Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отведено 22 часа. На предыдущих занятиях была проведена контрольная работа по теме «Гидростатическое и атмосферное давление».

Виду важности темы (дальнейшее ее изучение в старших классах не предполагается), объяснение нового знания было организовано так, чтобы дети его «открыли» сами. Учитель – в роли консультанта-эксперта, тесно взаимодействует с группами учащихся, реализующих определенные стадии проекта, помогает довести его до конца.

Конспект урока разбит на этапы, логически вытекающие друг из друга. Каждый этап содержит цели, методическое обоснование, действие преподавателя, действие учащегося, временной интервал событий. Показаны приемы и методы использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», такие как:

1.      Графический прием организации материала – кластер.

2.      Модель постановки и решения проблемы, прием решение творческих задач.

3.      Метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Физика, урок формирования первичных знаний (УФПЗ).

Тема: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Продолжительность: 1 урок (45 мин.)

Класс: 7

Технологии: На уроке были использованы: ноутбук, выходом в сеть Internet, предустановленное ПО: ОС windows 8.1, Пакет Microsoft Office 2010. Мультимедийный проектор Epson S5, экран. Использован системно-деятельностный подход, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМПЧ).

Аннотация

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отведено 22 часа. На предыдущих занятиях была проведена контрольная работа по теме «Гидростатическое и атмосферное давление».

Виду важности темы (дальнейшее ее изучение в старших классах не предполагается), объяснение нового знания было организовано так, чтобы дети его «открыли» сами. Учитель – в роли консультанта-эксперта, тесно взаимодействует с группами учащихся, реализующих определенные стадии проекта, помогает довести его до конца.

Конспект урока разбит на этапы, логически вытекающие друг из друга. Каждый этап содержит цели, методическое обоснование, действие преподавателя, действие учащегося, временной интервал событий. Показаны приемы и методы использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», такие как:

  1. Графический прием организации материала – кластер.
  2. Модель постановки и решения проблемы, прием решение творческих задач.
  3. Метод проектов.

Конспект урока

1 этап: Организационный (самоопределение к деятельности).

Цели: включение учеников в работу, определение содержания урока.

Методическое обоснование этапа

Действия преподавателя

Действия учеников

Время, мин.

Создается атмосфера взаимодействия, поддержка учеников.

Приветствие. Вступление.

  1. Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Рад видеть всех в добром здравии!
  2. Предлагаю продолжить наш увлекательный путь на пути к познанию законов природы.

Настраиваются на работу.

0,5

2 этап: Актуализация знаний.

Цели:

  • повторение главных сведений, необходимых для изучения нового материала.
  • включить мыслительную деятельность учеников, используя анализ, обобщение, сравнение.
  • выявить и акцентировать внимание на недостаток знаний, необходимых для решения проблемы.

Методическое обоснование этапа

Действия преподавателя

Действия учеников

Время, мин.

Выстраивается общение так, чтобы вызвать желание учеников отвечать, обсуждать информацию с учителем и классом.

Задает вопросы, поощряет детей к ответам. Задает проблемный вопрос.

Итак, познавая законы природы, вы уже много знаете и успешно справляетесь с вопросами, которые бы поставили в тупик многих взрослых, закончивших школу.

  1. Что такое давление?
  2. Существует ли давление внутри жидкостей? Газов?
  3. Как передается давление в жидкостях, газах?
  4. Можно ли рассчитать давление в жидкости и газе? Какие данные необходимо знать, чтобы рассчитать это давление?
  5. Если в жидкости или газе есть давление, что произойдет с телом, если его поместить, например, в жидкость? Почему некоторые тела всплывают на поверхность, если их сначала погрузить в жидкость, а потом предоставить их самим себе? Как рассчитать силу, выталкивающую тела? От каких величин зависит эта сила? Кто впервые описал эту силу?

 

Настраиваются на работу.

  1. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности, называется давлением.
  2. Да, существует. Давление в газах и жидкостях на стенки(и на помещенное в жидкость или газ тело), вызвано ударами молекул.
  3. Из-за большей, чем в твердых телах, подвижности молекул газов и жидкости, давление передается одинаково по всем направлениям. (Закон Паскаля).
  4. Да, можно. Необходимо знать плотность жидкости или газа и высоту столба жидкости или газа.
  5. ???

