Технологическая карта урока по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление».
план-конспект урока по физике (7 класс)

Селиванова Светлана Анатольевна

Актуальность методической разработки заключается в использовании технологии системно-деятельностного подхода, основанной на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности, проблемного изучения. Использование ИКТ технологий совместно с ЦОРами позволяют сделать урок живым, увлекательным, интерактивным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_fizike_ooo.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Физика»

в 7 классе

по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление».

Наименование УМК, автор: Физика. 7 кл.: учебник, А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2017

2020

Данный урок по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление» в образовательной программе 7 класса седьмой в разделе «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Составлен на основе программы ООО авторов А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. Основной дидактической задачей урока является формирование и первичное закрепление новых знаний. Актуальность методической разработки заключается в использовании технологии системно-деятельностного подхода, основанной на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности, проблемного изучения. Использование ИКТ технологий совместно с ЦОРами позволяют сделать урок живым, увлекательным, интерактивным. Учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Форма проведения урока соответствует возрастным особенностям, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе с различными видами информации. Данный материал может быть использован учителями физики общеобразовательных учреждений, работающих в 7-х классах по ФГОС ООО.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению блока новой учебной информации (определение атмосферного давления, изучить причины возникновения атмосферного давления; явления, вызванные действиями атмосферы, их объяснение).

Задачи урока:

а) формирование представлений об атмосферном давлении, формирование умений объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни (предметный результат);

б) развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, проводить наблюдения, опыты, обобщать и делать выводы (метапредметный результат);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике мотивации раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с текстом для индивидуальной работы учащихся, листы с тестовыми заданиями.

Оборудование: на группу – стаканы с водой, пипетки, шприцы без иголок, трубочки, присоски, 2 листа бумаги;

на демонстрационном столе – насос, тарелка со стеклянным колпаком, весы электронные, стеклянный шар с краном, 2 шарика для рефлексии.

Технологическая карта урока

Ход урока

Формируемые УУД

Позновательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Мотивация к деятельности

Здравствуйте! Садитесь. Рада вас всех видеть.

Я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». Что это значит? (С помощью законов физики мы объясняем явления, происходящие в природе.)

Я желаю вам успеха в открытии тайны удивительного явления, которое мы будем сегодня изучать.

Ребята, у вас на столах лежат жетоны. В течение урока вы будете их брать за правильные ответы.  

 

Выделение существенной информации из слов учителя.

Слушание учителя

Умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний учащихся

Сейчас давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. (Сообщающиеся сосуды)

-Какие же сосуды называются сообщающимися? Сформулируйте закон сообщающихся сосудов.

Некоторые ребята выполнили проект и изготовили самостоятельно такие сосуды, продемонстрируйте их классу.

Ученики представляют сделанные из подручных материалов сообщающиеся сосуды.

Устное оценивание представленных проектов.

Ученики получают по 2 жетона за выполнение проекта «Сообщающиеся сосуды».

Молодцы!

Умение демонстрировать продукт проекта.

Компетенция обучающихся в области физики.

Умение  строить речевое высказывание

Умение  вступать в диалог.

Оценка.

3. Этап целеполагания

Ребята, отгадайте загадку:

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

Слайд 2. (Учащиеся отгадывают загадку - атмосфера.)

Учитель: Верно. Это атмосфера Земли. Ребята, а какую общую тему мы с вами изучаем сейчас?

Учащийся: Мы изучаем тему «Давление».

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учащийся: «Атмосферное давление.»

Учитель корректирует: «Вес воздуха. Атмосферное давление.»

Слайд 3. (учащиеся записывают в тетрадь тему урока)

Учитель: А сейчас постараемся определить для себя круг вопросов, на которые мы с вами должны найти ответы в течение урока.

Учащиеся предлагают формулировки вопросов, учитель с помощью магнитов прикрепляет на доске следующие вопросы:

1.        Обладает ли воздух весом?

2.        Что такое атмосфера?

3.        Что такое атмосферное давление?

4.        Где работает атмосферное давление?

Ребята, а какова же будет цель урока?

-Найти ответы на поставленные вопросы.

Учитель: Давайте двигаться в достижении этих целей.

Отгадывание загадки.

Формулирование темы урока.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Выделение проблемы и путей ее решения.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

4. Этап открытия новых знаний

-Из курса географии вспомните: что такое  атмосфера?  Из чего она состоит? (21% кислорода, 78% азота, 1% другие газы).

