Рабочая программа внеурочной деятельности "Энергосбережение и энергоэффективность"
рабочая программа по физике (10, 11 класс)
Данный курс предназначен дляучащихся 10-11 классов, изучающих физику на профильном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Энергосбережение и энергоэффективность (программа курса внеурочной деятельности) | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5
«Центр современных индустриальных технологий»
Рассмотрена и рекомендована Координационно-методическим советом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 «Школа-центр современных индустриальных технологий» Протокол № от . | Согласовано Зам. директора по ВР ____________________ «____» _________ 2019 г | Утверждена приказом от № М.П. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Энергосбережение и энергоэффективность»
по социальному направлению
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 5
«Центр современных индустриальных технологий»
10-11 классы
Составитель: Хулина Наталья Юрьевна,
учитель физики.
г. Рассказово
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Энергосбережение и энергоэффективность» по социальному направлению для 10-11 классов разработана на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- требований федерального государственного образовательного стандарта СОО;
- письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- сборника серии «Стандарты второго поколения» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», изд. М. «Просвещение», 2010 г.;
- авторской программы «Энергосбережение» (авторы: Жирина Л.С., Прокофьев И.Л., сотрудники Брянской региональной общественной организации „ВИОЛА“)
- концепции инновационного образовательного учреждения
«Школа – центр современных индустриальных технологий»
(г. Рассказово)
Цель программы:
воспитать личность, интересующуюся тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, адекватно воспринимающую общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере, а также обладающую чувством ответственности и основами необходимых знаний для решения задач в этих сферах деятельности.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
- создать у обучающихся целостное представление об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм;
- показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;
- раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии, показать ее связь с состоянием и развитием мирового сообщества;
- убедить обучающихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;
- содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни;
- применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов;
- акцентировать внимание обучающихся на понимание физико-химических и организационных принципов энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов.
Рабочая программа ориентирована на пособия:
- Министерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- Методическое пособие: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. /центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения Минобрнауки/
Согласно учебному плану внеурочной деятельности на изучение курса «Энергосбережение и энергоэффективность» отводится: 34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные результаты изучения курса:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
освоение приемами действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Предметными результатами изучения курса являются:
понимание смысла законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по энергосбережению на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Программа реализует межпредметные связи энергосбережения, физики, технологии, информатики, математики, биологии, химии.
В результате изучение курса:
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
– творческой деятельности в целом.
Содержание курса
(всего 34 часа)
№ п/п | Темы разделов | Кол-во часов | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1. | Введение. Понятие энергии. Энергия: формы (виды), свойства, количество и качество. | 1 ч | Объективные закономерности в мире энергии и законы: закон сохранения энергии и закон качества энергии. Превращения энергии. Основные направления энергосбережения. | Коллективные, индивидуальные работы. | Обсуждение и анализ. |
