Коммуникативные УУД:

- умение применять приобретенные навыки на занятии и в жизненных ситуациях;

- умение слышать и понимать одноклассника;

- умение выделять главную и второстпенную информацию;

- умение работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Ход занятия


Этап урока

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап (2мин)

Проверка готовности. Создание общей установки на занятии.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, настраивайтесь на работу.

Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание.

Личностные УУД (побуждение к освоению новых знаний; умение соблюдать дисциплину на уроке)

Актуализация знаний  и целеполагание

(3 мин)

Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока

Прежде чем начать изучение нового материала ответим на вопросы:

  1. Что такое эксперимент?
  2. Для чего его проводят?
  3. О чем будем говорить на сегодняшнем занятии?

Отвечают на вопросы. Формулируют тему занятия.

Личностные (формирование коммуникативной компетенции), регулятивные (умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно)

Первичное восприятие и усвоение нового материала 

 (11 мин)

открытие нового знания, знакомит с основными понятиями исследования

Теоретическая часть.

Прежде чем приступить к практической части занятия, необходимо уточнить некоторые теоретические положения, осмысление которых необходимо для полноценного восприятия предложенного опыта работы.

1. Понимание разницы между учебно-исследовательской работой и исследовательским проектом.

Учебно-исследовательская работа

Исследовательский проект

Есть ГИПОТЕЗА, кото
ая может подтвердиться или не подтвердиться

РЕЗУЛЬТАТ (продукт) известен ЗАРАНЕЕ.

Исследование – основной вид деятельности.

Исследование – одно из средств для получения конечного продукта.

Результат: ОПИСАНИЕ процесса исследования и проверки гипотезы

Результат: ПРОДУКТ, имеющий практическое применение (САМ продукт, а не только знания, полученные учеником при его создании)

2. Метод эксперимента может применяться и в том, и в другом случае, но полученные результаты используются по-разному.

3. Цель исследования – это то, к чему стремится учащийся при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы.

Требования: цель должна быть конкретна, достижима, ее формулировка должна начинаться с глагола в неопределенной форме.

4. Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

предметные УУД (познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности; знать особенности учебно-исследовательской работы и исследовательского проекта), также коммуникативные и регулятивные УУД

Закрепление

(14 мин)

Организует работу учащихся в группах.  Корректирует, при необходимости, работу учащихся.

Работа в группах: Каждой группе выданы листы формата А4, на котором следующая информация: необходимый теоретический материал по теме “Плотность вещества”, пример паспорта проекта, шаблон паспорта (Приложение 1).

Задания: 1. с помощью эксперимента проверить справедливость выдвинутой гипотезы

2. по алгоритму заполнить паспорт своего проекта

Выполняют задания, проводят эксперимент, заполняют паспорт проекта

Метапредметные УУД (умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий),

предметные УУД (приобрести опыт самостоятельной практико-ориентированной деятельности, уметь составлять паспорт проекта), коммуникативные и регулятивные УУД

Представление результатов, подведение итогов

(10мин)

Организует работу учащихся в группах

Предлагает создать наглядное пособие для использования на уроках физики в 7 классе.

  1. Представление результатов работы групп, демонстрация паспорта проекта
  2. На основании проведенных экспериментов, проверке гипотез, создается наглядное пособие (Приложение 2) для использования на уроках физики в 7 классе

1.Учащиеся представляют результаты работы групп, делают выводы о выдвинутой гипотезе, демонстрируют паспорт проекта

2. Учащиеся создают наглядное пособие

предметные УУД (приобрести опыт презентации результатов собственной деятельности),

Регулятивные, личностные, коммуникативные УУД 

Рефлексия (5мин)

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке,  заполнив анкету.

Заполняют рефлексивную анкету.

Далее устный опрос по рефлексии

Учащиеся заполняют рефлексивную анкету.

Регулятивные УУД 

(умение самостоятельно определить критерии оценивания, давать самооценку)

.Оцени свою работу на уроке.

Рефлексия содержания учебного материала (закончи предложение).        

1.Сегодня я узнал …        

2.Было интересно …

3.Было трудно …

4.Я выполнял задания …

5. Теперь я могу …

6. Я научился …

7.У меня получилось …

8. Меня удивило …

9.Урок дал мне для жизни …

10.Мне захотелось …

Приложение 1

1 группа.

1 Задание. С помощью проведения эксперимента по определению плотности тел проверьте справедливость следующей гипотезы: тела, имеющие равные объемы, имеют равную плотность

Теоретический материал:

Пло́тность — скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

Плотность (плотность однородного тела или средняя плотность неоднородного) находится по формуле:  \rho = \frac{m}{V}, где m — масса тела, V — его объём

Определение объема тела зависит от его формы.

  1. Объем куба равен кубу длины его грани. V = a3 
  2. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты. V = a · b · h
  3. Объем цилиндра равен произведению площади его основания на высоту. V = So hπ R2 h
  4. Объем шара равен четырем третьим от его радиуса в кубе помноженного на число пи.          V = (4/3)π R3
  5. Для определения объема тела неправильной формы можно использовать мензурку. Для этого налейте в мензурку столько воды, чтобы в нее полностью поместилось данное твердое тело. Зная цену деления, измерьте, сколько воды налито в мензурке (V1). Привяжите нить к телу и осторожно опустите его в воду, не кидая, чтобы не разбить дно сосуда. Замерьте, сколько воды стало в мензурке (V2). Найдите разницу объемов конечного и первоначального: V2 - V1. Полученное число и есть объем данного твердого тела.

