Технологическая карта урока физики в 11 классе по теме «Механические колебания»
план-конспект урока по физике (11 класс)

Елена Васильевна Ильина

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представлений о колебательном движении, об условиях существования колебаний, о видах колебательных систем.

Задачи:

  • рассмотреть колебательное движение на примере математического маятника;
  • ввести понятия характеристик колебательного движения;
  • выяснить условия существования свободных и вынужденных колебаний;
  • формировать у учащихся умения наблюдать и анализировать физические явления;
  • способствовать развитию умений вести диалог и занимать активную позицию на уроке.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий: экспериментальных навыков, навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей, анализа результатов деятельности одноклассников при работе над созданием мини-проекта, развития монологической и диалогической речи.

Предметные:

повторить:

1) понятия: колебательная система, математический, пружинный маятники;

2) основные характеристики колебательного движения:  (формула периода),  (формула периода математического маятника);

формировать умения:

1) исследовать зависимость периода математического и пружинного маятников от массы груза;

2) обнаруживать зависимости между физическими величинами;

3) представлять результаты измерений в виде таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_mehkoleb_11_kl.doc100 КБ
Office presentation icon mehkoleb_11_klass.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 11 классе

по теме «Механические колебания»

Дата проведения 14.10.2019 года

Учитель Ильина Е.В.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представлений о колебательном движении, об условиях существования колебаний, о видах колебательных систем.

Задачи: 

  • рассмотреть колебательное движение на примере математического маятника;
  • ввести понятия характеристик колебательного движения;
  • выяснить условия существования свободных и вынужденных колебаний;
  • формировать у учащихся умения наблюдать и анализировать физические явления;
  • способствовать развитию умений вести диалог и занимать активную позицию на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий: экспериментальных навыков, навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей, анализа результатов деятельности одноклассников при работе над созданием мини-проекта, развития монологической и диалогической речи.

Предметные:

повторить:

1) понятия: колебательная система, математический, пружинный маятники;

2) основные характеристики колебательного движения:  (формула периода),  (формула периода математического маятника);

формировать умения:

1) исследовать зависимость периода математического и пружинного маятников от массы груза;

2) обнаруживать зависимости между физическими величинами;

3) представлять результаты измерений в виде таблицы.

Оборудование урока: 

Приборы и материалы: штативы с муфтой и лапкой, шары с длинной нитью, длинная нить, набор грузов массой по 100 г, металлический шар, камертон, секундомер, калькулятор, информационный и иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях.

Технические средства обучения: компьютер.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в Power Point.

N

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Цель: подготовка класса к уроку, включение в деловой ритм.

Приветствует учащихся, проверяет присутствие и готовность к уроку.

Оглашает результаты контрольной работы.

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие нового материла

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Постановка учебной проблемы

Цель: мотивация учащихся к постановке учебной задачи урока через рассказ учителя о значении колебаний в окружающем мире. (презентация, демонстрация).

Демонстрирует движение шарика по столу и стрелки метронома.

В чём различия этих движений?

Демонстрирует колебания нитяного и пружинного маятников,

 Слайд 1

колебания в окружающем мире.

Колебательные системы.

Слайд 2

Подводит учеников к теме.

Слайд 3

Задаёт вопросы:

  1. дать определение механическим колебаниям;

Слайд 4,5

  1. дать определение колебательных систем; свободных и вынужденных колебаний; характеристикам колебаний;

Слайд 6,7,8

  1. дать определение математического маятник и указать его особенности.

Слайд 9

Наблюдают, отвечают на вопросы.

Стрелка метронома совершает периодически повторяющееся движение.

Делают соответствующие выводы.

Называют тему урока.

Дают определения механических колебаний, характеристик, описывающих механические колебания, видов колебаний и видов маятников.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: логические, действия постановки и решения проблем.

Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.

3

Основной этап урока (актуализация знаний)

Цель: создание ситуации для развития умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представление «готового продукта» - мини-проекта.

Защита мини -проектов

Задает вопросы о зависимостях механических колебаний от параметров колебательной системы:

  • какими параметрами характеризуется математический маятник;
  • зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды;
  • зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;
  • зависимость периода колебаний математического маятника от массы подвеса.

Предлагает несколько исследований по группам.

Раздает инструкции по выполнению экспериментальных работ, консультирует, наблюдает, корректирует работу учащихся.

Предлагает каждой группе представить защиту «готового продукта»- мини-проекта, используя паспорт мини-проекта.

