Зачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы) Учитель МОУ « ООШ № 10» Шепелева А.Б.
план-конспект урока на тему
Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический зачет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sazet.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы)
Учитель МОУ « ООШ № 10» Шепелева А.Б.
1. Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический зачет.
Введение зачетной системы обусловлено рядом причин. Так, при классно-научной системе очень сложно вести учет знаний учащихся, так как недостаточно высокий уровень подготовленности учащихся школы требует от учителя основное внимание на уроке уделять обучению. В заочных группах учет знаний ведется в основном только на зачетах. Помимо этого, на уроках и консультациях отсутствует возможность индивидуального подхода к оценке знаний и без зачета не возможно иметь правильное представление о знании каждым учеником материалом всего раздела.
Особую роль играет зачет при обучении учащихся, часто пропускающих занятия в школе. Зачет не только форма проверки знаний и умений - это часть учебного процесса, одна из форм обучения. Он способствует совершенствованию учебно – воспитательного процесса, более серьезной подготовке учащихся, обобщению знаний по теме зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации.
При зачетной системе курс учебного предмета разбивается на зачетные разделы, разрабатывается система требований к знаниям и умениям учащихся, осуществляется индивидуальный учет успеваемости учащихся по каждому разделу.
Деление курса учебного материала на заметные разделы систематизирует учебный материал, помогает учителю и учащимся обобщить изученное, подводить итоги, оценивать знания по каждой теме.
Требования к знаниям и умениям учащихся, сформулированные в программах, помогают учителю определить круг теоретических вопросов, выносимых на зачет, а также типы задач и упражнений, которые должны выполнить ученики по каждой теме.
Зачетная оценка выставляется по итогам таких видов учета успеваемости, как текущее наблюдение за работой учащихся, опрос на уроках и консультациях, результаты письменных работ, выполненных в классе и дома, а также специальный опрос на зачете по всему зачетному разделу или по той части, по которой ученик не отвечал ранее.
Выполняя обучающую и воспитывающую функцию, зачет не должен превращаться в экзамен, т.е. ученики отвечают на зачете не по случайно выбранным вопросам. В процессе изучения всего раздела учитель, проводя текущий учет знаний, может определить объем, содержание и сложность задания для каждого ученика. При этом учитываются и возможности учащихся. Сочетание требовательности учителя с желанием помочь им повышает активность учащихся на зачете, уровень усвоения материала. Ученики сознательно относятся к оценке собственных знаний. Беседа с учителем на зачете способствует развитию речи учеников. Отвечающий учится работать с книгой, справочниками, таблицами, решает задачи, выполняет лабораторные работы, постоянно ощущает внимание и готовность помочь со стороны учителя.
Большую роль играют перед зачётом групповые и индивидуальные обучающие консультации. До сведения учащихся доводятся требования к знаниям и умениям, которые будут предъявлены на ближайших зачетах, и распределение учебного материала по этим зачетным разделам.
Целью обучающих консультаций является восстановление опорных знаний и умений, необходимых для самостоятельного усвоения материала, изучения наиболее сложных вопросов программы и первичное их закрепление, воспитание учащихся в процессе обучения.
Особое место на обучающих консультациях уделяется систематизации материала.
Обучающие консультации являются обязательной составной частью занятий. На этих консультациях учитель помогает учащимся привести в единую систему знания учащихся.
2.ФОРМЫ ЗАЧЕТОВ.
По форме проведения различают групповые и индивидуальные зачеты. На групповой зачет приглашаются учащиеся одинаковой подготовленности. Здесь сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные методы работы. Проверка знаний может проводиться в форме беседы, во время которой учитель проверяет знания учащихся и выставляет им оценку либо за весь зачетный раздел, либо за отдельные вопросы.
При проведении такого зачета учитель сочетает контроль с обучением и имеет возможность проверить знания по целой теме. Но в этом случае не всегда удается точно оценить знания каждого ученика, поэтому групповые и фронтальные формы работы сочетаются с индивидуальными.
Индивидуальный опрос учащихся может проводиться как в устной, так и в письменной форме в зависимости от обстоятельств, особенностей ученика, от темы зачета. Каждый получает задание с учетом своих результатов работы на уроках и консультациях, а также учебных возможностей.
