Методика использования кроссвордов по физике для контроля знаний учащихся
статья по физике на тему

Королева Татьяна Юрьевна

В статье помещен опыт использования кросвордов на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_ispolzovaniya_krossvordov.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования кроссвордов

для контроля знаний учащихся

     На первой ступени обучения физике одна из важнейших задач -формирования языка физической науки. Необходимо научить школьников осмысленно, точно, немногословно давать определения физических явлений, величин, теорий, приборов. В 7-9 классах учащиеся приобретают умение определять понятия, они учатся, во-первых, подводить определяемое понятие под общее, во-вторых, перечислять его видовые отличительные признаки. Например, «смачивание – это явление растекания жидкости по поверхности твердого тела». В этом примере более общее понятие – «смачивание – это явление». Все остальные слова – это видовые отличительные признаки.

     Одним из важных элементов обучения физике является контроль знаний, умений, и навыков учащихся. Проводя контрольные работы, мы проверяем умение решать задачи. Чтобы проверить качество усвоения физических терминов, традиционно проводим устный опрос, физический диктант и т.п. Для учащихся любая проверка – это источник сильных эмоций. Один ученик переживает успех и радость за свои результаты, другой, у которого неуспех, огорчен, не верит в себя и в конечном итоге  - теряет интерес к учению. Я думаю, что составление и решение кроссвордов – прекрасный способ проверить знание физических терминов, фамилий выдающихся ученых-физиков, единиц физических величин и доставит ученику радость от того, что он может это сделать сам.

     Кроссворд – это задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

     Правила составления кроссвордов доводятся до всех учащихся, они просты:

  • слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже;
  • слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему.

     Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения. Для чего нужен решенный кроссворд? Он позволяет проверить грамотность учащегося, составившего его. А нерешенные кроссворды использую для проверки знаний других учеников. Составленные кроссворды проверяются и оцениваются. Критерии оценки:

  • смысловое содержание;
  • грамотность;
  • выполнение правил составления кроссвордов;
  • эстетичность.

     Лучшие кроссворды решаем в классе. Наиболее активные учащиеся получают оценки.

     Учащиеся 7-9 классов составляют кроссворды после изучения темы. Подбирая термины, они не один раз перечитывают все параграфы темы, чтобы выбрать как можно больше слов.

     Работаю с кроссвордами уже несколько лет и вижу, как от 7-го к 9-му классу учащиеся все увереннее и точнее дают определения и все меньше допускают ошибок в написании физических терминов. Я убеждена, что составление кроссвордов способствует систематизации знаний учащихся, учит их кратко осмысленно, точно формулировать определения физических терминов, а главное – вселяет  в каждого ученика уверенность в собственных силах, доставляет удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...

Авторская методика использования игровых заданий для выявления уровня знаний учащихся по предмету технология 5-8 классы

Предложенные игровые задания можно использовать и на простых уроках, и на уроках по оценке уровня изученности пройденного материалов. Игровые методы направлены на удовлетворение детской любознательнос...

Методика использования кроссвордов на уроках физики

Кроссворд по физике, как и другие подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен. Зато они...

"Применение ИКТ на уроках физики для контроля знаний учащихся"

Статья с презентацией на тему: "Применение ИКТ на уроках физики для контроля знаний учащихся"...

Методика использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся в ФГОС ООО.

Самостоятельная работа является важным средством раз­вития познавательной деятельности учащихся, совершенство­вания, закрепления, и практического применения знаний при новых ФГОС ООО. Она являетс...

Использование информационных технологий в организации контроля знаний учащихся

Перед современной школой поставлены задачи, обусловленные переходом к системе непрерывного образования, в связи с чем большое значение приобретает использование в системе обучения информационных техно...