Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Планируемая деятельность учащихся
| Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
- Организационный момент. 2 мин
| Получить информацию от учителя по дальнейшей деятельности на уроке.
| У нас в гостях сегодня повелитель морей – Нептун, и он хочет проверить ваши знания. Тот, кто даст больше всех правильных ответов, удостоится звания «Главный учёный советник Нептуна». («Нептун» - помощник учителя на уроке. Он подсчитывает число верных ответов учащихся, число правильно выполненных письменных заданий и участие в экспериментальном задании. По этим показателям выставляются оценки за урок). |
| Коммуникативные: Умение слушать, получать и обрабатывать информацию, организация и планирование работы в группе. |
- Этап постановки цели и задач урока.
2 мин | Дети разгадывают ребус. Самостоятельно ставят цель и планируют свою деятельность
| Молодцы! Все разгадали слово: Архимед. Скажите, что вы знаете об Архимеде? Сегодня мы повторяем тему «Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание». На предыдущих уроках мы изучали эту тему, и с этой работой вы справились прекрасно. Попробуем закрепить наш успех. Учитель помогает детям прийти к цели урока. Ребята. Мы изучили с вами тему «Архимедова сила и плавание тел», записали формулу для нахождения этой силы. Скажите, что еще вы хотели бы узнать и чему научиться, чтобы понять, что тема вами закреплена? Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? На слайде записана тема урока. Ребята посмотрите на свои столы с оборудованием, и скажите, какие задачи мы с вами сегодня будем решать? Молодцы! Вспомните правила работы с оборудованием и спланируйте свою деятельность. |
| Личностные: смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения Регулятивные: целеполагание, планирование и организация деятельности Коммуникативные: действия, направленные на совместную деятельность: участие в коллективном обсуждении, умение находить общее решение
|
3. Этап актуализации знаний. 8 мин | Решают задачи, выполняют тест, рассказывают лабораторную работу.
Решение задач по данной теме.
Практические задачи с применением оборудования.
| Вопрос 1 (Слайд 3): О каком учёном идёт речь? (Задание с выбором ответа) 1. Открыл законы падения тел и существование инерции 2.Первым измерил атмосферное давление 3.Установил, что давление, оказываемое на жидкость или газ, передаётся во все стороны одинаково. 4.Выяснил, что на тело, находящееся в жидкости или газе, действует выталкивающая сила. Варианты ответов: Г. Галилей, Б. Паскаль, Архимед, Э. Торричелли. Учитель: Проводим эксперимент1. Взвешиваем тело в воздухе, затем находим его вес в воде. Тело потеряло в весе. Почему? Ответ: Потому что на него действует выталкивающая сила. Слайд 4 Вопрос 2. Почему возникает и куда направлена выталкивающая сила? Ответ. Из – за разности давлений в жидкостях и газах, оказываемых на нижнюю и верхнюю грань тела, выталкивающая сила направлена вверх. Вопрос 3. Как из этого опыта определить выталкивающую силу? Ответ. Найти разность веса тела в воздухе и веса тела в воде. Слайд 5 Вопрос Что показывает опыт с ведёрком Архимеда? Ответ: Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости, вытесненной этим телом. Вопрос 4: Как вычислить Архимедову силу, действующую на тело? Ответ: По формуле Fa = ρж Vт g Слайд 6 Вопрос 5: (Да или нет) Зависит ли Архимедова сила от плотности жидкости, в которую помещено тело?(да) от плотности тела? (нет)От формы тела?(нет) От объёма тела?(да) Вопрос 6 (Слайд 7) (по материалам демоверсий ГИА по физике 2017г.)
Вопрос 7: А если тело погрузилось в жидкость не полностью? Ответ: для расчёта Архимедовой силы мы должны взять объём той части тела, которая погружена в воду. Учитель: И теперь поговорим о плавании тел. (Слайд 8) Если тело в жидкость опустить, Будет жидкость снизу на него давить. Почему же тело погружается? Может быть, здесь физика кончается? Вопрос 9: Когда тело тонет, плавает внутри жидкости, всплывает? Ответ: Тонет – когда сила тяжести больше силы Архимеда. Плавает внутри жидкости – когда сила тяжести равна архимедовой силе. Всплывает – когда сила тяжести меньше архимедовой силы. Слайд 9 Вопрос 10: Что можно сказать о плотности тел, которые тонут? Плавают внутри жидкости? Плавают на поверхности жидкости? Ответ: Тонущие тела имеют плотность больше, чем плотность жидкости. Плотность плавающих внутри жидкости тел равна плотности жидкости. Плотность всплывающих тел меньше плотности жидкости. | Определение силы Архимеда, плавание тел и воздухоплавание | Регулятивные: самоконтроль и самооценивание. Познавательные: поиск и переработка информации, Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
4.Этап самостоятельной работы. Взаимопроверка. Релаксация – 2мин.
| Учащиеся получают листы с дифференцированным заданием. Выполняют задания. Затем– меняются листами с соседом по парте и сверяются с «контрольными» листами, на которых указаны верные ответы. Правильное задание – выставляется 1 балл, неправильное – 0 баллов.)
| Наблюдает за работой.
Не забывайте оценить соседа за эту работу.
