Обобщающий урок по теме "Геометрическая оптика"
методическая разработка по физике (11 класс)
Содержит пояснительную записку, разработку урока, раздаточный материал и презентацию к интерактивной доске
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы по Геометрической оптике | 247.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учебник: «Физика 11 класс» учебник для общеобразовательных учреждений.
Г.А. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Москва «Просвещение» 2010.
Общая тема: «Геометрическая оптика»
Тема урока: «Обобщающий урок по теме "Геометрическая оптика"»
Тип урока: Обобщения и закрепления знаний по теме «Геометрическая оптика»
Цели урока:
- Повторить основные формулы и законы геометрической оптики: закон отражения, закон преломления (Снеллиуса), формулы тонкой линзы.
- Закрепить у учащихся навыки решения задач темы
- Развивать умение объяснять окружающие явления.
Задачи:
Общеобразовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;
- продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий;
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;
- создать условия для реальной самооценки обучающихся.
Развивающие:
- развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;
- формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: персональный компьтер, интерактивная доска, стандартное программное обеспечение к интерактивной доске SMARTBOARD, мультимедийный проектор, дидактический материал по физике к обобщающему уроку по теме «Геометрическая оптика», раздаточный материал.
План урока
- Организационный момент.
- Этап целеполагания и мотивации.
- Этап актуализации знаний.
- Этап обобщения и закрепления теоретического материала.
- Этап практического применения материала темы (решение задач).
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
I этап.
Уситель: - Здравствуйте! Садитесь!
II этап.
На протяжении нескольких уроков, мы с Вами изучали тему «Геометрическая оптика». Сегодня мы постараемся обобщить и закрепить знания по этой теме.
III этап.
Учитель: - Итак, давайте вспомним о чем же мы с Вами говорили?
Фронтальный опрос: слайд2
1. На какие два фундаментальных закона опирается геометрическая оптика?
Ответ: Закон отражения, закон преломления.
2. Сформулируйте законы отражения света.
Ответ:
Угол падения, равен углу отражения;
;
Свойство обратимости лучей.
3. Приведите краткие исторические факты из истории открытия закона преломления света.
Ответ: 1620 г. астроном и математик Снеллиус открыл закон. Ранее в трудах Декарта выведен с помощью принципа Гюйгенса.
4. В чём заключается принцип Гюйгенса?
Ответ: Каждая точка среды до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн.
5. Сформулируйте закон преломления.
Ответ: = n = =
6. В чём заключается физический смысл показателя преломления?
Ответ: Он равен отношению скоростей света в средах на границы, между которыми происходит преломление.
7. Что показывает абсолютный показатель преломления среды?
Ответ: это показатель преломления среды относительно вакуума. n1 =
IV этап. Слайд3
Учитель: Итак, всё, что мы сейчас с вами повторили, обобщим, выполним следующие задания (задания на интерактивной доске).
Задание 1. Сопоставить (указать стрелками) основные законы и формулы.
Закон отражения
Закон Снеллиуса
Оптическая сила
Абсолютный показатель преломления
Формула тонкой линзы
Увеличение
Дополнительный вопрос: Получите из формулы тонкой линзы выражение, определяющее фокус линзы. Слайд4
Ответ:
F =
Задание 2. Предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы. Построить его изображения. Слайд 5
Дополнительный вопрос: Где используется такое изображение?
Ответ: в фотоаппарате.
Задание 3. По положению предмета и его изображению (параллельны) восстановить положение линзы и её главных фокусов. Слайд 6
Дополнительный вопрос: Почему линза располагается именно в такой плоскости. Как можно её наклонить, что бы она тоже проходила через оптический центр?
Ответ: т.к. предмет и его изображение параллельны друг другу, следовательно, и линза находится в плоскости и параллельно им.(Если наклонить линзу, то формула тонкой линзы не будет работать).
Дополнительный вопрос: Какое свойство линзы позволяет широко использовать их в оптических приборах?
