Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
презентация к уроку
Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс оценивания актуален во все времена. Это вид деятельности по установлению степени достигнутого учеником путем сравнения с эталоном. Но чтобы это сравнение имело объективный характер, прежде всего должен быть установлен эталон и способы измерения степени его достижения. Вашему вниманию представлен мастер -класс для учителей "Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания".
Цель: познакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью формирующего оценивания для эффективного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.75 МБ |
![]() | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практическая работа №1 Нарисуйте дом
1.Фундамент – 1 балл 2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно - 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9. Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл 0-4 балла - «2» 5-6 баллов - «3» 7-8 баллов - «4» 9 – 10 баллов - «5» Оцените рисунок по критериям Максимальное количество баллов - 10
Мастер- класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания» Бюджетное общеобразовательное учреждение Колосовского муниципального района Омской области «Крайчиковская средняя школа»
Прием «Тонкие и толстые вопросы» «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы» американский психолог Элисон Кинг.
Практическая работа №2. Составьте по 2 толстых и два тонких вопроса к сказке «Колобок»
Умею составлять тонкие вопросы Умею составлять толстые вопросы Могу сформулировать тонкие и толстые вопросы к данному тексту Могу помочь в составлении тонких и толстых вопросов Почерк аккуратный, разборчивый Оценка 10б=5 7-9б=4 5-6б=3 Да по 2б Нет по 0б Затрудняюсь по 1 б Лист самооценки «Тонкие-толстые вопросы»
1)3х – 18 = -6х – 12; 3х + 6х = 18 – 12; 9х = 6; х = 9/6; Практическая работа №3
Прием «Перевод информации» Заключается в преобразовании одного вида информации в другую, например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст в письменной форме.
Формирующее оценивание: ‐ ориентировано на обучающегося; - предпочтение отдается проектам, творческим и исследовательским работам, тестам; ‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений; ‐ оценивается не только результат, но и процесс; ‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося; ‐ носит системный характер. Практическая работа №4
Традиционная система оценивания переход Формирующее оценивание традиционные письменные работы проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты неявные критерии оценивания чёткие и прозрачные критерии оценивания конкуренция сотрудничество, сотворчество оценки результата оценивание навыков и умений оценивание учителем оценивание при участии учащихся значимость и важность оценки значимость учения итоговое, суммарное оценивание развивающее оценивание
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
Цель: познакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью формирующего оценивания для эффективного обучения.
Задачи:
- Дать общее представление о системе формирующего оценивания;
- Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников;
- Обосновать необходимость формирующего оценивания знаний, показать значимость для учителей и для учащихся;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
I.Вступление.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на моем мастер- классе, прошу подойти и взять разноцветные стикеры. Ну а теперь, разделитесь в группы по цвету стикера, пусть одинаковый цвет объединит вас в команду. Присаживайтесь.
Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! В работе команды приветствуется: умение эффективно взаимодействовать, прислушиваться к мнению других, умение распределять обязанности.
Прошу вас высказаться, что же вы ожидаете от сегодняшнего мастер класса…
Учителя высказываются. Спасибо коллеги.
- Ну а теперь, предлагаю вам выполнить практическое задание.
II. Определение темы мастер- класса
-Нарисуйте дом.
-Оцените работу своих коллег. Проведите взаимооценку рисунков.
Слайд :
-А теперь оцените рисунок по таким критериям как
1.Фундамент – 1 балл 2.Ступени –1 балл 3.Перила – 1балл 4. Дверь – 1 балл 5. Окно - 1 балл 6. Окно на чердаке – 1 балл 7. Водосточная труба – 1 балл 8. Труба на крыше дома – 1 балл 9. Трава возле дома – 1 балл 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл Максимальное количество баллов - 10 | 0-4 балла - «2» 5-6 баллов - «3» 7-8 баллов - «4» 9 – 10 баллов - «5»
|
Рефлексия по заданию:
- Насколько отличались оценки и почему?
- Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
- Какой из оценок вы остались довольны и почему?
- Какие виды оценивания были применены? (самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание).
Как вы думаете какова тема нашего мастер- класса?
Тема мастер-класса «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик. Основной смысл критериального самооценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.
