Открытый урок физики в 7 классе «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Конспект урока по физике в 7 классе.
Учитель Нестеров Иван Владимирович.
Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока
образовательная: ознакомление школьников с новыми физическими
явлением – действие жидкости на погруженное в нее
тело; установление, от каких факторов зависит
выталкивающая сила, от каких не зависит;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: формирование интеллектуальные умения анализировать,
сравнивать, систематизировать знания.
Оборудование: динамометры (12 шт.), мензурки с водой (12шт.), сосуд с раствором соли, нитка, пластилин, алюминиевые цилиндры (12 шт.), латунный цилиндр, парафиновый шарик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 132.76 КБ |
Раздаточный материал | 26.09 КБ |
Действие жидкости и газа на погруж.. - презентация | 1022 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике в 7 классе.
Учитель Нестеров Иван Владимирович.
Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока
образовательная: ознакомление школьников с новыми физическими
явлением – действие жидкости на погруженное в нее
тело; установление, от каких факторов зависит
выталкивающая сила, от каких не зависит;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: формирование интеллектуальные умения анализировать,
сравнивать, систематизировать знания.
Оборудование: динамометры (12 шт.), мензурки с водой (12шт.), сосуд с раствором соли, нитка, пластилин, алюминиевые цилиндры (12 шт.), латунный цилиндр, парафиновый шарик.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте! Я очень рад видеть вас!
Как известно, опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас. Сегодня перед нами много открытий.
II. Вопросы.
Для того чтобы выяснить причину действия жидкости на погруженное в нее тело, нам необходимо вспомнить следующие физические понятия и величины:
- Вес тела.
- Гидростатическое давление. (Давление жидкости)
- Сила давления.
- Масса тела.
- Объем цилиндра.
Работа с формулами. У каждого на столе карточки с формулами:
Когда называется «величина» ребята поднимают нужную карточку с формулой.
III. Мотивация:
А теперь попробуем поэкспериментировать, а результатом каждого эксперимента является …… вывод или закон.
Эксперимент: В сосуде на дне лежат два шарика (из пластилина и парафина). Наливаем воду, парафиновый шарик всплыл.
- Почему одно тело всплыло?
(на него действует сила направленная вверх)
- А на второе тело эта сила действует?
Проверим экспериментально.
У меня на столе есть динамометр и металлический цилиндр.
- Определить вес данного тела в воздухе Р1.(Что я должен делать)
На доске пишу Р1=….Н
- Не снимая с динамометра погружу это тело в воду и определим вес этого тела в воде Р2.
На доске Р2=….Н
- Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1).
Проблема: Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
(существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх)
А что эта сила делает с телом, Может мы можем сказать что эта сила старается вытолкнуть тело из жидкости? Значит мы эту силу можем назвать выталкивающей.
- А действуют ли газы на тело, погруженное в них?
(да, например, воздушный шар) Если ребята затрудняются ответить на вопрос, можно продемонстрировать заранее спрятанный воздушный детский шарик.
Какой вывод можно сделать
Таким образом, на любое тело, погруженное в жидкость или газ действует выталкивающая сила.
Запишем тему нашего урока:
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
Определим цели и задачи нашего урока:- дети
- выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа;
- научиться определять выталкивающую силу;
- исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость;
- практическое применение.
V. Изучение нового материала:
Рассмотрим, как действует жидкость на погруженное в нее тело. Чтобы легче было рассуждать, выберем тело, которое имеет форму параллелепипеда с основаниями параллельными жидкости. V = S∙h.
Если верхняя грань находится на глубине h1, а нижняя на глубине h2, то Р1 < Р2. Давление на боковые грани компенсируются, т.к. давление на одном уровне по всем направлениям одинаковое (закон Паскаля).
● Вывод: выталкивание тела
происходит в результате действия
разного давления на нижнюю и
верхнюю грани.
P1=ρgh1 → F1=ρgh1S
P2=ρgh2 → F2=ρgh2S
Р2=ρgh2 → F2=ρgh2S Fвыт =F2 – F1 = ρgS(h2 – h1) = ρgSh
Sh=Vт
● Вывод: выталкивающая сила
равна весу жидкости в объеме погруженного в него тела.
Fвыт = F2 – F1 = gρжVт = gmж =Pж
ρжVт=mж
- А как можно измерить выталкивающую силу?
