Семинар по теме:
«Инновационные технологии в преподавании физики как ресурс формирования познавательных интересов учащихся»
ДОКЛАД
«Инновационные технологии в преподавании физики»
Подготовил:
Куулар Ш. К.,
учитель физики,
II квалификационная
категория
Протокол заседания МО математиков №____ от _______200__ г.
Руководитель МО _______________ /Монгуш Л.Д./
Содержание: Введение…………………………………………………………………………………….3 стр.
1. Об учебных проектах……………………………………………………………………………4 стр.
1.1 Приемы организации учебных проектов……………………………………………5 стр.
1.2 Типология учебных проектов……………………………………………………………..6 стр.
1.3 Основные требования к разработке проекта……………………………………..9 стр.
1.4 Процессуальные характеристики проектной технологии……………….10 стр.
1.5 Оценка в обучении на основе проектов…………………………………………….10 стр.
1.5 Передовые методики в проектах………………………………………………………..12 стр.
1.6 Преимущества и трудности обучения на основе проектов………………...13 стр.
Заключение……………………………………………………………………………….14 стр.
Информационные ресурсы………………………………………………………………………...16 стр.
Введение
Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно ориентированный подход; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.
Среди них особое место занимает проектная деятельность в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
В основу метода проекта была положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности на результат.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего,
развитие у учащихся самообразовательной активности;
они учатся проводить исследования (это могут быть несложные наблюдения или серьезные логико-теоретические исследования).
Действуя за компьютером, они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать текстовую, цифровую и графическую информацию и выдвигать новые идеи.
Проектная деятельность это выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для такой деятельности.
Над проектом работает один человек или группа, конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация, создание тематического сайта в сети Интернет или мультимедийный диск.
Об учебных проектах
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы _ носит практический характер, имеет прикладное значение и интересен и значим для самих
^ Учебный проект с точки зрения учителя- это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентация в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и др.) поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
При таком подходе изменяется и роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Потребуется изменить и взаимоотношения учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придется взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю придется сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях: прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают об этом ученики.
Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Приемы организации учебных проектов Урок, реализованный методом проектов. Может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
^ Первый вид – проектный урок – включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной формах. Выбор проведения зависит от вида проекта.
Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Второй вид – урок на котором ставится триединая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся.
Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
Третий вид – урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету, с другой.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, таких как:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
- сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- построение выводов, заключений.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам учеников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект.
Это может быть
совместная газета; сочинение; видеофильм; драматическая постановка; праздник; статья; альманах; альбом и пр.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ПРОЕКТЫ
Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
^ СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
цель проекта; его актуальность; источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, и проч.); методы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результаты (сообщения, рефераты, обобщающие таблицы, доклад, видео и проч.)); презентация проекта (обсуждение на конференции, публикация и т.п.).
^ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ
Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; наглядное пособие и т. п.
Прикладной проект требует:
тщательно продуманной структуры; определение функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта»; презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
Основные требования к разработке проекта
КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА Длительность проекта
| Описание приблизительного времени (в часах), необходимого для выполнения проекта
| Стандарты
| Государственный образовательный стандарт общего образования
| Задачи проектов
| Развивать умения анализировать , обобщать информацию из различных источников; учиться изготавливать презентацию
| Задачи для учеников
| Найти интересную информацию о звуковых волнах; магнитах; обобщить материал и изготовить презентацию.
| Инструкции для обучения и достижения результата
| Конкретные пошаговые инструкции по обучению работе с ресурсами, выбранными для реализации проекта и его презентации
| Детали проекта
| Общая информация о проекте и подробная информация о необходимой подготовке для достижения успешного результата
| Требования к технологическим умениям учеников
| Список обязательных умений и навыков для выполнения данного проекта
| Материалы для учителя
| Материалы, которые необходимы для реализации проекта, в том числе и обучающие инструкции. Примерное планирование проекта.
| Классная работа
| Описание хода работы над проектами. Рекомендации по объединению учеников в группы. Предполагаемое описание конечного продукта, который должны получить ученики.
| Советы по оценке
| Описание методов оценки
| Стратегия работы
| Подсказки, а также предложения дополнительных альтернативных задач для групп. Здесь могут находиться рекомендации по дифференциации заданий к уровню компетенции учащихся
| Дополнительные справочные материалы и ресурсы
| Список учебников. Журналов, справочников. Список ресурсов.
|
Основой данной технологии являются следующие этапы работы над проектом:
В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы. Формируются группы и работа в группах. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулированы учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы. Анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. Полученные в ходе исследования результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения, презентации. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
дискретность – непрерывность;
фрагментарность – системность;
единичность – множественность;
количественность – качественность;
жесткость – гибкость;
искусственность – естественность;
оценка – самооценка.
