Внеурочное занятие по теме "Капилляры"
методическая разработка по физике (5 класс)

Сомова Светлана Николаевна

Методтчнская разработка внеурочного занятия для 5-го класса по физике.

Программа внеурочной деятельности «Физическое моделирование и конструирование» рассчитана на 17ч в полугодие по 1ч/нед  для учащихся 5-го класса.

Цель курса: создание благоприятных условий и возможностей для развития познавательных, творческих способностей учащихся посредством проведения первых физических исследований и создания моделей.

Курс условно можно разделить на 3 блока

-мои первые исследования

- мои первые измерения

- мои первые модели

Отдельно взятое занятие может относиться только к какому-то одному блоку, а может включать в себя комбинацию блоков, например (моделирование и измерение или исследование и моделирование). Каждое занятие является законченным и замкнутым само на себе, т.е. знания полученные на первом занятии являются самостоятельными и к ним не прибегают при построении второго и последующего занятия. Другими словами учащийся, пропустивший 1-е занятие, вполне комфортно будет себя ощущать на любом другом занятии (никакой специальной подготовки не требуется) т.к. наращивание знаний не производится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поприветствуем их!

Проверьте свою готовность к занятию, на парте у вас должны находиться письменные принадлежности, рабочие листы,  дневник и лабораторное оборудование, к которому мы будем обращаться в течение урока.

Начнем нашу встречу со знакомства.  Откройте свои дневники и запишите на странице сведений об учителях ….

Сегодня мы приступаем с вами к изучению курса внеурочной деятельности, которая называется «Физическое моделирование и конструирование», наши занятия будут посвящены изучению простых физических явлений, измерительных приборов и конструкции. На наших занятиях мы будем заниматься созданием собственных измерительных устройств, исследованием различных процессов. На каждом занятии вы будете работать с оборудованием, поэтому я должна вам напомнить нехитрые правила поведения в кабинете при проведении практической работы.

  1. Выполняйте инструкции учителя.
  2. Не передавайте лабораторное оборудование с парты на парту без разрешения учителя.
  3. Запрещается вставать с места и перемещаться по кабинету без разрешения учителя.
  4. Работать с оборудованием необходимо бережно и аккуратно, исключать возможные опрокидывания и падения инструментов.
  5. В конце занятия рабочие место необходимо привести в порядок.

Теперь перейдем к сегодняшнему занятию.

У меня на демонстрационном столе находится н6есколько объектов: земля, растение, спиртовка, лист бумаги, ткань и человек. Я выставила их здесь,  потому что между ними есть что-то общее, то что будет являться основным объектом нашего изучение, то что будет являться темой нашего занятия, конечно, сейчас  Вам сложно сказать, о чем идет речь. И вашей основной задачей будет  по окончании занятия  определить то, что объединяет эти объекты т.е. сформулировать тему нашего урока.

Все представленные здесь объекты будут появляться в течение урока, а начнем мы с объекта, который давно вам известен и даже в каком-то смысле стал Вашим другом, объект без которого ни один современный человек не представляет своей жизни, догадываетесь, о чем идет речь?

Прочитайте загадку.

Верно, мы начнем разговор с бумаги.

Знаете ли Вы как давно у человечества появилась бумага.

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в105 году н. э. Цай Лунем (см.четыре великих изобретения)[2]. Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

Производство бумаге принципиально не изменилась с того времени, но усложнилась и приняла более крупные масштабы. Скажите из чего изготавливают бумагу сегодня?

---------------------

Посмотрим видеофрагмент изготовления бумаги на производстве.

5мин.

Первую бумагу использовали, прежде всего, как оберточную бумагу. А для чего используют бумагу сегодня?

------------

Какие сорта и виды бумаг Вы знаете?

---------------

Ребята, а чем можно охарактеризовать бумагу, какие к ней можно подобрать характеристики?

---------------

Запишите 5 из высказанных Вами характеристик.  Еще одной из важнейших характеристик бумаги является ее пористость. Но научно эта характеристика называется несколько иначе. Посмотрим на фотографию бумаги, выполненную с увеличением в несколько миллионов раз.

На фото мы видим с Вами тоненькие трубочки- эти трубочки называются капиллярами.

Запишем Капилляр- тонкая трубка.

Величина этих трубочек играет важную роль в использовании бумаги, на производстве большинство характеристик бумаги определяет специальные автоматизированные машины, но и мы с Вами в домашних условиях можем определить у какого сорта бумаги капилляры тоньше, а у какой шире.

Для этого посмотрим, как ведет себя жидкость в тонкой трубке.

Посмотрите у меня на столе расположена система нескольких капилляров разного сечения т.е. разной толщины. Внимательно посмотрите и зарисуйте в рабочих листах уровень жидкости в каждом из капилляров. И запишем заключение…..

 -----------

Бумага вся пронизана капиллярами, можно ли определить у какой из сортов бумаги капилляры тоньше, а у какой шире.

Предложите способ.

У Вас на столе есть несколько образцов бумаги картон, бумага для печати и салфетка. Определите пожалуйста, какой из сортов бумаги обладает самыми тонкими капиллярами.

Зарисуйте результаты опыта.

Запишите вывод.

Капилляры играют большую роль в жизни человека, растений и технике. Прочитайте, пожалуйста, примеры проявления капиллярных явлений и определите, какое проявление соответствует  технике, какое быту, какое природе.

Прочитайте. 3мин

  • Капиллярными явлениями пользовались даже для того чтобы вести тайную переписку: Тайные агенты Ивана Грозного великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми при нагревании бумаги.
  • Ленин( российский революционерсоветский политический и государственный деятель) использовал для тайнописи сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.

Посмотрим на это.

3мин.

Посмотрим с вами проявление капиллярности в живой природе. В тексте было написано, что питание растений происходит благодаря капиллярам, пронизывающим тело растения.  Докажем, что это действительно так.

Капилляры имеются не только в бумаге, и растениях капиллярами обладают также ткани. У вас на столе ест два сосуда: один с водой, а второй пустой. Не трогая руками сосуды перелейте воду из одного сосуда в другой.

Явлением капиллярности пользуются и в быту не только для того чтобы протереть пол или промокнуть стол салфеткой, еще его используют для полива цветов.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать! Физическое м оделирование и конструирование. Учитель: Сомова Светлана Николаевна

Слайд 2

Отгадай загадку Листы у неё белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток .

Слайд 3

Как изготавливают бумагу

Слайд 4

Изделия из бумаги Тетради, листы Салфетки Туалетная бумага Оригами Елочные украшения Упаковочная бумага Бумажные полотенца, платки

Слайд 5

Виды бумаги

Слайд 6

Бумага пронизана тонкими трубочками

Слайд 7

Капилляры с водой

Слайд 8

Применение и проявление капиллярности в природе технике в быту использование рубероида использование полотенец, салфеток. использование фитильной подачи масла питание растений применение керосинки весенняя вспашка земли

Слайд 9

Полив цветов во время отпуска

Слайд 10

Синквейн бумаге Название (обычно существительное ) Описание (2 прилагательных ) Действия (3 глагола ) Чувство (фраза из 4-х слов ) Повторение сути Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.

Слайд 11

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Слайд 12

Информация для размышления Для изготовления 1 т бумаги необходимо 10 деревьев. Масса одно тетрадного листа около 3г Если каждый человек планеты сэкономит по 1 листу бумаги, то он спасет 210 тысяч деревьев!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"

Материалы внеурочного занятия  представленные на этой страницеможно использовать на занятиях  внеурочной деятельности...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....