памятка по написанию научно-исследовательской работы
материал по теме
данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_uchenikov_po_napisaniyu_issledovatelskoy_raboty..doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учащихся по написанию и оформлению научно – исследовательской работы
Памятка № 1
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА – отражает характерные черты проблемы
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Памятка № 2
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Общее ознакомлениеВнимательное чтение по главам и разделам Выборочное чтение Составление плана прочитан-ного материала Выписки из прочитанного Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Критическая оценка прочитан-ного и запись замечаний | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника Выделение наиболее важного текста Перечитывание наиболее важного текста В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль Полные и точные (цитата + ее биографичес-кое описание) Отмечается общее и отличительное в решении проблемы Обращается внимание на объективность суждений |
Памятка № 3
Требования к содержанию научной работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист Оглавление Введение (вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц) Основная часть (не более 10 страниц) Выводы Список литературы | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество автора; - тему научной работы; - фамилию, имя и отчество научного руководителя; - город и год Включает: - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости проведения работы Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Памятка № 4
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | - в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы; - сущность темы, обоснованные научные предложения; - выводы и предложения |
Тезисы доклада | - основные положения доклада; - основные выводы и предложения. |
Научная статья | - заголовок; - вводные замечания; - краткие данные о методике исследования; - анализ собственных научных результатов и их обобщение; - выводы и предложения; - ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | - краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; - значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; - детальная характеристика применявшихся методов; - существование новых научных результатов; - заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; - выводы и предложения. |
Реферат | - вводная часть; - основной текст; - заключительная часть; - список литературы; - указатели. |
Монография | - введение; - подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; - выводы по каждому разделу (главе) - заключение. |
Памятка № 5
Этапы работы над научным исследованием
- Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
- Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
- Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
- На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
- На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
- Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции. Выступление может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы).
Памятка № 6
Исследовательские умения, необходимые школьнику
для написания научно-исследовательской работы
- Умение работать с рекомендованной литературой.
Умение работать с литературными источниками – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того, что разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:
- Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
- Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
- Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
- Умение четко и ясно излагать свои мысли.
Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: « Я считаю», «Я думаю», «Мне известно», «Анализ фактов показывает», «Я не согласен с тем, что…».
4. Умение оформить материал.
Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:
- титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
- текст работы должен быть пронумерован;
- работа должна иметь оглавление;
- основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
- если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
- работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
- к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.
Памятка № 7
Основные требования к представляемым
для участия в конференции работам
- четкость и доступность изложения материала;
- соответствие темы работы ее содержанию;
- актуальность и практическая значимость работы;
- эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
- наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
- умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
- оформление научной работы;
- культура выступления на конференции.
Литература:
- Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003. - № 4. – с.43
- Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6 – с.53
- Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся”.// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. - №1. – с.38 - 42
- Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6. – с.52
- Леонтович А.В. “Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся”, Ж.”Исследовательская деятельность школьников”, №4,2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы: оформление и часто встречаемые ошибки
Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и ...
Пособие по написанию научно-исследовательской работы учащегося.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ....
Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку
Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку...
Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ
в статье представлены рекомендации по написанию и оформлению исследовательских работ...
Презентация "Правила написания научно-исследовательской работы"
Презентация включает структуру, речевые клише, примеры тем научно-исследовательской работы учащихся...
Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...
Памятка к написанию научно-исследовательского проекта
Памятка к написанию научно-исследовательского проекта...