Практическая физика
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс)
Программа составлена на основе программы по физике для 7-8 классов, используемой в настоящее время.
Несмотря на определенные достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:
- выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется нехваткой учебного времени;
- у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
С целью устранения этих недостатков и создана эта программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 72.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» на заседании МО ______________Л.А. от « »______20___
| «Согласовано» на заседанииМС
________К.Б.Соколова От « »______20____ . | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ№1 __________Л.Н.Багмат . Приказ №___________ от « »_______20____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
по предмету _____ФИЗИКА____
" Практическая физика"
________7 класс ____
__на 2019-2020 уч.год____
Составитель: учитель физики
МБОУ г. Иркутска СОШ№1
Мавлеева Л.Д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа факультативного курса направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС.
Рабочая программа факультативного курса по физике «Методы решения физических задач» на 2019 – 2020 учебный год составлена на основе:
1. "Физика. 7 класс": Учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин.- 2-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, вертикаль. 2015. Электронное приложение www.drofa.ru.
2. Сборник задач по физике: 7-9 класс В.И.Лукашик, Е.В.Иванов.-М."Просвещение", 2014.
3. Дидактические материалы. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика.7 класс»/ А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. Дрофа, 2014.
Всего часов на факультативный курс - 34.
Количество часов в неделю: 1
Общая характеристика курса
Программа составлена на основе программы по физике для 7-8 классов, используемой в настоящее время.
Несмотря на определенные достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:
- выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется нехваткой учебного времени;
- у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
С целью устранения этих недостатков и создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
В программе выделены основные разделы школьного курса физики. При подборе задач по каждому разделу разбираются вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.
Цели факультативного курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- совершенствование полученных на уроках знаний и умений;
- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
- сформировать осознанное умение анализировать сюжет задач;
- научить учащихся находить целесообразный способ решения задач;
- углублять и систематизировать знания учащихся;
- научить учащихся общим алгоритмам решения задач;
- поддерживать интерес к изучению предмета.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы. При решении задач надо обращать внимание учащихся, прежде всего, на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины.
Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание эксперименту, анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.
Программа построена таким образом, что на основе экспериментального подхода теоретические сведения и тексты задач приобретают физический смысл; демонстрации и исследовательские проекты помогают образному восприятию науки.
Подведение итогов работы планируется через участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся изучение материала программы определяет различные формы и методы проведения занятий:
- сбор информации с помощью различных источников,
- смысловое чтение и работа с текстом задачи,
- графическое и экспериментальное моделирование,
- экскурсии с целью отбора данных для составления задач;
- решение конструкторских задач и задач на проекты (проекты различных устройств, проекты методов определения каких-либо характеристик или свойств тела);
- подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием;
- моделирование физического процесса или явления с помощью анимации;
- проектная деятельность.
Формы представления результатов обучающихся по освоению внеурочной деятельности:
- тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением разных методов решения в виде текстового документа, презентации, флэш-анимации, видеоролика или web – страницы (сайта)
- выставка проектов, презентаций;
- демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятие, фестивале экспериментов;
- научно-исследовательская (проектная) работа для участия в конференции, фестивале;
- защита научно-исследовательских или проектных работ на занятие, фестивале, конференции.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФИЗИКИ
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты изучения курса физики представлены на двух уровнях: базовом и повышенном.
Ученик научится:
- Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
- Проводить прямые измерения физических величин: расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;
- владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
- распозновать принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- использовать разнообразные способы выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
- понимать о природе важнейших физических явлений окружающего мира;
- пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- развивать коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении физики;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников.
Принцип отбора материала и построение структуры программы:
Важнейшим принципом конструирования содержания курса физики в общеобразовательных учреждениях является упорядочение физических знаний с целью включения в учебные пособия ,законов и теорий, определений и терминов.
Основополагающими при отборе содержания и конструирования курса являются общедидактические принципы научности, доступности, систематичности, историзма, связи обучения с жизнью и т.д.
Принцип научности предполагает отражение в учебном содержании реальных процессов и веществ, а также выявление связей между ними. Реализуя данный принцип следует знакомить учащихся не только с готовыми выводами, но и с методами исследования, используемыми в физике.
Глубина научной интерпретации фактов, явлений ограничивается принципом доступности. Доступность содержания проявляется в числе логических связей между элементами знаний. Чем больше таких связей, тем разностороннее раскрыт объект, тем доступнее он для учащихся. Уровень предъявления содержания должен быть доступен для учащихся соответствующего возраста.
Принцип системности предполагает формирование в сознании учащихся системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т.д. Для этого вещества, процессы, физические элементы и другие объекты изучения рассматриваются с разных сторон, чтобы у учащихся создавалось как можно более полное, объективное представление. Системный подход учитывает также закономерности процесса познания, движения от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Принцип историзма предполагает использование в школьном курсе сведений из истории развития физической науки, а также материала о жизни и деятельности выдающихся учёных- физиков. Использование данного принципа способствует реализации целого ряда воспитательных задач.
