План-конспект урока физики 7 класс «Сложение сил, направленных по одной прямой»
классный час по физике (7 класс)
Разработка урока содержит материалы для актуализации и первичного закрепления учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_sil_napravlennyh_po_odnoy_pryamoy.docx | 254.09 КБ |
Внеклассное мероприятие | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ГАНЗУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
Класс: 7
Предмет: физика
Тема урока: «Сложение сил, направленных по одной прямой»
Учитель: Воротников А.В.
с. Ганзурино 2016г.
Тема урока: «Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила»
Цели урока: продолжить формирование УУД на основе изучения понятия равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику «Физика 7класс» «Дрофа».
Ход урока
I. Повторение изученного материала
1. Какая единица принята в СИ основной для измерения сил?
а) Килограмм (кг). в) Метр (м).
в) Ньютон (Н). г) Правильного ответа нет.
2. Формула, по которой рассчитывают силу тяжести ...
а) F = ρV б) S = vt в) F = mg г) F = kΔl
3. Вычислите силу тяжести, действующую на тело массой 4 кг.
а) 40 Н; б) 4 Н; в) 20 Н; г) 400 Н.
4. Какова сила тяжести, действующая на мешок картофеля массой 50 кг?
а) 50 Н; б) 100 Н; в)500Н; г) 5000 Н.
5. Определите вес легкого ведерка с 2 л воды.
а) 10 Н. б) 20 Н. в) 200 Н. г) 100 Н.
6. Каков вес человека, масса которого 70 кг?
а) 70 Н; б) 700 Н. в) 7 кН. , г) 1,4 кН.
7. У какого камня, масса каждого из которых 4 кг, вес обозначен на рисунке правильно?
а) № 1; б) №2. в) №3. г) №4.
8. Одинаковые коробки имеют массу 3 кг каждая. У какой из них сила тяжести обозначена правильно?
а) № 1; б) № 2.. в) № 3. г) № 4.
9. Какова масса коробки продуктов, если на нее действует сила тяжести, равная 500 Н.
а) 250 кг. б) 500 кг. в) 50 кг. г) 5000кг.
10. Найдите массу ящика, вес которого 600 Н.
а) 60кг; б) 600 кг. в) 6кг. г) 6000 кг.
Подготовка к изучению нового материала.
Переходя к освещению нового материала, следует на примере демонстрационного опыта показать, что часто тела движутся под действием нескольких сил.
При этом очень удобно все действующие на тело силы заменить одной силой, которая называется равнодействующей силой.
1. Демонстрация В/з «Сложение сил
2»
2. Обсуждение понятия «равнодействующая сила» вывод его определения.
II. Изучение нового материала
Любая равнодействующая сила вызывает такое же движение, как все отдельные силы, действующие на тело вместе.
Демонстрация в/ф «Сложение сил направленных по одной прямой».
1. Если к телу приложены две силы F1 и F2 направленные по одной прямой в одну сторону,
тогда равнодействующая сила Fр по направлению совпадает с направлением сил F1 и F2 а ее величина равна их сумме: Fр = F1 + F2
Демонстрация в/ф «Сложение сил направленных противоположно по одной прямой»,
2. Если две силы F1 и F2 , приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой, но в противоположных направлениях, тогда величина равнодействующей силы Fр = F1 - F2 ,
и направлена по направлению большей силы.
3. Если две противоположно направленные силы F1 и F2 равны по величине, то их равнодействующая сила равна нулю, F1 - F2 = 0. В этом случае говорят, что силы себя уравновешивают или скомпенсированы. Например, при движении парашютиста безопасная скорость при приземлении (5-1 м/с) достигается большой площадью купола парашюта (40—50м2). Это создает такую силу сопротивления воздуха, которая уравновешивает силу тяжести.
