Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников
методическая разработка по географии на тему

Стремилова ( Шаферова )Анастасия Владимировна

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт. Приисковый

Использование нетрадиционных  приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

Выполнила: учитель географии

Шаферова Анастасия Владимировна

География в условиях обновления содержания и насыщения традиционных и физико-географических курсов этнографическими, экологическими и социальными вопросами всё более становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин , природы и общества в целом. В этом её огромное воспитательное и образовательное значение. Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования – формирование у подростков географической картины единого мира , как составной части ноосферы Земли , которая имеет исторически обусловленный характер. Цель школьного географического образования сводится к решению следующих  основных задач :

  1. Способствовать  формированию географического мышления школьников , развитию свободно и творчески мыслящей личности .
  2. Передать учащимся сумму систематических знаний по географии , обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире .
  3. Формировать у учащихся  представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством , имеющих свои специфические особенности в разных странах.
  4. Служить одной из основ  формирования  духовности , воспитания патриотизма , интернационализма будущих граждан России , уважение их к культуре , истории не только своей Родины , но и других стран и народов , экономического, экологического и эстетического  воспитания.
  5. Развивать у школьника словестно-логическое и образное мышление .
  6. Способствовать формированию картографической грамотности .
  7. Приобщать ученика к постижению истины и определению  им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности

На сегодняшний день важно так построить урок и организовать контроль, чтобы у детей оставалась «жажда» узнать еще больше, научиться практически применить что-то новое, еще для них не знакомое.  Эффективность обучения зависит от количества, качества, полноты, своевременности  и глубины контроля. Это является общим дидактическим принципом, однако в нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных.

Цель данной работы – раскрыть понятия «проверка» и «контроль» ,  обобщить методы и формы контроля по географии для активизации познавательной активности учащихся.

 Общим родовым понятием выступает «контроль». Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание(как процесс) и оценку (как результат) проверки. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

 Контроль результатов выполняют все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение. Контроль результатов обучения - важная часть процесса обучения Особенно важен он для учащихся. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Контроль воспитывает целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т.е. способствует формированию нравственных качеств личности. Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов. Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Главное требование к контролю - его систематичность. Контроль результатов обучения важен и для учителя, так как позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом. Проверка и оценка знаний и умений учащихся являются важными звеньями учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки и проверки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски оптимальных форм и методов оценки и их организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

 

Классификация форм контроля знаний учащихся по географии.

Выделенный признак

Форма контроля знаний

Количественный состав учащихся

Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки

Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем

Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа

Технология проведения и характер изображения

Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование

Интенсивность проверки

Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования

- написание реферата;

- сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;

- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;

- оценивание сообщения ученика;

- доклад по литературным источникам;

- составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;

- решение географических задач;

- ответ по тестовым заданиям;

- заполнение рабочей тетради;

- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;

- коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;

- участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ);

- написание "сочинения-фантазии" на заданную тему;

- создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;

- доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;

- реферат по материалам телепередачи;

- ответ по обучающим программам компьютера.

Все применяемые мной, как учителем географии,  методы и приемы контроля приведены в приложении №1 . Кроме того можно построить урок используя только  приемы и методы контроля,     причем этот урок будет изучения нового материала (приложение №2). Такие уроки часть модульной технололгии обучения.            

Данный перечень приемов можно продолжить, притом здесь названы только приемы преимущественно словесной группы методов.

Помимо форм контроля, в дидактике различают виды контроля в зависимости от выполняемой дидактической функции: предварительный, текущий, тематический (периодический), заключительный.

 

 

Таблица 2 - Виды контроля знаний учащихся по географии.

Вид контроля

Краткая характеристика

Предварительный (ориентировочный)

Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом

Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий)

Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся

Периодический (тематический, рубежный)

Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы

Итоговый (заключительный)

Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

 Внутри названных форм и видов контроля усвоения различают методы контроля. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.

 В арсенале учителя много методов контроля результатов обучения, их число постоянно увеличивается. Следует помнить, что контроль лишь тогда эффективен, когда его методы адекватны конкретному географическому содержанию и действиям, которые нужно сформировать у учащихся.

Если нужно проверить, умеют ли учащиеся читать карту ,бесполезно требовать, чтобы они об этом рассказали, надо предложить им это сделать практически. Если нужно научить учащихся писать географический диктант,  бессмысленно спрашивать у них, что это такое  Нужно проверить, как они его напишут. Если нужно проверить, знают ли учащиеся правила заполнения контурной карты, их не просто спрашивают об этом, а предлагают описать свои действия.