Учитель дает указания, советы, как лучше подготовиться к ответу, на что обратить внимание, что ответить устно, а что письменно и т.д. Задание содержит как теоретические вопросы, так и практические: решить задачу, заполнить таблицу, выполнить лабораторную или практическую работу и т.п.
Учащийся готовится к ответу, сдает учителю письменную работу, а в случае необходимости отвечает устно. В ходе проведения зачета учитель, как правило, оказывает помощь тем учащимся, которые в ней нуждаются. Он либо беседует с учащимися, либо предлагает ему информационную или инструктивную карточку, которая поможет подготовится к ответу. Иногда, особенно со слабо подготовленными или плохо посещающими занятия учениками, проводится зачет индивидуально, что создает условия для глубокой проверки знаний.
Урок-зачет с использованием дидактического домино.
Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждой предлагается комплекты физического домино по теме.
Что представляет собой «Домино»?
Это прямоугольные карточки из плотной бумаги размером 4×12 см, размер может быть и иной, по усмотрению учителя. Карточки разделены вертикальной линией посередине; на правой половине написан вопрос, а на левой – ответ. В первой карточке содержится только вопрос, левая сторона ее пустая. Эта карточка имеет номер I. На последней карточке – только ответ, правая сторона пустая. В комплекте «Домино» по выбранной нами теме 27 вопросов и ответов к ним.
Урок-игра состоит из пяти этапов.
ЭТАП I –«ДОМИНО-I». Группы перемешивают / тасуют / свои карточки
и самостоятельно начинают раскладывать домино. Поступают следующим образом: берут карточку №1 с вопросом и ищут на него ответ в общей массе карточек домино, найдя, приставляют ее к первой карточке. На правой стороне приложенной карточки написан следующий вопрос, к которому учащимся опять нужно найти карточку с ответом, и т.д. Получается «цепочка», показанная ниже.
Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки первой и последней карточек окажутся пустыми. А если не все карточки в игре разложены, значит, ученики где-то допустили ошибку и ее нужно найти. /при этом можно воспользоваться помощью учебника, конспекта и даже педагога/.
ЭТАП II – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. На основе разложенной «цепочки» карточек домино учащиеся делают записи в таблице; ее форма и строка для примера приведены ниже. По сути, происходит переписывание в таблицу содержания каждой пары «вопрос-ответ». Пример карточки- домино:
Это существительные 3 склонения | Какие существительные относятся ко 2 склонению? |
К какому склонению относятся существительные: мышь, дочь, печь, рожь? |
Для быстроты заполнения таблицы члены группы должны разбить цепочку домино на зоны / по числу учеников в ней /, и каждый выписывает вопросы и ответы только своей зоны, остальные каждый позаимствует у соседа по группе и перепишет в свою тетрадь во внеурочное время.
ЭТАП III – «Домино-II». Группы тасуют карточки и по команде учителя начинают вновь раскладывать их по тем же правилам, но с одной разницей: на время. При этом не заглядывать к соседу, иначе группа получает штрафной балл. Учитель фиксирует время, затраченное каждой группой, и выделяет группы-победительницы, занявшие I, II и III место. I место дает 1 дополнительный балл, II и III места – 0,5 балла.
ЭТАП IV – ЭКСПРЕСС-ОПРОС. Группы перемешивают свои карточки. Учитель берет произвольно любую из них и зачитывает группе вопрос. Учащиеся в течение 5-7 сек. должны дать правильный ответ. Если ответ неправильный, карточку откладывают влево, если правильный-вправо, если сомнительный – карточку кладут обратно «в колоду». Так перебирают все вопросы.
ЭТАП – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитывают число карточек с верными ответами при экспресс-опросе. Если их количество 90% от общего числа вопросов, члены этой группы получают оценку «5» /«отлично»/, если 80% - оценку «4» /«хорошо»/, если 70% - оценку «3» /«удовлетворительно»/, 50% - «2» /«неудовлетворительно»/.
Если группа заработала штрафное очко, оценка снижается на I балл. Тем учащимся, которые не были активны при экспресс - опросе, тоже ставят отметку на балл ниже. К полученной оценке прибавляют баллы за призовые места при экспресс - опросе /I или 0,5/.
3. ВИДЫ ЗАЧЕТОВ.
ЗАЧЕТ-ЭКЗАМЕН принимают несколько комиссий, в состав каждой из них входят как минимум два сильных ученика данного класса или несколько учеников из разных параллелей. Сдают зачет членам комиссии по билетам, составленным из вопросов к зачету.