Релаксация – 2мин. Слайд 10 – красота подводного мира. Учитель приглашает учащихся встать и сделать упражнения. Несколько вращательных движений головой вправо – влево. Представим себе – море, мы лежим на поверхности воды. Чтобы наше тело оказалось выше на поверхности воды, мы делаем полный вдох…Выдох. Так несколько раз. Теперь мы поплыли брассом… Всё. Мы на берегу. Находимся в классе. Садимся за парты | Повторили: отчего зависит сила Архимеда, как рассчитывается с использованием формулы | Регулятивные: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; самоконтроль и самооценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: опора на жизненный опыт. Познавательные: работа с формулами, общеучебные действия по решению задач. Познавательные: переработка и структуирование информации (работа с текстом, смысловое чтение), работа с понятиями, формулами, знаками и символами. Коммуникативные: организация работы в паре, умение договариваться, разрешать конфликты. |
- Физминутка.
- Этап работа в группах. Теоретическая часть 5 мин, экспериментальное задание 10-15 мин
| Класс разбивается на команды - «Мореплаватели», «Воздухоплаватели». Выбирают капитанов. Формируются группы и распределяются роли.
Дети знакомятся с планом-заданием.
Дети выполняют работу, фиксируют результаты.
(Отвечает команда, первая подыскавшая ответ). Какой следующий вопрос достанется команде – решает жребий. Капитаны вытягивают листочки с вопросом)
Учащиеся делятся на группы - «Воздухоплаватели» и «Мореплаватели».
| Слайд 11 Вопросы командам. Вопрос 1 (Слайд 12): Послушаем выдержку из стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лёжа пластом Зайцев с десяток спасалось на нём «Взял бы я вас- да потопите лодку!» Жаль их, однако, да жаль и находку – Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок…» Вопрос: Почему Мазай зацепил бревно, а не посадил зайцев в лодку? Вопрос 1 команде (Слайд 13): Действуют ли на искусственном спутнике Земли архимедова сила и закон Паскаля? Вопрос 2 команде (Слайд 14). Укажите общие черты и различия в том, каким образом рыбы и подводные лодки могут менять глубину. Ответ на 1 вопрос: Не действуют, т.к. в состоянии невесомости жидкость не оказывает давления на дно и стенки сосуда. Ответ на 2 вопрос: Рыбы, увеличивая или уменьшая с помощью плавательного пузыря свой объём, меняют глубину. В подлодках это достигается за счёт изменения общей плотности. В этом разница. Общее – в том, что и рыбы, и подводные лодки используют для этого эффект сжатия воздуха.
Учитель: В каждой группе есть «теоретики», «экспериментаторы», «капитан» - тот, который даст в конце работы отчёт по нижеприведённому плану (план выдаётся команде): 1.Определение подъёмной силы (грузоподъёмности) 2. Формула для расчёта подъёмной силы (грузоподъёмности). 3. Результат теоретических расчётов 4. Результат практического исследования. 5. Вывод об их соответствии. Практическое задание «Воздухоплавателям» - определить подъёмную силу воздушного шара, наполненного гелием. Сделать теоретический расчёт и сравнить с экспериментально полученными данными. (Приборы и материалы: Воздушный шар желательно шарообразной формы, чтобы легче было найти объём шара, лёгкая корзинка для размещения груза, набор гирь, сантиметр). Учитель: «Мореплаватели»– определяют грузоподъёмность модели лодки. Также провести теоретический расчёт и сравнить с экспериментальными данными. (Приборы и материалы: модель лодки, можно использовать небольшой квадратный кусок дерева из сухой доски – «плот», широкий сосуд с водой, набор гирь). | Умение работать с лабораторным оборудованием, Добывать данные и использовать при решении задач Использование формулы силы Архимеда для нахождения объема и массы | Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем, организация работы в группе, разрешать конфликты. |
6.Этап отчет учащихся. 3-5 мин | После обсуждения каждая группа делится своими знаниями о силе Архимеда и плавании тел. Группы отчитываются о проделанной работе | Учитель оказывает необходимую помощь, исправляет ошибки | Умение правильно записать решение задачи, отвечать на вопросы по данной теме | Регулятивные: получение результата, внесение необходимых дополнение и корректив, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения. Познавательные: получение и переработка информации. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении. умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу |
7.Рефлексия. 2 мин | Дети работают с оценочной картой
| Учащиеся заполняют «рефлексивную карту», после окончания урока отдают учителю. Вопросы | Нужное - подчеркнуть | - На уроке я работал/а/
| активно/ пассивно | - Своей работой на уроке я
| доволен/не доволен | - Урок для меня показался
| коротким/длинным | - За урок я
| не устал/а /устал/а/ | - Моё настроение
| стало лучше/стало хуже | - Материал урока мне был
| понятен/ не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен | - Домашнее задание мне кажется
| лёгким/трудным |
|
| Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала Коммуникативные: действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии. Регулятивные: Самооценка. Личностные: развитие я-концепции и самооценки
|
8.Подведение итогов урока. 2 мин. | Повторили тему «Архимедова сила. Плавание тел», формулу для нахождения силы, решили задачи.
| Мы сегодня ещё раз убедились, насколько прекрасна книга под названием природа. Чтобы её грамотно читать, мы должны обладать знаниями. Сегодня вы пополнили свой багаж знаний. Нептун посчитал баллы, и, исходя из них, объявляю оценки. Они складываются из ваших устных, письменных ответов и работы в составе группы. (Объявляет оценки). Поздравляем команду, которая более успешно справилась со сложными заданиями. |
|
|
9.Домашнее задание и заключительное слово учителя. 1 мин | Дети записывают домашнее задание. Благодарят за урок.
| (Слайд 16) Сборник задач по физике Лукашик (2011 г) №613,606. Спасибо за урок! Молодцы! |
|
|