Ответ: Свойство изменять направление лучей, или, как говорят, световыми пучками (основано на явлениях отражения и преломления).
Задние 4. Постройте изображение в рассеивающей линзе, если F=2 см, а d=3 см. Охарактеризуйте его. Слайд 7
Ответ: изображение мнимое, прямое, уменьшенное.
V этап.
Учитель: - Решаем задачи на применение законов отражения и преломления
Задача 1. Луч света падает на границу раздела двух сред под углом 30 градусов. Показатель преломления первой среды равен 2,0. Определите показатель преломления второй среды, если известно, что отражённые и преломлённые лучи перпендикулярны друг другу. Слайд 8
Дано:
о
n1 = 2,0
= 90о
________
n2 – ?
Решение:
+ + = 180о;
так как = , , = 180о – ( + ) = 180о– ( + ).
Из закона Снеллиуса следует, что , , n2 = n1
Вывод: вторая среда оптически менее плотная.
Дополнительный вопрос: От каких факторов зависит абсолютный показатель преломления среды?
Ответ: Во-первых, абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в среде, следовательно, как и его скорость зависит от физического состояния среды: от температуры вещества, его плотности и зависит от характеристик самого света (?).
Задача 2. Кажущаяся глубина водоёма h = 6 м. Определите истинную глубину водоёма h0. Слайд 9
Дано:
h = 6 м
n = 1,33
________
h0 – ?
Решение:
(1)
треугольник КВ'C: KC = h tg;
треугольник КВС: КС = h0 tg;
tg= h0 tg
h0 = = h = h*n = 6м 1, 33 8 (м)
tg sin
tg sin для малых углов.
Ответ: h0 = 8 м.
Вывод: кажущаяся глубина водоёма меньше истинной глубины.
Дополнительный вопрос: Если поверхность воды колеблется, то изображение предметов в воде принимают причудливые формы. Почему?
Ответ: Колеблющаяся поверхность воды представляет собой ряд вогнутых и выпуклых зеркал самой различной формы, дающие разные изображения.
Учитель: Источники света, падая на эти зеркала, дают разные изображения. Подобно этим сферическим зеркалам.
Имеются двояковыпуклые и вогнутые линзы, которые имеют радиусы кривизны сферических поверхностей. Мы решали задачи на применение формулы, и рассчитывали радиус кривизны.
Формула: D = (n – 1) ()
Вопрос: Что эта за формула? Что мы рассчитываем по этой формуле?
Ответ: Формула тонкой линзы.
Учитель: Верно. Но есть и другая запись формулы тонкой линзы (где не учитывается R)
Задача 3. Рассматривая предмет в собирающую линзу, и располагая его на расстоянии 4 см от неё, получают его линейное изображение, в 5 раз больше самого предмета. Какова оптическая сила линзы? Слайд 10
Дано:
d = 4 см = 0,04 м;
Г = 5
_______________
D – ?
Решение:
D = –
D = (1)
Г = (2)
Из (1) следует f =
Г =
Г(1 – Dd) = 1
Г – ГDd = 1
ГDd = Г – 1
Ответ: 20 (дптр)
Дополнительный вопрос: В магазине в отделе “Оптика” выставлены очки. Около них находятся таблички с надписями +2 дптр, – 4 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки?
Ответ: Очки D = + 2 дптр исправляют дальнозоркость, в очках используют собирающие линзы. У дальнозоркого глаза фокус за сетчаткой. Чтобы изображение попало на сетчатку глаза, усиливают оптическую силу, применяют собирающуюся линзу. Очки – 4 дптр исправляют близорукость, в очках используют рассеивающую линзу, уменьшают оптическую силу. У близорукого глаза изображение получается впереди сетчатки, чтобы оно передвинулось на сетчатку, оптическую силу уменьшают, применяют рассеивающую линзу.
Задача 4. В трубку вставлены две собирающиеся линзы на расстоянии 20 см одна от другой. Фокусное расстояние первой линзы 10 см, второй – 4 см. предмет находится на расстоянии 30 см от первой линзы. На каком расстоянии от второй линзы получится действительное изображение?
