Учебный курс по физике "Физика. Человек. Окружающая среда" 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)
Программа учебного курса по физике «Физика. Человек. Окружающая среда» ориентирована на обучающихся 9 класса
Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно- исследовательской деятельности.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства просвещения об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики во внеурочной деятельности.
Место курса «Физика. Человек. Окружающая среда» в учебном процессе:
Учебный курс входит в план внеурочной деятельности. Предполагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов.
Курс может изучаться в любое время учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uk_fizika._chelovek._okruzhayushchaya_sreda.docx | 43.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА
КРАСНИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УР ___________/ _________ / «____»__________20___г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Краснооктябрьская школа __________/_______/ «_____»___________20__г |
Рабочая программа
учебного курса по физике
Физика. Человек. Окружающая среда
9 класс (базовый уровень)
на _______ учебный год
Автор: Попова А.А.
учитель физики,
первой категории
Пояснительная записка
Программа учебного курса по физике «Физика. Человек. Окружающая среда» ориентирована на обучающихся 9 класса и направлена на дополнение базовых знаний по физике. В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов моделирования процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у обучающихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.
В ходе изучения данного курса обучающиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно- исследовательской деятельности. При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства просвещения об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики во внеурочной деятельности.
Место курса «Физика. Человек. Окружающая среда» в учебном процессе:
Учебный курс входит в план внеурочной деятельности. Предполагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Курс может изучаться в любое время учебного года.
Изучение учебного курса «Физика. Человек. Окружающая среда» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Формирование единства законов природы, применимость законов физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.
- Развитие познавательной активности и самостоятельности, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию
- Создание условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у обучающихся в области физического эксперимента.
- Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися профессиональных образовательных программ для обучения и воспитания, способных грамотно и творчески использовать приобретенные учебные компетенции
Для реализации поставленных целей необходимо решение комплекса следующих задач:
- развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль;
- приобщать к самостоятельному пополнению знаний по этому направлению, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
- формировать общеучебные умения работы с научно-популярной литературой;
- способствовать формированию жизненной позиции и осознанному выбору профиля обучения на уровне основного общего образования;
- формировать экологическую и гигиеническую грамотность – важную составляющую культуры каждого человека;
- воспитывать обучающихся средствами данного курса.
Темы и формы организации занятий учебного курса позволяют обучающимся осуществить пробу своих сил в специфических видах деятельности, присущих науке физике, и сделать осознанный выбор дальнейшего профиля обучения. В тоже время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает данный учебный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старшей школе.
Методика проведения занятий предполагает активное участие в раскрытии содержания курса: самостоятельный поиск информации в научной литературе с использованием современных информационных технологий; анализ, систематизация и обобщение полученных данных в группах; подготовка индивидуального и группового выступления; составление, редактирование и выпуск альманаха по единой теме; подготовка и презентация проекта в стендовом варианте.
Содержание курса предусматривает проведение лабораторных работ (в зависимости от оснащённости физического кабинета оборудованием), выполнение экспериментальных заданий, самостоятельную работу обучающихся при выполнении учебных проектов.
Методы обучения:
а) методы проблемного обучения (эвристический, исследовательский);
б) методы учебно - познавательной деятельности (наглядные, практические, аналитико-синтетические, проблемно-поисковые);
в) методы контроля и самоконтроля (программирований, выполнение практических работ и т.д.)
Формы обучения:
- лекция;
- семинар;
- решение задач;
- выступления;
- эксперимент;
- защита проектов.
Способы оценки эффективности обучения:
- Тестирование;
- Реферат;
- Смотр знаний;
- Творческие работы;
- Сообщения;
- Проекты.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
Оценивать и прогнозировать:
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.
Объяснять:
влияние антропогенного фактора на экосистемы, биосферу, меры их охраны;
применение в процессе учебного познания понятий: экология, биосфера, экосистема, антропогенный фактор, здоровый образ жизни и т.д.;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Описывать:
влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека, на его здоровье;
научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры;
основную биоэкологическую терминологию и символику.
Определять (измерять):
результаты мероприятий по охране природы и здоровья человека, своей школы и города;
Называть (показывать):
основные мероприятия по охране окружающей среды;
примеры влияния на здоровье человека различных причин (техногенные, антропогенные).
