Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Класс:  

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока:  создать условия для:

  • формирования умений применять теоретические знания на практике;
  • активной творческой деятельности учащихся при решении задач

Задачи урока.        

Образовательные:

- повторить основные понятия, формулы по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»,

- закрепить умения анализировать тепловые процессы;

- продолжать формировать умения применять полученные знания при решении задач,

Развивающие:

- развивать умения планировать свою деятельность

- формировать умение переформулировать полученную информацию;

- развивать творческую деятельность учащихся, умение обосновывать правильность решения задачи, проводить анализ содержания задачи,  посредством работы над решенной задачей;

- развивать умение связно и логично излагать свои мысли, стремиться доводить дело до конца.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие;

- воспитывать коммуникативные навыки; толерантность;

- развивать познавательный интерес к предмету.

 

Используемые технологии: деятельностного обучения; групповые, ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах.

Формируемые УУД:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                     сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:                                                                                                                                                                                                                осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                           допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Цель этапов урока

Деятельность

Формируемые УУД

        Учителя        

Учащихся

1.Организационный момент

Проверить готовность к уроку, создать спокойную, рабочую обстановку в классе.

Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место.

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. (Слайд 2)

Учащиеся оценивают готовность к уроку.

Регулятивные.Включение в ритм работы.

Личностные. Самоопределение, настрой на урок.

Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности. Постановка цели урока.

Составление плана работы на уроке.

Вывести тему и цель урока.

 Ребята, какую тему мы изучаем?

Обратите внимание на слайд. (Слайд 3) Прочтите стихотворение.

(На уроках, вот беда,

Задачи задают всегда.

Делать что? Кого спросить,

Чтобы правильно решить?)

Как вы думаете, чему посвятим урок сегодня? Какова тема урока?

Тему определили верно. Запишите ее. (Слайд 3)

Какие цели урока вы поставили бы перед собой сегодня? (Слайд 4)

Ребята, что значит уметь решать задачи? Что надо знать, чтобы решить задачу правильно?

Какой план работы вы составили бы сегодня? (План записывается на доске)

Ребята, у каждого из вас на столе лежат листы самоконтроля. В них в течение урока ставьте знаки «+» или «-» в зависимости от того справились вы с заданием или нет. В конце урока вы получите «карту» знаний, с помощью которой сможете ликвидировать пробелы в знаниях.

Учащиеся работают устно. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют и записывают тему урока:

Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».

Формулируют цели урока:

Совершенствовать навыки решения расчетных задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».

Размышляют, спорят, составляют план работы.

1. Повторить названия тепловых процессов.

2. Повторить физические величины, описывающие тепловые процессы, их буквенное обозначение и единицы измерения.

3.Повторить формулы.

4. Повторить алгоритм решения задач.

5. Решить задачи.

Познавательные. Самостоятельное выделение и формулировка темы и целей урока.

Регулятивные. Ананализ условий достижения целей, планирование путей достижения целей.

Коммуникативные.

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.

3.Актуализация знаний.

Развивать умение проводить самодиагностику и самоанализ.

Повторим материал прошлого урока в виде самостоятельной работы. (Приложение 2). По окончании работы проведите самопроверку, сравнивая свои ответы на вопросы с информацией на слайде. Оцените вашу работу: если вы выполнили любые два задания, поставьте «3», если выполнили 3 задания, то «4», если выполнили все задания правильно можете поставить себе «5»! (Слайд 5, 6)

Работают письменно, самостоятельно, по окончании выполняют самопроверку.

Познавательные. Умение структурировать знания,

давать определение понятиям.

Регулятивные.Самостоятельный контроль своего времени и управление им. Контроль за выполнением заданий.

Коррекция опорных знаний учащихся.

Выясним, что еще вы знаете о тепловых процессах? На слайдах будут появляться задания, вам необходимо их выполнить. В листе самоконтроля  поставьте знаки «+» или «-» в зависимости от того справились вы с заданием или нет.