Лимит времени у учителя на уроке ограничен, поэтому он вынужден выбирать такие методы контроля, которые позволяют экономить время.

 Обычно учителя пользуются сочетанием разнообразных методов контроля. Но для того, чтобы их сочетать, нужно рассмотреть их поочередно и осознать сильные и слабые стороны каждого метода.   

Существующие формы и методы контроля, используемые каждым учителем, не всегда дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами учебного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. Каждый заинтересованный и ответственный за свою деятельность учитель должен знать уже существующие формы и методы контроля, и стремиться к их усовершенствованию.

 Творчески работающие учителя используют в работе разнообразные формы контроля знаний, что позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний. В методических изданиях все чаще можно встретить интересные, но мало используемые формы контроля: географический диктант; решение кроссвордов; ответ по составленному плану; составление плана ответа на вопрос учителя;; устный зачет по изученной теме

Опыт применения известных методов диагностирования успеваемости учащихся по географии позволяет проанализировать собственную деятельность в этом направлении и выявить следующие недостатки, которые необходимо устранять:

1) возникают трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:

- различие требований и уровней оценивания знаний учащихся разными учителями;

- при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, наблюдается загруженность малотворческой работой, связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

- стремление иметь высокий балл качества знаний по предмету, который может быть использован для оценивания работы самого учителя, приводит к тому, что учащимся выставляются недостоверные оценки.

2) возникают трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний: отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки.

3) возникают трудности связанные с подготовкой учащихся: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке искажают достоверность оценки знаний учащихся и мешают объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

 В своей педагогической деятельности я использую следующие методы: устный опрос, дискуссия; защита докладов и рефератов; письменная работа; тестирование.

Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся, а также объективная форма самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний .

Приложение№1

  1. Цифровой географический диктант.

Учитель на доске пишет под номерами ответы и читает вопросы, учащиеся записывают номер вопроса и номер ответа с доски.

На доске:

  1.  Азимут
  2. Северный полюс
  3. Южный полюс
  4. Экватор
  5. Меридиан
  6. План местности
  7. Условные знаки
  8. Масштаб
  9. Ориентирование
  10. Рельеф
  11. Абсолютная высота
  12. Относительная высота
  13. Горизонтали
  14. Маршрутная съемка
  15. Полярная съемка
  16. Глобус
  17. Карта
  18. Градусная сетка
  19. Параллель

Вопросы:

  1. Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
  2. Этот полюс на глобусе находится внизу.
  3. Поперечные линии, условно проведенные по поверхности Земли, параллельно экватору.
  4. Линии, условно проведены по поверхности Земли, соединяющие Северный и Южный полюса.
  5. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
  6. Это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.
  7. Система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, которая служит для отсчета географических координат.
  8. Глазомерная съемка, которая производится из одной точки (полюса).
  9. Превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря.
  10. Совокупности неровностей земной поверхности называют ...

  1. Это понятие показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

Ответы: 1.1    4.5        7.18        10.10

               2.3        5.4        8.15        11.5

        3.19        6.17        9.11

  1.  Географическая задача

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин - кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11000 м и окажусь ближе к центру Земли».

Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Бурильщик: «Я пробурю скважину на глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледового щита 3-4 км.

Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

Ответ: ближе всех - полярник (6356 км); затем - бурильщик (6375 - 14 = 6361 км); пингвин (6356 + 3 + 4 = 6363 км); аквалангист (6378- 11 =6367 км).

  1. Шарады и загадки:

Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени —

Стану спутником земли.

(Лена - Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «я» на «н» сменяешь,.

Сибирской стану я рекой.

(Елисей - Енисей.)

В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

(Уда - У па - Уса - Уфа.)

К торжественному гласу

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг.

(Ура-л.)

Четвертую ноту к предлогу добавишь

 Название речки Урала составишь

(Уфа.)

Местоимение с притоком Волги запишите,

В конце местоимение допишите.

В целом гору на Урале соберите.

(Вы-с-от-я.)

Междометие - слог первый,

Среди птиц ищи второй.

Третий - буква.

По Уралу Протекаю я рекой.

(Чу-сова-я,)

Река - возглас.

(Ай.)

В боях всегда идут со мною,

Частенько помогаю я штыку,

Но встречусь с буквою одною - И превращусь в реку.

(Ура-л.)

Тот камень нежный с Урала

Нежным цветом зеленым манит.

Я только сегодня узнала

Что камень зовут…(Малахит)

В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит.

