Урок физики 7 класс: « Плавание тел. Экспериментальное исследование условий плавания тел»
план-конспект урока по физике (7 класс)
Урок физики был проведён в 7 классе, базовый учебник А.В. Перышкин .
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Плавание тел», раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Цель урока:
- выяснение условий и особенностей плавания тел, проверить их на опытах;
- дать возможность ученикам на практике понять и своими выводами подтвердить условия плавания тел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_7_klass_chervaneva_e.n.doc | 199 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_plavaniya_tel_1.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок – проект
Предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: А.В. Перышкин. Физика – 7 класс
Учитель: МКОУ «Борщенская СОШ» Черванева Е. Н.
« Плавание тел. Экспериментальное исследование
условий плавания тел»
Цель:
- выяснение условий и особенностей плавания тел, проверить их на опытах;
- дать возможность ученикам на практике понять и своими выводами подтвердить условия плавания тел.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение самостоятельно проводить эксперимент и наблюдения, выдвигать гипотезу и делать выводы, подтверждающие эту гипотезу.
- Способствовать прочному усвоению материала.
Воспитательные:
- Способствовать самостоятельному мышлению и умению самостоятельно делать логические выводы.
- Способствовать целеустремленности и готовности к действию.
Развивающие:
- Формировать способность без посторонней помощи продумать и сформулировать цель экспериментальной задачи.
- Формирование способности делать индуктивные и субъективные выводы.
- Формирование умение концентрировать внимание, вести диалог, аргументировано отстаивать свое мнение.
Методы: Словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Формы работы: Групповая, индивидуальная.
Оборудование: сосуды с водой, спиртом, маслом, свеча парафиновая, пробка, железный предмет, картофелина, пластилин, ракушки, рыбки, кораблик, рабочий лист, презентация, проектор, компьютер.
Планируемый результат | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; - проявление творческого отношения к процессу обучения; - готовность к равноправному сотрудничеству; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - убежденность в возможности познания природы; - проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений | Познавательные: - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать ситуацию Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата | Предметные умения -умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости; - умение составлять план эксперимента и делать вывод; - умение работать с текстом учебника |
Этапы урока-проекта | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Оформление замысла проекта. Постановка цели. | Обсуждают идею проекта, формулируют цель. | Предлагает объект исследования: русская народная поговорка «Что в воду упало, то пропало?». Участвует в формулировке цели. |
2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели. | Планируют способ выполнения проекта. Распределяют между собой виды деятельности, | Консультирует учеников, оказывает помощь в распределении совместной работы в группе. |
3. Выполнение проекта | Выполняют задания проекта предложенные на карточках. | Корректирует деятельность учеников, |
4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности. | Оценивают вклад каждого члена группы в общую работу по созданию проекта. | Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность расчета, оригинальность решения задачи. |
5. Рефлексия | Осуществляют рефлексию по карте рефлексии. | Предлагает ученикам карту рефлексии. |
Сценарий урока.
1.Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит выполнить интересную работу – создать проект. Превратим наш класс в маленькую исследовательскую лабораторию. Поможем друг другу, работая в группе. Вам предстоит пройти путь юного исследователя. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку мы возьмем высказывание известного философа И.Канта:
« Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
- Для изучения любого физического явления применяется последовательность шагов, посмотрите на доску и запишите правильный алгоритм. Именно эту последовательность мы будем применять при работе на уроке.
2. Определение темы проекта. Целеполагание
Учитель: Чтобы определить тему проекта, предлагаю вам обратить внимание на слайд презентации.
- Что общего в представленных картинках? Попытайтесь угадать, о чем мы сегодня будем говорить?
- И так, какова же тема нашего исследования?
Дети: плавание тел.
Учитель: Верно! А объектом нашего исследования будет русская народная поговорка «Что в воду упало, то пропало? Вы согласны с поговоркой?
Дети: соглашаются или опровергают поговорку.
Учитель: Мы с вами сотрудники лаборатории и наша задача путем экспериментов, опытов и наблюдений согласиться или нет с этой поговоркой. Для этого нам нужно выяснить условия плавания тел. Результатом нашего исследования будет таблица – памятка «Условия плавания тел».