Принцип связи обучения с жизнью показывает практическую роль химических знаний в жизни человека. Благодаря осуществлению этого принципа, учащиеся осознают ценность и полезность физического образования. Этот принцип требует раскрытия прикладного знания физических знаний.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Первоначальные сведения о строении вещества
Молекулярное строение вещества. Диффузия. Броуновское движение. Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах. Загрезнение водоемов нефтяной пленкой.
Демонстрации
Модель хаотического движения молекул.
Диффузия в газах и жидкостях.
Явление капиллярности.
Сжимаемость газов.
2. Измерения. Механическое движение.
Измерение объема различных тел: брусок прямоугольной формы, шар, цилиндр, тело неправильной формы. Определение площади различных по форме тел. Измерение пути, перемещения, скорости равномерного движения, времени. Относительность движения. Закон сложения скоростей.
Демонстрации
Равномерное и неравномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Сложение сил.
3. Масса тела. Плотность вещества.
Определение массы различными способами. Виды весов. Эталон массы. Плотность вещества. Перевод единиц измерения в СИ.
Демонстрации
Весы щкальные, рычажные, электронные.
Мензурки с различной шкалой деления.
Отливной стакан.
4. Силы в природе.
Сила. Способы определения силы. Определение массы тела с помощью динамометра. Виды динамометров. Способы изготовления динамометров. Сложение сил. Проявление различных сил в вокруг нас.
Демонстрации
Раличных видов динамометры.
5. Сила давления. Давление в жидкостях и газах.
Давление твердых тел. Давление газа. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Причины возникновения давления в различных агрегатных состояниях.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Опыт, демонстрирующий, что давление газа одинаково по всем направлениям
Обнаружение давления внутри жидкости.
Обнаружение атмосферного давления.
Опыт с Магдебургскими полушариями.
Погружение в жидкости тел разной плотности.
6. Архимедова сила. Плавание тел.
Причины возникновения силы Архимеда, способы определения. Плавание судов, грузоподъемность судов, воздухоплавание. водоисточники, качество питьевой воды. Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности. Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта. Единый мировой воздушный и водный океаны.
7. Работа. Энергия.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаги в технике, быту и природе. КПД. Понятие равновесия в экологическом смысле. Экологическая безопасность различных механизмов. Использование энергии рек и ветра. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Демонстрации
Простые механизмы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Используемая литература:
- Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин.- 2-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, 2013. - 221.
- Дидактические материалы. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. Дрофа, 2013.
- Сборник задач по физике: 7-9 класс В.И.Лукашик, Е.В.Иванов.-М."Просвещение" 2013.
- Задачи по физике и методы их решения. М.:Просвещение, 1983.В.А.Балаш.
- Экспериментальный учебник "Физика-7", Е.Н.Филатов., М."Авангард", 2001.
- Собственные методические разработки.
- Лабораторное оборудование
Тематическое планирование
№ | Содержание материала | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | Наблюдать и описывать физические явления. Высказывать предложения-гипотезы. Наблюдать и объяснять явление диффузии. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. Исследовать зависимость объема газа от давления при постоянной температуре. | |
2 | Измерения. Механическое движение. | 4 | Рассчитывать площадь и объем различных по форме тел; путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Измерять скорость равномерного движения. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Вычислять скорость относительно различных систем отсчета. |
3 | Масса тела. Плотность вещества. | 2 | Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Переводить единицы измерения в СИ. |
4 | Силы в природе. | 6 | Определять и характеризоывать силы, действующие на тело. Измерять силы и массу тела динамометром. Определять результирующую сил при сложении. |
5 | Сила давления. Давление в жидкостях и газах. | 4 | Определять давление твердых тел. Объяснять давление газа.Обнаруживать существование атмосферного давления. Вычислять давление жидкостей по закону Паскаля. |
6 | Архимедова сила. Плавание тел. | 2 | Отбъяснять причины возникновения силы Архимеда. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел. Анализировать последствия использования водного и воздушного транспорта. |
7 | Работа. Энергия. | 12 | Измерять работу силы. Вычислять работу силы, мощность механизма.Экспериментально сравнивать изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергий тела. Измерять КПД наклонной поверхности. |
итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование для 7 класса
№ | Дата план/факт | Тема | Планируемые результаты обучения | |
Предметные | Метапредметные | |||
Первоначальные сведения о строении вещества. 5 ч. | ||||
1. |
| Длина, площадь, объем, время. Единицы Измерения. | Определять длину, площадь тел различной формы, объем параллелепипеда, шара, тела произвольной формы, жидкости. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
| Измерения и измерительные приборы. Точность вычислений. | Определять цену деления приборов. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
| Молекулярное строение вещества. Диффузия. Броуновское движение | Различать диффузию в жидкостях, газах и твердых телах. Иметь представление о связи между скоростью движения молекул и температурой тела. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
| Агрегатные состояния вещества и их особенности. | Иметь представление о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов. Объяснять эти свойства на основе знаний о молекулах | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. | |
| Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов. | Иметь представление об основных положениях МКТ и их опытное обоснование. Объяснять свойства вещества в трех состояниях. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
Измерения. Механическое движение. 4 ч. | ||||
| Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Время в пути. | Понимать что такое механическое движение. Иметь представление о траектории, пройденном пути и равномерном движении. Рассчитывать скорость тела при равномерном прямолинейном движении. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
| Средняя путевая скорость. Скорость сближения. | Определять среднюю путевую скорость. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
| Практикум по решению задач на вычисление средней скорости движения, пути и времени. | Рассчитывать путь при равномерном прямолинейном движении, среднюю скорость тел. Определять скорость при сближении тел, скорость сближения при движении в догонку. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
