Междисциплинарная программа по формированию ИКТ компетентности
методическая разработка на тему
При введении ФГОс в Оу небходимо создать четыре междисциплинарных программы,я предлагаю вашему вниманию одну из них
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknik_nauchitsya_programma_po_ikt.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Междисциплинарная программа по формированию ИКТ компетентности
Цель: Создание условий для формирования ИКТ-компетентности обучающихся;
Задачи:
- Формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации
возможностей всех без исключения учебных предметов;
- Развивать ИКТ-компетентность обучающихся
Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности , в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ .
Оценка ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов.
Основной формой оценки сформированности ИКТ - компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована. Можно использовать также различные системы независимой аттестации ИКТ - квалификаций.
Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников в данной примерной программе определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Особо необходимо отметим, что формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.
Выпускник научится:
класс | Результаты | Предметы |
класс | результат | предметы |
Обращение с устройствами ИКТ | ||
5-6 |
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. | Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности. |
7 | • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; | |
8 | • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; | |
Фиксация изображений и звуков | ||
8 | • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; | «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности. |
9 | • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей; • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. | |
Создание письменных сообщений | ||
5-6 | • создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; | «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История». |
7 | • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; | |
8 | • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. | |
Создание графических объектов | ||
5-6 | • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств | «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика». |
7 | • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; | |
8 | • создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические; | |
Создание музыкальных и звуковых сообщений | ||
9 | • использовать звуковые и музыкальные редакторы; • использовать клавишные и кинестетические синтезаторы; • использовать программы звукозаписи и микрофоны. | «Искусство», а также во внеурочной деятельности. |
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений | ||
5-6 | • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; | «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство» |
7 | • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации. • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; | |
8 | • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; Коммуникация и социальное взаимодействие | |
5-6 | • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. | На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности. |
7 | • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); | |
8 | • выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; • участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; | |
Поиск и организация хранения информации | ||
5-6 | • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; | «История», «Литература», «Технология», «Информатика» |
7 | • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | |
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании | ||
7 | • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; • строить математические модели; • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике | Естественные науки, «Обществознание», «Математика». |
Моделирование, проектирование и управление | ||
5-6 | • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. | естественные науки, «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание». |
7 | • моделировать с использованием виртуальных конструкторов; | |
8 | • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; | |
9 | • моделировать с использованием средств программирования; |
Выпускник получит возможность научиться:
Класс | результат | предметы |
Обращение с устройствами ИКТ | ||
5-9 | • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком | «Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности. |
Фиксация изображений и звуков | ||
8-9 | • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; • осуществлять трёхмерное сканирование. | «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности |
Создание письменных сообщений | ||
8-9 | • создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей. | «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История». |
Создание графических объектов | ||
8 | • создавать мультипликационные фильмы; • создавать виртуальные модели трёхмерных объектов | Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика». |
Создание музыкальных и звуковых сообщений | ||
9 | • использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач. | «Искусство», во внеурочной деятельности. |
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений | ||
7-8 | • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки; • понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные). | «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», |
Коммуникация и социальное взаимодействие | ||
7-8 | • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие | На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности |
Поиск и организация хранения информации | ||
7 | • создавать и заполнять различные определители; • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности | «История», «Литература», «Технология», «Информатика» |
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании | ||
7 | • проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации; • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов. | Естественные науки, «Обществознание», «Математика». |
Моделирование, проектирование и управление | ||
8-9 | • проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования | естественные науки, «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание». |
Система условий.
Проведено анкетирование среди обучающихся 5-9 классов
Класс | Кол-во опрошенных | Имеют компьютер дома | Имеют выход в интернет | Имеют эл.адрес |
5 | 48 | 95% | 89% | 48% |
6 | 53 | 96% | 88% | 49% |
7 | 47 | 96% | 91% | 52% |
8 | 46 | 97% | 90% | 60% |
9 | 28 | 98% | 93% | 65% |
Эти данные позволяют нам использовать технологическую базу, необходимую для ИКТ- поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся , применение ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания). При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе – в направлении формирования ИКТ-компетнтности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в то числе – Государственной итоговой аттестации, в частности по использованию ИКТ в процессах аттестации.
В основной школе работает 21 педагог ,с ними провели собеседование и выявили :
информация | Кол-во |
Курсы « Microsoft-Партнерство в образовании» | Все педагоги школы прошли курсы |
Имеют дома компьютер | 20 чел. |
Имеёт выход в интернет | 20 чел |
Наличие и использование своего эл.адреса | 16 чел. |
Специализированные курсы по ИКТ | |
Технологические применение ОЭР на уроках математики | Дудник Т.Г. |
Использование ЭОР в процессе обучения химии | Наумова Л.Г. |
Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе на уроках информатики | Добрынина Л.А. |
Создание сетевого информационного пространства педагога | Полозова Т.В. |
Рабочие места 9 педагогов оснащены следующим образом :
Информация | Кол-во |
Компьютер 2004г | 1 |
Компьютер 2005г | 1 |
Компьютер 2007г | 1 |
Компьютер 2010г | 3 |
Компьютер 2011г | 2 |
Имеется принтер | 4 |
Имеется проектор | 5 |
Имеется экран | 5 |
Есть выход в интернет | 9 |
Наличие технологической базы и постоянное стремление наших педагогов к саморазвитию и самообразованию позволяет сказать о хорошем уровне сформированности ИКТ компетентности педагогов. В нашем ОУ имеется тьютер Сырникова Инна Анатольевна. Благодаря ей все педагоги Оу прошли курсы «Microsoft-Партнерство в образовании» и имеют хорошие пользовательские навыки.
По всем предметам в библиотеке имеются электронные пособия,наши педагоги используют в своей работе образовательные ресурсы,сайты по предметам.
ИКТ-компетентность учителя является необходимым условием эффективности современного педагогического процесса и проявляется в готовности к организации обучения в современной информационной образовательной среде, наличии специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владении приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.
ИКТ-компетентность учителя – это готовность и способность учителя самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.
ИКТ-компетентность – новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.
Кабинеты информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащениеобеспечивает, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинеты информатики используются вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др...В нашем Оу два кабинета информатики.
В первом кабинете имеется: рабочее места преподавателя, и 9 компьютерных мест учащихся (включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска .Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4.Компьютер преподавателя -2011г.выпуска,3 компьютера обучающихся -2007г и 6 компьютеров 2004г.выпуска.
Во втором кабинете: рабочее места преподавателя, и 12 компьютерных мест учащихся и 11 ноутбуков,(включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска .Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4Графопроектор...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» (Авдеева Л.И., 2016г)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на ос...
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...
Рабочая программа курса «Формирование языковых компетентностей. Теория и практика» 9 класс
Учебный курс "Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" предназначен для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 кла...
Рабочая программа по формированию коммуникативной компетентности у подростков на уроках французского языка
Рабочая программа по формированию коммуникативной компетентности у подростков на уроках французского языка...
Программа формирования социальной компетентности: формирование сотрудничества у младших школьников
Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Проблема в развитии сотрудничества у младши...