Слайд 10

Оглашает выводы для записи в тетрадь.

Демонстрирует формулу зависимости периода колебаний математического маятника от длины маятника.

Слайд 11

Называют параметры математического маятника (длина нити, амплитуда и масса груза(подвеса)).

Выдвигают гипотезы о предполагаемых зависимостях.

Формируют мини-группы, распределяют вопросы по группам.

Выполняют эксперименты:

№1 -исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды;

№2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;

№ 3 – исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от массы подвеса.

Анализируют и обсуждают результаты исследований.

Слушают защиту мини-проектов одноклассников.

Делают выводы, и записывают в тетрадь.

Коммуникативные: планирование, постановка вопроса, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль и коррекция.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: логические, действия постановки и решения проблем.

4

Закрепление и проверка усвоения изученного материала

Цель: закрепление и проверка усвоения изученного материала.

Предлагает тест на слайде.

Слайд 12,13,14,15

Слайд 16

Работают над тестом, сравнивают свои ответы с ответами, представленными на слайде.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: логические, общеучебные.

Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция.

5

Рефлексия

Цель: проведение рефлексивного анализа учебной деятельности учащихся на уроке.

Предлагает высказать свое мнение о роли мини-исследований в получении нового знания?

Представитель мини-группы выражает общее мнение группы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные:

самореализация.

6

Задание на дом

Цель: закрепление изученного материала.

Слайд 17,18

§18-20; Р.№427,430,431,432

Записывают задание на дом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Механические колебания

Слайд 4

Механические колебания — частный случай механического движения. Как получить такое движение?

Слайд 5

Особенности колебаний Свойства колебаний Характеристики колебаний 1. Ограничены в пространстве А – амплитуда Х – координата (смещение) 2. Повторяются во времени Т- период, v- частота 3. Неограниченны во времени (Свободные колебания) t - время 4. Движение неравномерно Изменения координаты Скорости Силы Ускорения периодичны во времени

Слайд 6

Где возможны колебания? Каковы виды колебаний? Каковы основные характеристики механических колебаний?

Слайд 7

Общие признаки колебательных систем 1. Наличие положения устойчивого равновесия (ПУР) – возникает возвращающая сила. 2. Отсутствие сил сопротивления движению (или ими можно пренебречь в данных условиях).

Слайд 8

Виды колебаний Свободные Колебания под действием внутренних сил при выведении системы из равновесия. Вынужденные Колебания под действием внешней периодической силы. Затухающие Колебания системы под действием внутренних сил и сил сопротивления.

Слайд 9

Модели колебательных систем Математический маятник Материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити Материальная точка, прикрепленная к невесомой упругой пружине

Слайд 10

Результаты исследований Период колебаний пропорционален длине нити. Период колебаний не зависит от массы груза. Период колебаний не зависит от амплитуды.

Слайд 11

Математический маятник T = 2 π х

Слайд 12

1. За какую часть периода Т шарик математического маятника проходит путь от левого крайнего положения до правого крайнего положения. Т Т/2 Т/4 Т/8 Закрепление материала

Слайд 13

2. Если массу груза математического маятника увеличить в 4 раза, то период его малых колебаний: Увеличится в 4 раза Увеличится в 2 раза Уменьшится в 4 раза Не изменится

Слайд 14

3. Если длину математического маятника уменьшить в 4 раза, то период Т его свободных колебаний 1. увеличится в 2 раза 2. Увеличится в 4 раза 3. Уменьшится в 2 раза 4. Уменьшится в 4 раза

Слайд 15

4. Верно утверждение: Свободным является колебание А. груза, подвешенного к пружине, после однократного его отклонения от ПУР. Б. мембраны громкоговорителя во время работы приемника. 1.Только А; 2.Только Б; 3.А и Б; 4.Ни А, ни Б

Слайд 16

Проверь себя!!! 1. 2 2. 4 3. 3 4. 1

Слайд 17

Домашнее задание §18-20. Знать: определения и формулы Решить: №427,430,431,432


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения задач по теме: "Механические колебания"

Урок закрепления и комплексного применения знаний.Цель урока:  - обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Механические колебания». Проверить уровень усвоения знаний на основе творче...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

  На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...

Конспект урока решения задач по теме "Механические колебания"

План урока решения задач по теме "Механические колебания" в 11 классе...

Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»

Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....

Технологическая карта урока. Физика 10 класс Тема " Основные положения МКТ"

Технологическая карта урока. Физика 10 класс. Тема " Основные положения МКТ"...