Учащиеся получат возможность научиться:
Применять знания для оценки состояния окружающей среды своего города; биоэкологической терминологии и символики при составлении схем, решении задач, составлении проектов.
Овладеть умениями, пользоваться именными указателями при работе с научно-популярной литературой; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом.
Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Содержание программы
Человек и его здоровье(9 часов)
Двигательная активность.
Движение крови по сосудам. Закон Бернулли.
Механика сердечного пульса. Частота сердечных сокращений. Кровяное давление в сосудах.
Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Особенности регуляции дыхания.
Физиология зрения и оптика.
Теплорегуляция организма.
Демонстрации: таблицы «Скелет человека», «Мышцы», «Пределы прочности веществ».
Таблица «Система кровообращения человека», схема движения жидкости по трубам переменного сечения. Таблица «Движение крови по сосудам».
Таблица «Процентное содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе», «Изменение процентного содержания газов в воздухе в течение рабочего дня в помещении».
Фотоаппарат, негативное и позитивное изображение, таблица «Строение зрительного анализатора», тестовые задания.
Физика и окружающая среда.(8 часов)
О природе теплоты. Теплота и её источники. Устойчивая окружающая среда и тепловые явления. Тепловое загрязнение биосферы. Прогнозирование тепловых процессов.
Электричество, магнетизм и жизнь. Электрические заряды и живые организмы. Электрическое поле и биосистемы. Магнетизм в природе. Антропогенные магнитные явления.
Звук в природе. Акустические сигналы у насекомых и рыб. Акустические свойства различных мест обитания животных. Локационные системы у животных.
Свет в окружающем мире. Источники света. Солнечный свет в явлениях природы.
Демонстрации:
Схема преобразования энергии света на поверхности Земли.
Схема распределения зарядов в атомах и молекулах.
Схема защитного действия озонового слоя и процесс его разрушения оксидом азота
Схема передачи сигнала от одной нервной клетки к другой по аксону.
Таблица « Эффективность различных источников света (КПД в %)»
Итоговое занятие: защита проектов
Лабораторные работы:
- Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа.
- Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови.
- Измерение артериального давления крови.
Календарно –тематическое планирование
№п./п. | ТЕМА | Дата | |
План | Факт | ||
4.
5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.
17. | Двигательная активность - жизненная необходимость. Движение крови по сосудам. Закон Бернулли. Лабораторная работа №1 «Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа». Механика сердечного пульса. Частота сердечных сокращений Лабораторная работа №2 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после его действия нагрузки (функциональная сердечно - сосудистая проба), определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови». Кровяное давление в сосудах. Лабораторная работа №3 «Измерение артериального давления крови». Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Особенности регуляции дыхания. Физиология зрения и оптика. Теплорегуляция организма. Теплота и её источники. Устойчивая окружающая среда и тепловые явления. Тепловое загрязнение биосферы. Прогнозирование тепловых процессов. Электрические заряды и живые организмы. Электрическое поле и биосистемы. Магнетизм в природе. Антропогенные магнитные явления. Звук в природе. Акустические сигналы у насекомых и рыб. Локационные системы у животных. Свет в окружающем мире. Источники света. Солнечный свет в явлениях природы. О периодичности процессов в природе. Биологические часы. Обобщающее занятие. Защита проектов. |
Список литературы для обучающихся
- Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. М. Просвещение.2000.
- Маркушевич А.И. Детская энциклопедия «Человек». М.Педагогика.1975.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. М. Астрель. 2003.
Список литературы для учителя
1.Е.А. Безденежных, И.С.Брикман. Физика в живой природе и медицине Киев. 1976г.
2.К.Ю.Богданов. Физик в гостях у биолога. - М.:Наука, 1986г.
3. В.Н. Максимова, Н.В.Груздева. Межпредметные связи в обучении биологии.-М.:Просвещение,1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу сельскохозяйственный труд 7, 9,10 классы на 2014-2015 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...
Рабочая программа по учебному курсу сельскохозяйственный труд 6, 8, 9 классы на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Ее цель - допрофессиональная...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 9 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 11 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....