2. | Виды ресурсов энергии | 2 ч | Невозобновляемые источники энергии на примере торфа, угля, нефти, природного газа. Возобновляемые источники энергии. Энергетический баланс Земли при использовании возобновляемых источников энергии. . | Коллективные, индивидуальные работы, самостоятельная работа. | Просмотр видеофильма, обсуждение и анализ. Заполнение таблиц. |
3. | Электробытовые приборы | 4 ч | Основные способы экономии электроэнергии в квартирах и домах. | Коллективные, групповые работы ; индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. | Познавательная. Практическая. |
4. | Освещение. | 3 ч | Энергосберегающие системы освещения. Виды энергосберегающих ламп (люминесцентные, светодиодные). Принцип действия ламп, правила эксплуатации, утилизация отработавших ламп. | Коллективные, групповые работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа, | Познавательная, исследовательская, работа с электрическими схемами. |
5. | Энергетика Тамбовской области | 2 ч | Тамбовская ТЭЦ, Котовская ТЭЦ. | Коллективные, групповые работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа | Обсуждение и анализ. |
6. | Экскурсия на ТЭЦ | 1 ч | Посещение ТЭЦ г Тамбова | Коллективная. | Познавательная. Обсуждение. |
7. | Энергетический кризис | 2ч | Причины энергетического кризиса и пути его решения | Коллективные, индивидуальные. | Познавательная. Обсуждение и анализ. |
8. | Средообразующее, энергообразующее, энергосберегающее влияние организмов на природную среду. | 2 ч | Влияние живых организмов на среду. Приспособление живых организмов к неблагоприятным условиям жизни. | Коллективные, индивидуальные. | Познавательная. Просмотр презентации, обсуждение и анализ. |
9. | Энергетика и загрязнение окружающей среды | 3 ч | Экологические проблемы тепловой энергетики, гидроэнергетики, ядерной энергетики. | Коллективные, индивидуальные. | Познавательная. Просмотр презентации, обсуждение и анализ. |
10. | Природные ресурсы и их рациональное использование. | 2 ч | Проблема использования природных ресурсов. Загрязнения атмосферы, биосферы, литосферы. | Коллективные, групповые работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа | Познавательная. Просмотр презентации, обсуждение и анализ. |
11. | Деловая игра «Бережное отношение к энергии» | 2 ч | Подготовка и проведение деловой энергии | Игровая. | Игровая, познавательная |
12. | Проект «Наши предложения в Государственную Думу об энергосбережении». Защита проектов. | 8 ч 2 ч | Подготовка к проекту. Защита проектов | Индивидуальная работа. | Исследовательская |
Итого: | 34 ч |
Тематическое планирование
(34 часа)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
№ 1. Введение | 1 | |
1 | Понятие энергии. Энергия: формы (виды), свойства, количество и качество. | 1 |
№ 2.Виды ресурсов энергии | 2 | |
2 | Невозобновляемые источники энергии | 1 |
3 | Возобновляемые источники энергии. | 1 |
№ 3.Электробытовые приборы | 4 | |
4 | Электробытовые приборы в доме. | 1 |
5 | Энергопотребление бытовых приборов. | 1 |
6 | Практическое занятие «Экономия в цифрах» | 1 |
7 | Практическое занятие «Экономия в цифрах» | 1 |
№ 4. Освещение | 3 | |
8 | Энергосберегающие системы освещения. | 1 |
9 | Виды энергосберегающих ламп | 1 |
10 | Практическое занятие «Экономия в цифрах» | 1 |
№ 5. Энергетика Тамбовской области | 2 | |
11 | Тамбовская ТЭЦ | 1 |
12 | Котовская ТЭЦ | 1 |
№ 6. Экскурсии | 1 | |
13 | Экскурсия на ТЭЦ | |
№ 7.Энергетический кризис | 2 | |
14 | Причины энергетического кризиса | 1 |
15 | Пути решения энергетического кризиса | 1 |
№ 8. Энергосберегающее влияние организмов на природную среду | 2 | |
16 | Влияние живых организмов на среду. | 1 |
17 | Приспособление живых организмов к неблагоприятным условиям жизни. | 1 |
№ 9 .Энергетика и загрязнение окружающей среды | 3 | |
18 | Экологические проблемы тепловой энергетики. | 1 |
19 | Экологические проблемы гидроэнергетики. | 1 |
20 | Экологические проблемы ядерной энергетики. | 1 |
№ 10. Природные ресурсы и их рациональное использование. | 2 | |
21 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 |
22 | Загрязнения атмосферы, биосферы, литосферы. | 1 |
№ 11. Бережное отношение к энергии | 2 | |
23 | Подготовка к игре «Бережное отношение к энергии» | 1 |
24 | Деловая игра «Бережное отношение к энергии» | 1 |
25-32 | № 12. Проект «Наши предложения в Государственную Думу об энергосбережении». | 8 |
№ 13. Защита проектов. | 2 | |
33 | Защита проектов | 1 |
34 | Подведение итогов | 1 |
Итого: 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...