Решите задачу. Она считается решенной, если вы верно выберите и поднимете карточку с формулой (Приложение 4). (Слайд 7-12)

Учащиеся работают устно. Заполняют листы самоконтроля.

Познавательные. Осуществление

сравнения, умение строить логическое рассуждение,  объяснять явления, процессы.

Коммуникативные.

Формулирование собственного мнения и позиции, умение аргументировать их, адекватно использовать речь для  регуляции своей деятельности.

Оценить собственную деятельность.

Что мы с вами повторили? В листе самоконтроля (Приложение 1), которые выдаются в начале урока, поставьте знаки «+» или «-» в зависимости от того справились вы с заданием или нет.

Какой следующий шаг?

Учащиеся работают устно. Повторили названия процессов, обозначение и единицы измерения некоторых физических величин, формулы, описывающие тепловые процессы.

Следующий шаг – повторить алгоритм решения задач

Регулятивные. Осознание уровня и качества усвоения знания.

Личностные. Оценивание усваиваемого материала.

Коммуникативные. Установление связи между целью и результатом.

Повторить алгоритм решения задач.

 Чтобы решить задачу верно надо воспользоваться алгоритмом решения. Алгоритм - это последовательность действий. Вам необходимо вспомнить и правильно расставить порядок действий. (Приложение 3) (Слайд 13, 14).

Учащиеся работают устно. Вспоминают алгоритм решения задач, выполняют задание.

Познавательные. Осуществление

сравнения, умение строить логическое рассуждение,  объяснять явления, процессы.

Коммуникативные.

Формулирование собственного мнения и позиции, умение аргументировать их, адекватно использовать речь для  регуляции своей деятельности.

Оценить собственную деятельность.

Что мы с вами повторили? Какой следующий шаг?

Учащиеся работают устно. Повторили алгоритм решения задач.

Следующий шаг – решение задач.

Регулятивные. Осознание уровня и качества усвоения знания.

Личностные. Оценивание усваиваемого материала.

Коммуникативные. Установление связи между целью и результатом.

4. Применение знаний при решении практических задач.

Организовать работу в группах.

Для выполнения следующего задания предлагаю объединится в группы и выполнить задание в карточке (Приложение  5) (Слайд 15)

(Для слабоуспевающих предусмотрен упрощенный вариант задания (Приложение 6).

Запишите краткую запись задач, которые у вас получились в тетради, оставляя свободное место для решения (корректирует, если необходимо условие и решение).

Работают в группе, обсуждают, выполняют задание, затем отвечают на 1, 2, 3 вопросы в карточке - фронтально,

краткую запись и решение новых задач (вопросы в карточке 4-6) записывают на доске представители групп, объясняют решение.

Познавательные. Осуществление

сравнения, классификации; построение логических рассуждений, умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения.

Регулятивные.Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации.

Личностные. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные. Умение учитывать разные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве,

формулирование собственного мнения, аргументирование и координировние его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

5.Рефлексия.

Оценить собственную деятельность.

 Итак, наш урок подходит к концу. В листе самоконтроля оцените ваши знания на сегодняшний день.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли ее достичь?

-Выполнили ли план?

-Остались ли у вас вопросы?

       

    Продолжите предложения:

 Своей работой на уроке я...             доволен/ не доволен  

У меня получилось …

Было трудно  ...

 Материал урока мне был …         полезен/ бесполезен (Слайд 16)

Отвечают фронтально на вопросы учителя, записывают домашнее задание.

Регулятивные. Осознание уровня и качества усвоения знания.

Личностные. Оценивание усваиваемого материала.

Коммуникативные. Установление связи между целью и результатом.

6. Домашнее задание

В листе самоконтроля вы оценили ваши знания на сегодняшний день. К следующему уроку необходимо заполнить пробелы в них.

Составить и решить задачу по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества» или составить задания к задаче 5 из упражнения 16 учебника, решенной на прошлом уроке. (Слайд 17)

Записывают домашнее задание.