4,5

3 этап: Постановка цели работы на уроке.

Цели:

  • организовать между учениками взаимодействие, чтобы выделить главные аспекты вопросов, вызвавших затруднение у учащихся.
  • вместе определить цель, тему урока.

Методическое обоснование этапа

Действия преподавателя

Действия учеников

Время, мин.

Подведение учеников к определению цели и темы урока.

Задает вопросы, подводит к определению цели, темы урока.

Что же, перед нами еще одна загадка природы, к счастью, разрешенная уже до нас. Тем не менее, мы не привыкли отступать нам расколоть ее поможет… наше трудолюбие и настойчивость, а так же умение правильно ставить вопросы и цели!

  1. Что мы еще не знаем о силе, действующей на тела, погруженные в жидкость или газ, если они предоставлены там сами себе?
  2. Какова будет цель нашего урока?
  3. Действует ли жидкость или газ на помещенное в них тело?
  4. Если да, то тему урока назовем?

Правильно! Попутно мы еще и рассчитаем эту силу, узнаем, кто ее открыл и какому закону она подчиняется.

 

Думают, сопоставляют известные им факты, формулируют цель и тему урока.

  1. Как узнать направление действие силы, действующей на погруженное в жидкость тело? От каких параметров она зависит?
  2. Рассчитать, используя известные законы, силу, действующую на погруженное в жидкость тело.
  3. Да
  4. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда

3

4 этап: Формирование первичных знаний «открытие» их учащимися.

Цели:

  • организовать взаимодействие, «ученики – учитель», «ученики – ученики», чтобы сформировать - «открыть» первичное знание.
  • закрепить новые знания в знаковой, вербальной форме. Применить наглядность, для лучшего усвоения материала.

Методическое обоснование этапа

Действия преподавателя

Действия учеников

Время, мин.

  1. Преподаватель, исходя из уровня учащихся, разбивает их на группы. Каждая группа выполняет свою часть проекта. У каждой группы - своя инструкция. Стараются работать максимально самостоятельно.
  2. Получают знания используя учебник, информацию из базы ПК, заранее подготовленную преподавателем. Готовят свои микровыступления.
  3. Блоки проекта складываются воедино.

Создает рабочий настрой, побуждая учеников выполнить проект.

Перед нами стоит грандиозная задача, решить которую можно только совместными усилиями, когда каждый ответственно выполнит свою часть задачи. Т.е. используем принцип, часто применяемый в физике – сначала раздробим сложную проблему на простые задачи – затем, собрав все простые решения, соберем все воедино и получим новое знание.

Назовем проект «Закон Архимеда» Как руководитель проекта, я предлагаю разбиться на группы (список групп – на доске). У каждой группы – свое задание, выполняем тщательно и ответственно! После – объединяем решения! Наша цель – не только добыть новое знание, но и научиться работать в команде, помогая и поддерживая друг друга.

  1. Расходятся по группам, получив карточки с инструкциями. Роли внутри группы – самостоятельно.
  2. Работа в группах. Теоретические расчеты, эксперименты, составление презентаций, выводы, планы собственных выступлений.
  3. Вместе с учителем подводят итоги, заполняют кластер урока (Приложение 1), с целью систематизации полученного материала.

2

15

20

Список групп:

1.

Физики-теоретики

2.

Физики-экспериментаторы

3.

Физики – историки

4.

Физики - корреспонденты

5.

Физик – специалист по связям с общественностью

Инструкции для групп/учителя:

Физики-теоретики

Для группы

Для учителя

  1. Используя §50, учебника вывести формулу для расчета силы , выталкивающей тело из жидкости.
  2. Выполнить расчеты для тел, по данным, полученным от преподавателя.
  3. Сравнить расчетные данные с экспериментальными.
  4. Сравнить полученную теоретически формулу для расчета силы выталкивающей тело из жидкости с предсказаниями физиков – экспериментаторов.
  5. Уметь объяснить физический смысл закона Паскаля (Почему давление в жидкости и газе передается одинаково по всем направлениям.)
  1. Учебник Физика 7 кл. Перышкин А.В. 2013 г.
  2. Подготовить тела для группы. Иметь данные об объемах этих тел.