ГРУППОВОЙ ЗАЧЕТ проводится следующим образом. Класс делится на несколько групп, состоящих из учащихся с разным уровнем подготовленности. Раздаются карточки с заданиями, число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачета должны быть взаимосвязаны, тогда у учащихся сложится полное представление об изученной теме. Учащиеся по очереди отвечают на свои вопросы. Члены группы внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответ.
ЗАЧЕТ-КАРУСЕЛЬ / его называют еще круговым, или зачет- «конвейер» / принимают члены комиссии. Но каждый из них выслушивает только один вопрос. Учащиеся заполняют на себя зачетные листы, в которых указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляют каждому ученику общую оценку за зачет.
Часто на зачетах с комбинированными заданиями используется такая форма, как ЗАЧЕТ ПО МАРШРУТУ. Для его приема создаются три комиссии из учащихся. Одна – самая многочисленная, проверяет степень усвоения теоретического материала / она, кстати, может работать по принципу «карусели» /. Вторая / достаточно двух учеников / - проверяет решение расчетных задач. Члены третьей комиссии проверяют умение планировать и проводить химический эксперимент. Учащиеся класса делятся на три группы, получают маршрут движения и сдают зачет, переходя в указанное время от одной комиссии к другой. В маршрутных листках членам комиссий делаются отметки о сдаче каждой части зачета, а затем выводится общая оценка.
Получить полную картину по основным теориям курса позволяет ЗАЧЕТ-АУКЦИОН, где определенную сумму баллов получает ученик, последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.
- ВИДЫ ЗАЧЕТОВ.
- устный;
- письменный;
- устно - письменный;
- письменно – лабораторный;
- устно – практический.
ПИСЬМЕННЫЙ ЗАЧЕТ, как правило, проводится в форме контрольной работы, которая должна удовлетворять ряду требований.
Включенные в письменную работу задания должны охватывать основные теоретические положения, выявлять знания основных понятий темы. Задания даются разноуровневые. Задания должны быть таковы, чтобы учитель мог определить, в какой степени учащиеся владеют навыками решения задач.
Письменный зачет проводится для всего класса одновременно.
Однако в ряде случаев учащиеся сдают такой зачет индивидуально, поэтому содержание контрольной работы может быть различно в зависимости от посещаемости ученика и результатов текущих письменных проверочных работ.
УСТНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ ЗАЧЕТ выявляет знание основных теоретических положений, умение решать экспериментальные задачи и выполнять лабораторные и практические работы по теме зачетного раздела.
УСТНЫЙ ЗАЧЕТ принимается по темам, содержащим в основном теоретические вопросы и не требующим обязательного выполнения контрольных и лабораторных работ. Учащиеся при сдаче устного зачета должны уметь работать с учебником, справочником, обобщающими таблицами. Все это возможно лишь в случае, если учитель подготовит к зачету разработанный дидактический материал.
ПИСЬМЕННО-ЛАБОРАТОРНЫЙ ЗАЧЕТ может проводиться по таким предметам как физика и химия.
Наиболее распространенной формой зачета является устно – письменный зачет. К этому зачету учитель готовит разнообразный дидактический материал письменные самостоятельные и контрольные работы, карточки с заданиями, проверяющие знание теории, факторов, умение выделить главное, умение работать с учебником, справочным материалом, обобщающими таблицами и др. Устно – письменный зачет принимается по большинству тем по литературе, математике, физике, химии.
- Методика организации проведения зачетов.
Большое значение для эффективного проведения зачета имеет подготовительная работа.
Для организации и проведения зачета учитель готовит необходимый материал, в начале года на специальном стенде в кабинете вывешивается список зачетов на текущий учебный год, общие требования к ним, график сдачи, памятка о порядке проведения зачетов. В течение всего года учащимся систематически сообщаются сведения о предстоящем зачете: тема, срок сдачи, основная литература, примерные контрольные и лабораторные работы, требования к знаниям и умениям учащихся по данному разделу, материалы по повторению, вопросы для самопроверки, рекомендации по работе с учебником, справочниками, текстом литературного произведения и другими способами. Для организации работы на зачете учитель готовит специальный дидактический материал обучающего, тренировочного и контролирующего характера. Все материалы составляются так, чтобы учащиеся, ознакомившись с ним, могли самостоятельно готовиться к сдаче зачета.
- ПРИНЦИПЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ.
В последние годы зачетное тестирование стало центральным звеном в системе тематического учета знаний, умений и навыков учащихся.
В той или иной степени тестированием охвачены сейчас химия, биология, математика, география, история. Составление тестов - дело, требующее высокого творческого накала, интеллектуального напряжения, большой отдачи, но чрезвычайно увлекательное. И труды эти окупаются глубоким моральным удовлетворением.
Чем привлекает тестирование как способ проверки знаний? Тем, что тексты, хотя учитывают лишь отдельные элементы знаний, умений и навыков, но являются объективными измерителями этих элементов на основании которых можно составить определенное мнение о знаниях учащихся в целом. Кроме того, использование тестов не требует больших затрат времени ни у проверяющих, ни у проверяемых, что дает возможность в короткое время проверить большой объем материала. Наконец, тестирование позволяет, определить достоверность результатов на основе применения статистических методов исследования.
Тестовые задания, должны обладать двумя качествами – доступностью и селективностью.
Доступность – это мера сложности тестовых заданий, селективность – способность их дифференцировать учащихся по степени успеваемости.
Виды тестовых заданий.
Тестовые задания подразделяются на открытые и закрытые. В открытых заданиях ученик сам вписывает короткий ответ, в закрытых он выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, среди которых правильный только один.
Работа с открытыми тестами позволяет учащимся проявить несколько большую самостоятельность, но она менее экономична во времени, которое на нее надо потратить при заполнении и обработке.
Закрытые тесты могут быть разной сложности. Одни из них требуют от учащихся лишь вспомнить изученный материал, другие проверяют его понимание и умение решать задачи. Различают тесты на выбор ответа, на сочетание, например, задания, выясняющие связь строения и функции , на нахождение последовательности происходящих событий или действий.
В заданиях на выбор правильного ответа предлагается выполнить противоположное действие – исключить неправильный ответ, который содержится среди верных ответов.
Таблица №1
Карта тематической проверки.
Учебная тема № __________________
Учитель темы № ____________________
Учащийся __________________________
Урочная тема №1 | Урочная тема №2 | Урочная тема №3 | Урочная тема №4 | Урочная тема №5 | Урочная тема №6 | Оценки за каждую урочную тему. |
Оценка за первое логическое задание __________________
Оценка за второе логическое задание __________________
Общая оценка за учебную тему ________________________
Подпись учителя ______________________
Оценка учителя при перепроверке _____________________
Таблица №2
Результаты учета знаний учащихся по разделу
«______________________________________».
№ п/п | Фамилия, имя уч-ся. | Выполнение домашних заданий | Самостоя-тельные работы | Контроль-ная работа | Итоговая контрольная работа | Зачетная оценка |
1 2 3 4 5 6 | 1 и 2 | |||||
1. 2. 3. | Иванов А. Зайцев В. Миронов С. и т.д. | + + + + + + + + + +
| 4 5 3 3 2 | 4 3 | Освобожден Освобожден 3 | 4 3 3 |
Таблица №3
Таблица уроков по темам.
содержание | № урока и его вид. | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
| Лек ция | Практические
занятия | зачет | Обобща-ющий урок | Контрольная работа | Коррекция знаний |
Таблица №4
Лист учета знаний по математике / к зачету /.
Вид деятельности | Оценка | Подпись |
Теория / без доказательства / Терминологический диктант Решение устных задач Теория / с доказательством / Решение задач Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание на уроках математики - один из эффективных методов тематического контроля знаний учащихся.
В данной статье автор обращается к методике составления и проведения тестовых заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, оперативно проверить качество усвоения знаний и восполнить ...
Формы и методы контроля знаний учащихся
В данной статье рассматриваются различные формы и методы контроля знаний учащихся...
Формы организации тематического контроля на уроках математики
Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ученика оставался вне поля зрения педагога.Сего...
Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики
В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...
Формы и виды контроля знаний учащихся на уроке
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. За время сущ...
Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках математики
Систематическая проверка знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы проверки, н...
Формы и методы контроля знаний учащихся в 5-11 классах
Последовательно работая над привитием умений, связанных с контролем и самоконтролем в математической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растёт общая математическая ку...