Познавательные. Выделение существенной информации из

слов

учителя.

Коммуникативные.Умение воспринимать информацию.

Приложение 1.

Лист самоконтроля.

Я должен знать

Я должен уметь

1.Названия тепловых процессов

1. Определять по условию задачи, какие вещества участвуют в теплообмене.

1.Нагревание (охлаждение)

2.Плавление (отвердевание)

3.Парообразование (конденсация)

4.Сгорание

2.Обозначения и единицы измерения физических величин

1.Количество теплоты

2.Удельная теплота плавления

2.Определять, какие тепловые процессы происходят с этими веществами

3. Удельная теплота парообразования

4.Удельная теплота сгорания топлива

5.Масса, плотность

3.Знать определения физических величин

3.Составлять уравнение теплового баланса

1.Количество теплоты

2.Удельная теплота плавления

3.Удельная теплота парообразования

4.Удельная теплота сгорания топлива

5.Масса, плотность

4.Знать формулы для расчета количества теплоты для процессов

4.Выражать искомую величину через известные.

1.Нагревание (охлаждение)

2.Плавление (отвердевание)

3.Парообразование (конденсация)

4.Сгорание

Приложение 2.

Самостоятельная работа

1 вариант

1. Вставьте пропущенные слова.

  1.           1. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется…
  2.           2. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое называется…

2. Запишите буквенное обозначение и единицы измерения физических величин

3.Удельная теплота сгорания топлива

4.Удельная теплота парообразования.

2 вариант

1. Вставьте пропущенные слова.

1. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется…

2. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется…

2.Запишите буквенное обозначение и единицы измерения физических величин

3.Количество теплоты

4.Удельная теплоемкость

Приложение 3.

Алгоритм решения задач.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА

1. Записать краткое условие задачи и выразить все величины в СИ.

2.Определить, какие вещества участвуют в теплообмене.

3. Определить, какие тепловые процессы происходят с этими веществами, и написать формулы для этих тепловых процессов.

4. Используя записанные формулы, составить уравнение теплового баланса.

5. Из уравнения теплового баланса выразить искомую величину и вычислить ее.

Приложение 4.

Формулы.

Q=cmΔt

 Q=λm

 Q=qm

 Q=Lm

        

Приложение 5.

Задача для работы в группе.

763.

Физика. Сборник вопросов и задач 7-9 кл.: учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений/ А.Е.Марон, Е.А. Марон, С.В.Позойский.-М.: Дрофа, 2013.-270с

Определите массу керосина, которую нужно сжечь, чтобы расплавить олово массой 240 г, если его начальная температура 22 0С?

  1. Составьте задачу по данному решению.
  2. Какие данные не записаны в краткой записи условия, но необходимы для решения задачи? Где надо искать недостающие величины?
  3. Измените вопрос в задаче так, чтобы получилась новая задача (используйте результаты решения).
  4. Используя алгоритм решите новую задачу.

риложение 6.

Задание для слабоуспевающих.

Задача 1.

Какое количество теплоты необходимо для плавления олова массой 240 г, если его начальная температура 22 0С?

*Для того, чтобы расплавить олово необходимо сначала нагреть его до температуры плавления.

Задания.

  1. Объясни решение задачи.
  2. Какие величины не записаны в краткой записи условия, но необходимы для решения задачи? Где надо искать недостающие данные?
  3. Рассчитай задачу, подставив все величины в формулу.