Слайд 11
Дано:
а = 20 см = 0,2 м;
F1 = 10 см = 0,1 м;
F2 = 4 см = 0, 04 м;
d1= 30 см = 0,3 м
__________________
f2 – ?
Решение:
f1=
f1=
d2 = а – f1 = 0,2 м – 0,15 м = 0,05 м
f2=
Ответ: f2 = 0,2 м.
Дополнительный вопрос: Почему сидя у горящего костра, мы видим предметы, расположенные по другую сторону костра, колеблющимися?
Ответ: вследствие изменения температуры воздуха, изменяется его показатель преломления, следовательно, изменяется и сама среда.
VI этап. Слайд 12
Домашнее задание: № 1121, № 1124, № 1127. (Рымкевич “Сборник задач по физике”)
VII этап.
Учитель: Выполните тест – (раздаточный материал - 4 мин.)
I вариант
1. В каком случае угол преломления равен углу падения?
А. Только тогда, когда показатели преломления двух сред одинаковы.
Б. Только тогда, когда падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела.
В. Когда показатели преломления двух сред одинаковы; падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.
2. Каким равенством выражается закон преломления?
А. ;
Б. ;
В. .
3. При переходе луча в оптически более плотную среду угол падения:
А. Меньше угла преломления;
Б. Больше угла преломления;
В. Равен углу преломления.
4. Если истинная глубина дна водоёма 2,66 м, то кажущаяся глубина равна:
А. 2 м;
Б. 1,33 м;
В. 2,66 м.
5. Возможно ли полное отражение, если световой луч, падает из воздуха в воду?
А. Нет;
Б. Да;
В. Может, если угол падения больше предельного угла отражения.
II вариант
1. Как меняются кажущиеся размеры предмета в воде?
А. Увеличиваются.
Б. Уменьшаются.
В. Не изменяются.
2. Каким равенством выражается увеличение линзы?
А. Г = ;
Б. Г = ;
В. Г = .
3. При переходе луча в оптически менее плотную среду угол падения:
А. Меньше угла преломления;
Б. Равен углу преломления.
В. Больше угла преломления;
4. Человек рассматривает дно водоёма глубиной 4 м (истинная глубина), то кажущаяся глубина:
А. Больше 4 м;
Б. Меньше 4 м;
В. Равна 4 м.
5. Возможно ли полное отражение, если световой луч падает, из воды в стекло?
А. Да;
Б. Нет;
В. Может, если угол падения больше предельного угла отражения.
Учитель: Оцените свой результат Слайд 13
Ответы:
I вариант 1. В | II вариант 1. А |
Учитель:
- Если вы ответили правильно на все пять вопросов: - «Молодец! Полностью усвоил тему!»
- Если вы ответили на три или четыре вопроса: - «Не расстраивайся! Обрати внимание на промахи, подучи теорию! У тебя все получится!»
- Если ты ответил меньше чем на три вопроса: - «К сожалению, тем не усвоена! Необходимо еще раз проработать материал! »
- Желаю удачи! Слайд 14
Учитель:
- Спасибо за работу! Урок окончен!
Список литературы:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
- Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru
- Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru
- Информационно-образовательный сайт «Физика и астрономия» - http://radik.web-box.ru
- Образовательные ресурсы интернета – физика - http://www.alleng.ru
- POLYMEDIA – решения для образования - http://www.edcommunity.ru
- Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности - http://eor.it.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Законы геометрической оптики", 9 класс
Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало». Задачи:Общеобразовательные:выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме...
Обобщающий урок "Геометрическая оптика"
Разработка обобщающего урока по теме "Геометрическая оптика" с использованием дифференцированного личностно-ориентированного подхода....
Обобщающий урок в 11 классе по теме "Оптика"
Данный урок проводится в 11 профильном классе после изучения темы "Оптика". Урок позволяет развить логическое и творческое мышление учащихся, помогает узнать много новоги и интересного из дополнительн...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА», 9 класс...