Междисциплинарная программа по формированию ИКТ компетентности
методическая разработка на тему

Добрынина Людмила Анатольевна

При  введении ФГОс в Оу небходимо создать четыре междисциплинарных программы,я предлагаю вашему вниманию одну из них

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknik_nauchitsya_programma_po_ikt.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Междисциплинарная программа по формированию ИКТ компетентности

Цель: Создание условий для формирования ИКТ-компетентности обучающихся;

Задачи:

- Формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации

возможностей всех без исключения учебных предметов;

- Развивать ИКТ-компетентность обучающихся

Формирование и развитие  ИКТ  -  компетентности  обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской  ИКТ-компетентности , в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств  ИКТ .

Оценка   ИКТ-компетентности  обучающихся и педагогов.

Основной формой  оценки   сформированности   ИКТ  -  компетентности  обучающихся является многокритериальная экспертная  оценка  текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах.  Оценка  качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована. Можно использовать также различные  системы  независимой аттестации ИКТ - квалификаций. 

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников в данной примерной программе определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Особо необходимо отметим, что формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Выпускник научится:  

класс

Результаты

Предметы

класс

результат

предметы

Обращение с устройствами ИКТ


5-6

  1. подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;


• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;


• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

7

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

8

• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

Фиксация изображений и звуков


8

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;


• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

«Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности.

9

• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Создание письменных сообщений

5-6

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

«Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История».

7

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

8

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Создание графических объектов

5-6

• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств

«Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».

7

• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

8

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

Создание музыкальных и звуковых сообщений

9

• использовать звуковые и музыкальные редакторы;

• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;

• использовать программы звукозаписи и микрофоны.

«Искусство», а также во внеурочной деятельности.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

5-6

• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

«Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство»

7

• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

8

• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

Коммуникация и социальное взаимодействие




5-6

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

 На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности.

7

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

8

• выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

Поиск и организация хранения информации

5-6

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

«История», «Литература», «Технология», «Информатика»

7

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

7

• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;

• строить математические модели;

• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике

 Естественные науки, «Обществознание», «Математика».

Моделирование, проектирование и управление

5-6

• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

естественные науки,  «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание».

7

• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;

8

• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

9

• моделировать с использованием средств программирования;

Выпускник получит возможность научиться:

Класс

результат

предметы

Обращение с устройствами ИКТ

5-9

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

«Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

Фиксация изображений и звуков

8-9

• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

• осуществлять трёхмерное сканирование.

«Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности

Создание письменных сообщений

8-9

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

«Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История».

Создание графических объектов

8

• создавать мультипликационные фильмы;

• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов

Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».

Создание музыкальных и звуковых сообщений

9

• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.

«Искусство»,  во внеурочной деятельности.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

7-8

• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

«Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство»,

Коммуникация и социальное взаимодействие

7-8

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие

На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности

Поиск и организация хранения информации

7

• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

«История», «Литература», «Технология», «Информатика»

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

7

• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Естественные науки, «Обществознание», «Математика».

Моделирование, проектирование и управление

8-9

• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования

естественные науки,  «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание».

Система условий.

Проведено анкетирование среди обучающихся 5-9 классов

Класс

Кол-во опрошенных

Имеют компьютер дома

Имеют выход в интернет

Имеют эл.адрес

5

48

95%

89%

48%

6

53

96%

88%

49%

7

47

96%

91%

52%

8

46

97%

90%

60%

9

28

98%

93%

65%

Эти данные позволяют нам   использовать  технологическую  базу, необходимую для ИКТ- поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся , применение ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания). При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе – в направлении формирования ИКТ-компетнтности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в то числе – Государственной итоговой аттестации, в частности по использованию  ИКТ в процессах аттестации.

В основной школе работает 21 педагог ,с ними провели собеседование и выявили :

информация

Кол-во

Курсы « Microsoft-Партнерство в образовании»

Все педагоги школы прошли  курсы

Имеют дома компьютер

20 чел.

Имеёт выход в интернет

20 чел

Наличие и использование своего эл.адреса

16 чел.

Специализированные курсы по ИКТ

Технологические применение ОЭР на уроках математики

Дудник Т.Г.

Использование ЭОР в процессе обучения химии

Наумова Л.Г.

Использование ЭОР в процессе обучения  в основной школе на уроках информатики

Добрынина Л.А.

Создание сетевого информационного пространства педагога

Полозова Т.В.

Рабочие места 9 педагогов оснащены следующим образом :

Информация

Кол-во

Компьютер 2004г

1

Компьютер 2005г

1

Компьютер 2007г

1

Компьютер 2010г

3

Компьютер 2011г

2

Имеется принтер

4

Имеется проектор

5

Имеется экран

5

Есть выход в интернет

9

 

              Наличие технологической базы и постоянное стремление наших педагогов к  саморазвитию и самообразованию позволяет сказать о хорошем уровне сформированности ИКТ компетентности педагогов. В нашем ОУ имеется тьютер Сырникова Инна Анатольевна. Благодаря ей все педагоги Оу  прошли курсы «Microsoft-Партнерство в образовании» и имеют хорошие пользовательские навыки.

              По всем предметам в библиотеке  имеются электронные пособия,наши педагоги используют в своей работе образовательные ресурсы,сайты по предметам.

            ИКТ-компетентность учителя является необходимым условием эффективности современного педагогического процесса и проявляется в готовности к организации обучения в современной информационной образовательной среде, наличии специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владении приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.

            ИКТ-компетентность учителя – это готовность и способность учителя самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.        

ИКТ-компетентность – новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.

        

Кабинеты  информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащениеобеспечивает, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинеты  информатики используются  вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др...В нашем Оу два кабинета информатики.

В первом  кабинете имеется:  рабочее места преподавателя,  и 9 компьютерных мест учащихся (включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска .Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4.Компьютер преподавателя -2011г.выпуска,3 компьютера обучающихся -2007г и 6 компьютеров 2004г.выпуска.

Во втором кабинете: рабочее места преподавателя,  и 12 компьютерных мест учащихся  и 11 ноутбуков,(включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска .Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4Графопроектор...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» (Авдеева Л.И., 2016г)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на ос...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

Рабочая программа курса «Формирование языковых компетентностей. Теория и практика» 9 класс

Учебный курс "Формирование языковых компетентностей. Теория и практика"  предназначен для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 кла...

Рабочая программа по формированию коммуникативной компетентности у подростков на уроках французского языка

Рабочая программа по формированию коммуникативной компетентности у подростков на уроках французского языка...

Программа формирования социальной компетентности: формирование сотрудничества у младших школьников

Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Проблема в развитии сотрудничества у младши...