Технологическая карта к уроку "Атмосферное давление. Вес воздуха"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Потапова Ирина Ивановна

Урок по ФГОС в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: физика
Класс:
7, УМК: Пёрышкин А. В
Тип урока: «
открытие» и первичная отработка  новых знаний.

Учитель: Потапова И.И.

Тема

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли  (8-й урок темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»)

Цели

Формирование понятия «атмосферное давление», раскрытие его природы, ознакомление школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

Задачи

Образовательные

  • организовать изучение и первичное закрепление понятия «атмосферное давление», раскрыть природу атмосферного давления, доказать на опытах существование атмосферного давления;

Развивающие

  • развивать умение проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний об атмосферном давлении;
  • создать педагогические условия  для развития навыков самостоятельной  и групповой деятельности;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь;

Воспитывающие

  • воспитывать коммуникабельность при  коллективной работе;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность в себе;
  • воспитывать наблюдательность и любознательность.

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование представление о причинах возникновения атмосферного давления;
  • формирование умения приводить опытные доказательства, подтверждающие существование атмосферного давления;

Личностные:

  • формирование учебно-познавательного интереса к предмету;
  • формирование целостного научного мировоззрения;

Метапредметные:

Познавательные

  • формирование умения формулировать познавательную цель;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений;

    Коммуникативные

  • формирование умения  работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Регулятивные

  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им, вносить необходимые коррективы в собственную деятельность;
  • формирование умения ставить учебную задачу (целеполагание);

Основные понятия

Атмосфера, давление газа, атмосферное давление, вес воздуха, закон Паскаля

Средства обучения

Мультимедиапроектор, компьютеры,  программное обеспечение «Диалог нибелунг», лабораторное оборудование для работы в группах

Формы урока

Фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Технология

Модульная технология, ИКТ

Действия учителя

Действия обучающихся

Организационный момент

УЭ 1. Повторение пройденного  материала.

ЧДЦ:  повторить способы изменения давления, гидростатическое давление, свойства сообщающихся сосудов  

1.Устно отвечаем на поставленные вопросы (слайды)

2. Организация тестирования.

1. Укажите неверное утверждение.

а) давление газа создается ударами беспорядочно движущихся молекул; 

б) газ оказывает по всем направлениям одинаковое давление; 

в) если масса и температура газа остаются неизменными, то при уменьшении объема газа давление увеличивается; 

г) если масса и температура газа остаются неизменными, то при увеличении объема газа давление не изменяется. 

2. Закон Паскаля гласит, что жидкости и газы передают оказываемое на них давление…

а) в направлении действующей силы;

б) на дно сосуда;

в) в направлении равнодействующей силы;

г) по всем направлениям. 

3. Какая из перечисленных ниже единиц является основной единицей измерения давления?

а) Джоуль (Дж);

б) Паскаль (Па);

в) Ньютон (Н). 

4. Какую физическую величину определяют по формуле р = F/s?

а) работу;

б) мощность;

в) давление;

г) силу. 

5. По какой формуле вычисляют гидростатическое давление?

а) p = pVg/S;

б) р = F/s;

в) р = mg/s;

г) р = pж gh.

1.Устные ответы на вопросы по слайдам.

2. Выполнение теста

За каждый правильный ответ – 1 балл

УЭ2. Изучение нового материала.

ЧДЦ: выяснить способ определения массы воздуха

  1. Целеполагание и мотивация

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх.

- Что вы чувствуете?

- Вам тяжело?

Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе «КАМАЗа», груженного кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить. Почему мы не ощущаем этого веса? (слайд 1)

Объясняя это явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. О каком явлении идет речь?

  1. Определение массы воздуха путем взвешивания 

Изучите по доступным источникам информации (стр. 123 учебника А.В.Перышкина §42 «Вес воздуха. Атмосферное давление») способ определения массы воздуха.

Опытным путем установите массу воздуха в воздушном шаре;

используя данные опыта, рассчитайте вес воздуха в воздушном шаре, выполнив необходимые записи в тетради.                                                                                                  

Рассуждают, предполагают.  Называют тему урока. И предполагают цели урока.

