Междисциплинарная программа "Здоровье", разработанная авторским коллективом под руководством В.Н. Касаткина
статья ( класс) по теме
Программа «Здоровье» ориентирована на школьника, она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии, многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон позволяет признать слабые и сильные стороны другого. Только наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т. д. Дети учатся методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdistsiplinarnaya_programma_kasatkina.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Междисциплинарная программа "Здоровье", разработанная авторским коллективом, под руководством В.Н. Касаткина Содержание программы "Здоровье"
Раздел 1. Самопознание
Этот раздел дает школьникам базовые знания в области роста и строения организма человека. Показывает условия, в которых человеческое тело «работает» лучше всего. Самопознание дает возможность узнать о собственных чувствах и ощущениях, научиться регулировать эмоциональное состояние и определять психические и физические возможности собственного организма.
Раздел состоит из двух подразделов:
1 Знание своего тела.
2 Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Ключевые понятия:
Знание своего тела
• Части и органы тела и их функциональное предназначение
• Состояние здоровья и болезни
• Физиологические возможности в разные периоды жизни
• Физические аспекты индивидуальности человека.
Самопознание через ощущение, чувство, образ
• основные ощущения, чувства и эмоции индивидуума
• Я-концепция и индивидуальный психологический образ
• решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни.
Раздел 2. Я и другие
В данном разделе изучается понимание базовых принципов и практических способов общения, а также методов эффективного взаимодействия. Раздел помогает решить вопросы конструктивного взаимодействия в различных социальных группах.
Ключевые понятия:
• Базовые компоненты и правила межличностного общения и поведения
• Навыки аргументирования и принятия решения.
• Ролевые позиции.
Базовые принципы, формы и методы группового взаимодействия.
• Идентификация индивидуума в различных социальных группах.
• Формы и методы группового давления.
• Поведенческие риски в группе
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
В разделе обсуждаются вопросы поведения, связанного с базовыми гигиеническими навыками, рациональной практикой чередования отдыха и труда. Он помогает понять взаимосвязь между средой, человеческим поведением и болезнями.
Раздел состоит из четырех подразделов.
I. Гигиена тела.
2. Гигиена полости рта.
3. Гигиена труда и отдыха.
4 Профилактика инфекционных заболеваний;
Ключевые понятия:
• Гигиена тела
• Представление о коже, волосах и ногтях
• Гигиенический и косметический уход за кожей, волосами и ногтями
• Гигиена полости рта
• Гигиена труда и отдыха
• Профилактика инфекционных заболеваний
Раздел 4. Питание и здоровье
Раздел посвящен изучению основных пищевых веществ, помогает ученикам сделать правильный выбор в питании и понять факторы, которые мешают этому выбору.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Питание – основа жизни
2. Гигиена питания.
Ключевые понятия:
• Питание - основа жизни
• Основные пищевые вещества, их значение для организма.
• Основные пищевые продукты и блюда, индивидуальные нормы потребления.
• Культура питания.
• Факторы риска в питании, опасные для здоровья.
• Гигиена питания
• Правила покупки, хранения продуктов питания.
• Приготовление пищи в разных условиях.
• "Загрязнители" пищи.
• Болезни, передаваемые через пищу.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма
Раздел помогает ученикам выработать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травмоопасных ситуаций на дороге, в школе, дома, на улице. Он ориентирует на выработку оптимальных стратегий и технологий поведения в предсказуемых и непредсказуемых экстремальных ситуациях.
Раздел состоит из трех подразделов:
1. Безопасное поведение на дорогах.
2. Бытовой и уличный травматизм.
3. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ключевые понятия:
• Безопасное поведение на дорогах
• Основные ситуации, приводящие к травмам на дороге.
• Навыки поведения на дороге и внутри транспортного средства.
• Персональная ответственность за свое поведение на дороге. Бытовой и уличный травматизм
• Бытовой и уличный травматизм
• Опасные факторы жилища, школы, улицы.
• Основные травмы и повреждения: ожоги, отморожения, электротравмы, острые предметы, падение с высоты, падение с велосипеда, падение на роликах, укусы животных, насекомых, змей.
• Первая помощь.
• Поведение в экстремальных ситуациях
• Модели поведения в экстремальных ситуациях.
• Анализ условий и выработка алгоритма поведения в экстремальных ситуациях.
• Практические действия в экстремальных ситуациях.
Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг
Раздел помогает учащимся быстро и точно выбрать учреждение и специалиста, оказывающих медицинские услуги; научиться адекватным формам общения со специалистами, оказывающими медицинские услуги. В разделе обсуждаются вопросы обращения с лекарственными препаратами.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Выбор медицинских услуг.
2. Обращение с лекарственными препаратами.
Ключевые понятия:
• Выбор медицинских услуг
• Выбор специалиста и учреждения; обращение за экстренной и плановой медицинской помощью
• Поведение в медицинских учреждениях.
• Медицинское страхование.
• Альтернативная медицина. Реклама медицинских услуг. Шарлатанство.
• Обращение с лекарственными препаратами
• Приобретение лекарственных препаратов и обращение с ними. Домашняя аптечка.
• Побочные действия лекарственных веществ. Злоупотребления лекарственными веществами.
• Первая помощь при отравлении лекарственными веществами.
Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ
Этот раздел помогает учащимся понять причины и закономерности в употреблении психоактивных веществ, пути вовлечения в этот процесс, а также выработать стереотипы поведения в ситуациях употребления психоактивных веществ.
Ключевые понятия:
• Предупреждение употребления психоактивных веществ
• "Легальные" (алкоголь, табак) и "нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.
• Социальная, групповая и индивидуальная психологическая, физическая зависимость.
• Способы совладания с жизненными проблемами как позитивная профилактика зависимостей
• Стандарты и нормы поведения учащихся по отношению к психоактивным веществам
• Стратегии и технологии противостояния употреблению психоактивных веществ.
• Индивидуальная ответственность за употребление психоактивных веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подбору репертуара для студентов 4 курса по учебной дисциплине «Аккомпанемент» на основе нотных хрестоматий по музыке различных авторских коллективов
Данные методические рекомендации направлены на достижение цели учебной дисциплины «Аккомпанемент» - обеспечение профессиональной...
Рабочая программа по английскому языку 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Английский в фокусе» в составе авторского коллектива: Д. Дули, Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Самостоятельные работы. Алгебра, 8 класс (к УМК авторского коллектива Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.)
Самостоятельные работы по некоторым темам алгебры 8 класса, обучающегося по УМК Мерзляка А.Г. Работы рассчитаны на разное время - от 5 минут и более - в зависимости от целей и подготовленности детей....
Контрольные работы. Алгебра, 8 класс (к УМК авторского коллектива Марзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.)
Контрольные работы по алгебре для 8 класса, обучающегося по УМК Мордковича А.Г. и др. Работы отличаются от имеющихся в "Дидактических материалах" в той или иной степени: другими числами или ...
КТП по биологии. 5 класс по программе авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника.
Календарно - тематическое планирование по биологии2017-2018 учебный год Класс: 5Учитель: Горшкова И.В.Количество часов: всего-35; в неделю-1Плановых контрольных уроков: 3 , лабораторных раб...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...