Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."
статья по биологии

Брюханова Татьяна Эдуардовна

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих занятиях, на занятиях по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.В  кейс можно  включать самые разные темы , задания разного уровня, применять как на обобщающих уроках , так и на уроках контроля и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Обобщение опыта работы

 учителя биологии МБОУ «СОШ№4» с Белое Красногвардейского      района РА  

Брюхановой Татьяны Эдуардовны.

 Cтаж работы 38 лет. Работаю в родной школе с !986 года. Веду уроки биологии. В своей педагогической деятельности применяю мультимедийные и интерактивные технологии, образовательные Интернет -ресурсы.

 С этого учебного года реализую программу углубленного изучения предмета в 10 классе. Участвую в мероприятиях по исследованию профессиональных компетенций учителя, организуемых в рамках апробации и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников в добровольной оценке профессионального мастерства и независимой оценки квалификации. Результат соответствует высокому уровню.

 Обучающиеся принимают участие во всероссийских проверочных работах по биологии и подтверждают свои оценки.

 В классах , с 7-9 мною реализуются адаптированные образовательные программы в условиях инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ. Мои ученики показывают позитивные результаты в очных предметных олимпиадах , официальных конкурсах, заочных олимпиадах, открытых конкурсах  муниципального и республиканского уровней , имеют победы и призовые места.  Успешно сдают экзамены : ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения , медицинские училища и колледжи Краснодарского края и Республики Адыгея и Российской Федерации.

 Своим опытом работы делюсь на школьных и муниципальных методических объединениях , а также в Интернет сообществах.

Моя профессиональная активность заключается в работе состава жюри конкурса "Учитель года", "Новой школе-новые учителя", участие в исследованиях профессиональной компетенций в качестве эксперта, педагог-наставник молодого учителя и провожу работу наставничества в школе.

 Провожу открытые уроки в школе и на семинарах муниципального уровня.  Имею поощрения и награды муниципального , республиканского, и  отраслевая  награда всероссийского уровня.

 Регулярно прохожу курсы повышения квалификации по программам дополнительного образования.

 На уроках применяю современные и традиционные методы и приемы обучения и воспитания в рамках ФОП.

 

 « Междисциплинарная  кейс- технология»  для школьников, направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы естественно-научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность»

         Актуальность  заключается  в  развитии метапредметных компетенций, функциональной грамотности, естественно-научного мировоззрения , профессиональной ориентации и системно-деятельностного подхода к  обучению  и воспитанию учеников.  

   

Общая характеристика задания.

 Предмет:  Биология ,экология , химия, физика.

 Класс: 8-11класс.

 Цель задания:

 Задание построено на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 8-11 классов, а также элективного курса для изучения закономерностей наследственной изменчивости, состава крови , жалоб пациентов, первичная постановка диагноза, оказание первой помощи при кровотечении в нестандартной ситуации, экологической грамотности.

 Действия учащихся: Данное задание может быть использовано как обучающее, и для самостоятельного получения и коррекции знаний по теме «Наследственная изменчивость», «Состав крови» и «Оказание первой помощи в нестандартных ситуациях» «Адаптации организмов», развивает способности научно обосновывать явления и применять методы естественно-научного исследования, повышая функциональную грамотность.  Задания направлены на успешную подготовку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии. В состав заданий включены критерии правильных ответов. Учащиеся могут осуществлять как самоконтроль , так и взаимоконтроль , коррекцию знаний и самоподготовку.

Планируемый результат:

 преодоление дефицитов, таких как:

  • находить точный ответ в предложенном тесте и по текстам учебника;
  • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
  • работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
  • при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
  • использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста
  • привлекать личный опыт, научные знания с практическим применением
  • применять знания для решения поставленного задания
  • научное обоснование явления, повышающее естественно-научную грамотность.

 Использованные источники:

  • Д.К Беляев, Г.М. Дымшиц, Сапин М.Р. Биология человека. 10,11 класс. - М., 2016.
  • А.В. Пименов Уроки биологии в 10,11 классах. Развернутое планирование .Учитель года России, Ярославль,  Академия развития,2001 г
  • Литература. Савченков В.И., Костюченков В.Н. Занимательная экология. Смоленск-2020
  • Электронные ресурсы РЭШ,
  • infourok.ru
  •  nsportal.ru
  • Uchitelya. com
  • Pedsovet. su

Кейс

Заданий

 Для развития

естественно-научной функциональной грамотности

Выбрать один ответ, в заданиях со * выбрать несколько правильных ответов.