И рядом с медью малахиты,

Железо, мрамор и …(Гранит)

Найдем в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом …(Изумруд)

Для легкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется

Серебрянный этот металл. (Алюминий)

  1. Работа по карточкам в группах ( для дискуссии)

Карточка  1

Вопрос: Многие годы из села уезжали молодые люди, многие из которых поступали в высшие учебные Заведения, техникумы, училища. Отбор трудовых ресурсов шел не в пользу села. В то же время хозяйство крестьянина многогранное, предъявляет к хозяину высокие требования.

В 1924 году были сформулированы качества, которые необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство:

  • Здоровье.
  • Сила и привычка к систематической работе в любое время года.
  • Способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать.
  • Умение разбираться, что существенно и несущественно, чем лучите заняться в настоящее время, а что пока отложить.
  • Знание культурных растений данной местности, животных, почвы, погоды.
  • Сотрудничество с соседями.

Задание: Обсудите указанные качества, какие еще качества необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство (фермеру) и почему?

Карточка  2

Вопрос: Министр царского правительства, великий реформатор П. А. Столыпин считал, что «.. .не беспорядочная раздача земли, не успокоение бунта подачками - бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности».

Задание: Что вы думаете по поводу продажи и покупки земли в частную собственность? Не может ли,оказаться, что люди, имеющие крупные суммы денег, будут владельцами земель колхозов и совхозов, а крестьяне превратятся в батраков, ведь денег на выкуп земли у крестьян нет? Другая сторона проблемы: земли могут быть использованы не для производства сельскохозяйственной продукции, а, например, для строительства полигона для захоронения опасных отходов, для строительства развлекательных учреждений.

Карточка 3

Вопрос:К началу 1998 года в России было зарегистрировано 274 тысячи фермерских хозяйств при среднем размере одного хозяйства 48 га. Они дали государству всего 2% сельскохозяйственной продукции.

Задание: Почему так мал процент производства сельскохозяйственной продукции фермерами России? В какой природной зоне фермеры имеют больше шансов на существование? Почему? Какие проблемы развития фермерства вы можете назвать? Дайте прогноз развития фермерства в России?

Карточка  4

Вопрос: За последние годы (90-е годы 20 века и начало 21 века) в сельском хозяйстве России доля государственного сектора снизилась до 12%. Более 50% продукции сельского хозяйства производится в индивидуальных хозяйствах. Например, картофель - 90%, овощи - 77%. Фермерские хозяйства дают 2% сельскохозяйственной продукции России.

В 1990 году убыточные хозяйства составляли 3-5%, а сейчас почти 90%,. Прибыльные хозяйства только в Ставрополье, Башкирии и Краснодарском крае. Многие земли в Нечерноземье не обрабатываются.

Задание: Подумайте, может быть, не стоит развивать сельское хозяйство в России, а перейти на импортное продовольствие? Или пусть каждый горожанин сам выращивает на садово-огородных участках сельхозпродукцию? Каково ваше мнение?

Карточка 5

Вопрос: Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю для сельскохозяйственного использования около города.

Задание: Какой сельскохозяйственной деятельностью вы будете заниматься (какие культуры выращивать, какие виды домашних животных будете разводить) и почему? Составьте бизнес-план развития своего хозяйства.

Карточка  6        

Вопрос: Экологически чистые продукты питания всегда дорогие, производить их выгодно во всем мире.

Задание: Что бы вы предприняли по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции?

Учащиеся могут работать с дублерами, т. е. одну проблему обсуждают две группы. Мнения могут быть разными. При появлении абсурдных мнений в дискуссию вступает учитель.

  1. Установить соответствие

а)        Балтийский щит

б)        Область герцинской складчатости

в)        Область каледонской складчатости

г)        Область мезозойской складчатости

д)        Область кайнозойской складчатости

е)        Сибирская платформа

ж)        Западно-Сибирская плита

з)        Алданский щит

  1. Сихотэ-Алинь
  2. Среднесибирское плоскогорье
  3. Урал
  4. Кавказ
  5. Алданское нагорье
  6. Восточные Саяны
  7. хребет Черского
  8. Хибины
  9. Западно-Сибирская низменность
  10. Западные Саяны

  1. Напиши букву

Используя указатели направлений, самостоятельно напишите эту букву алфавита:  2 клетки – СВ, 2 клетки – ЮВ, 1 клетка – СЗ, 2 клетки  - З

  1. Продолжи фразу

Придумайте девизы взаимоотношений:

«Человек – природа в прошлом,

………     - будущем,  

………      - настоящем. »

  1. Географическая цепочка

Предлагается цепочка чисел, относящихся к высотам горных систем и глубинам океанов. Учащиеся должны указать к каким объектам они относятся.