Сегодня мы с вами не только познакомимся с приемами формирующего оценивания, но и постараемся их применить работая в группе.
Прием «Тонкие и толстые вопросы» (таблица)
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Все вы наверно помните русскую народную сказку «Колобок». Итак, Практическая работа №2. Составьте по 2 толстых и два тонких вопроса. Зачитайте эти вопросы. А теперь оцените свою работу.
Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится
Для взаимооценивание применяю прием «Две звезды и желание». Вашему вниманию предлагаются карточки с решенными уравнениями. Ваша задача не оценить эти работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание».
1)3х – 18 = -6х – 12;
3х + 6х = 18 – 12;
9х = 6;
х = 9/6;
2)5(2у-1) = 4у-3;
10у- 1 = 4у- 3;
10у - 4у = 1 -3;
6у = -2;
у=-2/6=-1/3
В ходе данного приема осуществляется взаимооценка, выявляются ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать. Учащиеся оценивают предметные и метапредметные результаты друг друга.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, что надо изменить, для того чтобы успешно перейти от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию? И в этом нам поможет следующий прием, который называется «Перевод информации»
Вам предлагается преобразовать текст в таблицу.
Этим приемом учитель оценивает предметные и метапредметные результаты и выявляет уровень понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Формирующее оценивание:
‐ ориентировано на обучающегося;
- предпочтение отдается проектам, творческим и исследовательским работам, тестам;
‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений; ‐ оценивается не только результат, но и процесс;
‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;
‐ носит системный характер.
Задание для групп.
Каждая группа получает карточки со словами для справок. Необходимо дополнить таблицу.
Традиционная система оценивания | переход | Формирующее оценивание |
традиционные письменные работы | 🡪 | |
неявные критерии оценивания | 🡪 | |
конкуренция | 🡪 | |
оценки результата | 🡪 | |
оценивание учителем | 🡪 | |
значимость и важность оценки | 🡪 | |
итоговое, суммарное оценивание | 🡪 |
Слова для справок:
оценивание при участии учащихся;
проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты;
значимость учения;
развивающее оценивание;
позитивное оценивание;
оценивание понимания, интерпретации, анализа, синтеза;
оценивание навыков и умений;
оценивание процесса;
чёткие и прозрачные критерии оценивания;
сотрудничество, сотворчество.
Обсуждение результатов
Традиционная система оценивания | переход | Формирующее оценивание |
традиционные письменные работы | 🡪 | проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты |
неявные критерии оценивания | 🡪 | чёткие и прозрачные критерии оценивания |
конкуренция | 🡪 | сотрудничество, сотворчество |
оценки результата | 🡪 | оценивание навыков и умений |
оценивание учителем | 🡪 | оценивание при участии учащихся |
значимость и важность оценки | 🡪 | значимость учения |
итоговое, суммарное оценивание | 🡪 | развивающее оценивание |
IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания. Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формирующего оценивания.
V. РЕФЛЕКСИЯ
Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Оправдались ли они?
(Продолжи высказывание: Сегодня на мастер классе …
А сейчас, используя приём «Сфетофор» покажите мне, эффективным ли было проведение мастер-класса. Для этого договоримся о сигналах:
Красный: Я не совсем уверен в необходимости такой работы
Зеленый: Мастер класс был полезным, но я не всё понимаю
Желтый: Мастер-класс был эффективным, было комфортно участвовать в его проведении
Покажите всем жетончики. Мне очень приятно, что ни кто не выбрал красный жетончик.
Сегодняшний мастер класс хотелось бы закончить словами
«От писателя остаются – книги, от художника-картины. От каждого яркого думающего учителя, остается его неповторимый опыт…
Я желаю вам, чтобы ваш опыт был бесценным.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»
Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-72017-1477853291.jpg)
Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»
Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991519-1515135424.jpg)
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"
Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...
Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".
Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-1204946-1578839985.jpg)
Мастер – класс: «Включение в технологическую карту урока формирующего оценивания»
Использование методики «составление тестов» как одной из методик формирующего оценивания на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/10/picture-1225655-1583845537.jpg)
Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"
Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/14/picture-1489829-1697258710.jpg)
Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию
Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию...