Учебный курс по физике "Физика. Человек. Окружающая среда" 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)

Программа учебного курса по физике «Физика. Человек. Окружающая среда» ориентирована на обучающихся 9 класса 

Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно- исследовательской деятельности.

При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства просвещения об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики во внеурочной деятельности.

Место курса «Физика. Человек. Окружающая среда» в учебном процессе:

Учебный курс входит в план внеурочной деятельности. Предполагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. 

 Курс может изучаться в любое время учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uk_fizika._chelovek._okruzhayushchaya_sreda.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ  ШКОЛА

КРАСНИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УР

___________/ _________ /

«____»__________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Краснооктябрьская школа

__________/_______/

«_____»___________20__г

Рабочая программа

учебного курса по физике

Физика. Человек. Окружающая среда

9 класс (базовый уровень)

на  _______ учебный год

Автор:   Попова А.А.

учитель физики,

первой категории

Пояснительная записка

Программа учебного курса по физике «Физика. Человек. Окружающая среда» ориентирована на обучающихся 9 класса и направлена на дополнение базовых знаний по физике. В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов моделирования процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у обучающихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.

В ходе изучения данного курса обучающиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.

Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно- исследовательской деятельности. При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства просвещения об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики во внеурочной деятельности.

Место курса «Физика. Человек. Окружающая среда» в учебном процессе:

Учебный курс входит в план внеурочной деятельности. Предполагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов.   Курс может изучаться в любое время учебного года.

Изучение учебного курса «Физика. Человек. Окружающая среда» в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

  • Формирование  единства законов природы, применимость законов физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию
  • Создание условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у обучающихся в области физического эксперимента.
  • Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися профессиональных образовательных программ для обучения и воспитания, способных грамотно и творчески использовать приобретенные учебные компетенции

Для реализации поставленных целей необходимо решение комплекса следующих задач:

  • развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль;
  • приобщать к самостоятельному пополнению знаний по этому направлению, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
  • формировать общеучебные умения работы с научно-популярной литературой;
  • способствовать формированию жизненной позиции и осознанному выбору профиля обучения на уровне основного общего образования;
  • формировать экологическую и гигиеническую грамотность – важную составляющую культуры каждого человека;
  • воспитывать обучающихся средствами данного курса.

Темы и формы организации занятий учебного курса позволяют обучающимся осуществить пробу своих сил в специфических видах деятельности, присущих науке физике, и сделать осознанный выбор дальнейшего профиля обучения. В тоже время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает данный учебный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старшей школе.

  Методика проведения занятий предполагает активное участие в раскрытии содержания курса: самостоятельный поиск  информации в научной литературе с использованием современных информационных технологий; анализ, систематизация и обобщение полученных данных в группах; подготовка индивидуального и группового выступления; составление, редактирование и выпуск альманаха по единой теме; подготовка и презентация проекта в стендовом варианте.

Содержание курса предусматривает проведение лабораторных работ (в зависимости от оснащённости физического кабинета оборудованием), выполнение экспериментальных заданий, самостоятельную работу обучающихся при выполнении учебных проектов.

Методы обучения:

а) методы проблемного обучения (эвристический, исследовательский);

б) методы учебно - познавательной деятельности (наглядные, практические, аналитико-синтетические, проблемно-поисковые);

в) методы контроля и самоконтроля (программирований, выполнение практических работ и т.д.)

Формы обучения: 

  • лекция;
  • семинар;
  • решение задач;
  • выступления;
  • эксперимент;
  • защита проектов.

Способы оценки эффективности обучения:        

  • Тестирование;
  • Реферат;
  • Смотр знаний;
  • Творческие работы;
  • Сообщения;
  • Проекты.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

Оценивать и прогнозировать:

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.

Объяснять:

влияние антропогенного фактора на экосистемы, биосферу, меры их охраны;

применение в процессе учебного познания понятий: экология, биосфера, экосистема, антропогенный фактор, здоровый образ жизни и т.д.;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Описывать:

влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека, на его здоровье;

научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры;

основную биоэкологическую терминологию и символику.

Определять (измерять):

результаты мероприятий по охране природы и здоровья человека, своей школы и города;

Называть (показывать):

основные мероприятия по охране окружающей среды;

примеры влияния на здоровье человека различных причин (техногенные, антропогенные).