  1. Как называется изменчивость, связанная с изменением генотипа,

1.Определенная

2.неопределенная

3.фенотипическая

4.модификационная.

    ***2. Когда при половом размножении происходит       перекомбинация  генетического материала и образование уникального генотипа,

          1. Во время слияния гамет

          2. Во время конъюгации

          3.Во время кроссинговера

          4.В анафазу

          5. Телофазу 1

          6. В анафазу 2

          7. В метафазу 2

          8. В телофазу 2

3. К какому типу мутаций относится кратное геному увеличение хромосом в генотипе (3n 4n 5n)?

        1. Полиплоидия

        2.Моносомия

        3.Трисомия

        4. Полисомия

4.  К какому типу мутаций относится потеря одной хромосомы в генотипе ( 2n-1)?

        1.Полиплоидии

        2. Моносомии

        3.Трисомии

        4.Полисомии.

5. К какому типу мутаций относится приобретение лишней хромосомы в генотипе (2n+1)?

        1.Полиплоидии

        2.Моносомии

        3.Трисомии

        4.Полисомии

***6. Какие суждения  верны?

        1.Мутационная изменчивость приводит к изменению генотипа.

        2. Изменения, появившиеся в результате соматических мутаций, наследуются при половом размножении

        3. Мутационная изменчивость используется для создания новых сортов растений.

        4. Комбинативная изменчивость используется для создания новых сортов растений.

***7. Укажите основные типы наследственной изменчивости

         1.Мутационная изменчивость

         2. Определенная изменчивость

         3. Фенотипическая изменчивость

         4. Комбинативная изменчивость

8. Что такое геном?

         1. Набор хромосом в гамете

         2.Набор хромосом в зиготе

         3. Хромосомный набор ,характерный для вида

         4. Гены ,находящиеся в одной хромосоме.

9. Что такое генотип?

         1.  Набор хромосом в гамете

         2.Набор хромосом в зиготе

         3. Хромосомный набор ,характерный для вида

         4. Гены ,находящиеся в одной хромосоме

***10. Какие суждения верны для мутаций?

         1. Большинство мутаций полезны.

         2. Большинство мутаций нейтральны.

         3. Большинство мутаций рецессивны.

         4. Соматические мутации возникают в половых клетках.

 Ответы верный 1 балл (иные 0 баллов)

1

2***

3

4

5

6***

7***

8

9

10***

2

1 3 4 6

4

2

3

1 3 4

1 4

1

2

2 3

 Текст задачи

Кровь – сок совсем особенного свойства. «Фауст» Гете

С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Каковы особенности «сока» находящегося внутри тела человека? Ответы порой бывали самые парадоксальные, но то, что «здоровая» кровь—это основа жизни, не вызывало сомнения. Поэтому в средние века было распространено кровопускание, как панацея от любой болезни. Считалось, что если выпустить из человека «больную» кровь, то он поправится. Также лекари рекомендовали пить «свежую» кровь при таких болезнях как подагра, мигрень, малокровие и чахотка и т. д. А какие только свойства не приписывали крови. Например, считалось, что количество крови определяет характер человека, или цвет крови – принадлежность к определенному сословию (у аристократов «голубая кровь») и т. д. В наше время состав и функции крови хорошо изучены. Так, человеческая кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой – слегка желтоватая жидкость – плазма – и нижний – осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) – эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками – тромбоцитами, которые содержат тромбопластин. Плазма содержит белки, углеводы, соли кальция (Са+2), фибриноген (растворимый белок, без которого невозможно свертывание крови). Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. В кроветворных органах (костном мозге, лимфатических узлах, селезенке) происходит непрерывное образование новых клеток крови. И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия – генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерь.

Задание 2

Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича:

  1. Унаследовал ген гемофилии от отца. Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.
  2. Заразился гемофилией от сестры Анастасии.

Задание 3.

Переведите схему процесса свертывания крови в текст с указанием место- нахождения всех компонентов, участвующих в свертывании крови:

Задание 3.

Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.

Задание 4.

Соотнесите тексты с рисунками:

  1. Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо – железо, глобин – белок). Основная функция – перенос кислорода.
  2. Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови.
  3. Лейкоциты - «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.

        

Задание 5.

