Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
презентация к уроку
Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс оценивания актуален во все времена. Это вид деятельности по установлению степени достигнутого учеником путем сравнения с эталоном. Но чтобы это сравнение имело объективный характер, прежде всего должен быть установлен эталон и способы измерения степени его достижения. Вашему вниманию представлен мастер -класс для учителей "Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания".
Цель: познакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью формирующего оценивания для эффективного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_formiruyushchemu_otsenivaniyu.ppt | 1.75 МБ |
stsenariy_master-klassa.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практическая работа №1 Нарисуйте дом
1.Фундамент – 1 балл 2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно - 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9. Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл 0-4 балла - «2» 5-6 баллов - «3» 7-8 баллов - «4» 9 – 10 баллов - «5» Оцените рисунок по критериям Максимальное количество баллов - 10
Мастер- класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания» Бюджетное общеобразовательное учреждение Колосовского муниципального района Омской области «Крайчиковская средняя школа»
Прием «Тонкие и толстые вопросы» «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы» американский психолог Элисон Кинг.
Практическая работа №2. Составьте по 2 толстых и два тонких вопроса к сказке «Колобок»
Умею составлять тонкие вопросы Умею составлять толстые вопросы Могу сформулировать тонкие и толстые вопросы к данному тексту Могу помочь в составлении тонких и толстых вопросов Почерк аккуратный, разборчивый Оценка 10б=5 7-9б=4 5-6б=3 Да по 2б Нет по 0б Затрудняюсь по 1 б Лист самооценки «Тонкие-толстые вопросы»
1)3х – 18 = -6х – 12; 3х + 6х = 18 – 12; 9х = 6; х = 9/6; Практическая работа №3
Прием «Перевод информации» Заключается в преобразовании одного вида информации в другую, например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст в письменной форме.
Формирующее оценивание: ‐ ориентировано на обучающегося; - предпочтение отдается проектам, творческим и исследовательским работам, тестам; ‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений; ‐ оценивается не только результат, но и процесс; ‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося; ‐ носит системный характер. Практическая работа №4
Традиционная система оценивания переход Формирующее оценивание традиционные письменные работы проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты неявные критерии оценивания чёткие и прозрачные критерии оценивания конкуренция сотрудничество, сотворчество оценки результата оценивание навыков и умений оценивание учителем оценивание при участии учащихся значимость и важность оценки значимость учения итоговое, суммарное оценивание развивающее оценивание
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
Цель: познакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью формирующего оценивания для эффективного обучения.
Задачи:
- Дать общее представление о системе формирующего оценивания;
- Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников;
- Обосновать необходимость формирующего оценивания знаний, показать значимость для учителей и для учащихся;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
I.Вступление.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на моем мастер- классе, прошу подойти и взять разноцветные стикеры. Ну а теперь, разделитесь в группы по цвету стикера, пусть одинаковый цвет объединит вас в команду. Присаживайтесь.
Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! В работе команды приветствуется: умение эффективно взаимодействовать, прислушиваться к мнению других, умение распределять обязанности.
Прошу вас высказаться, что же вы ожидаете от сегодняшнего мастер класса…
Учителя высказываются. Спасибо коллеги.
- Ну а теперь, предлагаю вам выполнить практическое задание.
II. Определение темы мастер- класса
-Нарисуйте дом.
-Оцените работу своих коллег. Проведите взаимооценку рисунков.
Слайд :
-А теперь оцените рисунок по таким критериям как
1.Фундамент – 1 балл 2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно - 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9. Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл Максимальное количество баллов - 10 | 0-4 балла - «2» 5-6 баллов - «3» 7-8 баллов - «4» 9 – 10 баллов - «5»
|
Рефлексия по заданию:
- Насколько отличались оценки и почему?
- Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
- Какой из оценок вы остались довольны и почему?
- Какие виды оценивания были применены? (самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание).
Как вы думаете какова тема нашего мастер- класса?
Тема мастер-класса «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик. Основной смысл критериального самооценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.