- Для успешной совместной работы я предлагаю распределить обязанности в группе следующим образом:
Лаборант выбирает нужное оборудование;
Экспериментатор ставит эксперимент с помощью лаборанта;
Теоретик предлагает выводы по эксперименту;
Все трое во главе с теоретиком вместе продумывают проведение эксперимента.
- Я, буду выполнять роль консультанта в нашей работе.
- Этапы научного метода познания (повторить).
3. Выполнение исследовательской работы.
Эксперимент 1.
Учитель: У меня есть три разных тела: гвоздь, свеча, пробка. Коллеги, как вы думаете, на эти тела действует сила тяжести?
Дети: Да.
Учитель: А почему?
Дети: Если их выпустить из рук они упадут.
Учитель: А в воде действует?
Дети: Действует.
Учитель: Проверим (вызываю на каждое тело ученика).
1– й ученик бросает в воду гвоздь – тонет;
2 – й ученик бросает свечу – плавает;
3 – й ученик бросает пробку – выскакивает из воды.
Вывод: поговорка частично подтверждена (только для гвоздя).
Учитель: Почему же гвоздь утонул, а два других тела нет?
Дети: Кроме силы тяжести в воде действует сила Архимеда.
Учитель: Что это за сила?
Дети: Выталкивающая сила, действующая в жидкости и газе.
Учитель: А гвоздь утонул, на него действует сила Архимеда?
Дети: Да, на все тела в жидкости и газе действует сила Архимеда.
Учитель: Значит, сколько сил действует в воде?
Дети: Две: сила тяжести и архимедова сила.
Учитель: Как направлены эти силы?
Дети: Сила тяжести вниз, а архимедова вверх.
Учитель: Так почему же гвоздь утонут?
Дети: Сила тяжести больше архимедовой силы.
Учитель: А свеча плавает в воде?
Дети: Сила тяжести равна архимедовой силе.
Учитель: А пробка всплывает и находится на поверхности воды?
Дети: Сила тяжести меньше архимедовой силы.
Учитель: И так, подведем итог.
Коллеги, у вас на столе есть рабочий лист, давайте запишем свои наблюдения.
(Учащиеся записывают условия плавания тел, а учитель комментирует запись).
Тело тонет Тело плавает Тело всплывает
Fтяж. > FА Fтяж. = FА Fтяж.
Учитель: Продолжаем нашу экспериментальную работу по заданиям рабочего листа.
Эксперимент 2. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде. Результаты оформите в виде таблицы.
- Теоретик зачитывает вывод из рабочего листа.
- Поговорка верна или нет?
Учитель: Можно ли тело, которое в обычных условиях тонет в воде, заставить плавать. Например, картофель.
Эксперимент 3. «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.
-Теоретик зачитывает вывод, а экспериментатор делает рисунки.
Учитель: Делаем вывод: поговорка опровергнута. Плотность человека несколько больше, чем воды, поэтому в пресной воде человек не умеющий плавать тонет. У соленой воды плотность выше. Из – за высокой плотности мертвого моря, человек не утонет, можно лечь на воду и читать книгу. (Слайд ).
( Небольшой рассказ о мертвом море.)
-Динамическая пауза. Я, называю тела, а вы, если они не тонут в воде встаете, а если тонут , то садитесь.
Например: - лед (встаем), железо (садимся), парафин (встаем) и т. д.
Эксперимент 4.
Учитель: имеются два стакана с жидкостями. Бросаю в 1-й стакан парафиновую свечу – плавает. Вынимаю. Бросаю во 2-й стакан – утонула.
Учитель: как вы думаете, коллеги, почему?
Дети: В другом стакане другая жидкость.
Учитель: Какая?
Дети: У которой плотность меньше плотности парафина.
Учитель: Давайте откроем справочное пособие (учебник), на странице 50 и посмотрим, какая это жидкость.
Дети: Спирт (pс
Вывод: поговорка опровергнута.
Учитель: Ребята, если плотность жидкости равна плотности тела, то..?
Дети: Тело плавает внутри жидкости.
Учитель: Посмотрите по справочному пособию, в какой жидкости будет плавать парафиновая свеча?
Дети: Свеча будет плавать в подсолнечном масле.
Учитель: Давайте проверим (вызывается ученик проделать этот опыт).
Учитель: Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?
Эксперимент5.
Учитель: Понаблюдаем еще за одним опытом: стакан с водой ставлю на блюдце, наливаю в стакан подсолнечное масло. Масло наверху. Почему?