| Решение графических задач на механическое движение. | Определять скорость движения за данный промежуток времени по рафику S(t). Определять путь по графику скорости. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
Масса тела. Плотность вещества. 2 ч. | ||||
| Масса тела. Плотность тела. | Определять массу тела, зная плотность, силу тяжести. Определять единицы массы. Иметь представление некоторых данных о массе тел. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
| Плотность тела. | Понимать значение плотности вещества. Определять плотность и единицы плотности. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
Силы в природе. 6ч. | ||||
| Силы. Способ измерения сил. Равнодействующая сил. | Различать изменение скорости тела при действии на него других тел. Понимать значение сила — причина изменения скорости сила — физическая величина. сила тяжести, сила трения, сила упругости. Определять наличие тяготения между всеми телами. Определять равнодействующую сил. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
| Инерция. Взаимодействие тел. Явление отдачи. | Иметь представление о явлении инерция. Объяснять проявление инерции в быту и технике. Определять изменение скоростей тел при их взаимодействии. Иметь представление об явление отдачи. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
| Явление тяготения. Сила тяжести на других планетах. | Переводить единицы силы. Применять формулу для расчета силы тяжести и веса тела. Понимать причины разной силы тяжести на различных планетах. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. | |
| Вес тела. Невесомость. Перегрузка. | Иметь представление о состоянии невесомости, перегрузки. Определять силу тяжести и вес тела. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
| Сила упругости. Закон Гука. | Определять возникновение силы упругости. Применять формулу для определения силы упругости. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | |
| Сила трения. Трение вокруг нас. | Иметь представление о силе трения. Измерять коэффициент трения скольжения. Измерять силу трения динамометром. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
Сила давления. Давление в жидкостях и газах. 4 ч. | ||||
| Давление твердых тел. | Определять давлени, понимать зависимость давления от силы, действующей на опору и площади опоры. Применять полученные знания для объяснения жизненных примеров. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
| Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлический парадокс. | Применять формулу для вычисления давления. Объяснять давление в жидкостях и газах, зная положение МКТ, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления; примеры из жизни. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
| Давление в жидкостях. Давление на различных глубинах. | Применять формулу для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
| Атмосферное давление. Приборы для измерения давления. | Определять атмосферное давление. Понимать способы измерения атмосферного давления. объяснять опыт Торричелли, переводить единицы давления. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. | |
Архимедова сила. Плавание тел. 2 ч. | ||||
| Сила Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание. | Определять силу Архимеда различными способами. Применять условия плавания тел. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. | |
| Практикум по решению задач на вычисление давления в жидкостях и выталкивающей силы. | Применять закон Архимеда. Знать и применять при решении задач формулы давления. Различать условия плавания тел, воздухоплавание. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
Работа. Энергия. 12 ч | ||||
| Механическая работа. | Понимать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы. применять формулы для решения задач. | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | |
| Мощность. | Иметь представление о мощности. Вычислять мощность механизмов, Переводить единицы измерения мощности. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
| Практикум по решению задач на вычисление механической работы и мощности. | Знать основные понятия, определения, формулы. Применять формулы для решения задач. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | |
| Момент силы. Правило равновесия рычага. | Определять момент силы. Применять правило равновесия рычага при решении задач. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. | |
| Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе. | Понимать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага, момент силы. Объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов, решать задачи. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
| "Золотое правило" механики. КПД. | Понимать определение, формулы, единицы измерения КПД. Применять теорию к решению задач. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | |
| Энергия. Закон сохранения энергии. | Применять обозначение физических величин, формулы и единицы измерения. Решать задачи с применением изученных формул, объяснять физические явления на примерах. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
| Энергия движущейся воды, ветра. Вечный двигатель. | Понимать понятие «энергия» (кинетическая и потенциальная). Решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | |
| Практикум по решению задач на вычисление энергии (кинетической и потенциальной). | Применять обозначение физических величин, формулы и единицы измерения. Решать задачи с применением изученных формул, объяснять физические явления на примерах. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | |
| Решение задач смешанного типа. . | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | |
| Обобщение материала. | Применять физические знания в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с бытовыми приборами
| Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по практической физике
Решение задачи о Дтп с участием двух транспортных средств...
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель математики: Кусей Любовь Александровна.Учитель физики: Колесникова Тать...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Решения практических задач по физике»
Помощь в подготовке к ЕГЭ по физике...
Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс
Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс...
Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету «Практическая физика» (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету «Практическая физика» в 11 классе составлено на основании р...
Рабочая программа элективного курса «Практическая физика»
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Практическая физика» для старшей школы предназначена для обучающихся 10-11 классов, изучающих данный предмет на базовом уровн...