Работа с учебником.

Проводят измерения. Оформляют в тетради.

УЭ 3. Изучение нового материала.

ЧДЦ: освоить понятие «атмосферное давление»  

  1. Изучите по доступным источникам информации (стр. 122-123 учебника А.В.Перышкина §42 «Вес воздуха. Атмосферное давление») определение понятия   «атмосферное давление» и  сделайте запись в тетради                                                                                                                
  2. Положите деревянную линейку на стол так, чтобы ее четверть свешивалась наружу, и ударьте по линейке.

    Накройте линейку на столе развернутой газетой и снова резко ударьте по ее концу.

Сравните результаты двух действий и сделайте вывод.      

Работают с учебником

Проводят эксперименты в группах. И делают вывод.

УЭ 4. Изучение нового материала.

ЧДЦ: выяснить условия существования земной атмосферы  

  1. изучите по доступным источникам информации (§ 41  учебника А.В.Перышкина)  условия  существования воздушной оболочки Земли
  2. Ответьте  на вопросы  стр.127  

УЭ 5. Выходной контроль.

ЧДЦ: проверить усвоение учебных элементов

А сейчас проверим каждого индивидуально, выполним тест

1. Давление толщи воздуха, вследствие притяжения к Земле, называется

A.  Взаимным притяжением.

Б.   Выталкивающей силой.

B.  Взаимным отталкиванием.

Г. Атмосферным давлением.

2. Если на весах сначала взвесить резиновый шар без воздуха, затем надуть и снова взвесить, то какой будет разность показаний весов?
А. Больше веса воздуха в шаре.

Б. Меньше веса воздуха в шаре.
В. Равна весу воздуха в шаре.                 

Г. Равна 0.

3. Меняется ли атмосферное давление с увеличением высоты над поверхностью земли?
А. Нет.

Б. Увеличивается.

В. Уменьшается.

4. Почему не выливается вода из опрокинутой вверх дном бутылки, если горлышко её погружено в воду?
А. Действует атмосферное давление снизу вверх.

Б. Действует сила тяжести.
В. Действует сила Архимеда.

5. Человек не замечает атмосферное давление, потому что его внутренне давление

А. Больше атмосферного.

Б. Меньше атмосферного.

В. Равно атмосферному.

Г. Равно 0.

Выполняют тест.

Проверяют.

Оценивают.

За каждый ответ на вопросы 1 – 5 – по 1 баллу,

УЭ 6. Подведение итогов.

ЧДЦ: заполнение листа контроля. Оценка знаний

Заполняем листы контроля.

Мы с вами прошли интересный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты, и урок подошёл к концу.

Домашнее задание:

Оценка: …     Дифференцированное домашнее задание:

«Отлично»: подготовьте реферат на тему «История открытия атмосферного давления».

«Хорошо»: задание  стр 125 учебника А.В.Перышкина после §42

«Зачет»:  повторите конспект урока,  задание  (№1, 2) стр 125 учебника А.В.Перышкина после §42

Лист контроля  

Учебный элемент

задание

Итого баллов

1

2

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭ4

УЭ5

Итого

Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:                                                                                                                                

                       ≥ 16баллов – «отлично»

                      11-15 баллов – «хорошо»

                       7-10 баллов – «зачет»

                       ≤ 6баллов – «незачет»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Технологическая карта и разработка урока физики 7 класса "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Технологическая карта урока физики 7 класс. Разработка урока.по учебнику перышкина....

Технологическая карта урока Атмосферное давление

Технологическая карта урокаТема урока: Атмосферное давлениекласс:7...

Технологическая карта урока "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Технологическая карта урока физикис использованием электронной формы учебника в условиях реализации ФГОС ООО«Вес Воздуха. Атмосферное давление.»карта разработанна с применением электронной...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Вес воздуха. Атмосферное давление."

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Технологическая карта урока по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление».

Актуальность методической разработки заключается в использовании технологии системно-деятельностного подхода, основанной на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельно...