МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»
методическая разработка по физике (9 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА», 9 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konsp_z-ny_raspr_sveta.docx713.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОН ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБУ ОО ЗО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Г. МЕЛИТОПОЛЬ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»

9 класс

Учитель Мифле-Чередниченко С.А.

г. Мелитополь, 2024 г.

Цели и задачи урока:

- учебная: повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении первого раздела оптики «Геометрическая оптика.»,  расширить и углубить знания о законах распространения света путем решения задач  и подготовиться к контрольной работе по теме «Законы распространения света. Линзы и оптические приборы»

- развивающая: способствовать развитию логического мышления, умственных способностей обучающихся путем повторения, обобщения и систематизации изученного, установления причинно-следственных связей и развития умения делать выводы; дальнейшее развитие умения применять полученные знания(при решении задач – межпредметные связи с математикой, при объяснении явлений – связь с жизнью)

- воспитательная: воспитательные моменты - воспитание настойчивости в преодолении трудностей, политехническая направленность материала – политехническая подготовка.

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ ОПТИКИ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Осуществляется приветствие и проверка  присутствующих и общей готовности уроку, а также организация включения в учебный процесс.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Происходит обращение ко всем с просьбой обратить внимание на экран, где включается демонстрация темы и цели  урока. Осуществляется мотивация учебной деятельности: мы завершили изучение первой части изучаемого раздела физики.

- Какой раздел физики мы изучаем? Какие явления изучает этот раздел?

Оптика – раздел физики, изучающий световые явления.

 И  сегодня наша задача – ПОВТОРИТЬ, ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ И ПОДГОТОВИТЬСЯ К КР ПО ПРОЙДЕННОЙ ТЕМЕ. Предлагается записать дату и тем урока: ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ ОПТИКИ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА»

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО РАЗДЕЛА ПЕРЕД НАМИ, КАК И ПЕРЕД УЧЕНЫМИ-ФИЗИКАМИ, В СВОЕ ВРЕМЯ, ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА: МЫ НЕ СМОГЛИ ДАТЬ ЧЕТКИЙ И ОДНОЗНАЧНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «ЧТО ТАКОЕ СВЕТ?». СЕГОДНЯ МЫ УЖЕ ЧАСТИЧНО МОЖЕМ ДАТЬ ОТВЕТНА ЭТОТ ВОПРОС!!!

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Все мы знаем, что изучить и понять что-то новое легче, основываясь на уже имеющихся знаниях.

ЧАСТЬ 1

ВСПОМИНАЕМ  ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА

Повторение ранее изученных сведений проводится в форме фронтальной беседы.под слайды презентации. После каждого ответа правильный ответ фиксируется на слайдах презентации (зрительная, слуховая память).

- Какие теории света возникли при ответе на вопрос: «Что такое свет?»                                                                                                                       1. Электромагнитная(волновая)теория света(Х. Гюйгенс), согласно которой свет – это ЭМВ  определенного диапазона.

2. Корпускулярная(квантовая или фотонная)) теория света (И. Ньютон), согласно которой свет – это поток особых частиц(корпускул) – фотонов или квантов.

- Какая теория света оказалась правильной?                                                                                                  ОБЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВЫ – СВЕТ ПРОЯВЛЯЕТ ДУАЛИЗМ (двойственность) СВОЙСТВ: ПРИ РАСПРОСТРАНЕНИИ свет ведет себя как ЭМВ, а  ПРИ ИЗЛУЧЕНИИ И ПОГЛОЩЕНИИ – как поток частиц(корпускул).

ДО СИХ ПОР МЫ РАССМАТРИВАЛИ ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ ПОДРАЗДЕЛ ВОЛНОВОЙ ОПТИКИ – ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ОПТИКУ, ИЗУЧАЮЩУЮ ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА(на основе представлений о световых лучах).

*В чем суть закона прямолинейного распространения света?                                                                                    

В однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно.

*А какие еще законы распространения света УЖЕ ДЛЯ НЕОДНОРОДНЫХ СРЕД мы изучили?

• Закон отражения света. I. Падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр к отражающей поверхности, проведенный из точки падения, лежат в одной плоскости. II. Угол отражения   равен углу падения:          

• Закон преломления света. I. Падающий, луч преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух  сред, проведенный из точки падения луча, лежат в одной плоскости. II. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, которая  называется относительным показателем преломления второй среды относительно первой:

*Каков физический смысл   таких величин как относительный и абсолютный показатель преломления?

• Относительный показатель преломления равен отношению абсолютного показателя преломления второй среды  к абсолютному показателю преломления первой  и  показывает, чему равно отношение скорости света в первой среде к скорости света во второй (причина преломления света состоит в изменении скорости света при переходе из одной прозрачной среды в другую):

 • Абсолютный показатель преломления (оптическая плотность) среды п (см. в табл.) — физическая величина, показывающая, во сколько раз скорость света в вакууме больше скорости света в среде:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ВСПОМИНАЕМ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАДАЧ НА ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА(условия задач демонстрируются на слайдах и коллективно разбирается их решение).

Задача 1(устно)

Девочка стоит перед плоским зеркалом. Как изменится расстояние между девочкой и ее изображением в зеркале, если она отойдет от зеркала на 1м?   

Ответ. Расстояние увеличится на

Задача2(устно)

Чему равен угол отражения лучей от плоского зеркала, если угол между падающим  лучом и отраженным лучом равен 100  ?

 

Задача 3 (устно)

Задача 4 (для записи )

Вычислите скорость распространения света в куске льда(по табл. абсолютный  показатель преломления льда или оптическая плотность льда 1,31).

