Внеурочное занятие по теме "Капилляры"
методическая разработка по физике (5 класс)
Методтчнская разработка внеурочного занятия для 5-го класса по физике.
Программа внеурочной деятельности «Физическое моделирование и конструирование» рассчитана на 17ч в полугодие по 1ч/нед для учащихся 5-го класса.
Цель курса: создание благоприятных условий и возможностей для развития познавательных, творческих способностей учащихся посредством проведения первых физических исследований и создания моделей.
Курс условно можно разделить на 3 блока
-мои первые исследования
- мои первые измерения
- мои первые модели
Отдельно взятое занятие может относиться только к какому-то одному блоку, а может включать в себя комбинацию блоков, например (моделирование и измерение или исследование и моделирование). Каждое занятие является законченным и замкнутым само на себе, т.е. знания полученные на первом занятии являются самостоятельными и к ним не прибегают при построении второго и последующего занятия. Другими словами учащийся, пропустивший 1-е занятие, вполне комфортно будет себя ощущать на любом другом занятии (никакой специальной подготовки не требуется) т.к. наращивание знаний не производится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 21.24 КБ |
Рабочий лист 1 | 323.28 КБ |
Рабочий лист 2 | 323.28 КБ |
Презентация для занятия | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поприветствуем их!
Проверьте свою готовность к занятию, на парте у вас должны находиться письменные принадлежности, рабочие листы, дневник и лабораторное оборудование, к которому мы будем обращаться в течение урока.
Начнем нашу встречу со знакомства. Откройте свои дневники и запишите на странице сведений об учителях ….
Сегодня мы приступаем с вами к изучению курса внеурочной деятельности, которая называется «Физическое моделирование и конструирование», наши занятия будут посвящены изучению простых физических явлений, измерительных приборов и конструкции. На наших занятиях мы будем заниматься созданием собственных измерительных устройств, исследованием различных процессов. На каждом занятии вы будете работать с оборудованием, поэтому я должна вам напомнить нехитрые правила поведения в кабинете при проведении практической работы.
- Выполняйте инструкции учителя.
- Не передавайте лабораторное оборудование с парты на парту без разрешения учителя.
- Запрещается вставать с места и перемещаться по кабинету без разрешения учителя.
- Работать с оборудованием необходимо бережно и аккуратно, исключать возможные опрокидывания и падения инструментов.
- В конце занятия рабочие место необходимо привести в порядок.
Теперь перейдем к сегодняшнему занятию.
У меня на демонстрационном столе находится н6есколько объектов: земля, растение, спиртовка, лист бумаги, ткань и человек. Я выставила их здесь, потому что между ними есть что-то общее, то что будет являться основным объектом нашего изучение, то что будет являться темой нашего занятия, конечно, сейчас Вам сложно сказать, о чем идет речь. И вашей основной задачей будет по окончании занятия определить то, что объединяет эти объекты т.е. сформулировать тему нашего урока.
Все представленные здесь объекты будут появляться в течение урока, а начнем мы с объекта, который давно вам известен и даже в каком-то смысле стал Вашим другом, объект без которого ни один современный человек не представляет своей жизни, догадываетесь, о чем идет речь?
Прочитайте загадку.
Верно, мы начнем разговор с бумаги.
Знаете ли Вы как давно у человечества появилась бумага.
Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в105 году н. э. Цай Лунем (см.четыре великих изобретения)[2]. Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.
Производство бумаге принципиально не изменилась с того времени, но усложнилась и приняла более крупные масштабы. Скажите из чего изготавливают бумагу сегодня?
---------------------
Посмотрим видеофрагмент изготовления бумаги на производстве.
5мин.
Первую бумагу использовали, прежде всего, как оберточную бумагу. А для чего используют бумагу сегодня?
------------
Какие сорта и виды бумаг Вы знаете?
---------------
Ребята, а чем можно охарактеризовать бумагу, какие к ней можно подобрать характеристики?
---------------
Запишите 5 из высказанных Вами характеристик. Еще одной из важнейших характеристик бумаги является ее пористость. Но научно эта характеристика называется несколько иначе. Посмотрим на фотографию бумаги, выполненную с увеличением в несколько миллионов раз.
На фото мы видим с Вами тоненькие трубочки- эти трубочки называются капиллярами.
Запишем Капилляр- тонкая трубка.
Величина этих трубочек играет важную роль в использовании бумаги, на производстве большинство характеристик бумаги определяет специальные автоматизированные машины, но и мы с Вами в домашних условиях можем определить у какого сорта бумаги капилляры тоньше, а у какой шире.
Для этого посмотрим, как ведет себя жидкость в тонкой трубке.
Посмотрите у меня на столе расположена система нескольких капилляров разного сечения т.е. разной толщины. Внимательно посмотрите и зарисуйте в рабочих листах уровень жидкости в каждом из капилляров. И запишем заключение…..
-----------
Бумага вся пронизана капиллярами, можно ли определить у какой из сортов бумаги капилляры тоньше, а у какой шире.
Предложите способ.
У Вас на столе есть несколько образцов бумаги картон, бумага для печати и салфетка. Определите пожалуйста, какой из сортов бумаги обладает самыми тонкими капиллярами.
Зарисуйте результаты опыта.
Запишите вывод.
Капилляры играют большую роль в жизни человека, растений и технике. Прочитайте, пожалуйста, примеры проявления капиллярных явлений и определите, какое проявление соответствует технике, какое быту, какое природе.
Прочитайте. 3мин
- Капиллярными явлениями пользовались даже для того чтобы вести тайную переписку: Тайные агенты Ивана Грозного великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми при нагревании бумаги.
- Ленин( российский революционер, советский политический и государственный деятель) использовал для тайнописи сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.
Посмотрим на это.
3мин.
Посмотрим с вами проявление капиллярности в живой природе. В тексте было написано, что питание растений происходит благодаря капиллярам, пронизывающим тело растения. Докажем, что это действительно так.
Капилляры имеются не только в бумаге, и растениях капиллярами обладают также ткани. У вас на столе ест два сосуда: один с водой, а второй пустой. Не трогая руками сосуды перелейте воду из одного сосуда в другой.
Явлением капиллярности пользуются и в быту не только для того чтобы протереть пол или промокнуть стол салфеткой, еще его используют для полива цветов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадай загадку Листы у неё белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток .
Как изготавливают бумагу
Изделия из бумаги Тетради, листы Салфетки Туалетная бумага Оригами Елочные украшения Упаковочная бумага Бумажные полотенца, платки
Виды бумаги
Бумага пронизана тонкими трубочками
Капилляры с водой
Применение и проявление капиллярности в природе технике в быту использование рубероида использование полотенец, салфеток. использование фитильной подачи масла питание растений применение керосинки весенняя вспашка земли
Полив цветов во время отпуска
Синквейн бумаге Название (обычно существительное ) Описание (2 прилагательных ) Действия (3 глагола ) Чувство (фраза из 4-х слов ) Повторение сути Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Информация для размышления Для изготовления 1 т бумаги необходимо 10 деревьев. Масса одно тетрадного листа около 3г Если каждый человек планеты сэкономит по 1 листу бумаги, то он спасет 210 тысяч деревьев!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"
внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...
Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"
Материалы внеурочного занятия представленные на этой страницеможно использовать на занятиях внеурочной деятельности...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)
Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....
Внеурочное занятие Курса внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс» для учащихся 8-11 классов
Занятие по веурочной деятельности для учащихся 8-11 классов...