В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где чей анализ. У него три пациента с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость.

Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

Ф.И.О., возраст, № X

Результат

Норма

Гемоглобин

140 г/л

120-160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

1 80-320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2-10 мм/ч

Ф.И.О., возраст №Z

Результат

Норма

Гемоглобин

100 г/л

120-160 г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

1 80-320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Ф.И.О.,возраст, №Y

Результат

Норма

Гемоглобин

130 г/л

120-160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

4,3 млн/л

4,3 млн/л

Тромбоциты

410 тыс/л

180-320 тыс./л

Лейкоциты

5 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

410 тыс./л

180-320 тыс./л

Лейкоциты

5 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Подпись врача_

Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Ответ: Б.

 Балл: 1.

Задание 2.

Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст).

Ответ: При ранении тромбоциты разрушаются, выделяется тромбопластин. Он, при участии Са2+ и глобулинов (находящихся в плазме), активирует протромбин, переводя его в активную форму – тромбин. Тромбин, в свою очередь, способствует превращению фибриногена в нерастворимую форму – фибрин. Фибрин образует нити, в которых застревают эритроциты. Это и есть тромб.

Критерии оценивания:

Описаны все элементы схемы, получился связный текст, биологические ошибки отсутствуют – 3 балла.

Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст – 2 балла.

Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть биологические ошибки – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

Задание 3.

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Да, поможет, так как эти меры способствуют уменьшению кровотока, а не образованию тромба.

Критерии оценивания:

Дан утвердительный ответ и приведено обоснование – 2 балла. Дан утвердительный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл. Ответ неверный – 0 баллов.

Задание 4.

Деятельность: Сопоставление описательного текста с рисунком. Ответ: 1 – тромбоцит, 2 – эритроцит, 3 – лейкоцит.

Критерии оценивания:

Верно определены все три вида клеток крови – 2 балла. Верно определен один вид клеток – 1 балл.

Клетки определены неверно – 0 баллов.

Задание 5.

Деятельность: Формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.

Ответ:

Анализ X соответствует пациенту №3 (симптомы воспалительных процессов в организме, которые сопровождаются повышением количества лейкоцитов в крови).

Анализ Z соответствует пациенту №1 (симптомы анемии, в анализе виден низкий уровень гемоглобина).

Анализ Y соответствует пациенту №2 (признаки тромбоцитоза – повышенного содержания тромбоцитов в крови).

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех трех случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие и даны верные пояснения в двух случаях – 2 балла.

Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае или верно установлены только все соответствия, а пояснения отсутствуют – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

Экологические задачи с ответами

Читайте – думайте – делайте выводы и запоминайте…

Задача 1. К загрязнениям атмосферы относят накопление в воздухе пыли (твердых частиц). Она образуется при сжигании твердого топлива, при переработке минеральных веществ и в ряде других случаев. Атмосфера над сушей загрязнена в 15-20 раз больше, чем над океаном, над небольшим городом в 30-35 раз, а над большим мегаполисом в 60-70 раз больше. Пылевое загрязнение атмосферы несет вредные последствия для здоровья

человека. Почему?

Ответ. Загрязнение воздуха пылью ведет к поглощению от 10 до 50% солнечных лучей. На мелких частицах пыли оседают пары поды, при этом пыль является ядром конденсации, и это необходимо для круговорота воды в природе. Но, нельзя забывать, что в современных экологических условиях пыль содержит огромное количество химических и высокотоксичных веществ (например, двуокись серы, канцерогенные вещества и диоксины), поэтому является, прежде всего, источником токсичных осадков.

**********************************************************************

Задача 2. Количество злокачественных опухолей у коренного населения некоторых арктических районов оказывается заметно выше среднего. Исследователи связывают этот факт с резким увеличением поступления в организм людей на Севере радиоактивных веществ по цепи питания: лишайник – олень – человек. Как вы это понимаете?

Ответ. Следует отметить рост общего радиоактивного загрязнения среды. Лишайники из-за медленного роста и значительной продолжительности жизни способны накапливать радиоактивные вещества из окружающей среды. Олени питаются лишайниками (ягель), и концентрация вредных веществ накапливается в их организмах. Если человек питается преимущественно оленьим мясом, то радиоактивные вещества накапливаются и в его организме. Таким образом, происходит аккумуляция вредных веществ, которые приводит к серьезным заболеваниям.