 

Задача 5(для записи )

Луч света падает по углом 60  из воздуха на поверхность некоторой прозрачной среды. Преломленный луч сместился на угол от первоначального направления. Определите скорость распространения света во второй  среде, если скорость света в воздухе равна скорости света в вакууме:

1)Угол преломления .

2) По закону преломления света     .

.

.

НЕ ЗАБУДЕМ ТАКЖЕ, ЧТО ВАЖНЫМ СВОЙСТВОМ СВЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАТИМОСТЬ ИХ ХОДА: при переходе из оптически более плотной в менее плотную среду луч сильнее отдалится от перпендикуляра и может наступить полное отражение.

- Где сегодня широко применяется явление полного отражения света?(СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА).)

В волоконной оптике (передача информации  по гибким волокнам —  световодам.)  

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

ЧАСТЬ 2

ВСПОМИНАЕМ  ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЛИНЗЫ

Повторение ранее изученных сведений проводится в форме фронтальной беседы.под слайды презентации. После каждого ответа правильный ответ показывается на слайдах презентации (зрительная, слуховая память).

- Какие виды линз вам знакомы?

Выпуклые (собирающие) и вогнутые (рассеивающие).

- Прокомментируйте по рисункам свойства «замечательных» лучей, используемых при построении изображений в линзах.

- Как пойдет дальше луч, проходящий через оптический центр линзы?

Этот луч не меняет своего направления.

- Как пойдет дальше луч, падающий на линзу параллельно ГОО?

Этот луч или его продолжение  дальше пройдет через главный фокус линзы(действительный или мнимый).

- От чего зависит изображение, даваемое линзой?

От расположения предмета.

- Какое изображение на сетчатке дает глаз? (Увеличенное, уменьшенное или в натуральную величину? Действительное или мнимое? Прямое или обратное?)

Уменьшенное, действительное, обратное.

- Какими очками исправляют дальнозоркость и близорукость? –СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ.

ВСПОМНИМ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЗ И ФОРМУЛУ ТОНКОЙ ЛИНЗЫ

 ;   ;;

(F  - фокусное расстояние линзы F;  D  - оптическая сила линзы – величина, обратная  к фокусному расстоянию;  - расстояние от предмета до линзы,  - расстояние от изображения до линзы. Н – высота изображения; h – высота предмета)

ПО РИСУНКАМ ЕЩЕ РАЗ ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЛИНЗАХ

F  - фокусное расстояние линзы F;  D  - оптическая сила линзы – величина, обратная  к фокусному расстоянию;  - расстояние от предмета до линзы,  - расстояние от изображения до линзы. Н – высота изображения; h – высота предмета.

Правила знаков:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ВСПОМИНАЕМ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАДАЧ НА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЗ- задачи прошлого урока использовать как примеры-образцы (условия задач демонстрируются на слайдах и коллективно разбирается их решение)

Задача 1(устно)

Оптическая сила линзы равна  – 2 дптр. Найти фокусное расстояние линзы и определить вид этой линзы.

;   ;

Ответ. .

Задача 2(для записи)

С помощью линзы получили четкое изображение зажженной свечи . Какое фокусное расстояние и оптическая сила линзы, если расстояние от линзы до свечи 24 см, а расстояние от линзы до экрана 12 см?

   Дано:                       Решение:

 

2)

Ответ.

Задача 3(для записи).

С помощью линзы с фокусным расстоянием 20 см на экране получили изображение предмета. Расстояние от линзы до изображения 1м. На каком расстоянии от линзы находится предмет? Какое увеличение дает линза?

Дано:                      Решение:

 

(изображение увеличено в 5 раз)

Ответ. .

Задача 4(для записи)

Дальнозоркий человек, читая текст, пользуется очками с оптической силой линз +2дптр. На каком расстоянии от глаз он будет читать текст без очков, не напрягая глаз?

   Дано:                   Решение:

 

При чтении в очках с оптической силой : (2), где  - расстояние наилучшего зрения. Подставим (1) в (2): (исключим  и выразим ):

Отсюда:

Как видим, дальнозоркий человек без очков текст держит от глаз в 2 раза дальше, чем положено:  в 2 раза.

Ответ. .

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА  И СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Подводится  итог урока, производится анализ работы, сообщаются оценки.

Сообщается ДЗ и даются комментарии по выполнению домашнего задания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(дифференцированное):

  1. Используя ранее записанные опорные конспекты, повторить материал темы «Законы распространения света. Линзы и оптические приборы».
  2. Решить задачи:

ВСЕМ – ЗАДАЧИ, ПОДОБНЫЕ РАЗОБРАННЫМ:

1) Световой луч переходит из воздуха в прозрачную жидкость. Если угол падения луча составляет 450, то угол преломления равен 300 . На какой угол отклоняется луч от начального направления? Найдите показатель преломления жидкости.

2) При выполнении лабораторной работы ученик получил четкое изображение горящей лампы. Какое фокусное расстояние и  оптическая сила линзы, если расстояние от линзы до свечи 16 см, а расстояние от линзы до экрана 8 см?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА – ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ( уже не на одно, а на 2-3 логических действия)

3) Изображение предмета имеет высоту Н = 2 см. Какое фокусное расстояние F должна иметь линза, расположенная на расстоянии ƒ = 4 м от экрана, чтобы изображение данного предмета на экране имело высоту h = 1м? Какое линейное увеличение дает линза? 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка повторительно-обобщающего теста по теме "Английская и Французская революции"

Повторительно-обобщающий тест по теме "Английская и Французская буржуазные революции" для учащийся 7 класса по материалам  учебника А.В.Ревякина "История нового времени"...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"

Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры  по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...

Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»

В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Древний Египет"

Методическая разработка и технологическая карта по уроку обобщения "Древний Египет" 5 класс...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».

   Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису..  Правительс...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА.»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ВОЛНОВОЙ. ЗАКОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.», 9 класс...