2 Задание. Ознакомившись с примером Паспорта работы, заполните таблицу Паспорт работы для своего проекта

Пример Паспорта работы

1

Название проекта

Пособие «Свойства света»

2

Руководитель проекта

Ф.И.О учителя

3

Создатели проекта

Ф.И.О. ученика

4

Цель проекта

Создать наглядное пособие, отражающее свойства света

5

Задачи проекта

Познакомиться с литературой о свойствах света

Провести эксперименты по изучению свойств света

Результат представить в наглядной форме.  

6

Необходимое оборудование

Полупрозрачное стекло, разноцветная бумага, зеркало-книжка, лист формата А4, карандаши или фломастеры.

7

Результат проекта. Продукт.

Получение изображения, наглядно представляющие свойства постоянного света

Паспорт работы

1

Название проекта

Пособие «Определение плотности тел различной формы»

2

Руководитель проекта

3

Создатели проекта

4

Цель проекта

5

Задачи проекта

6

Необходимое оборудование

7

Результат проекта. Продукт.

2 группа.

1 Задание. С помощью проведения эксперимента по определению плотности тел проверьте справедливость следующей гипотезы: тела, имеющие разные объемы, имеют разную плотность

Теоретический материал:

Пло́тность — скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

Плотность (плотность однородного тела или средняя плотность неоднородного) находится по формуле:  \rho = \frac{m}{V}, где m — масса тела, V — его объём

Определение объема тела зависит от его формы.

  1. Объем куба равен кубу длины его грани. V = a3 
  2. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты. V = a · b · h
  3. Объем цилиндра равен произведению площади его основания на высоту. V = So hπ R2 h
  4. Объем шара равен четырем третьим от его радиуса в кубе помноженного на число пи.          V = (4/3)π R3
  5. Для определения объема тела неправильной формы можно использовать мензурку. Для этого налейте в мензурку столько воды, чтобы в нее полностью поместилось данное твердое тело. Зная цену деления, измерьте, сколько воды налито в мензурке (V1). Привяжите нить к телу и осторожно опустите его в воду, не кидая, чтобы не разбить дно сосуда. Замерьте, сколько воды стало в мензурке (V2). Найдите разницу объемов конечного и первоначального: V2 - V1. Полученное число и есть объем данного твердого тела.

2 Задание. Ознакомившись с примером Паспорта работы, заполните таблицу Паспорт работы для своего проекта

Пример Паспорта работы

1

Название проекта

Пособие «Свойства света»

2

Руководитель проекта

Ф.И.О учителя

3

Создатели проекта

Ф.И.О. ученика

4

Цель проекта

Создать наглядное пособие, отражающее свойства света

5

Задачи проекта

Познакомиться с литературой о свойствах света

Провести эксперименты по изучению свойств света

Результат представить в наглядной форме.  

6

Необходимое оборудование

Полупрозрачное стекло, разноцветная бумага, зеркало-книжка, лист формата А4, карандаши или фломастеры.

7

Результат проекта. Продукт.

Получение изображения, наглядно представляющие свойства постоянного света

1

Название проекта

Пособие «Исследование зависимости силы трения от силы давления»

2

Руководитель проекта

3

Создатели проекта

4

Цель проекта

5

Задачи проекта

6

Необходимое оборудование

7

Результат проекта. Продукт.

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 2-го курса СПО, специальности "Полиграфическое производство". Тема занятия: Техника бега с низкого старта

Тема занятия: Техника бега с низкого стартаЦель: Освоение техники бега с низкого стартаЗадачи: - Ознакомить с техникой бега с низкого старта...

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО, тема занятия: Техника и способы подач в волейболе

Тема занятия: Техника и способы подач в волейболеЦель: Освоение техники подач в волейболеЗадачи: - Ознакомить с техникой и способами подач в волейболе....

Технологическая карта нетрадиционного физкультурного занятие с использование мнемо карт

Открытое физкультурное занятие , где использовались мнемо карты, занятие проходило в подготовительной группе ТНР...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

технологическая карта внеурочного занятия по физике "Ветер в комнате. Опыты, основанные на свойствах воздуха."

Тема. Ветер в комнате. Опыты, основанные на свойствах воздуха.Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.Вид урока : урок- исследованиеЦель: способствовать формиров...

Технологическая карта урока (внеурочного занятия)изо в 5 классе по теме: "Рисование отпечатками пальцев"

Тема урока: рисование отпечатками пальцевЦели урока: создание условии для формирования знании и умении в технике рисование отпечатками пальцев....

Проект внеурочного мероприятия по физике Фестиваль физического эксперимента «Удивительный мир физики»

Данное мероприятие проводится с привлечением учащдихся старших классов для школьников 5-6 классов. Цели:- Популяризация науки;- Повышение интереса учащихся к изучению физики;- Развитие у учащихся...