Проект урока физики в 7 классе «Плавание тел», направленного на формирование проектных компетенций школьников
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Проект урока физики в 7 классе «Плавание тел», направленного на формирование проектных компетенций школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_7_klass_plavanie_tel.docx | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока физики в 7 классе «Плавание тел», направленного на формирование проектных компетенций школьников
1. Тема урока «Плавание тел»
2. Тип/вид урока: Формирование полного цикла проектных действий/урок исследовательского проектирования.
3. Планируемые результаты урока:
- Предметные (по окончанию урока дети смогут):
- определять условия плавания тел,
- определять характер поведения тел в жидкости,
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- уметь формулировать проблему и цель проекта,
- формулировать гипотезу,
- составлять план действий,
- создавать проектный продукт,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, после сличения способа действия и его результата.
- оценивать и рефлексировать работу.
- Коммуникативные УУД:
- умение работать в группе;
- считаться с мнением других;
- уметь отвечать за знания участников группы;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы;
- выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование,
- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
- Личностные:
- развитие памяти, внимания, логического мышления,
- развитие коммуникативной культуры,
- развитие познавательного интереса, учебно-познавательной компетенции,
- развитие компетенции самостоятельной работы;
4. Предметное содержание урока (краткий конспект из 1-2 абзацев текста)
На тело, находящееся внутри жидкости действуют две силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх.
В зависимости от результатов взаимного действия этих сил возможны три случая поведения тела в жидкости: тонет, плавает, всплывает на поверхность.
- Если сила тяжести Fтяж больше архимедовой силы Fа, то тело будет опускаться на дно, тонуть;
- Если сила тяжести Fтяж равна архимедовой силе Fа, то тело будет плавать в равновесии в любом месте жидкости;
- Если сила тяжести Fтяж меньше архимедовой силы Fа, то тело будет подниматься из жидкости, всплывать;
Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.
5. Решаемая предметная проблема проекта:
Не знают, почему одни тела равного объема плавают внутри жидкости, а другие тонут в этой же жидкости или всплывают.
Гипотезы:
- Поведение тела в жидкости зависит от плотности вещества,
- Поведение тела в жидкости зависит от объема тела,
- Поведение тела в жидкости зависит от массы тела,
- Поведение тела в жидкости зависит от плотности жидкости,
- Поведение тела в жидкости зависит от формы сосуда.
6. Организация деятельности на уроке (см. таблицу №1)
Таблица №1
Описание деятельности учителя и обучающегося по достижению образовательных результатов на уроке
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Приёмы (элементы конструктора) | Средства | Организационная форма | Результат этапа | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Подготовительный | Проводит опрос на повторение действий силы тяжести и архимедовой силы. (Приложение 1 «Корзина вопросов») | Отвечают на вопросы. | Экран | Класс | Актуализация знаний | 5 мин | |
Показывает фрагмент видеофильма о плавании морских организмов, судов. Вопросы: Почему одни предметы плавают на поверхности воды, а другие тонут. Почему тело в разных жидкостях ведет себя по-разному. Как влияет масса, объем и плотность тела на его поведение в жидкости. Подводит учащихся к формулировке проблемы проекта. | Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию. Участвуют в интерактивном обсуждении имеющейся информации. Формулируют проблему. | Дискуссия | Видеоресурс | Класс | Сформулированная проблема (Не знаем, как правильно объяснить поведение тел в жидкости) | ||
Проектировочный | Организует дискуссию, поддерживает и комментирует (постановка вопросов, прояснение, резюмирование) в процессе формулировки проблемы. Вопросы: Как вы думаете от чего зависит поведение тела в жидкости? учитель способствует формулировке детьми возможных гипотез, | Обсуждают и анализируют информацию, Выявляют и формулируют проблему. Ответы: (от массы тела, от плотности, от вида жидкости, и т.д.) Участвуют в формулировке гипотез. | Прием «Технология постановки SMART-целей» (Приложение 3) | Сформулированная цель (Найти взаимосвязь между физическими величинами, влияющими на поведение тел в жидкости) Сформулированная гипотеза. (Прило-жение 2 «Гипотезы») | 10 мин | ||
Предлагает детям разбиться на группы, каждая из которых будет работать над одной из гипотез. Способствует планированию деятельности в группах по проверке гипотезы. Консультирует группы в процессе планирования. | Создают группы. Планируют деятельность проверки гипотез. | Группы по 4 человека | Сформулированный план по проверке гипотезы. (Приложение 5) | ||||
Этап реализации | Консультирует работу в группах, наблюдает за работой групп. | Выполняют практическую работу по проверке гипотез. | Лабораторное оборудование | Группы по 4 человека | 25 мин | ||
Участвует в обсуждении, консультирует по разработке памятки. Собирает результаты исследования групп и помогает оформить результаты в общий алгоритм-памятку. | Представляют группами результаты проверки гипотезы и составляют на этой основе свой алгоритм-памятку. Обсуждают. Составляют общий алгоритм-памятку. | Памятка «Правила групповой работы» (Приложение 4) | Группы по 4 человека, класс | Проектный продукт – Памятка «Условия плавания тел», подтвержденная или опровергнутая гипотеза по теме. (Приложение 5) | |||
Оценочно-рефлексивный | Организует рефлексию урока. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. Давайте оценим, насколько важно умение проверять выдвинутые гипотезы и применение полученных знаний на практике. Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в участие в проектной деятельности урока. | Описывают и оценивают свои результаты. | Рисунок на ватмане (Приложение 6) | Класс | Оценка уровня проявления проектных действий. | 5 мин |
7. Ожидаемый проект продукт:
Подтвержденная или опровергнутая гипотеза по теме «Условия плавания тел», Памятка «Условия плавания тел».
8. Домашнее задание
§ 50, составить по 2 задачи по теме, используя таблицу плотностей в учебнике.
Приложение 1 «Корзина вопросов»
1. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?
2. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?
3. Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?
4. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему?
5. Как зависит архимедова сила от объема тела?
6. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
7. Одинаковая ли архимедова сила действует на оба тела?
8. На какое из трех одинаковых тел действует большая архимедова сила?
9. Одинаковая ли архимедова сила действует на оба тела, опущенные в воду?
10. Одинаковая ли архимедова сила действует на эти тела?
11. На какое из тел (1 или 2) действует большая архимедова сила?
12. На какое из тел (1 или 2) действует большая архимедова сила?
Приложение 2 «Гипотезы»
- Поведение тела в жидкости зависит от плотности вещества,
- Поведение тела в жидкости зависит от объема тела,
- Поведение тела в жидкости зависит от массы тела,
- Поведение тела в жидкости зависит от плотности жидкости,
- Поведение тела в жидкости зависит от формы сосуда.
Приложение 3. Прием «Технология постановки SMART-целей»
Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели
Правильно сформулированная цель должна быть:
- Specific - конкретная
- Measurable - измеримая
- Achievable - достижимая
- Relevant – согласованная с задачами
- Time-Bound - определенная во времени.
Приложение 4. Памятка «Правила групповой работы»
Цель: регламентация группового решения проектных (учебных) задач Задание: При групповой работе использовать правила взаимодействия.
1. Личная ответственность. Я сам буду:
- просить помощи у однокурсников;
- оказывать помощь однокурсникам;
- вежливо обращаться к однокурсникам и выражать им свою признательность за оказанную помощь;
- подбадривать однокурсников, воодушевлять их.
2. Выполнение заданных ролей:
- Мудрец (проверяет, все ли действительно поняли ответ и согласны с ним);
- Вдохновитель (подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия);
- Секретарь (записывает высказанные идеи и принятые решения);
- Координатор (возвращает группу к поставленной задаче, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе);
- Докладчик (выступает от имени группы перед всем классом).
3. Групповая ответственность. Мы отвечаем:
- за решение задач (самостоятельно решаем наши проблемы);
- за вопросы (мы спрашиваем сначала членов своей группы и только после этого - преподавателя);
- за взаимопомощь (мы помогаем другим группам, однокурсникам, преподавателю);
- за соблюдение тишины (мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи).
Приложение 5. Памятка «Условия плавания тел»
Условия плавания тел | ||||
Поведение тела | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями | ||
Словесная запись | FT ? FA | Словесная запись | ρТ ? ρж | |
Тело тонет, | Сила тяжести больше архимедовой силы. | FT > FA | Плотность тела больше плотности жидкости | ρТ > ρж |
Тело плавает, если... | Сила тяжести меньше архимедовой силы. | FT < FA | Плотность тела меньше плотности жидкости | ρТ < ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... | Сила тяжести равна архимедовой силе. | FT = FA | Плотность тела равна плотности жидкости | ρТ = ρж |
Приложение 5. Рисунок для рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы
Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы...
Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»
Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»...
План урока физика 7 класс "Плавание судов. Воздухоплавание"
Плавание судов. Воздухоплавание...
Технологическая карта урока формирования проектных компетенций школьников "Великие современники: Александр 2 и А. Линкольн"
Урок не только направлен на формирование проектно-исследовательских компетенций, и но и имеет огромное значение для развития личностных качеств учащихся. Особенностью урока являются не только со...
План-конспект урока физики 7 класс «Сложение сил, направленных по одной прямой»
Разработка урока содержит материалы для актуализации и первичного закрепления учебного материала....
Проектирование урока, направленного на формирование проектных компетенций школьников.
Проектирование урока, направленного на формирование проектных компетенций школьников....
Урок физики 7 класс: « Плавание тел. Экспериментальное исследование условий плавания тел»
Урок физики был проведён в 7 классе, базовый учебник А.В. Перышкин .Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Плавание тел», раздел «Давление...