Конспект урока "Законы геометрической оптики", 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало».
Задачи:
Общеобразовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;
- продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий, технологий проблемного обучения и экспериментальных заданий;
- обратить внимание обучающихся на межпредметные связи физики, биологии, геометрии.
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;
- показать связь физики с окружающим миром;
- создать условия для реальной самооценки обучающихся.
Развивающие:
- развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;
- формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
- развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, набор «Оптика», зеркало, монета, мензурка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zakony_geometricheskoy_optiki.docx | 31.11 КБ |
urok_zakony_geometricheskoy_optiki.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ФИЗИКИ в 9 классе
"Оптические явления во сне и наяву"
Дата проведения урока: «17» февраля 2012 г.
Учитель: Романова О.В., высшая квалификационная категория
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало».
Задачи:
Общеобразовательные:
выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;
продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий, технологий проблемного обучения и экспериментальных заданий;
обратить внимание обучающихся на межпредметные связи физики, биологии, геометрии.
Воспитательные:
продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;
показать связь физики с окружающим миром;
создать условия для реальной самооценки обучающихся.
Развивающие:
развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;
формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, набор «Оптика», зеркало, монета, мензурка.
Ход урока
Запускается презентация «Оптика»
Вступительное слово учителя:
Мы живём, словно во сне неразгаданном,
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, – нет…
На уроках физики мы изучаем явления природы. Особенно красочно, эффектно и наглядно они представлены в разделе «Оптика». Именно эта область физики позволяет нам увидеть красоту окружающего нас мира, а также учит умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по темам «Отражение и преломление света. Плоское зеркало» с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволят нам:
все этапы урока провести мобильно,
использовать видеоматериал и презентации,
провести физический диктант,
продемонстрировать подготовленные выступления и презентации учащихся.
План урока:
Физический диктант.
Экспериментальные задачи.
Выступления учащихся по изучаемой теме.
Учитель: Но вначале я хотела бы показать вам видеоролик и в конце урока нам необходимо ответить на вопрос «Может ли свеча гореть в воде?»
Видеоролик №1
Учитель: Ваши гипотезы по просмотренному отрывку? Ответы учащихся
Учитель: А мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания:
«Физический диктант»
«Физический диктант» составлен в форме презентации, каждый вопрос озвучивается учителем. На слайдах записаны задания. Учащиеся отвечают в листке самооценки, затем обмениваются листочками и проходит взаимопроверка с устными ответами. Выставляется полученный балл, записывается в листе самооценки (отдельное окошко).
Вопросы:
Запишите закон отражения (),
Когда Луна при своем движении вокруг Земли полностью или частично закрывает Солнце, то возникает … (Солнечное затмение)
Из двух сред та, в которой скорость света меньше, называется … (Оптически более плотной)
Угол между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча называется … (углом преломления)
Если изображение получается в результате пересечения не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а и х воображаемых продолжений, то такое изображение называется … (мнимым)
Экспериментальные задачи.
Сегодня на уроке мы используем лабораторное оборудование, поэтому повторим инструкцию по технике безопасности.
Инструктаж по технике безопасности
Угол падения 30°. Его увеличили на 20°. Чему равен угол отражения? (50°)
Смоделируйте данную задачу с помощью набора «Оптика», который находится у вас на столах. Для этого вам понадобится зеркало, лазерная указка, транспортир, линейка и карандаш.
Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе.
У вас на столах находится пиала, монета и мензурка с водой. Положите монету в пиалу так, что бы ее не было видно. Как сделать так, что бы увидеть монету, при этом пиала должная находиться на своем месте, т.е. ее нельзя двигать и нельзя менять точку наблюдения.
Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе.
Учащиеся должны налить воду в пиалу и в результате покажется монета. Переходя из воды в воздух, отраженные от монеты лучи света преломляются таким образом, что угол преломления получается больше угла падения света и отраженные лучи света достигают сетчатки глаз.
Релаксация:
Учитель: Ребята, скажите, где в природе вы можете видеть очень красивое явление преломление и отражение света. (Радуга)
Посмотрите на экран (Слайд – шоу «Радуга») и послушайте прекрасную музыку А. Вивальди.
Физкультминутка: глаза, пальцы, уши
Учитель: А теперь, вернемся к нашему уроку.
Теперь мы используем два зеркала и свечу.
Вам необходимо с помощью зеркал получить 2 изображения свечи, затем 4. Что необходимо сделать для этого? Как располагаются зеркала? Почему так происходит?
Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе
Необходимо уменьшать угол между зеркалами.
Опустите ложку в стакан с водой. Увидим преломление ложки. Почему это наблюдается?
Происходит преломление световых лучей при переходе среды вода-воздух.
Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°. Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33.
Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе
Задача решается по закону преломления (Закон Снелиуса)
Выступления учащихся с минипроектами.
Учитель: Вам было дано предварительное задание, объяснить и рассказать о природных явлениях, которые вас больше всего поражают.