III. Закрепление материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
IV. Домашнее задание: §29; вопросы к параграфу; задачи №№ 354-356, 359, 360.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный | Объявляет тему урока, знакомит учащихся с планом работы и особенностями учебной деятельности на уроке. | Готовят свое рабочее место, делают записи в тетради | |
Повторение | Раздает тестовые работы, знакомит учащихся с особенностями заданий и выполнения работы. | Выполняют тестовую работу проводят взаимооценку работы и выставляют оценки на основе критериев на экране. | Познавательные УУД: приме-нение знаний для решения качественных и расчетных задач тестовой работы; регу-лятивные УУД: сопоставление полученных ответов с этало-ном, оценка результатов учеб-ной деятельности одноклас-сников. |
Подготовка к изучению нового материала | Демонстрирует в/ф «Равнодействующая сил», концентрирует внимание учащихся на показаниях динамометров | Просматривают в/ф, обсуждают особенности приложения сил их величину и и характер движения тела. Выводят определение равнодействующей и записывают в тетрадь | Познавательные УУД: анализ видеозаписей экспериментов, обобщение и логическое ос-мысление учебного материала в процессе формулирования определения равнодействую-щей силы. |
Изучение нового материала | Демонстрирует в/з «Сложение сил, направленных по одной прямой». Обращает внимание учащихся на показания динимометров и характер движения тела, а также обоснование закономерности сложения сил | Просматривают в/з, обсуждают закономерности сложения сил, формулируют их и записывают в тетрадь. | Познавательные УУД: анализ в/ з формулирование закономерностей сложения сонаправленных сил. |
Закрепление материала | Знакомит с особенностями заданий рабочей тетради | Выполняют задания в рабочей тетради. | Познавательные УУД: применение знаний для решения конкретных расчетных и качественных задач; регулятивные УУД: сопоставляют условия заданий и сформулированный верный ответ |
Подведение итогов урока | Собирает рабочие тетради, подводит итог урока, объявляет домашнее задание. | Проговаривают разные варианты правила сложения сил направленных по прямой. |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по физике
Физический турнир
Участники: учащиеся 7-9 класс
ЦЕЛЬ:
- Показать роль физики, как науки.
- Развивать у учащихся интерес к предмету.
- Проверить знания по физике, развить навыки рассуждений, краткого и чёткого выражения мысли.
ЗАДАЧИ
- выявить взаимосвязь физических знаний и явлений повседневной жизни;
- создать условия для практического применения теоретических знаний по физике, а также умения анализировать ситуацию и обосновывать ее с позиций физики.
ХОД ИГРЫ.
Участвуют две команды учащихся 7-9 классов, группы поддержки и ведущий, ассистенты - учащиеся 11 класса.
Ӏ этап – блицтурнир, ӀӀ этап– выполнение экспериментальных заданий.
Ӏ. Блицтурнир.
1. “Знаешь ли ты их имена?”
Команда отвечает сразу. При ошибке одной команды право ответа переходит ко второй. За каждый верный ответ – 1 жетон достоинством 5 баллов.
- Ломоносов (Михаил Васильевич)
- Ньютон (Исаак)
- Эйнштейн (Альберт)
- Курчатов (Игорь Васильевич)
- Циолковский (Константин Эдуардович)
- Ампер (Андре)
- Королев (Сергей Павлович)
- Ландау (Лев Давидович)
- Капица (Петр Леонидович)
- Менделеев (Дмитрий Иванович)
2. Предлагаемые пословицы необходимо обосновать с физической точки зрения, сказав о каком явлении, идёт речь. На обсуждение дается 1 минута, если команда ошибается или если нет верного ответа от группы поддержки, право ответа передается другой команде. За каждый верный ответ – жетон 10 баллов
- Не подмажешь, не поедешь. (трение)
- Семь раз отмерь, один раз отрежь. (мера длины)
- Ложка дёгтя бочку мёда портит. (диффузия)
- Куй железо пока горячо. (агрегатные состояния)
- Вода камень точит. (трение, давление)
- Плавает как топор в воде. (архимедова сила)
- Конь на четырёх ногах, а спотыкается. (инерция)
- Не всех на свой аршин мерят. (мера длины)
3. Участвуют команды и группа поддержки. Верный ответ 1 жетон достоинством 10 баллов.
- Плавает ли железный гвоздь в ртути? (плавает)
- В чем сущность явлений – на это ответ искал сиракузский мудрец…(Архимед)
- Быстрей ли то падает что тяжелей? И это проверить решил …(Галилей)
- Весь мир из мельчайших частиц состоит! Так утверждал древний грек …(Демокрит)
- В честь какого ученого названа основная единица измерения напряжения? (А. Вольта)
- Русский физик, возглавивший работы по созданию первой атомной бомбы в СССР? (И. В. Курчатов)
- Первая женщина-космонавт. (В. В. Терешкова)
II этап – выполнение экспериментальных заданий.
Задания выполняются под руководством ассистентов – учащихся 11 класса, у которых есть методички.
Тема работы: «Определение совершенной работы и вычисление мощности»
Цель работы: вычислить работу, совершаемую конкретным человеком и определить его мощность.
Оборудование: весы, секундомер, подставка высотой 30-40см, рулетка, тетрадь, калькулятор.
План выполнения работы.
1. При помощи весов определить массу испытуемого.
2. Замерить высоту подставки.
3. Совершить 50 прыжков на подставку за 5 подходов.
4. Замерить время 10 прыжков.
