Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ
учебно-методический материал
в статье представлены рекомендации по написанию и оформлению исследовательских работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_napisaniyu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Объем работы обычно колеблется от 10 до 25 страниц печатного текста (без приложения).
Текст печатается на одной стороне страницы; компьютерный шрифт 12-14, обычный, интервал между строк 1,5; размер полей; левого – 30мм; правого 10мм; верхнего и нижнего – 20мм.
Каждая глава начинается с новой страницы, как и оглавление, введение, заключение, список литературы, приложение.
Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть 3 интервала. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке нельзя.
Фразы с новой строки печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1,25см.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифра номера страницы ставится вверху по центру страницы; на титульный лист № страницы не ставится.
В работе желательно использовать не менее 5 источников. Необходимо соблюдать правила оформления библиографического аппарата (списка литературы).
Удобнее использовать алфавитный способ построения библиографического списка; фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту.
Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати. Книги одного, двух и более авторов.
Рузавин Г.И. Научная теория. М.: Мысль, 1978. 23с.
Методологические проблемы современной науки / сост.А.Т Москаленко М:, 1979. 295с.
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч.тр. (НИИ высшего образования) / отв. Ред. Н.Н. Нечаев. М.: НИИ ВО, 1995. 15с.
Мунтусов А.Б. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №6. с. 14.
Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы.
Цитаты и ссылки на высказывания оформляются обычно так: в конце предложения в квадратных скобках указывается № источника по списку
Работы над рукописью учебно-исследовательской работы.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура представления исследовательской работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
Титульный лист;
Оглавление;
Введение;
Главы основной части;
Заключение;
Библиографический список;
Приложения;
Вспомогательные указатели.
Титульный лист заполняется по строго определенным правилам и включает в себя: полное наименование учебного заведения; тема работы без слова “тема”; вид работы и тематика, класс, ФИО школьника; ФИО и должность руководителя; город и год выполнения работы без слов “город” и “год”.
В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы.
Во введении должны содержаться следующие элементы: обоснование актуальности темы очень краткий анализ достижений в той области, которой посвящена работа; общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых висследовании; цель данной работы; методы исследования; теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
Принято считать, что объем введения должен составлять примерно 1/10 часть общего объема работы.
В главах основной части подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Основной текст может сопровождаться иллюстрированным материалом (рисунки, схемы, карты, диаграммы, фотографии). Все они обозначаются как “рисунки” и имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера “Рис. 1” и т.д. Знак № не ставится, после номера рисунка дается название иллюстрации и, если нужно, источник, откуда она взята. Например: Рис. 1. Вид р. Цна. Фото автора. На картах, картосхемах должен быть подписан масштаб.
Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы и отличающуюся от нумерации рисунков. Над заголовком каждой таблицы, с правой стороны, пишется ее номер, знак № не ставится. Например: Таблица 1. Численность населения г. Тамбов 1990-2000гг, тыс. чел. Единица нумерации обязательно должна быть указана.
Ссылаясь в тексте на рисунок или таблицу, помечают в скобках: (рис. 1) или (табл. 8). Если рисунок или таблица находится в конце работы, добавляется слово “смотри”: (см. рис. 2), (см. табл. 4). Знак № и здесь не ставится.
В заключительной части в сжатой форме синтезируется описанный в работе материал, подводятся итоги.
Заключение предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы.
Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Заключение по объему всегда должно быть меньше введения. Считается, что нормальный объем заключения составляет 1/20 часть общего объема работы.
После заключения принято помещать библиографический список литературы. Как его оформлять, написано выше.
В раздел “Приложение” помещают цифровой материал в виде таблиц, чертежи, диаграммы, схемы, графики, фотографии. Весь этот иллюстративный материал называют рисунками, снабжают заголовками или подписями, нумеруют.
Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение располагают на отдельной странице; в общий объем работы приложения не засчитываются.
Защита работы. (представление учебно-исследовательской работы)
Обычное время для выступления на защите исследовательской работы, на конференциях от 5 до 10 минут.
Выступающий должен говорить достаточно громко эмоционально, грамотно, логично, уверенно. Если есть наглядный стендовый материал, надо использовать его данные для доказательств своих выводов и основных положений работы. Возможна компьютерная презентация.
Текст выступления лучше написать заранее.
Для выступления учащимся рекомендуется следующая схема.
1. Представление работы:
а) Почему выбрана данная тема?
б) Чем эта тема актуальна, интересна?
в) Каково ее значение для познания курса географии (экологии, истории …)?
2. Сообщение об использованных технологиях:
а) Характеристика источников;
б) Анализ других примененных методов:
Встречи со специалистами;
Работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала.
3. Краткое изложение основных идей.
Школьник излагает свои мысли, наблюдения выводы, положения, сделанные на основе первоисточников включенных в текст. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Делает описание процесса, явления, страны и т.д.
4. Заключение.
Школьник делает в лаконичной форме выводы, собирает личные открытия, составляет прогнозы и т.д.
Обычно учебно-исследовательские работы оцениваются по следующим основным критериям, помнить о которых нужно при представлении работы и при ее написании:
Актуальность содержания, глубина, полнота анализа факторов, проблем, относящихся к теме;
Информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
Простота и доходчивость изложения;
Структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
Убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в работе.
Памятка для рецензента
Вначале высказать общее впечатление о работе.
Оценить знание материала, осмысленность его изложения.
Оценить логику изложения, взаимосвязь частей.
Оценить умение доказывать.
Оценить умение сравнивать, выделять главное.
Учитывать наличие литературного обзора, а также правильно оформленных библиографических ссылок.
Учитывать корректность выводов, культуру оформления материалов (текст, доклад, наглядный материал).
Учитывать наличие наглядного материала в виде компьютерной презентации или стендов [3].
Библиографический список
Воронцов Г.А. Письменные работы в ВУЗе. Ростов-на-Дону: Изд. Центр “МарТ”, 2002
Лазаревич К.С. Как писать научную работу// География. – 2001. – №10.
Пантелеева Н.К. Реферат – один из актуальных видов самостоятельной деятельности учащихся// География в школе. – 2001. – №7.
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4.
Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах. Практическое руководство. М.: ИНФРА-М, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка по написанию научно-исследовательской работы
данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам....
Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы: оформление и часто встречаемые ошибки
Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и ...
Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы
Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...
Пособие по написанию научно-исследовательской работы учащегося.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ....
Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку
Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку...
Презентация "Правила написания научно-исследовательской работы"
Презентация включает структуру, речевые клише, примеры тем научно-исследовательской работы учащихся...
Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...