8848     5642     4810     4750     1895       7134     7495

  1. Прочитайте текст

10.Определить данные и внести их в таблицу

Ориентирование на местности

Основные пункты маршрута

Направление движения

Азимут

Расстояние в метрах

1-2

С-В

45 градусов

800

11. Цифровой географический диктант на основе рисунка

12.Игра «Узнай слово»

13. Подписать части океана

        14. Тест с рисунками

Приложение № 2

«Географическое положение и рельеф Австралии »

№ УЭ

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ-0

Цель: Вы должны запомнить имена путешественников, называть и показывать изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа,  полезные ископаемые; определять ГП, крайние точки; объяснять влияние ГП на природные особенности континента

УЭ-1

Цель: познакомиться с историей освоения материка.

Австралия – самый маленький материк на Земле. Образовалась в результате разлома Гондванны  За небольшие размеры её иногда называют материком-островом. Есть особенности и в освоении материка , так как Австралия дольше других земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был как бы оторван от исторических процессов , происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе и Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по- прежнему царил каменный век.

Используя «Физическую карту материков» выдели карандашом причину столь позднего освоения Австралии:

- не вызывал интереса из-за своей малой территории.

- холодный климат.

- удаленность от мировых центров.

Прочти в учебнике подзаголовок «История открытия и исследования »и допиши фразы:

А.  Австралия была открыта __________________________________________

Б.  В 17 веке  _____________________ исследовал _______________________

____________________________территории материка ,  открыл остров, позже названный ______________________.

В.  В 18 веке   _____________________ открыл восточное побережье Австралии и доказал что _______________________________________________________.

Г. Сюда ссылали _________________________

Д.  В 19 веке здесь открыли месторождения ______________________.В связи с этим  Великобритания ________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Прочитай

УЭ-2

Цель: оценить ГП   Австралии.

 Используя план оцените ГП материка и заполните таблицу

Пункты плана

 Особенности материка

Источник информации

Полушария относительно экватора

Учебник*

Карта

Полушария относительно нулевого меридиана

Учебник

Карта

СКТ

Учебник

Карта

ЮКТ

Учебник

Карта

ВКТ

Учебник

Карта

ЗКТ

Учебник

Карта

Площадь

Учебник

Карта

Максимальная высота

Учебник

Карта

Минимальная высота

Учебник

Карта

Средняя высота

Учебник

Карта

Наибольшая протяженность

С-Ю

З-В

Учебник

Карта

Климатические пояса

Учебник

Карта

Какие океаны и моря омывают ?

 

Учебник

Карта

Крупные заливы,

Учебник

Карта

Острова, Архипелаги

Учебник

Карта

Проливы

Учебник

Карта

Близкие океанические течения

Учебник

Карта

* Подчеркните, что использовали при ответе.

Вывод ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 Найди на карте всю номенклатуру которую ты записал в таблицу. Постарайся её запомнить.

УЭ-3

Цель: изучить особенности  рельефа и крупные месторождения полезных ископаемых.

Изучите карты: «Физическая карта Австралии», «Тектоническое строение материков» , подзаголовок в учебнике «Рельеф», «Полезные ископаемые»

Запишите:

Платформа _______________________

Плита ___________________________

Низменности, равнины _________________________________________________

______________________________________________________________________

Хребты, горы _________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Полуострова_________________________________________________________

Пустыни ______________________________________________________________

Полезные ископаемые :

север______________________________________________________________,

юг________________________________________________________________,

запад______________________________________________________________,

восток_____________________________________________________________.

В чем заключается особенность рельефа Австралии?

Вывод____________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Найдите черты сходства и отличия рельефа Африки и Австралии.

УЭ-4

Цель: закрепить полученные знания .

Заполните текст( вставьте пропущенные слова )

Очертание материка просты, берега изрезаны ______________________. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000км. тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название _________________________

__________________________________. Высшая точка Австралии _____________

____________________ расположена в горах________________________________

______________. Её высота равна _______________метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ________________

_______, от которого она отделилась к концу мезозоя . Крайними точками материка являются _____________________________________________________

_____________________________________________________________________

Открой дневник и запиши домашнее задание : п. 23 , на к.к нанести крайние точки и высшую точку, подписать моря, океаны, заливы, проливы, острова и полуострова, хребты, низменности, пустыни

                               «Климат. Внутренние воды»

№ УЭ

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ0

Цель: называть и показывать климатические пояса, крупные реки и озера. Определять климатические показатели по карте, особенности питания и режим рек.