Красикова А., Юн К. «Северное сияние»
Асриев Н. «Радуга»
Карганян Г. «Сумерки»
Подведение итогов
Вам необходимо суммировать все баллы с листа самооценки и разделить на 6, получиться оценка за урок.
Давайте посмотрим, что получилось: сколько «5»? сколько «4»? и т.д.
Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал и в дневники.
Те учащиеся, кто подготовили и выступили с проектами, получают дополнительную оценку «5».
Давайте все вместе ответим на вопрос, который я поставила в начале урока «Может ли свеча гореть в воде?».
Ваши мнения? Ответы учащихся
Видеоролик №1
V. Домашнее задание:
составить кроссворд по теме "ОПТИКА";
придумать и решить задачу по теме "Световые явления";
Дополнительно:
изготовить самодельный перископ;
изучить устройство и принцип действия детского калейдоскопа.
VI. Заключительное слово.
Итак, мы сегодня выяснили физическую сущность природных явлений, которые видим каждый день. В этом помогли наши знания по законам отражения, преломления, прямолинейного распространения световых лучей. Также наши умения работать с информацией на разных носителях. Спасибо всем, кто готовил проекты.
Вам понравился урок?
Какие выводы из этого урока можно сделать?
Отвечая на этот вопрос, я еще раз хочу возвратиться к словам Гете:
Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.
Спасибо всем за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Оптические явления во сне и наяву" «Мы живём, словно во сне неразгаданном, На одной из удобных планет. Много здесь, чего вовсе не надо нам, А того, что нам хочется, – нет…»
"Оптические явления во сне и наяву"
"Оптические явления во сне и наяву"
"Оптические явления во сне и наяву"
"Оптические явления во сне и наяву"
План урока: Физический диктант. Экспериментальные задачи. Выступления учащихся по изучаемой теме. "Оптические явления во сне и наяву"
"Оптические явления во сне и наяву" «Может ли свеча гореть в воде?»
Вопрос №1. Запишите закон отражения I . «Физический диктант»
Вопрос №2. Когда Луна при своем движении вокруг Земли полностью или частично закрывает Солнце, то возникает … I . «Физический диктант»
Вопрос №3. Из двух сред та, в которой скорость света меньше, называется … I . «Физический диктант»
Вопрос №4. Угол между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча называется … I . «Физический диктант»
Вопрос №5. Если изображение получается в результате пересечения не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а и х воображаемых продолжений, то такое изображение называется … I . «Физический диктант»
Проверяем ответы: I . «Физический диктант» 5. Мнимым 4. Углом преломления 3. Оптически более плотной 2. Солнечное затмение 1. ∕ α = ∕ β
II . Экспериментальные задачи
Задание №1 Угол падения 30°. Его увеличили на 20°. Чему равен угол отражения? Смоделируйте данную задачу с помощью набора «Оптика», который находится у вас на столах. Для этого вам понадобится зеркало, лазерная указка, транспортир, линейка и карандаш. Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе . II . Экспериментальные задачи
Задание №2 У вас на столах находится пиала, монета и мензурка с водой. Положите монету в пиалу так, что бы ее не было видно. Как сделать так, что бы увидеть монету, при этом пиала должная находиться на своем месте, т.е. ее нельзя двигать и нельзя менять точку наблюдения. Результаты решения задачи запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи
Задание №3 Теперь мы используем два зеркала и свечу. Вам необходимо с помощью зеркал получить 2 изображения свечи, затем Что необходимо сделать для этого? Как располагаются зеркала? Почему так происходит? Результаты запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи
Задание №4 Опустите ложку в стакан с водой. Увидим преломление ложки. Почему это наблюдается? Результаты запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи
Задание №5 Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°. Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33 . Результаты запишите в лист самооценки. Вы должны сами оценить свой ответ по пяти бальной системе. II . Экспериментальные задачи
Вам было дано предварительное задание, объяснить и рассказать о природных явлениях, которые вас больше всего поражают. III . Минипроекты учащихся
IV . Подведение итогов Вам необходимо суммировать все баллы с листа самооценки и разделить на 6, получиться оценка за урок.
"Оптические явления во сне и наяву" «Может ли свеча гореть в воде?»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Геометрическая оптика"
Конспект+презентация...
Тест по физике 11 класс по теме "Геометрическая оптика"
Тест включает в себя 2 варианта по 10 вопросов....
Практическое задание «Аннотированный каталог ЭОР по теме «Геометрическая оптика» ( «Волновая оптика»)
В каталоге представлен аннотированный материал по теме "Геометрическая оптика"....
Оптика. Законы геометрической оптики
Оптика. Законы геометрической оптики...
Занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 8 класс тема «Геометрическая оптика» для 8 класса (предпрофиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан краткий план зявнятий на базе текстов всероссийских олимпиад Санкт-Петербурга....
Конспект лекции 27 В. П. Слободянина Решение задач по геометрической оптике 3
Конспект лекции 27 В. П. Слободянина на курсах Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 кл по физике МФТИ 2020...
Конспект лекции 28 В. П. Слободянина Решение задач по геометрической оптике 4
Конспект лекции 28 В. П. Слободянина на курсах Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 кл по физике МФТИ 2020...