Дети: Плотность масла меньше плотности воды.
Задание: как можно собрать масло в блюдце, не наклоняя стакана?
Дети: Доливать воду в стакан до тех пор, пока масло не выльется в блюдце.
Вывод: Поговорка опровергнута.
Учитель: Этот способ используется при добыче нефти: в скважину наливают воду и нефть всплывает.
Учитель:
. И так, каков наш вывод? « Что в воду упало, то пропало?»
Заключительный вывод: Поговорка частично подтверждена
Учитель: общий вывод представим в виде таблицы (учащиеся заполняют таблицу)
Условия плавания тел | ||||
Поведение тела | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями | ||
Словесная запись | FT ? FA | Словесная запись | ρТ ? ρж | |
Тело тонет, |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Тело плавает, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Условия плавания тел | ||||
Поведение тела | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями | ||
Словесная запись | FT ? FA | Словесная запись | ρТ ? ρж | |
Тело тонет, | Сила тяжести больше архимедовой силы. | FT > FA | Плотность тела больше плотности жидкости | ρТ > ρж |
Тело плавает, если... | Сила тяжести меньше архимедовой силы. | FT < FA | Плотность тела меньше плотности жидкости | ρТ < ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... | Сила тяжести равна архимедовой силе. | FT = FA | Плотность тела равна плотности жидкости | ρТ = ρж |
4. Первичное закрепление.
Индивидуальная работа
На ваших столах находятся лист с тремя таблицами:
«Вода», «Молоко» и «Ртуть».
Заполнить последнюю колонку в каждой таблице (Тонет или нет), сравнив перед этим плотности веществ.
«Вода»
Плотность жидкости. | ρТ ? ρж | Плотность вещества. | Тонет или нет. |
Вода 1000 кг/м3 | Резина 1200 кг/м3 | ||
Вода 1000 кг/м3 | Кирпич 1800 кг/м3 | ||
Вода 1000 кг/м3 | Стеарин 870 кг/м3 | ||
Вода 1000 кг/м3 | Лед 900 кг/м3 | ||
Вода 1000 кг/м3 | Воск 710 кг/м3 |
«Молоко».
Плотность жидкости. | ρТ ? ρж | Плотность вещества. | Тонет или нет. |
Молоко 1030 кг/м3 | Резина 1200 кг/м3 | ||
Молоко 1030 кг/м3 | Кирпич 1800 кг/м3 | ||
Молоко 1030 кг/м3 | Стеарин 870 кг/м3 | ||
Молоко 1030 кг/м3 | Лед 900 кг/м3 | ||
Молоко 1030 кг/м3 | Воск 710 кг/м3 |
«Ртуть»
Плотность жидкости. | ρТ ? ρж | Плотность вещества. | Тонет или нет. |
Ртуть 13600 кг/м3 | Резина 1200 кг/м3 | ||
Ртуть 13600 кг/м3 | Кирпич 1800 кг/м3 | ||
Ртуть 13600 кг/м3 | Стеарин 870 кг/м3 | ||
Ртуть 13600 кг/м3 | Лед 900 кг/м3 | ||
Ртуть 13600 кг/м3 | Воск 710 кг/м3 |
5. Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание: § 52 .
6. Этап подведения итогов занятия
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
7. Этап рефлексии
Оцените степень своего погружения в тему «Плавание тел». Рефлексия (карточка у каждого ученика). Как я себя чувствовал на уроке? Нарисуйте смайлик и прикрепите на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.
Приложение.
Рабочий лист
Тема проекта: « Плавание тел. Экспериментальное исследование
условий плавания тел».
Цель проекта: выяснение условий и особенностей плавания тел, проверить их на опытах.
Продукт проекта: таблица – памятка «Условия плавания тел»
Эксперимент 1.
Вывод:
Тело тонет тело плавает тело всплывает
Fтяж. FА Fтяж. FА Fтяж. FА
Эксперимент 2.
1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.
2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
3. Результаты оформите в виде таблицы.
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: тела равного объема (парафиновое, деревянное, алюминиевое и стальное).
Вещество | Плотность вещества | жидкость | Плотность жидкости | Тонет или нет |
Сталь | ρ= кг/ | вода | ρ = 1000 кг/ | |
Сосна | ρ= кг/ | вода | ρ = 1000 кг/ | |
Алюминий | ρ= кг/ | вода | ρ = 1000 кг/ | |
Парафин | ρ= кг/ | вода | ρ = 1000 кг/ |
Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости равно плотности вещества, то тело ___________________.