Учащиеся формулируют определение:

Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой.

Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Плотность атмосферы с высотой уменьшается.

У всех ли планет Солнечной системы есть атмосфера? У всех, кроме Меркурия, но составы отличаются от земной атмосферы.

Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения? (она бы улетела).

- А почему атмосфера «не оседает» на поверхность Земли? (Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно)

Мы находимся на глубине воздушного океана. Как вы думаете, атмосфера давит на нас? (-Да)

Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям.

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения).

Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней. (Записать в тетрадь)

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

- Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно! А кто-нибудь может ответить, почему  мы не ощущаем этого веса?

-Может воздух не имеет веса?

-Как это проверить? Предложите способ определения веса воздуха при помощи весов и надувного шарика.

Ученики высказывают свое мнение, проверяем с помощью электронных весов.

Так почему же нас не раздавливает вся толща воздуха, мы даже не ощущаем атмосферного давления?

Опыт.  Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

Посмотрите на высказывание Фламмариона (слайд 5). Давление жидкостей, заполняющих сосуды тела, давление воздуха в легких уравновешивают внешнее атмосферное давление.

О том кто и как доказал существование атмосферного давления, вы узнаете из текста, который есть у вас на столах:

Много и плодотворно изучением атмосферного давления занимался немецкий физик Отто фон Герике.

В 1654 г. Отто фон Герике поставил опыт, который доказал существование атмосферного давления.

Для опыта подготовили два металлических полушария, одно с трубкой для откачивания воздуха. Их сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. С помощью насоса откачали воздух из полости, образовавшейся между полушариями. На каждом из полушарий имелось прочное железное кольцо. Восемь пар лошадей, впряженных в эти кольца, потянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Когда внутрь полушарий впустили воздух, они распались без внешнего усилия.

Вопросы:

1. Что вы узнали из текста?

2. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе коней?

Подобный опыт мы можем продемонстрировать сейчас.

Опыт со стеклянным колпаком, из-под которого выкачивают воздух.

Получение жетонов за ответы.

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Образуйте группы по 4 человека. На столах у вас есть оборудование. Выполните предлагаемые задания и ответьте на вопросы, обсудите ответ в группе.

Задания.

1. Наберите воду в пипетку. Подумайте, зачем, перед тем как опустить пипетку в воду, мы сжимаем резиновый наконечник?

2. Наберите воду в шприц. Почему вода поднимается за поршнем шприца?

3. Стеклянной трубкой можно брать пробы различных жидкостей. Продемонстрируйте, как это сделать. Почему вода не выливается из трубки, когда верхнее отверстие закрыто пальцем?

4. Прикрепите присоску к горизонтальной поверхности. Объясните, почему она держится на поверхности.

5. Если налить в стакан воды, закрыть листом бумаги и поддерживая лист рукой, перевернуть стакан вверх дном, убрать руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. (Посмотрите рис. 133 на стр. 131) Объясните, почему?

1 ученик от группы (5 групп) отвечает на один из вопросов.

Вы на опытах увидели работу атмосферного давления.

Сформулируем правило: жидкость движется из зоны большего                                                                            давления в зону меньшего давления.

Отвечающие получает жетоны.

5. Физкультминутка.  Сегодня у нас дыхательная гимнастика. Выполняется под музыку. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной и устной форме.

Поиск ответа на проблемный вопрос.

Выполняют эксперимент.

Чтение текста, выделение существенной информации.  

Получают информацию из текста.

Делают вывод.

Наблюдение, анализ, выводы.

Выполняют эксперимент.

Наблюдение, анализ, выводы.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе, делают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Поиск в  традиционных источниках.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Планировать свои действия.

Корректировать свои действия

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Осуществление самоконтроля

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Осуществление самоконтроля

6. Этап первичного закрепления изученного

А вы знаете, что именно атмосферное давление помогает нам дышать!

И не только здесь работает атмосферное давление.

Сейчас поработаем с текстами в парах. А потом послушаем желающих рассказать классу принцип работы некоторых органов человека и других животных, действующих за счет атмосферного давления.

Работа в парах. Ученики получили карточки с одним из текстов, после 2-3 минут рассказывают о том, что узнали из текста.

Текст 1. Как мы дышим. Легкие расположены в грудной клетке. При вдохе объем грудной клетки увеличивается, за счет мышечного усилия, давление в легких уменьшается,  становится меньше атмосферного (рис. б). И воздух через воздухоносные пути устремляется в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается (рис. в), что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха в них увеличивается и становится выше атмосферного, и воздух из легких устремляется в окружающую среду.