Принципиальное отличие нового видения системы оценки от его традиционного понимания представлено в сравнительной таблице:
^ Традиционная система оценки
| Новое видение системы оценки
| Оценка как процесс субъект-объективного взаимодействия
| Оценка как процесс субъект-субъективного сотрудничества
| Оценивается конечный результат
| Оценивается процесс движения к результату
| Оценка осуществляется дискретно
| Оценка осуществляется непрерывно
| Оценка количественная
| Результат оценивания – количественно- качественная
многомерная характеристика учебных достижений
| Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме
| Оценка системна и межпредметна
| Оценивается фрагментарное знание и специальное умение
| Оценивается широта и глубина прикладных (жизненных) знаний и умений
| Учитель выступает в роли судьи и контролера
| Учитель выступает в роли адвоката и консультанта
| Взаимодействие учителя и учащегося при оценивании заключается в процессе оценки (контрольной или итоговой работы)
| Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, поощряется в процессе оценки
| Оценка преимущественно осуществляется учителем
| Всячески поощряется самооценка и взаимооценка учащихся
| Основной акцент делается на объективности оценки
| Основной акцент переносится на гибкое сочетание оценки и самооценки
| Оценка жестко структурирована внешними факторами
| Оценка гибко структурирована и представляет собой открытую систему
| Акцентируется внимание на том, что учащийся не знает и не умеет
| Акцентируется внимание на том, что учащийся знает и умеет
|
Существует два вида оценки: формальная оценка, предназначенная для помощи ученикам в учебе, и суммарная оценка, предназначенная для оценки достижений. Все эти компоненты оценки могут использоваться для формальной и суммарной оценки процессов обучения на основе проектов.
Образовательные стандарты на уровне страны, региона или города описывают, что ученики должны знать и уметь делать. Формальные и суммарные оценки служат для того, чтобы оценить, получили ли ученики необходимые знания и навыки, описанные в этих стандартах. В планировании уроков очень важно определить знания и навыки, которые получат ученики в результате обучения на основе проектов, и внедрить соответствующую оценку в план.
преимущества и трудности обучения на основе проектов Обучение на основе проектов
повышает мотивацию к обучению;
способствует возрастанию ценности обучения в глазах ученика;
способствует приобретению знаний, выходящих за рамки программы обучения;
способствует овладению ценными исследовательскими навыками и умениями;
способствует лучшему усвоению материала;
способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза;
способствует приобретению навыков переноса знаний в другой контекст;
способствует развитию умений искать и анализировать информацию;
способствует формированию самостоятельного решения заданий;
способствует формированию навыков межличностного общения;
способствует освоению процессом мышления.
Трудности обучения:
требуется больше времени на подготовку;
трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учеников;
трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учителей.
Заключение
В программе основного общего образования по физике, разработанной на основе Стандарта основного общего образования сказано, что «Изучение физики в 9классе направлено на достижение следующих целей:
^ Освоение знаний о механических, электромагнитных, квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами; воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. В необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Одним из умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе образования по физике в 9 классе, является:
- проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метод проектов поможет достичь целей, указанных в Стандарте, он также ориентирован на выработку определенных умений работы с информацией.
Путь, которым идут учащиеся к решению поставленных в проекте задач, может оказаться чрезвычайно извилистым. Но, как говорится «не ошибается тот, кто ничего не делает» и в результате деятельности они приобретут опыт – это следствие анализа совершенных ошибок и одержанных побед.
По окончании проекта необходимо подвести итоги, в которых показать ученикам, как они работали, как могли бы работать лучше.
Для того чтобы представить себе место и значение метода проектов для российских школьников, посмотрим на результаты исследований школьников по международной программе PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
В тестах программы был раздел, посвященный изучению компетентности детей в решении проблем. Предполагалось, что это готовность детей к жизни в XXI веке. Тесты этой группы были разделены на три уровня по сложности проблем. Решение тестов 3-го уровня говорилось о хорошем умении, тестов 2-гоуровня–об удовлетворительном умении. То есть предполагалось, что учащиеся, которые справились с задачами 2-го и 3-го уровней, владеют умениями, которые отвечают требованиям XXI века.
Соответственно, те, кто справился только с задачами 1-го уровня или не справился с ними вообще, это дети, которые будут испытывать трудности в адаптации к взрослой жизни.
Результаты приведены в таблице:
Страны
| Уровни умений
|
| 3-й
| 2-й
| 1-й
| Ниже 1-го
|
| ^ Республика Корея
| 32%
| 41%
| 22%
| 5%
|
| Финляндия
| 30%
| 43%
| 22%
| 5%
|
| Гонконг
| 35%
| 36%
| 21%
| 8%
|
| Япония
| 36%
| 34%
| 20%
| 10%
|
| США
| 12%
| 30%
| 34%
| 24%
|
| Россия
| 12%
| 31%
| 34%
| 23%
|
|
В России свыше 55% детей не готово к «решению проблем современного общества».
Информационные ресурсы: - Программа для общеобразовательных учреждений.- М.; Дрофа, 2007.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования. //Internet: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp- Физика. Полный школьный курс.- М.; АСТ - Пресс, 2000.
- Учебные проекты с использованием Microsoft®Office:
ПРОЕКТ - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся задачи, завершающихся созданием продукта.
^ МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология организации образовательных ситуаций, в которой учащийся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
МЕТОД ПРОЕКТОВ (педагогическая технология) – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
ПРОЕКТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
|