Эксперимент 3.
- «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде?
- Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.
Без соли добавили высыпали
половину соли всю соль
Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.
Вывод:
в простой воде картофелина_______________
в соленой воде картофелина ________________.
Эксперимент 4. Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду.
Оборудование: сосуды с маслом, водой.
На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Вывод____________________________________________________________
Дополнительное задание
- Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.
- Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.
- Поясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.
Вывод:______________________________________________________________________
Карта рефлексии:
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
2. Материал урока мне был (полезен / бесполезен
интересен / скучен)
3. Какой стиль общения преобладал в работе вашей группы (ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания)
4. Где вам в жизни пригодятся полученные сегодня знания и умения?
5. Какие новые умения приобретены Вами?
Дополнительный материал к уроку.
Памятка «Правила работы в группах»
- Говорите по –очереди, не перебивая друг друга.
- Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
- Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
- Соблюдайте правила техники безопасности при выполнении работы.
___________________________________________________________________________
Условия плавания тел | ||||
Поведение тела | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями | ||
Словесная запись | FT ? FA | Словесная запись | ρТ ? ρж | |
Тело тонет, |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Тело плавает, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Условия плавания тел | ||||
Поведение тела | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями | ||
Словесная запись | FT ? FA | Словесная запись | ρТ ? ρж | |
Тело тонет, |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Тело плавает, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАВАНИЕ ТЕЛ Объект исследования русская народная поговорка «Что в воду упало, то пропало?» Цель: выяснить условия и особенности плавания тел, проверить их на опытах. Результат исследования : таблица – памятка по теме: «Условия плавания тел».
Если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело будет опускаться на дно, тонуть. Если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости. Если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело будет подниматься из жидкости, всплывать. Эксперимент 1.
Эксперимент 2. Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то тело ___________ если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело ______________ если плотность жидкости равна плотности вещества, то тело _____________.
Эксперимент 3. без соли добавили половину соли высыпали всю соль
МЁРТВОЕ МОРЕ
Условия плавания тел Поведение тела Соотношения между силами Соотношения между плотностями Словесная запись F T ? F A Словесная запись ρ Т ? ρ ж Тело тонет, если... F T F A ρ Т ρ ж Тело плавает, если... F T F A ρ Т ρ ж Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... F T F A ρ Т ρ ж
Условия плавания тел Поведение тела Соотношения между силами Соотношения между плотностями Словесная запись F T ? F A Словесная запись ρ Т ? ρ ж Тело тонет, если... Сила тяжести больше архимедовой силы. F T > F A Плотность тела больше плотности жидкости ρ Т > ρ ж Тело плавает, если... Сила тяжести меньше архимедовой силы. F T < F A Плотность тела меньше плотности жидкости ρ Т < ρ ж Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... Сила тяжести равна архимедовой силе. F T = F A Плотность тела равна плотности жидкости ρ Т = ρ ж
Бензин Масло машинное Мёд
Мёд Масло машинное Бензин
Домашнее задание По учебнику: § 52 Подготовить сообщения: «Плавание судов», «Воздухоплавание», «Плавание живых организмов».
Карта рефлексии: Своей работой на уроке я (доволен / не доволен) 2. Материал урока мне был (полезен / бесполезен интересен / скучен) 3. Какой стиль общения преобладал в работе вашей группы (ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания) 4. Где вам в жизни пригодятся полученные сегодня знания и умения? 5. Какие новые умения приобретены Вами?
Глубина погружения в рассмотренный материал. Спасибо за работу на уроке!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»
Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....
Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе. Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.
Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе.Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.Цель:Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать у...
Урок физики по теме: "Плавание тел. Условия плавания тел".
Изучения темы "Плавание тел. Условия плавания тел. " на уроках физики в 7 классе по программе и учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник. Учебная деятельность учащихся на уроках по данной теме организован...
Мотивация на уроках физики средствами исследовательской и экспериментальной деятельности. ( из опыта работы )
Как повысить мотивацию учащихся на уроках физики и во внеурочное время...
План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего". 9 класс
План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего"...
Мастер-класс. Формирование УУД на уроке физики при изучении темы " Плавание тел. Условия плавания тел."
В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный ...