Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.
статья по физике

Адамова Лариса Валерьевна

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. В данной статье рассмотрены проблемы при работе с одареными детьми и возможные пути из преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_organizatsionnoy_raboty_s_odarennymi_detmi_2.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы  организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.

Учитель физики МОУ «Гимназия 12»

                                                                            Адамова Лариса Валерьевна

  В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.         Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы. Одаренность –  проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

 Именно поэтому одаренные дети сталкиваются с огромными проблемами. Как показывают многочисленные практические и экспериментальные исследования, нельзя предсказать достижения высокоодаренного ребенка  в будущем по уровню развития его интеллекта или любых других способностей.  Иначе говоря, сама по себе высокая одаренность ребенка,  ни в какой мере не предсказывает столь же высоких его достижений в будущем. Более того, лишь небольшая часть одаренных детей, вырастая, реализуют свои способности на соответствующем их возможностям уровне.

Почему же одаренные дети так редко и трудно реализуют свои повышенные возможности в зрелой, профессиональной деятельности?

 1.Одаренные дети и подростки не имеют достаточного опыта преодоления трудностей, неудач, прежде всего в познавательной сфере, практически никогда не встречаясь с серьезными препятствиями во время обучения.

2.В социальной сфере они испытывают дискомфорт и иногда очень значительный. Но они уходят от социальных проблем вместо того, чтобы их решать. Недостатки волевой регуляции встречаются у одаренных детей в подавляющем большинстве случаев. Навыки саморегуляции – это первая (и, пожалуй, главная проблема одаренных).

3.Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, также направленная, прежде всего на передачу опыта, приобщение ребенка к знаниям, накопленным человечеством.

4. Одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение. По данным ряда психологов, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям профессиональной самореализации. Таким образом, вторая проблема особо одаренных – креативность.

5.Особо одаренные дети испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Особенно заметно у многих исключительно одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума.  Социальные связи – это третья проблема одаренных.

6.И, наконец, особую проблему этих детей составляют трудности профессионального самоопределения - специализации способностей.

Одним из путей преодоления этих проблем, а также одновременного развития одаренных детей, применение их творческого потенциала и способностей является участие их в исследовательской деятельности.

 Поэтому необходимо  сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности. Тем более такая работа  дает  ученикам огромные возможности приобретения новых компетенций:

         развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки;

         формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

         даёт возможность проверить  свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

         благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Известно, что исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы:

1 Выбор темы, формулирование цели и задач

2. Изучение «истории вопроса» (знаний накопленных человечеством по данному вопросу на данный момент)

3. Сбор и обработка материала

4. Выдвижение гипотезы и их экспериментальная проверка

5. Описание результатов

6. Презентация результатов

Работа с одаренными детьми требует огромной отдачи и заинтересованности педагога. И на каждом этапе требует от педагога очень высокой профессиональной подготовки и решения проблем, возникающих в процессе написания научно- исследовательской работы.

Рассмотрим хотя бы первый этап.  Выбор темы исследования и формулировка цели исследования.  

Ведущая роль здесь  конечно отводится руководителю исследовательской деятельности, который в процессе индивидуальной работы с учеником  призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения. Так как багаж знаний у таких учеников велик. Им трудно определиться с тем, что они хотят изучать и исследовать. Поэтому можно записать все темы, причем сначала, на этом этапе, просто на бытовом языке. Записывание позволяет более осознанно выйти на цель, не потеряв ничего ценного. А затем соотнести сделанные записи с возможностями и ученика и руководителя, и сделать выбор в пользу одной - двух тем. Формулировка полученной темы - это и есть  тема исследования.

Если теперь дать ученику самостоятельно  провести предварительный анализ проблемы, выяснив примерно степень изученности вопроса и вероятность относительного совпадения с программой какого-либо из существующих исследований, то можно  вместе с педагогом сформулировать цель исследования.

 Иногда тема исследования появляется неожиданно, она захватывает ученика и не дает ему покоя. Это связано с тем, что на уроке часто решаются проблемные ситуации, возникают проблемные вопросы. Для некоторых они становятся темами рефератов, темами проектов, а иногда и темами научных исследований. Таким образом, в нашей гимназии за последние годы по физике  были представлены  исследовательские работы по темам «Физика для спортсмена», «Влияние электромагнитных полей на живые организмы», «Исследование шумового загрязнения в г. Омске»,  «Факторы, влияющие на зрение». «Тополь как индикатор чистоты воздуха»

В последние годы огромную помощь нашей гимназии при работе с одаренными детьми оказывают  преподаватели Омской Медицинской Академии и Педагогического университета. Это  позволило написать исследовательские работы учащимися на более высоком уровне, с применением современных, научных  методик исследования   по темам «Влияние физической нагрузки на сердечнососудистую систему», «Исследование площади озер  Салтаим и Тенис Омского региона по снимкам из космоса », «Исследование памяти школьников», «Сравнение климатических данных полученных спутником и метеостанцией».

2. После формулирования темы следующая трудность связана  с особенностями мотивации ребенка. Нужно постоянно поддерживать интерес к выбранной теме, подпитывать этот интерес различными способами. Предлагать использовать различные приемы и методики исследования. Давать возможность ученику самому найти или придумать различные способы  решения проблемы, объяснения полученных результатов. Это позволяет развивать критическое мышление и творческий потенциал. Ведущую роль в этом направлении играет способность учителя активизировать исследовательский интерес ученика, а затем – умение поддерживать его, помогать ученику, находить необходимые средства для его реализации. Актуализация познавательного интереса и процесс управления поиском - главные факторы, способствующие развитию исследовательских умений одаренных детей.

Актуализация познавательной потребности, пробуждение исследовательской жилки в ученике будет происходить только тогда, когда он почувствует удовольствие от поиска, Научный поиск всегда начинался с любопытства – «а как это устроено?», «а как это происходит?», «а откуда это берется?», «а почему?». У особо одаренных любопытство, что называется, «родилось раньше них», и всю жизнь их вело, заставляя читать много и основательно, но это действительно любопытство, а не обязательность. Если человек пополняет знания только потому, что это обязанность, открытий он никогда не сделает. Открытие, как известно, начинается с удивления. Чаще всего достаточно лишь один раз спровоцировать его, и дальше оно само будет развиваться, захватывая новые и новые области.

3. Еще одной  трудностью  в процессе  написания научно- исследовательской работы является практическое отсутствие накопленного опыта по данной выбранной проблеме исследования. Нет необходимой или достаточной информации ни в книгах, ни в учебниках, ни в Интернете, только потому, что темы исследования новые, актуальные. Это заставляет одаренных детей выступать в роли первооткрывателей, активизировать их мыслительную деятельность, позволяет  преодолевать трудности  в процессе исследования и формулировке выводов. Все это позволяет для каждого ребенка выстроить индивидуальную траекторию познания.

       Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.  Руководителю исследовательской деятельностью необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать его развитию.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка по написанию научно-исследовательской работы

данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам....

Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы: оформление и часто встречаемые ошибки

Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и ...

Пособие по написанию научно-исследовательской работы учащегося.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ....

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку...

Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ

в статье представлены рекомендации по написанию и оформлению исследовательских работ...

Презентация "Правила написания научно-исследовательской работы"

Презентация включает структуру, речевые клише, примеры тем научно-исследовательской работы учащихся...