Текст 2.Как мы пьём. Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Наружное атмосферное давление становится выше внутреннего. И под его действием жидкость устремляется в рот.

Текст 3. Почему мухи ходят по потолку. Мухи поднимаются вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливают по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Как же действуют эти присоски? В них создается разряжённое воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она «прилипла».

Отвечающие получает жетоны.

Чтение текста, выделение существенной информации.  

Выступление перед одноклассниками.

Умение использовать речь для регулирования своего действия

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

7. Самостоятельная работа

Выполним индивидуальную работу, чтобы проверить, как вы усвоили изучаемый материал.

Задание на карточке:

Восстановите предложения, заполнив пропуски.

1. Вокруг Земли существует ___________________, которая удерживается благодаря _________________________________.

2. Воздух обладает  ________    и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3.  С увеличением высоты плотность воздуха ____________________ и  атмосферное давление _____________________  .

Самостоятельное решение задач.

Установление причинно-следственных связей.

Применение изученных знаний.

Понимание вопросов, умение использовать внутреннюю речь для выбора ответа

Управление процессом деятельности

                                                                       8. Самопроверка по эталону

Слайд 10.

1. Вокруг Земли существует атмосфера, которая удерживается благодаря силе притяжения.

2. Воздух обладает весом и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3.  С увеличением высоты плотность воздуха уменьшается и  атмосферное давление уменьшается.

За правильно выполненное задание возьмите 2 жетона, если допустили 1-2 ошибки – 1 жетон, более 2-х ошибок – жетон не получаете.

Анализ, сравнение. Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Понимание затруднений

Умение слушать. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекция.

Самооценка

9. Подведение итогов

Скажите, смогли вы ответить на все поставленные в начале урока вопросы? Посмотрим на доску.

Кратко повторяем ответы на вопросы, сформулированные в начале урока и записанные на доске:

1. Обладает ли воздух весом?

2. Что такое атмосфера?

3. Что такое атмосферное давление?

4. Где работает атмосферное давление?

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Понимание на слух ответов обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

10. Информация о д.з.

§42,43,

№550, 552 (устно) из сборника задач В.И.Лукашика.

По желанию выполнить проект «Опыт, демонстрирующий работу атмосферного давления».

Выделение существенной информации из слов учителя.

Слушание учителя

Регуляция учебной деятельности.

Выбор задания.

11. Рефлексия.

-У меня в руках 2 шарика. Их надули гелием одинакового размера. Один оставили в руке, а другой выпустили, он полетел высоко-высоко в небо и изменился в размере. Какой шар (больший или меньший по объему) будет высоко над Землей?  

1) Поднимите руку те, кто считает, что шар, поднимаясь вверх уменьшится?

2) Поднимите руку те, кто считает, что шар, поднимаясь вверх увеличится?

Правильный ответ 2).

Все слушают объяснение ответа одним из учеников. Учитель при необходимости корректирует.

За правильный ответ возьмите жетон.

Молодцы, СПАСИБО за урок.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция.

Рефлексия.

                                                                       12. Выставление оценок.

Подсчитайте количество жетонов.

Критерии оценивания:

5 жетонов и более  – оценка «5»

3-4 жетона – оценка «4»

Менее 3-х – оценка «3»

Встаньте, пожалуйста,  у кого «5», «4».  Кто сегодня не дотянул до хорошей оценки, не расстраивайтесь. Поставьте оценку в дневник.

Молодцы, СПАСИБО за урок.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Технологическая карта урока по теме "Измерение атмосферного давления"

Разработаны цели деятельностного подхода, этапы урока....

Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление". География - 6 класс

Данный технологическую карту можно применять при использовании любого УМК. Целью данного урока является расширение заний учащихся об атмосферном давлении....

Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление" 6 класс

Технологическая карта урока "Атмосферное давление" с презентацией и со всеми приложениями....

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Вес воздуха. Атмосферное давление."

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Открытый урок по теме: "Вес воздуха. Атмосферное давление "

Открытый урок по физике для 7 класса на тему: "Вес воздуха. Атмосферное давление". Предназначен для учителей и учащихся по данной теме....

Технологическая карта урока по теме: "Атмосферное давление"

Техноллогическая карта урока по физике для учащихся 7 класса с применением технологии критического мышления....