Сегодня мы с вами не только познакомимся с приемами формирующего оценивания, но и постараемся их применить работая в группе.
Прием «Тонкие и толстые вопросы» (таблица)
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Все вы наверно помните русскую народную сказку «Колобок». Итак, Практическая работа №2. Составьте по 2 толстых и два тонких вопроса. Зачитайте эти вопросы. А теперь оцените свою работу.
Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится
Для взаимооценивание применяю прием «Две звезды и желание». Вашему вниманию предлагаются карточки с решенными уравнениями. Ваша задача не оценить эти работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание».
1)3х – 18 = -6х – 12;
3х + 6х = 18 – 12;
9х = 6;
х = 9/6;
2)5(2у-1) = 4у-3;
10у- 1 = 4у- 3;
10у - 4у = 1 -3;
6у = -2;
у=-2/6=-1/3
В ходе данного приема осуществляется взаимооценка, выявляются ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать. Учащиеся оценивают предметные и метапредметные результаты друг друга.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, что надо изменить, для того чтобы успешно перейти от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию? И в этом нам поможет следующий прием, который называется «Перевод информации»
Вам предлагается преобразовать текст в таблицу.
Этим приемом учитель оценивает предметные и метапредметные результаты и выявляет уровень понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Формирующее оценивание:
‐ ориентировано на обучающегося;
- предпочтение отдается проектам, творческим и исследовательским работам, тестам;
‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений; ‐ оценивается не только результат, но и процесс;
‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;
‐ носит системный характер.
Задание для групп.
Каждая группа получает карточки со словами для справок. Необходимо дополнить таблицу.
Традиционная система оценивания | переход | Формирующее оценивание |
традиционные письменные работы | 🡪 | |
неявные критерии оценивания | 🡪 | |
конкуренция | 🡪 | |
оценки результата | 🡪 | |
оценивание учителем | 🡪 | |
значимость и важность оценки | 🡪 | |
итоговое, суммарное оценивание | 🡪 |
Слова для справок:
оценивание при участии учащихся;
проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты;
значимость учения;
развивающее оценивание;
позитивное оценивание;
оценивание понимания, интерпретации, анализа, синтеза;
оценивание навыков и умений;
оценивание процесса;
чёткие и прозрачные критерии оценивания;
сотрудничество, сотворчество.
Обсуждение результатов
Традиционная система оценивания | переход | Формирующее оценивание |
традиционные письменные работы | 🡪 | проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты |
неявные критерии оценивания | 🡪 | чёткие и прозрачные критерии оценивания |
конкуренция | 🡪 | сотрудничество, сотворчество |
оценки результата | 🡪 | оценивание навыков и умений |
оценивание учителем | 🡪 | оценивание при участии учащихся |
значимость и важность оценки | 🡪 | значимость учения |
итоговое, суммарное оценивание | 🡪 | развивающее оценивание |
IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания. Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формирующего оценивания.
V. РЕФЛЕКСИЯ
Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Оправдались ли они?
(Продолжи высказывание: Сегодня на мастер классе …
А сейчас, используя приём «Сфетофор» покажите мне, эффективным ли было проведение мастер-класса. Для этого договоримся о сигналах:
Красный: Я не совсем уверен в необходимости такой работы
Зеленый: Мастер класс был полезным, но я не всё понимаю
Желтый: Мастер-класс был эффективным, было комфортно участвовать в его проведении
Покажите всем жетончики. Мне очень приятно, что ни кто не выбрал красный жетончик.
Сегодняшний мастер класс хотелось бы закончить словами
«От писателя остаются – книги, от художника-картины. От каждого яркого думающего учителя, остается его неповторимый опыт…
Я желаю вам, чтобы ваш опыт был бесценным.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»
Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...
Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»
Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»...
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"
Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...
Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".
Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...
Мастер – класс: «Включение в технологическую карту урока формирующего оценивания»
Использование методики «составление тестов» как одной из методик формирующего оценивания на уроках истории....
Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"
Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования. Развитие функциональ...