5. Полученные данные занести в таблицу.
6. Сделать вычисления.
7. Сделать вывод о совершенной испытуемым величиной работы и мощности.
№ | Количество прыжков n | Время t с | Высота подставки h | S = nh м | Работа А Дж | Мощность N кВт |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
Совершая прыжки, испытуемый совершает работу против силы тяжести. Чтобы вычислить работу воспользуемся формулой А = FS (1). Нам неизвестна сила, но известна масса испытуемого и поскольку он совершает работу против силы тяжести, тогда F = mg (2). Подставив выражение 2, в формулу 1 получим уравнение для вычисления работы, совершаемой испытуемым. Зная время, затраченное на совершение работы, вычислим мощность .
В основе деятельности человека лежит рефлекс. То есть имеется какой-либо раздражитель – есть и адекватный ответ, нет раздражителя – нет ответа. Реакция – очень важный показатель, характеризующий промежуток времени между раздражением и рефлекторным ответом. Этот показатель можно отнести к разряду характеристик силовых качества человека. Нормальная реакция здорового тренированного человека составляет, примерно 0,3 сек. Определять реакцию при помощи секундомера дело бесперспективное, поскольку измерение будет очень приблизительным. А вот если на помощь мы призовем физику, то косвенными расчетными методами, довольно точно можно определить время реакции. Пусть каждая команда выдвинет участника этого состязания, и тот, кто окажется самым быстрым и принесет победу своей команде.
Для определения времени реакции потребуется обычная линейка длинной 30-40 см. помощник держит линейку так, что она свисает вниз, причём нулевое деление удобно иметь снизу. Экспериментатор держит большой и указательный палец правой (левой—если он левша) руки так, что нижний конец линейки находится между пальцами и ему легко схватить падающую линейку. Ассистент одновременно с командой отпускает линейку, экспериментатор зажимает её двумя пальцами так быстро, как сумеет. Линейка успеет пролететь некоторое расстояние—его можно измерить по её же делениям, удобно вначале держать пальцы напротив нулевого деления линейки. По этому расстоянию и определим время падения, которое и будет являться временем реакции испытуемого. Линейка двигается под действием силы тяжести и ее движение можно считать равноускоренным движением без начальной скорости. Следовательно, падение линейки можно описать при помощи формулы . Так как v0 = 0, а a = g тогда время реакции
Задание для группы поддержки – кроссворд.
По горизонтали
2. Кто первый указал на существованние инерции
3. прибор для измерения мускульной силы руки
10. Кто первый указал на существование инерции?
11. Агрегатное состояние вещества, при котором оно имеет собственную форму и объем
12. Прибор, служащий для ориентации на местности
15. Притяжение
18. Микрогравитация
20. Линия, по которой движется тело
23. Величина, показывающая изменение скорости во времени
По вертикали
1. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире
4. Всё, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания
5. Догадка о том, как протекает явление
6. Учёный, открывший основные законы движения тел и закон всемирного тяготения
7. Единица измерения температуры?
8. Величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта
9. Как называется наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении?
13. физическая величина которая равна отношению массы тела к его объему
14. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого
15. Агрегатное состояние вещества, при котором оно не имеет собственной формы и постоянного объема. Принимает форму сосуда и полностью заполняет предоставленный ему объем
16. Движение тела, во время которого оно проходит равные пути за равные промежутки времени
17. Допускаемая неточность при измерении
19. Твердые тела, молекулы которых расположенны в определённом порядке
21. Прибор для измерения температуры?
22. В результате чего оба тела изменяют свою скорость
24. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
IV этап. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложение сил направленых по одной прямой.Равнодействующая сил
Презентация к уроку "Сложение сил направленых по одной прямой.Равнодействующая сил" .Физика 7класс...
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока (физика, 11 класс)
Основная задача урока - сформировать знания о явлениях отражения и преломления света; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, измерять показатель преломления стекла; ...
Урок физики 7 класс по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". Изучается в разделе "Механическое движение. Силы в природе" Автор учебника С.М. Андрюшечкин, издательство "Баласс"
Данный урок является продолжением темы "Механическое движение. Силы в природе". Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснащен презентацией, лабораторной работой, тестом в формате Excel....
Лабораторная работа по физике 7 класс по теме "Силы в природе", лист самооценки к уроку "Сложение сил, направленных по одной прямой" и тест в формате Excel
Данные работы являются продолжением урока по физике 7 класс "Сложение сил, направленных по одной прямой" автора С.М. Андрюшечкина...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература
Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...
План-конспект (краткий) урока физики 11 класс "Решение задач по теме "«Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны»"
краткий план, основа для развернутого...