Физики-экспериментаторы

Для группы

Для учителя

  1. Используя §50, учебника практически рассчитать выталкивающую силу используя установку, изображенную на рис. 149, только вместо пружины использовать динамометр с телами данными учителем.
  2. Экспериментально предсказать от каких параметров будет зависеть выталкивающая сила. Для этого выполнить эксперименты согласно Приложения 2.
  3. Сравнить полученные выводы из экспериментов по п.1 и 2 с данными группы физиков-теоретиков. Объяснить результат.

  1. Учебник Физика 7 кл. Перышкин А.В. 2013 г.
  2. Подготовить тела для группы. Иметь данные об объемах этих тел.
  3. Подготовить наборы для проведения экспериментов согласно Приложения 2

Приложение 2

Эксперимент

Наблюдения

Сравнение

Латунный и алюминиевый цилиндры одинакового объема, в пресной воде, разная масса.

Выталкивающая сила одинаковая.

Силы одинаковые.

Кубик и шарик из пластилина одинаковой массы, но разного объема в пресной воде.

Разная выталкивающая сила.

Тело с большим объемом испытывает большую выталкивающую силу.

Брусок в соленой и пресной воде. Одинаковое тело, разная плотность жидкости.

Разная выталкивающая сила.

В соленой воде выталкивающая сила больше, т.к. плотность соленой воды выше, чем пресной.

Брусок в пресной воде, глубина погружения разная.

Одинаковая выталкивающая сила.

Силы одинаковые.

Физики-историки

Для группы

Для учителя

  1. Используя §51, учебника, ноутбук с доступом в сеть Internet, подготовить презентацию об истории открытия Архимеда.
  2. Уметь формулировать закон Архимеда.
  3. Выступить с презентацией используя ноутбук и проектор.
  1. Учебник Физика 7 кл. Перышкин А.В. 2013 г.
  2. Подготовить ноутбук, обеспечить доступ в Internet, функционирование приложения PowerPoint.

Физики-корреспонденты

Для группы

Для учителя

  1.  Уметь формулировать закон Архимеда.
  2. Просмотреть ход работы групп физиков-теоретиков, экспериментаторов, историков, отметить наиболее значимые моменты, выделить наиболее активных участников групп.
  3. Подготовить небольшой информационный репортаж.
  1. Учебник Физика 7 кл. Перышкин А.В. 2013 г.
  2. Подготовить ноутбук, обеспечить доступ в Internet, функционирование приложения PowerPoint.

Физик-специалист по связям с общественностью

Для группы

Для учителя

  1. Используя материал всех групп составить краткое представление всех групп участвующих в проекте, выделив в максимально выгодном свете проделанную работу.
  2. Уметь формулировать закон Архимеда.
  3. Разместить на сайте школы информацию о проведенном уроке. (После окончания занятия).
  1. Учебник Физика 7 кл. Перышкин А.В. 2013 г.
  2. Подготовить ноутбук, обеспечить доступ в Internet, функционирование приложения PowerPoint.


5 этап: Рефлексия Заполнение кластера

Цели: Обобщение, систематизация полученного материала.

Приложение 1.

6 этап: Подведение итогов

7 этап: Задание на дом.§§50,51, Упр. 26(1,4).

8 этап: Заключение:

Ребята! Вами была проделана огромная работа, не всегда было просто, но вы справились, потому что делали ее сами, познавая новое, пробуя, подчас ошибаясь. Пусть мы не открыли чего-то нового в физике, зато каждый из вас, верю, добавил в свой багаж крупицу бесценного знания, принадлежащего человечеству. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание.

слайды к 4-му уроку  краткосрочного пребывания уч-ся ( 3 смена) в школе...

Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательн...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

Урок Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

В ходе урока учащимся предстоит объяснить как можно обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; осознать причины возникновения выталкивающей силы и вывести правила для её вычисления....

Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...