************************************************************************

Задача 3. Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

************************************************************************

Задача 4. Существующие проекты сероулавливающих установок позволяют превратить крупные города в источники производства серосодержащих соединений, например, серной кислоты. При утилизации 90% сернистого газа, выбрасываемого ныне в атмосферу, можно получать до 170-180 тонн серной кислоты в сутки во время отопительного сезона в расчете на город с пятисоттысячным населением. Какой природный принцип учтен в таких проектах? Какое значение для здоровья человека имеет реализация подобных проектов?

Ответ. Природа не знает такого понятия, как отходы: продукты жизнедеятельности одних организмов используются другими. Этот же принцип лежит в основе безотходных технологий. Выбрасываемый в атмосферу сернистый газ вместе с воздухом вдыхается людьми, оказывая вредные влияния на здоровье. Соединяясь с водой или водяным паром, сернистый газ образует серную кислоту. Но в одном случае получаем кислотные дожди, которые губительны для живой природы, а в другом – емкости с серной кислотой, так необходимой в различных производственных процессах.

**********************************************************************

Задача 5. Профессор А.М. Мауринь предложил несложный метод анализа изменений окружающей среды в городе. При этом используются срезы деревьев в городе и за его пределами. В чем заключается суть метода?

Ответ. Если принять равными погодные условия в городе и контрольной местности, то причиной изменения прироста деревьев в разных точках города может быть, главным образом, влияния загрязнения окружающей среды. При исследовании должны учитываться степень вытаптывания почвы, загрязнение ее хлоридами, возможность повреждения корней подземными коммуникациями.

*********************************************************************

Задача 6. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

***********************************************************************

Задача 7. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?

Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.

*********************************************************************

Задача 8. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.

Ответ. Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающих качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению расположения сельскохозяйственных полей, использование гранулированных удобрений, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений.

***********************************************************************

Задача 9. Сотни гектаров сельскохозяйственных угодий имеют засоленные почвы (почвы с избытком солей). Соли придают почве щелочность. При высокой щелочности почвы растения плохо растут, резко снижается урожай. Выяснилось, что соли, содержащиеся в почве, можно нейтрализовать разными веществами, например:

а) однопроцентным раствором уже использованной серной кислоты, которую обычно выливают на свалку, нанося природе вред;

б) дефекатором, являющимся отходом в сахарном производстве;

в) железным купоросом – побочным продуктом металлургических комбинатов.

Какой принцип природы учитывается человеком при борьбе с засолением почв? Какое значение для природы имеет такой подход?

Ответ. Природные системы действуют на основе принципа безотходности, т.е. отходы одних организмов используются другими. Для борьбы с засолением почв применяются отходы различных производств. Это дает двойную пользу: улучшение почв и снижение загрязнения окружающей среды в силу действия антагонизма ионов.

**********************************************************************

Задача 10. На карте России восточнее Камчатки отмечены в Тихом океане две маленькие точки – это Командорские острова. Острова были открыты в 1741 году экспедицией русского мореплавателя Витуса Беринга. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?

Ответ. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.

*********************************************************************

Задача 11. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Ответ. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов.

***********************************************************************

Задача 12. Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?

Ответ. Выдра ловит больных и ослабленных рыб.

*********************************************************************

Задача 13. Оказывается, не все болота одинаковые. Есть верховые болота, расположенные на водоразделах, они питаются только атмосферными осадками. В верховых болотах с толщиной торфа около 5 метров на каждые 100 гектаров площади приходится примерно 4,5 миллиона кубометров воды, причем чистой. Низинные болота, расположенные главным образом в поймах рек, питаются богатыми грунтовыми водами. Выскажите свое мнение относительно осушения болот. 

Ответ. Решая вопрос о возможности осушения болот, необходимо предварительно изучить их особенности. Верховые болота – это резерв чистой воды; кроме того, они бедны минеральными солями, поэтому вода в них абсолютно пресная. Поэтому осушение таких болот имеет отрицательные последствия. Осушение низинных болот дает плодородные почвы для земледелия.

***********************************************************************

Задача 14. Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?

Ответ. Таким образом, вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

***********************************************************************

Задача 15. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ. Выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

*********************************************************************

Задача 16. «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки.

Ответ. Ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходят воздух и влага, при этом погибают древесные всходы.

************************************************************************

Задача 17. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Обобщение опыта работы. Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения

В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный ...

Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Решения»

. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, вел...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»...