Учащиеся получат возможность научиться:

Применять знания для оценки состояния окружающей среды своего города; биоэкологической терминологии и символики при составлении схем, решении задач, составлении проектов.

Овладеть умениями, пользоваться именными указателями при работе с научно-популярной литературой; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом.

Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Содержание программы

Человек и его здоровье(9 часов)

Двигательная активность.

Движение крови по сосудам. Закон Бернулли.

Механика сердечного пульса. Частота сердечных сокращений. Кровяное давление в сосудах.

Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Особенности регуляции дыхания.

Физиология зрения и оптика.

Теплорегуляция организма.

Демонстрации: таблицы «Скелет человека», «Мышцы», «Пределы прочности веществ».

Таблица «Система кровообращения человека», схема движения жидкости по трубам переменного сечения. Таблица «Движение крови по сосудам».

Таблица «Процентное содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе», «Изменение процентного содержания газов в воздухе в течение рабочего дня в помещении».

Фотоаппарат, негативное и  позитивное изображение, таблица «Строение зрительного анализатора», тестовые задания.

Физика и окружающая среда.(8 часов)

О природе теплоты. Теплота и её источники. Устойчивая окружающая среда и тепловые явления. Тепловое загрязнение биосферы. Прогнозирование тепловых процессов.

Электричество, магнетизм и жизнь. Электрические заряды и живые организмы.   Электрическое поле и биосистемы. Магнетизм в природе. Антропогенные магнитные явления.

Звук в природе. Акустические сигналы у насекомых и рыб. Акустические свойства различных мест обитания животных. Локационные системы у животных.

Свет в окружающем мире. Источники света. Солнечный свет в явлениях природы.

Демонстрации:

Схема преобразования энергии света на поверхности Земли.

Схема  распределения зарядов в атомах и молекулах.

Схема защитного действия озонового слоя и процесс его разрушения оксидом азота

Схема передачи сигнала от одной нервной клетки к другой по аксону.

Таблица « Эффективность различных источников света (КПД в %)»

Итоговое занятие: защита проектов

Лабораторные работы:

  1. Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа.
  2. Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови.
  3. Измерение артериального давления крови.

                     

Календарно –тематическое  планирование

№п./п.

ТЕМА

Дата

План

Факт

      4.

     

     

      5.

      6.

      7.

      8.

      9.

     10.

     11.

     12.

    13.

    14.

    15.

    16.

   

    17.

Двигательная активность -  жизненная необходимость.

Движение крови по сосудам. Закон Бернулли.

Лабораторная работа №1 «Измерение скорости кровотока в капиллярах   ногтевого ложа».

Механика сердечного пульса. Частота сердечных сокращений

Лабораторная работа №2 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после его действия нагрузки       (функциональная сердечно - сосудистая проба), определение частоты  пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови».

Кровяное    давление в сосудах.

Лабораторная работа №3 «Измерение артериального давления крови».

Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Особенности регуляции дыхания.

Физиология зрения и оптика.

Теплорегуляция организма.

Теплота и её источники. Устойчивая окружающая среда и тепловые явления.

Тепловое загрязнение биосферы. Прогнозирование тепловых процессов.

Электрические заряды и живые организмы. Электрическое поле и   биосистемы.

Магнетизм в природе. Антропогенные магнитные явления.

Звук в природе. Акустические сигналы у насекомых и рыб.

Локационные системы у животных.

Свет в окружающем мире. Источники света. Солнечный свет в явлениях природы.

О периодичности процессов в природе. Биологические часы.

Обобщающее занятие. Защита проектов.

         

 Список литературы для обучающихся

  1. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. М. Просвещение.2000.
  2. Маркушевич А.И. Детская энциклопедия «Человек». М.Педагогика.1975.
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. М. Астрель. 2003.

 Список литературы для учителя

     1.Е.А. Безденежных, И.С.Брикман. Физика в живой природе и медицине Киев. 1976г.

     2.К.Ю.Богданов. Физик в гостях у биолога. - М.:Наука, 1986г.

     3. В.Н. Максимова, Н.В.Груздева. Межпредметные связи в обучении биологии.-М.:Просвещение,1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу сельскохозяйственный труд 7, 9,10 классы на 2014-2015 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых  документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...

Рабочая программа по учебному курсу сельскохозяйственный труд 6, 8, 9 классы на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермер­ских и крестьянских подсобных хозяйствах. Ее цель - допрофессиональная...