УЭ1

Цель: повторить материал о ГП и рельефе Австралии .

Вспомни материал  прошлого урока и допиши фразы:

 А.  Австралия была открыта __________________________________________

Б.  В 17 веке  _____________________ исследовал _______________________

____________________________территории материка ,  открыл остров, позже названный ______________________.

В.  В 18 веке   _____________________ открыл восточное побережье Австралии и доказал что _______________________________________________________.

Г. Сюда ссылали _________________________

Д.  В 19 веке здесь открыли месторождения ______________________.В связи с этим  Великобритания ________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполни таблицу . Те высказывания которые принадлежат данному материку ты отмечаешь в соответствующей колонке.

Название материка

Номера высказывания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Африка

Австралия

  1. Единственный материк, который почти по середине пересекается экватором.
  2. Материк открыли голландцы.
  3. С востока омывается самым соленым морем в мире.
  4. Единственный материк на котором нет действующих вулканов.
  5. Крайняя восточная точка – мыс Байрон.
  6. Омывается Индийским океаном на востоке.
  7. Площадь материка с островами  - 8,89 млн. кв.км.
  8. Северная крайняя точка – мыс Бен-Секка  
  9. Повторяя очертания береговой линии, тянется самый большой в мире коралловый риф.
  10. На востоке материка находятся сильно разрушенные невысокие горы древней складчатости – Большой Водораздельный  хребет.
  11. Крайняя островная южная точка- мыс Южный
  12. Крайняя  западная точка – мыс Альмади.

 

Если не понятно, обратись к учителю.

УЭ2

Цель: дать характеристику климата Австралии

Прочти подзаголовок  «Климат» в учебнике

Заполни таблицу: используя данные карты и учебника

Север Австралии

Центр Австралии

Юг Австралии

Средняя температура воздуха января

Средняя температура воздуха июля

Годовое количество осадков, мм

Климатический пояс

Климатическая область

Вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УЭ3

Цель : познакомиться с внутренними водами Австралии и особенностями их режима.

Найди на карте крупные реки и озера материка. Прочти подзаголовок в учебнике «Внутренние воды»

Дай определение :

Крик – это___________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Артезианский бассейн – это _________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

Перечисли:

Реки :

Озера:

В чем особенность режима вод в Австралии? ________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УЭ3

Цель :Закрепить полученные знания

Выполни практические вопросы на контурной карте.

Домашнее задание: приготовить сообщение об одном из животных Австралии , П. 24

Список использованной литературы

•        Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании - М.: Наука, 1982, 199с

•        Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1989 – 167 с.

•        Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. – М.: МГТА, 1995.

•        Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. - № 2.

•        Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории.- СПб, 1998г.

•        Аллахвердиева Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения.//Высшее образование в России. - 1993. №2.

•        Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М: МГУП, 2000.

•        Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1986.

•        Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика-—1993-N 2, с. 10-16.

•        Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000.

•        В. П. Дронова. А.Н. Ром, И.И Бариновой, А.А. Лобжанидзе «География России: Природа. Население»,– М.: Дрофа, 2008.20. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 234 с.

•        Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс. 1976 – 495 с.

•        Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.

•        Ермакова М.Г., Андреева Л.Е. Вопросы разработки тестирующих программ. //Информатика и образование. – 1997. №3.

•        Кабардин О.Ф. и др. Тестирование знаний и умений учащихся. // Советская педагогика 1991 - №12, с 27—33.

•        Клюева И.А. Роль ЭВМ в образовании. Приложение к СПО - М., 2006. -№5. С. И- 15

•        Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О компьютерной технологии оценки качества знаний.// Высшее образование в России. - 1993. - №3. .

•        Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Юрайт-М, 2001.

•        Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с.

•        Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988

•        Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.- М.: Народное образование, 2001. - 232с.

•        Наумов В.В. Разработка программных педагогических средств// Информатика и образование. - №3 - М.,1999. -С.78-93.

•        Нейман Ю.М. Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. - Москва: Прометей, 2000.

•        Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979.

•        Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990

•        Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.

•        Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

•        Юнина Е.А., Солодникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии). Учебно-методическое пособие. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.

•        Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Контроль знаний и умений учащихся на уроках биологии в 5-9 классах"

Правильно организованный контроль знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное – способствует развитию у школьников самооценки, по...

«Контроль знаний и умений учащихся на уроках физики»

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-ме...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

Использование элементов игры при контроле знаний и умений учащихся на уроках биологии

Описание опыта в создании системы проверки и оценки знаний и умений учащихся из разнообразных форм с включением элементов игры...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....