Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы: оформление и часто встречаемые ошибки
статья (5 класс) по теме
Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и педагога. В связи с этим, одной из актуальных проблем учителя при работе с одаренными и творческими детьми является незнание, как правильно организовать научно-исследовательскую деятельность и неумение правильно оформить результаты работы.
Будучи экспертом и председателем жюри НПК разного уровня, я часто консультирую педагогов и учащихся, решивших заниматься исследовательской деятельностью, провожу семинары по структуре исследовательской работы. В данной статье мне хотелось бы представить основные структурные элементы исследовательской работы, с которыми при написании возникает много вопросов и затруднений, а также затронуть ошибки, которые часто встречаются в работах учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ошибки при подготовке научно-исследовательской работы школьников | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы:
оформление и часто встречаемые ошибки
Л.В. Михайлова, МОУ «СОШ № 51», г. Ижевск Удмуртской Республики
Аннотация: Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и педагога. В связи с этим, одной из актуальных проблем учителя при работе с одаренными и творческими детьми является незнание, как правильно организовать научно-исследовательскую деятельность и неумение правильно оформить результаты работы.
Будучи экспертом и председателем жюри НПК разного уровня, я часто консультирую педагогов и учащихся, решивших заниматься исследовательской деятельностью, провожу семинары по структуре исследовательской работы. В данной статье мне хотелось бы представить основные структурные элементы исследовательской работы, с которыми при написании возникает много вопросов и затруднений, а также затронуть ошибки, которые часто встречаются в работах учащихся.
Современную школу трудно сегодня представить без постоянного поиска, эксперимента, инновационных технологий, особенно в свете введения ФГОС. Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности, являясь процессом совместной работы учащегося и педагога, а нередко и родителей. В связи с этим, одной из актуальных проблем учителя при работе с одаренными и творческими детьми является незнание, как правильно организовать научно-исследовательскую деятельность и неумение правильно оформить результаты работы.
Мой педагогический стаж – 15 лет, из них 12 лет я занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися. Первоначально под моим руководством готовились работы на школьную НПК, затем мы стали выступать на районных научно-практических конференциях, а с 2005 года и на российских, организованных МАН «Интеллект будущего». И где бы не выступали учащиеся нашей школы – в г. Обнинске, Златоусте, Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, мы везде учились, учились правильно оформлять работы, правильно формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезы, организовывать свою исследовательскую деятельность. Полученные знания и опыт помогали одерживать победы и получать медали за лучшие работы на секции. Будучи экспертом и председателем жюри районных и республиканских НПК, я часто консультирую педагогов и учащихся, решивших заниматься исследовательской деятельностью, провожу семинары по структуре исследовательской работы с учителями-предметниками и заместителями директоров по научно-методической работе. В данной статье мне хотелось бы представить основные структурные элементы исследовательской работы, с которыми при написании возникает много вопросов и затруднений, а также затронуть ошибки, которые часто встречаются в работах учащихся.
Структура исследовательской работы, оформление и часто встречаемые ошибки
Структурные элементы | Оформление, основные трудности, ошибки |
Оформление оглавления-содержания (титул и содержание не имеют номера страницы) | Введение ……………………….. 3 Глава I. (или I.) ………………… 5 § 1 (или 1.1; 1.2) ……………….. 9 § 2 (или 2.1; 2.2)… Заключение Список источников (литературы)
Список сокращений (иногда еще список сносок) |
Введение (объем лучше не более 3 страниц) Повествование в исследовании школьников может вестись от первого лица («я») или от второго лица («мы» - ученик +научный руководитель). В научных текстах обычно встречается безличное повествование. | 1. Наличие «шапки» (вводных предложений). ОШИБКА: вводные предложения не должны перегружать введение; кроме того, они по смыслу должны быть связаны с темой работы. 2. Формулирование актуальности (тема актуальна: по времени – годовщина какого-то события; проведенные исследования, эксперименты, которые открыли новые аспекты в ранее изученных вопросах; развитие науки, техники, открытие новых неисследованных областей знания ИЛИ тема актуальна конкретно для данного школьника (услышал в СМИ, узнал на уроке и т.д.). 3. Выдвижение гипотезы (гипотеза – это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство) Она может определяться как форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров). Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. 4. Цель, задачи (формулировка цели и задач). Цель формулируется исходя из названия темы работы, задачи – являются отражением содержания работы (т.е. названия пунктов плана). ОШИБКИ: несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования. 5. Определение предмета и объекта. Предмет должен быть определен уже в названии работы. Это понятие узкое. Объект – это понятие более широкое. (Напр., объект – история России XVI в.; предмет – реформы Ивана Грозного). 6. Методы исследования (сравнительный, аналитический, эмпирический, металлографический анализ, аналитический, интервьюирование, анкетирование (во избежание большой погрешности цифра анкетируемых должна быть 50 и более чел., лучше анкетировать 100, 120, 150, 200 и т.д. человек), метод исторических параллелей, работа с вещественными или письменными источниками и др.). ОШИБКА: «изучение литературы» по теме (Это сравнительный анализ письменных источников или источниковедческий анализ). 7. Определение теоретической и практической значимости исследования (одной из них может и не быть). 8. Краткая характеристика источников и используемой литературы. ОШИБКА: излишне детальное описание изученной литературы. |