Р1 – вес тела в воздухе, Р2 – вес тела в жидкости. Fвыт = Р1 – Р2 (есть разница в весе тела).
V.Закрепление
А теперь попробуем определить, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила.
Задание 1.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Порядок выполнения задания:
- Возьмите тело с меньшим объемом и определите вес тела в воздухе Р1.
- Погрузите это тело в воду и определите вес тела в воде Р2.
- Повторите опыт с телом большего объема.
- Определите выталкивающую силу в обоих случаях. Результате внесите в таблицу:
Объем тела | Вес тела в возду- хе, Р1. | Вес тела в воде, Р2. | Выталкивающая сила, Fвыт = P1 – P2. |
Vмал. тела | |||
Vбол. тела |
- Сравните результаты и сделайте выводы о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема.
Задание 2.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело из пластилина, нить.
Порядок выполнения работы:
- Определите вес тела в воздухе Р1.
- Погрузите тело на половину в воду и определите вес тела в воде Р2.
- Определите выталкивающую силу Fвыт 1 = P1 – P2.
- Опустите тело полностью в воду и определите вес тела в воде Р3.
- Определите выталкивающую силу Fвыт 2 = P1 - P3.
- Сравните выталкивающие силы: Fвыт 1 и Fвыт2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема погруженной в жидкость части тела.
Объем тела | Вес тела в возду- хе, Р1. | Вес тела в воде, Р2. | Выталкивающая сила, Fвыт = P1 – P2. |
Vне полностью | |||
V полностью |
Задание 3.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружено тело.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело.
Порядок выполнения работы:
- Определите вес тела в воздухе Р1.
- Опустите тело полностью в сосуд с водой и определите его вес в воде Р2.
- Повторите этот опыт с раствором соли.
- Определите выталкивающие силы в обоих случаях и занесите результаты в таблицу:
Жидкость | Вес тела в воздухе, Р1. | Вес тела в жидкости, Р2. | Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – Р2. |
вода | |||
раствор соли |
- Чем отличаются эти жидкости?
- Что можно сказать о выталкивающих силах, действующих на тело в различных жидкостях?
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от плотности жидкости.
Задание 4.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела внутри жидкости.
Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Порядок выполнения работы:
- Определите вес тела в воздухе Р1.
- Определите вес тела в воде на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1, Р2.
- Рассчитайте выталкивающую силу, действующую на тело на разной глубине. Результаты измерения и расчета занесите в таблицу:
Глубина погружения | Вес тела в воздухе, Р1 | Вес тела в воде Р2 | Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – P2 |
h1 | |||
h2 > h1 |
- Сравните выталкивающие силы, действующие на тело на разной глубине.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость.
Задание 5.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела, погруженного в жидкость.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
Порядок выполнения задания:
- Кусочку пластилина придайте форму шара.
- определите вес тела в воздухе Р1.
- Опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2.
- Определите выталкивающую силу, действующую на тело.
- Измените форму тела (куб, цилиндр,…).
- Повторите опыт. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
Номер опыта | Вес тела в воздухе, Р1. | Вес тела в воде, Р2. | Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – P2. |
1. | |||
2. |
- Сравните силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от формы тела.
На доске заполняется схема:
ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА
ЗАВИСИТ ОТ НЕ ЗАВИСИТ ОТ
объема тела; формы тела;
плотности жидкости;
глубины погружения тела
внутри жидкости.
По учебнику рассмотреть действие выталкивающей силы со стороны газа на тело.(рис.150)
Давайте порассуждаем.
- А действует ли выталкивающая сила в невесомости?
- Собака – водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что в воде на человека действует меньше сила тяжести, чем на суше?
- Большинство водорослей (например, спирогира, ламинария и др.) обладает тонкими гибкими стеблями. Почему водоросли не нуждаются в прочных, твердых стеблях? Что произойдет с водорослями, если выпустить воду из водоема, в котором они находятся?
Предлагаю проверить прочность полученных знаний сегодня на уроке итоговым тестом «Верю, не верю».
---------3мин----
САМОПРОВЕРКА.
Вариант 1. Вариант 2.
1. нет 1. да
2. да 2. нет
3. да 3. нет
4. нет 4. нет
5. да 5. да.
Подведем итоги:
Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы этих целей?