  1. *Составь и реши аналогичную задачу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Ц.Л. Куникова муниципального образования город – курорт Геленджик Проект урока физики в 8 классе по теме «Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества» Учитель физики МАОУ СОШ №8 им. Ц. Л. Куникова Мерхалева Елена Юрьевна 2016 год

Слайд 2

2 Не выкрикивать! Быть терпеливым! Дать возможность высказаться своим товарищам! Уважать друг друга! ЗАКОНЫ УРОКА

Слайд 3

На уроках, вот беда, Задачи задают всегда. Делать что? Кого спросить, Чтобы правильно решить ?) 3 Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Слайд 4

Совершенствовать навыки решения расчетных задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества ». ЦЕЛЬ

Слайд 5

Вставьте пропущенные слова. 1. Плавление 1. Конденсация 2. Кристаллизация 2. Парообразование 2. Запишите буквенное обозначение и единицы измерения физических величин 3 . [ q ] = 1 3. [ Q ] = 1 Дж 4. [ L ] = 1 4. [с] = 1 Дж Дж Дж к г С кг кг 0 1 вариант 2 вариант

Слайд 6

6 МОЛОДЦЫ !!!

Слайд 7

Решите задачу 7

Слайд 8

Сколько энергии требуется для превращения 5 кг воды в пар, взятой при температуре кипения? Решите задачу

Слайд 9

Какое количество теплоты необходимо для нагревания стальной детали массой 200 г от 10 до 20 градусов? Решите задачу

Слайд 10

Сколько энергии выделится при сгорании 3 кг торфа? Решите задачу

Слайд 11

Какое количество теплоты выделится в процессе кристализации медной пластины массой 3 кг? Решите задачу

Слайд 12

12 Я РАД ЗА ВАС !!!

Слайд 13

13 1.Определить , какие вещества участвуют в теплообмене . 2. Составить уравнение теплового баланса. 3. Записать краткое условие задачи, выразить величины в СИ. 4. Определить , какие тепловые процессы происходят с этими веществами, написать формулы для этих процессов. 5 . Выразить искомую величину и вычислить ее. Алгоритм решения задач

Слайд 14

14 Записать краткое условие задачи, выразить величины в СИ . 2.Определить, какие вещества участвуют в теплообмене . 3. Определить, какие тепловые процессы происходят с этими веществами, написать формулы для этих процессов. 4. Составить уравнение теплового баланса . 5. Выразить искомую величину и вычислить ее. Алгоритм решения задач

Слайд 15

Дано: m=240 г t = 22 C m - ? Решение : Q = Q qm =cm(t – t ) + λ m m = m = 0,6 кг к СИ 0,24 кг Определите массу керосина, который нужно сжечь, чтобы расплавить олово массой 240 г, если его начальная температура 22 С? 0 керосин 1 к о 1 к cm(t - t ) + λ m 1 пл q олово пл 0 о о о о к

Слайд 16

16 Своей работой на уроке я... доволен/ не доволен У меня получилось … Было трудно ... Материал урока мне был … полезен/ бесполезен

Слайд 17

17 ДОМА. 1. Повторить пройденный материал, опираясь на листы самоконтроля. 2. Решить составленные сегодня на уроке задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества.

Заключительный урок по теме "Тепловые явления" в 8 классе по программе для общеобразовательных учреждений: физика 7–9 под редакцией А.В.ПерышкинаТип урока – урок закрепления полученных знаний...

Обобщающий урок по физике 8 класс "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества"

Урок систематизации знаний по теме "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества" включает повторение материала по теме(фронтальная работа с классом),виртуальную лабораторию(учащиеся проводят виртуа...

Технологическая карта урока в 7 классе "Решение задач по темам: "Механическое движение. Масса. Плотность вещества"

Технологическая карта урока в 7 классе"Решение задач по темам: «Механическое движение. Масса. Плотность вещества»Тип урока: урок отработки умений и рефлексии...

Визитная карточка урока по физике в 7 классе "Решение задач по темам: "Механическое движение. Масса. Плотность вещества"

Визитная карточка урока по физике в 7 классе по теме "Решение задач по темам: "Механическое движение. Масса. Плотность вещества"...

Решение задач по теме "Тепловые явления"

Можно использовать в качестве повторения и обощения материала по теме "Тепловые явления"...

Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме: "Решение задач по теме Тепловые явления"

Представленная методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Решение задач по теме "Тепловые явления" выстроена в логике системно-деятельностного подхода с использованием тех...