Основная часть (объем глав должен быть примерно одинаковым, или разница не должна составлять более 2-4 страниц). | 1. Название главы должно соответствовать ее содержанию. 2. Глава должна иметь «шапку»-введение, и логическое завершение – вывод по главе (Итак, …; Таким образом, …; В результате…; Подводя итог…. и т.д.). 3. Содержание главы должно представлять собой анализ, исследование, сравнение мнений (приветствуется мнение автора-ученика, его согласие и несогласие с учеными). ОШИБКИ: содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения. Или глава носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование. 4. В содержании глав должны быть сноски на литературу и приложения. На все цифры, даты, имена, исторические события должны быть сноски, которые указывают источник (это может быт и ваше приложение). 5. Все абзацы, основные мысли должны быть соединены «мостиками». Как и отдельные главы. ОШИБКА: абзацы и главы не должны «жить своей жизнью», они логически все должны быть объединены «мостиками». 6. Глава, содержащая результаты анкетирования или эксперимента должна быть оформлена как глава, с соответствующим анализом; таблицы и графики по этой главе должны быть вынесены в приложение. ОШИБКА: при анкетировании необходимо правильно составлять вопросы (нельзя с опрашиваемым играть в «поддавки»). 7. Вывод по главе должен отражать ее содержание и иметь не очень большой объем. |
Сноски на литературу и приложения | 1) Построчные (нумерация на каждом листе своя), оформление как в списке литературы. 2) Со сквозной нумерацией, с указанием источников в конце работы. 3) В круглых скобках, с указанием автора (Р.Д. Голдина, 1999. С.17). 4) В квадратных скобках [7, с. 57]. Или [7, с. 57-58]. Или [7, с. 57; 17, с.12]. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПРОБЕЛЫ, ТОЧКИ и ЗАПЯТЫЕ! 5) Оформление сноски на приложение – (Приложение I. Табл. 1) или (Прил. II. Схема 3), или (Приложение I. Рис.12) или (Приложение I, рис.5). |
Заключение (1-2 страницы) (не должно быть большим по объему, по крайне мере, не превышать объема глав) | Логическое завершение всей работы. При написании заключения необходимо держать перед глазами введение работы. В заключение указывается: была ли достигнута цель исследования и были ли решены все задачи, указанные во введении. Основные выводы можно перечислить с пояснениями (при этом опираясь на выводы после каждой главы). Кроме того, необходимо указать была ли подтверждена или опровергнута гипотеза. В конце заключения целесообразно указать на перспективу дальнейшей работы над данной темой. ОШИБКА: формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы. Краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений. |
Список источников и литературы. | 1. Источники, а затем Список литературы. (источники могут быть устные, письменные, вещественные, изобразительные, аудио-видеоисточники, комплексные). ОШИБКА: вместо «Списка литературы» - «Библиография» (это целая наука!). 2. Литература должна быть указана по алфавиту. 3. Если один и тот же автор – по названию работы. 4. Нумерация источников и литературы для прописывания сносок (в квадратных скобках) в главах. 5. Правила написания списка источников: (Например: Икона нагрудная. «Образ Пресвятой Богородицы». Медный сплав. Литье. МИКСП. Фонды «Металл». КП-4015. Муракаева В.Л. Старообрядчество на территории Вятской губернии в XIX в. (культура и быт). Дипломная работа // Архив ИИКНП УдГУ. Ф.1. Д.650. 65 л.). 6. Правила написания литературы. Можно опираться на ГОСТ. А также в любой книге, на первых страницах, есть «паспорт» книги или сборника и краткая аннотация, именно там и можно посмотреть, как правильно оформить данную книгу (сборник). 7. Правила написания интернет-ресурсов: Автор, название статьи (книги), указание сайта (лучше полное), дата просмотра данной статьи (книги). (Напр., Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова. Медная пластика Выга. Медное литье. Литые кресты и иконы// http://www.starover-pomorec.com/ikons/litjo.html 12.11.2010). ОШИБКА: указание только сайта (Wikipedia); указание статьи без даты ее просмотра. 8. Оформление респондентов (ФИО, дата рождения, должность или место проживания). |
Приложения (объем не ограничен) | 1. Содержат таблицы, графики, диаграммы, карты, схемы, рисунки, фотодокументы, тексты интервью, копии документов. Может быть и описание эксперимента. 2. Необходимо логически разделять приложения. ОШИБКА: смешение в одном приложении таблиц, рисунков, фотодокументов и т.д. 3. Все графики, таблицы и т.п. должны быть подписаны. Личные фотографии должны указывать, не только кто изображен и где, но и когда была сделана фотография и можно указать кем. ОШИБКА: помещение копий документов без соответствующей подписи. 4. Картины. Указываются: автор, название, год(ы) создания, где хранится, размер, местопередвижение. |
Список сокращений | Обычно помещается в конце работы. Запись, например: КВАЭ – Камско-Вятская археологическая экспедиция |
Глоссарии и словари | Лучше не перегружать свою работу словарями и глоссариями. |
Литература
- Зверева Т.Р. Методика написания реферата (общие требования). - Ижевск: Изд-во ИПКиПРО, 2006. - 11 с.
- Михайлова Л.В. Методическая работа с педагогами по организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Сборник материалов Всероссийского заочного педагогического форума «Педагогический Олимп». Часть 4. Методические разработки. Система дополнительного образования детей. - Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2010. - С.170-172.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка по написанию научно-исследовательской работы
данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам....
Пособие по написанию научно-исследовательской работы учащегося.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ....
Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку
Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку...
Алгоритм написания научно-исследовательских проектов
Проектная деятельность учащихся школы...
Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ
в статье представлены рекомендации по написанию и оформлению исследовательских работ...
Презентация "Правила написания научно-исследовательской работы"
Презентация включает структуру, речевые клише, примеры тем научно-исследовательской работы учащихся...
Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...