Что мы должны были изучить? (слайд 1)
8. Рефлексия деятельности на уроке
Закончить фразу
- сегодня я узнал…
- мне было интересно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
VII. Домашнее задание: §50. Вопросы – 1-4
Предварительный просмотр:
Р = mg |
Р = mg |
Р = mg |
Р = mg |
Р = mg |
Р = ρgh |
Р = ρgh |
Р = ρgh |
Р = ρgh |
Р = ρgh V = Sh |
V = Sh |
V = Sh |
V = Sh |
V = Sh |
m = Vρ |
m = Vρ |
m = Vρ |
m = Vρ |
m = Vρ |
F = pS |
F = pS |
F = pS |
F = pS |
F = pS |
Итоговый тест: «Верю, не верю»
Вариант 1
| Вариант 2
| ||
На первое тело действует большая выталкивающая сила. |
| ||
|
|
Итоговый тест: «Верю, не верю»
Вариант 1
| Вариант 2
| ||
На первое тело действует большая выталкивающая сила. |
| ||
|
|
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 1.
Объем тела | Вес тела в воздухе, Р1. | Вес тела в воде, Р2. | Выталкивающая сила, Fвыт = P1 – P2. |
Vмал. тела | |||
Vбол. тела |
Задание 2.
Объем тела | Вес тела в возду- хе, Р1. | Вес тела в воде, Р2. | Выталкивающая сила, Fвыт = P1 – P2. |
Vне полностью | |||
V полностью |
Задание 3.
Жидкость | Вес тела в воздухе, Р1. | Вес тела в жидкости, Р2. | Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – Р2. |
вода | |||
раствор соли |
Задание 4.
Глубина погружения | Вес тела в воздухе, Р1 | Вес тела в воде Р2 | Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – P2 |
h1 | |||
h2 > h1 |
Задание 5.
Номер опыта | Вес тела в воздухе, Р1. | Вес тела в воде, Р2. | Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – P2. |
1. | |||
2. |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ФИО класс_______________________)Вариант 1 | ФИО класс_______________________)Вариант 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Цели урока выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа; научиться определять выталкивающую силу; исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость; практическое применение.
V = S∙h p = F/ S F = p ∙S Р = ρgh F = ρgh ∙S F выт = F 2 – F 1
Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание 1. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Задание 2. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело из пластилина, нить.
Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание 3. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружено тело. Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело. Задание 4. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела внутри жидкости. Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. вода раствор соли
Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание 5. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела, погруженного в жидкость. Оборудование : кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
Итог работы: ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА ЗАВИСИТ ОТ : ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА НЕ ЗВИСИТ ОТ : - объема тела, -плотности жидкости. - формы тела, - плотности и массы тела, - глубины погружения тела внутри жидкости.
Проверь себя: - А действует ли выталкивающая сила в невесомости? - Собака - водолаз легко выталкивает тонущего из воды, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что в воде на человека действует меньше сила тяжести, чем на суше? - Большинство водорослей (например, спирогира, ламинария и др.) обладает тонкими гибкими стеблями. Почему водоросли не нуждаются в прочных, твердых стеблях? Что произойдет с водорослями, если выпустить воду из водоема, в котором они находятся?
Итоговый тест: «Верю, не верю»
Вариант 1 Вариант 2 1. Выталкивающая сила действующая на погруженное в жидкость тело зависит от плотности тела. зависит от плотности жидкости. 2. Вес тела в жидкости меньше 2. Вес тела в воздухе меньше веса веса этого же тела в воздухе. этого же тела в жидкости. 3. Выталкивающая сила также 3. Выталкивающая сила не возни- возникает и в газах. кает в газах. 4. В воду опущены два тела разной формы, но равные по объему. 1 2 На первое тело действует На второе тело действует большая выталкивающая сила. большая выталкивающая сила. 5. Выталкивающая сила действует 5. Выталкивающая сила направ- на любое тело, погруженное в лена вверх. жидкость. Ответы: ДА или НЕТ
САМОПРОВЕРКА. Вариант 1. Вариант 2. 1. нет 1. да 2. да 2. нет 3. нет 3. нет 4. да 4. нет 5. да 5. да. 0-1-2 – «2» 3 – «3» 4 – «4» 5 – «5»
Цели урока выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа; научиться определять выталкивающую силу; исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость; практическое применение.
Домашнее задание §50. Вопросы – 1-4 (устно)
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Урок физики в 7 классе. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....
Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...
Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."
Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...
Презентация к уроку в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"
Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"...
Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...
Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"
Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...
7 класс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
7 класс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело....